Методическая разработка «Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»
методическая разработка

Меренков Александр Викторович

 

Методическая разработка

«Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_rol_kontsertmeystera.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»

Разработал

концертмейстер

Меренков Александр Викторович

г.Ярцево

2020 г

Взаимодействие концертмейстера с детьми остаётся актуальным аспектом в работе:

1. Быть в постоянном контакте с детьми;

2. Знать психологию ребёнка;

3. Уметь предотвращать и исправлять ошибки детей.

Разберём каждый тезис отдельно.

1.Что значит «быть в постоянном контакте с детьми»? Давайте рассмотрим такую ситуацию: концертмейстер играет музыкальное вступление, дети начинают петь, в более медленном темпе. В большинстве случаев это происходит из-за того, что они не всегда понимают баянное вступление в отличии, например, от вступления фортепианного. В этот момент на первых словах песни концертмейстеру-баянисту важно удержать их в темпе вступления, или в близком вступлению темпе с помощью, например, более акцентированных нескольких тактов. Если этого не сделать сразу, то на протяжении долгого времени придётся в прямом смысле подгонять детский ансамбль, что со стороны будет, безусловно, слышно. Если же поёт солист, то «подгон» концертмейстера будет особенно заметен. Но бывает и так, что «подгона» просто не избежать. Представьте, что произведение быстрое, зажигательное, а ребёнок поёт совершенно в недопустимом темпе. Здесь концертмейстеру придётся вводить ребёнка в нужный, или близкий к таковому темп, иначе номер просто не удастся. И как сделать это менее заметным для зрителя, слушателя?

Например, Владимир Зубицкий, знаменитый баянный композитор и исполнитель современности рассказывает, что когда он выступает сольно на сцене и у него что-либо идёт не так, то он использует ряд исполнительских хитростей. В одном из выступлений, в кульминационном моменте он забыл нотный текст, и как он сам рассказал – поднял правую ногу, выше обычного, вместе с этим перешел с части на другую часть. Внимание зрителей переключилось на его поднятую ногу. Кто-то из зрителей подумал, что это исполнительские эмоции и т. п. Понятно, что концертмейстер-баянист не является солистом, но если детям требуется помощь на сцене, а он сидит позади, то можно встать, не прекращая играть, подойти к ним, подмигнуть, даже, запеть с какого-либо места, если у них этого не получилось. Бывает с точностью наоборот. Ребёнок не садится в темпе, а бежит и бежит вперёд. Глотает окончания слов, берёт недостаточное дыхание, волнуется. С одной стороны легче ребёнка «подсадить» в темпе, чем «подогнать», но, опять же, это услышит зритель. Рецепт снова неоднозначен. Каждый творческий человек в праве его решать по-своему. Но главное помнить основную роль концертмейстера – роль помощника во всём, что касается его прямых обязанностей.

2. «Знать психологию ребёнка» очень важный аспект в работе концертмейстера, особенно, когда поёт солист. Если для двух солистов педагог взял в работу одну и ту же песню, профессиональный концертмейстер не должен аккомпанировать одинаково. Необходимо знать, что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, так как степень одарённости у них разная, они по-разному мыслят, слышат и чувствуют музыку, вокальные данные у них тоже разные. Поэтому нельзя играть для каждого ребёнка одинаково. Важно сыграть аккомпанемент, который бы помогал ему передать образ исполняемой песни.

3.«Уметь предотвращать и исправлять ошибки детей». Концертмейстер во время выступления должен быть выдерженным, внимательным, готовым к какому-либо внезапному повороту событий, он должен уметь предвидеть критическую ситуацию вперёд. Бывают такие ситуации, когда дети во время выступления на сцене могут переволноваться, забыть слова песни. Следовательно, концертмейстер не имеет права на ошибку во время концертного выступления, а если и имеет – то на такую ошибку, которая не собьёт и не выведет из равновесия ансамбль, солиста.

Важно, чтобы каждый концертмейстер анализировал свою деятельность, и деятельность других концертмейстеров, не стеснялся и не боялся брать что-либо новое из опыта работы своих коллег, занимался научно-методической и исследовательской работой в области народно-инструментальной культуры и народно-песенного творчества. Так же отдельно можно разбирать проблемы, связанные с профессиональным техническим и исполнительским уровнем концертмейстера, уровнем теоретической образованности в, особенно, его профильном направлении, психолого-педагогические моменты в работе и др.

Еще очень важное качество концертмейстера – не мешать ансамблю, хору, солисту. Часто встречаются проблемы, связанные с тем, что концертмейстер не соблюдает баланс между аккомпанементом и голосом, перетягивает на себя обязанности лидера, а бывает и наоборот, когда концертмейстер не даёт показать смысловое развитие произведение. Особенно актуальна эта проблема в работе с детскими коллективами, которые всегда слушаются концертмейстера, ведь вся ответственность за качество исполнения того или иного музыкального произведения ложится на него.

В процессе углубления работы над песней возникает всё большее понимание образного содержания исполняемого. Соответственно, активно совершенствуется ансамблевая техника, концертмейстер должен не только свободно владеть всеми исполнительскими средствами, присущими сольному музицированию, но также сочетать индивидуальные приёмы игры с манерой исполнения песни. Лишь в этом случае возникает подлинная синхронность ансамблевого звучания. В процессе работы над песней баянист должен найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа, ориентируясь, в первую очередь, на указания руководителя ансамбля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».

Этот материал представляет собой методические рекомендации для   работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится    об  особенностях подбора аккомпанемента на...

Роль концертмейстера-баяниста в работе с детским народно - певческим коллективом

Методическое сообщение о роли концертмейстера-баяниста в фольклорном ансамбле и ансамбле русской песни как  основообразующей фигуры  детского народно-певческого коллектива....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»

Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам мето...

Методическая разработка «Роль концертмейстера при работе над ритмом на занятиях хореографии»

Специфика концертмейстерской деятельности настолько отличается от сольной, что порой совместить эти два направления бывает не просто. Но есть главное требование. Прежде всего, нужно научиться хорошо в...

Методическая разработка «Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской школы искусств»

Методическая разработка«Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской школы искусств»...

Методическая разработка -"Профессия - концертмейстер бальной хореографии"

Методическая рекомендация концертмейстерам работающим в хореографии....