Методическая работа "Аппликатура как средство развития Профессионального мастерства аккордеониста и баяниста"
методическая разработка
Методическая пособие , раскрывающее принципы аппликатурной работы над произведением в классе аккордеона и баяна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_applikatura.docx | 17.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МО Тосненский район Ленинградской области
МКОУ ДО «Тельмановская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Аппликатура как средство развития профессионального мастерства аккордеониста и баяниста».
Составитель: Ковалевская Светлана Юрьевна
Преподаватель класса баяна и аккордеона
п. Тельмана
2023г
Важной задачей музыкальной школы является развитие активности, инициативы «творческой самостоятельности» юных музыкантов. Одна из действенных форм воспитания этих качеств у обучающихся – планомерное формирование аппликатурных навыков.
Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. От умения выбрать лучший вариант аппликатуры, во многом зависит не только успешность исполнения , но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта. Хорошо и правильно подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентирования на клавиатуре.
Практика между тем показывает, что большинство учащихся оканчивая класс баяна или аккордеона в школе не могут быстро и четко определить рациональную аппликатуру. Это служит определённым тормозом в их будущей исполнительской деятельности. Основные причины этого явления:
1. В издаваемой музыкальной литературе, особенно для 1 и 2 класса почти всегда указана аппликатура и смена движения меха. Это позволяет учащемуся идти по самому легкому пути – пользоваться готовым результатом.
2. Работа над техническим материалом идет в отрыве от художественного плана произведения.
3. В классе нет целенаправленной игры по слуху, чтения нот с листа и транспонирования, которые невозможны без аппликатурных навыков, следовательно, развивают их.
4. Редко используется в работе метод разучивания музыкального материала без инструмента.
Рациональная аппликатура позволяет исполнителю с наименьшими усилиями и в наиболее короткие сроки добиться наивысшего художественного эффекта: необходимой фразировки, динамики, агогики, ритмической четкости. Она основывается на естественности, удобстве, плавности и свободе движений. Достигается она, вместе с тем, наиболее полным использованием всех возможностей пальцевого аппарата.
На выбор рациональной аппликатуры также влияют индивидуальные особенности исполнительского аппарата – длина, эластичность и степень растяжки пальцев, форма кисти и степень её природной свободы, а также типы и конструкции инструментов.
Но это не является главными и определяющими факторами. Важнейшее положение по выбору аппликатуры основывается на общих закономерностях строения двигательного аппарата и типичности конструкции инструмента. Аппликатуру следует определять сразу же после того, как учащийся получил музыкальное произведение от преподавателя. Кто должен определять её? Сам учащийся. И чем раньше он начнёт проявлять в этом самостоятельность, тем активнее будут формироваться и развиваться его исполнительские навыки. Аппликатурная самостоятельность учащегося воспитывается под непосредственным контролем преподавателя:
1.С первых же уроков требовать чёткого соблюдения аппликатурной дисциплины .
2. По мере последовательного освоения учащимся конкретного вида фактуры, преподаватель знакомит его с соответствующими аппликатурными принципами.
3. Преподаватель иллюстрирует и объясняет преимущество того или иного вида аппликатуры.
4. Требует не только четкого знания основных технических формул (гаммы, арпеджио, аккордовые последовательности), но и широкого использования их аппликатур в произведениях.
5. Составляет классные и домашние задания на самостоятельное определение аппликатур в пьесах со знакомой фактурой изложения музыкального материала, использую подбор по слуху, чтение нот с листа, транспонирование.
Ведущую роль в развитии инициативы и самостоятельности учащегося играет учебный репертуар. Чем ярче, содержательнее произведение, тем с большим интересом, легче и прочнее решаются учеником аппликатурные задачи, особенно в начальных классах.
К сожалению, в основе работы с начинающими нередко лежат не художественные произведения, а элементы нотной грамоты, названия клавиш, разучивание гамм, арпеджио, этюдов. Работа над художественным материалом в этом случае оттесняется на второй план, что снижает интерес учащихся к занятиям. И тем не менее развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала. Практика показывает, что начинать работу в классе аккордеона и баяна следует с активных форм музицирования, требующих от учащихся инициативы, самостоятельности, и прежде всего с подбора и транспонирования по слуху простейших гаммообразных и арпеджированных мелодий. Всякую «механическую» работу над техническим материалом нужно полностью исключить. Технический материал для разучивания учащийся должен получать от преподавателя с готовой аппликатурой. Задания по развитию аппликатурной самостоятельности должны состоять из художественных произведений, доступных и вполне понятных. Начинать работу необходимо с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. Особое значение имеет позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти, это облегчает формирование элементарных аппликатурных навыков и игровых движений. Примером позиционной игры на аккордеоне является исполнение группы нот в пределах квинты. Репетиции – чередование пальцев, мелизмы – использование сильных пальцев, двухголосное сочетание – при невозможности парности чередования при легато чередуются пальцы либо при движении вверх, либо при движении вниз, чтобы добиться связности в подмене пальцев, в левой руке – отработка скачков.
Развитию аппликатурной самостоятельности способствует разучивание нового музыкального материала без инструмента. Это помогает учащемуся «предслышать» произведение, активизирует его слуховые представления, формирует слуховые и двигательные взаимосвязи. Анализ музыкального материала помогает обучающемуся опираться на теоретические знания, что в свою очередь помогает соединять теорию с практикой. Для выработки у учащегося видения правильной аппликатуры полезно иногда расставлять в нотах несколько её вариантов и просить ученика выбрать наиболее удобный и правильный.
В процессе обучения преподаватель должен с первых уроков приучать ученика :
1. Воспитывать в себе ощущение рациональности движений ( не отрывать пальцы от клавиатуры, минимальное движение кисти).
2.Не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше уделять внимание новому).
3.Исполнять одинаковые мотивы, фразы, предложения одними и теми же пальцами.
4.Учитывать при расстановке аппликатуры не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура пьесы которая исполняется в медленном темпе может оказаться непригодной для быстрого движения).
5. Использовать все возможности пальцевого аппарата, особенно уделяя внимание слабым 4 и 5 пальцам.
Главным критерием правильной аппликатуры будет являться свободная игра, которая наиболее полно раскрывает художественное содержание музыкального произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОРДЕОНИСТОВ И БАЯНИСТОВ
Доклад о психофизиологических процессах во время исполнительской деятельности...
Методическая разработка «Особенности применения основных средств выразительности в работе концертмейстера баяниста»
Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между баянистом и солистом (или первым голосом в ансамбле). Как известно, дирижёр воздействует на оркестр не только...
Методическая разработка «Работа над ансамблевым звучанием фольклорного ансамбля и баяниста»
Методическая разработка«Работа над ансамблевым звучанием фольклорного ансамбля и баяниста»...
Методическая разработка «Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»
Методическая разработка«Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»...
Методическая разработка «Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»
Методическая разработка«Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»...
Презентация к методическому докладу на тему: «Специфика концертной деятельности концертмейстера-баяниста в классе сольного народного пения и фольклорного ансамбля»
В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и ра...
Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"
Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"...