Методическая работа "Аппликатура как средство развития Профессионального мастерства аккордеониста и баяниста"
методическая разработка

Методическая пособие , раскрывающее  принципы аппликатурной  работы над  произведением в классе аккордеона и баяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_applikatura.docx17.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МО Тосненский район Ленинградской области

МКОУ ДО  «Тельмановская  детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Аппликатура  как средство развития профессионального мастерства аккордеониста и баяниста».

        

        Составитель: Ковалевская Светлана Юрьевна

Преподаватель класса баяна и аккордеона

п. Тельмана

2023г

Важной задачей музыкальной школы является развитие активности, инициативы «творческой самостоятельности» юных музыкантов. Одна из действенных форм воспитания этих качеств у обучающихся – планомерное формирование аппликатурных навыков.

Аппликатура – способ расположения и порядок  чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. От умения выбрать лучший вариант аппликатуры, во многом зависит не только успешность исполнения , но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта. Хорошо и правильно подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентирования на клавиатуре.

Практика между тем показывает, что большинство учащихся оканчивая класс баяна или аккордеона в школе не могут быстро и четко определить рациональную аппликатуру. Это служит определённым тормозом в их будущей исполнительской деятельности. Основные причины этого явления:

1. В издаваемой музыкальной литературе, особенно для 1 и 2 класса почти всегда указана аппликатура и смена движения меха. Это позволяет учащемуся идти по самому легкому пути – пользоваться готовым результатом.

2. Работа над техническим материалом идет в отрыве от художественного плана произведения.

3. В классе нет целенаправленной игры по слуху, чтения нот с листа и транспонирования, которые невозможны без аппликатурных навыков, следовательно,  развивают их.

4. Редко используется  в работе метод разучивания музыкального материала без инструмента.

Рациональная аппликатура позволяет исполнителю с наименьшими усилиями и в наиболее короткие сроки добиться наивысшего художественного эффекта: необходимой фразировки, динамики, агогики, ритмической четкости. Она основывается на естественности, удобстве, плавности и свободе движений. Достигается она,   вместе с тем,  наиболее  полным использованием всех возможностей пальцевого аппарата.

На выбор рациональной аппликатуры также  влияют индивидуальные особенности исполнительского аппарата – длина, эластичность и степень растяжки пальцев, форма кисти и степень её природной свободы, а также типы и конструкции инструментов.

Но это не является главными и определяющими факторами. Важнейшее положение по выбору аппликатуры основывается на общих закономерностях строения двигательного аппарата и типичности конструкции инструмента. Аппликатуру следует определять сразу же после того, как учащийся получил музыкальное произведение от преподавателя. Кто должен определять её? Сам учащийся. И чем раньше он начнёт проявлять в этом самостоятельность, тем активнее будут формироваться и развиваться его исполнительские навыки. Аппликатурная самостоятельность учащегося воспитывается под непосредственным  контролем преподавателя:

1.С первых же уроков требовать чёткого соблюдения аппликатурной дисциплины .

2. По мере последовательного освоения учащимся конкретного вида фактуры, преподаватель  знакомит его с соответствующими аппликатурными принципами.

3.  Преподаватель иллюстрирует и объясняет преимущество того или иного вида аппликатуры.

4. Требует не только четкого знания основных технических формул (гаммы, арпеджио, аккордовые последовательности), но и широкого использования их аппликатур в произведениях.

5. Составляет классные и домашние задания на самостоятельное определение аппликатур в пьесах со знакомой фактурой изложения музыкального материала, использую подбор по слуху, чтение нот с листа, транспонирование.

Ведущую роль в развитии инициативы и самостоятельности учащегося играет учебный репертуар. Чем ярче, содержательнее произведение, тем с большим интересом, легче и прочнее решаются учеником аппликатурные задачи, особенно в начальных классах.

К сожалению, в основе работы с начинающими нередко лежат не художественные произведения, а элементы нотной грамоты, названия клавиш, разучивание гамм, арпеджио, этюдов. Работа над художественным материалом в этом случае оттесняется на второй план, что снижает интерес учащихся к занятиям. И тем не менее развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала. Практика показывает, что начинать работу в классе аккордеона и баяна следует с активных форм музицирования, требующих от учащихся инициативы, самостоятельности, и прежде всего с подбора и транспонирования по слуху простейших гаммообразных и арпеджированных мелодий. Всякую «механическую» работу над техническим материалом нужно полностью исключить. Технический материал для разучивания учащийся должен получать от преподавателя с готовой аппликатурой. Задания по развитию аппликатурной самостоятельности должны состоять из художественных произведений, доступных и вполне понятных. Начинать работу необходимо с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. Особое  значение имеет позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти, это облегчает формирование элементарных аппликатурных навыков и игровых движений. Примером позиционной игры на аккордеоне является исполнение группы нот в пределах квинты. Репетиции – чередование пальцев, мелизмы – использование сильных пальцев, двухголосное сочетание – при невозможности парности чередования при легато чередуются пальцы либо при движении вверх, либо при движении  вниз, чтобы добиться связности в подмене пальцев, в левой руке – отработка скачков.

Развитию аппликатурной самостоятельности способствует разучивание нового музыкального материала без инструмента. Это помогает учащемуся «предслышать» произведение, активизирует его слуховые представления, формирует слуховые и двигательные взаимосвязи. Анализ музыкального материала помогает обучающемуся  опираться на теоретические знания, что в свою очередь помогает соединять  теорию с практикой. Для выработки у учащегося видения правильной аппликатуры полезно иногда расставлять в нотах несколько её вариантов и просить ученика выбрать наиболее удобный и правильный.

В процессе обучения преподаватель должен с первых уроков приучать ученика :

1. Воспитывать в себе  ощущение рациональности  движений ( не отрывать пальцы от клавиатуры, минимальное движение кисти).

2.Не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше уделять внимание новому).

3.Исполнять одинаковые мотивы, фразы, предложения одними и теми же пальцами.

4.Учитывать при расстановке аппликатуры не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура пьесы которая исполняется в медленном темпе может оказаться непригодной для быстрого движения).

5. Использовать все возможности пальцевого аппарата, особенно уделяя внимание слабым 4 и 5 пальцам.

Главным критерием правильной аппликатуры будет являться свободная игра, которая наиболее полно раскрывает художественное содержание музыкального произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОРДЕОНИСТОВ И БАЯНИСТОВ

Доклад о психофизиологических процессах во время исполнительской деятельности...

Методическая разработка «Особенности применения основных средств выразительности в работе концертмейстера баяниста»

Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между баянистом и солистом (или первым голосом в ансамбле). Как известно, дирижёр воздействует на оркестр не только...

Методическая разработка «Работа над ансамблевым звучанием фольклорного ансамбля и баяниста»

Методическая разработка«Работа над ансамблевым звучанием фольклорного ансамбля и баяниста»...

Методическая разработка «Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»

Методическая разработка«Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»...

Методическая разработка «Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»

Методическая разработка«Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»...

Презентация к методическому докладу на тему: «Специфика концертной деятельности концертмейстера-баяниста в классе сольного народного пения и фольклорного ансамбля»

В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и ра...

Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"

Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"...