УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
рабочая программа
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Дети, поступающие на хореографическое отделение, как правило, не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, страдают недостатками физического сложения тела, не имеют ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятия хореографией. Эти факторы создают значительные дополнительные трудности при освоении учащимися материала специальных танцевальных дисциплин, тормозят процесс обучения и развития творческого начала ребенка.
Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных детей. Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.
Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костномышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии. За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела.
Срок реализации учебного предмета «Гимнастика». Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий подготовительной системы 1 класса 9-10 лет. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Занятия по предмету «Гимнастика» проводятся в форме групповых занятий. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Цель и задачи учебного предмета «Гимнастика».
Цель: обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений и способствующими успешному освоению технически сложных движений.
Задачи: - овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела; - обучение приемам правильного дыхания; - обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка.
Учебный предмет «Гимнастика» неразрывно связан с учебным предметом «Классический танец», а также со всеми предметами дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Основы хореографического искусства».
Главная задача педагога — создать условия для вовлечения ученика в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств.
Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_ovz.docx | 734.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Курчатовская детская школа искусств»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Гимнастика»
для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности
в области хореографического искусства
«Азбука танца»
для обучающихся с ограниченными возможностями
(с задержкой психического развития)
Срок реализации: 1 год
5 летнего обучения
Курчатов – 2023
Структура программы учебного предмета.
- Пояснительная записка.
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета.
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
- Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Список рекомендуемой методической литературы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Дети, поступающие на хореографическое отделение, как правило, не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, страдают недостатками физического сложения тела, не имеют ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятия хореографией. Эти факторы создают значительные дополнительные трудности при освоении учащимися материала специальных танцевальных дисциплин, тормозят процесс обучения и развития творческого начала ребенка.
Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных детей. Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.
Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костномышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии. За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела.
Срок реализации учебного предмета «Гимнастика». Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий подготовительной системы 1 класса 9-10 лет. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Занятия по предмету «Гимнастика» проводятся в форме групповых занятий. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Цель и задачи учебного предмета «Гимнастика».
Цель: обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений и способствующими успешному освоению технически сложных движений.
Задачи: - овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела; - обучение приемам правильного дыхания; - обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка.
Учебный предмет «Гимнастика» неразрывно связан с учебным предметом «Классический танец», а также со всеми предметами дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Основы хореографического искусства».
Главная задача педагога — создать условия для вовлечения ученика в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств.
Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Распределение времени | |
Класс | 1 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 33 |
Количество часов на самостоятельную работу (в неделю) | 1 |
Общее количество час на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 33 |
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) | 2 |
Общее максимальное количество часов (аудиторные и самостоятельные) | 33 |
1. Упражнения на укрепление и развитие ступней ног:
- Шаги на всей стопе и на полупальцах;
- Сидя на полу сократить и вытянуть стопы по VI позиции;
- Лежа на спине, круговые движения стопами;
2. Упражнения на выворостность:
- Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I позицию;
- «Лягушка» сидя, лежа на спине, лежа на животе, с наклоном вперед;
- Лежа на спине, подъем ног на 90 по I позиции с одновременным вытягиванием и сокращением стоп;
3. Упражнения на гибкость и растяжку:
- «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы; - «Складочка» по I позиции, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги на полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются;
- Из положения, сидя спина круглая, руки упираются в пол около носков, встать, при этом руки остаются на полу, ноги прямые, тело согнуто в тазобедренных суставах;
- Лежа на животе, port de bras назад опираясь на предплечья, ладони внизу и на вытянутых руках; - «Колечко»; - «Корзиночка»;
- «Мостик» из положения, лежа; - «Кошечка»;
4. Силовые упражнения для мышц живота:
- Лежа на спине. Ноги поднять на 90, руки положить вдоль тела ладонями вниз;
- «Уголок»;
- «Березка» (стойка на лопатках с поддержкой под спину);
- «Подъемный кран» лежа на спине ноги поднять на 90 и затем увести за голову;
5. Упражнения на укрепление мышц спины: - Лежа на спине, подъем и опускание туловища;
- Лежа на животе подъем, и опускание ног и нижней части туловища; - «Самолет». Из положения, лежа на животе, одновременно подъем и опускание ног и туловища;
- «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.
6. Упражнения на развитие шага:
- Лежа на полу, battement releve lent на 90 по I позиции во всех направлениях;
- лежа на полу, grand battement jete по I позиции во всех направлениях;
- Лежа на спине, ноги подняты на 90 градусов и разведены в стороны до шпагата, затем собрать ноги;
- Шпагаты: поперечный, на правую и левую ноги; - Сидя на прямом «полушпагате», повернуть туловище (либо туловище боком) вправо и с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину;
- Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая на полу.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ.
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Гимнастика», и предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание анатомического строения тела;
- знание приемов правильного дыхания;
- знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
- знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
- умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- умение сознательно управлять своим телом;
- умение распределять движения во времени и в пространстве;
- владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
- навыки координаций движений.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Программа учебного предмета " Гимнастика" предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов. Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров. Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. При проведении итоговой аттестации применяется форма экзамена.
Система оценок:
∙ 5 («отлично») ставится за технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
∙ 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле);
∙ 3 («удовлетворительно») ставится за исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д.; Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Занятия гимнастикой рекомендуется начинать проводить в подготовительном классе, согласно учебному плану 1 час в неделю с продолжительностью учебного часа, равного 40 минутам.
Первые годы обучения в детской школе искусств совпадают по времени с бурным развитием всего организма ребенка. У детей формируется скелет, мышечная система, развиваются внутренние органы. Это обстоятельство накладывает на преподавателя особую ответственность при определении объема учебной нагрузки учащихся на каждом уроке.
Структура всех занятий имеет единую форму.
Занятие делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть. Однако это не ограничивает вариативности проведения занятий. Они могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений. Каждое занятие начинается и заканчивается поклоном.
Особое внимание необходимо уделить осознанному исполнению учащимися движений. Они должны знать и понимать, что делают, зачем надо делать так, а не иначе.
Сознательное исполнение ускорит выработку мышечных ощущений (напряжение, расслабление), а также закрепление теоретического понимания и практического умения, что положительным образом скажется на качестве исполнения изучаемого материала.
В процессе обучения необходимо ознакомить учащихся со строением тела и некоторыми анатомическими терминами. Учитывая большую нагрузку на мышечно-связочный аппарат, целесообразно научить их простейшим приемам массажа. На занятиях гимнастики, осуществляется комплексное, методически направленное воздействие на личность ребенка, которое помогает ему достичь чувства раскрепощённости и комфорта в окружающем мире.
Качество знаний, умений и практических навыков, учащихся выявляются на контрольных занятиях и зачете.
VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ваганова А. "Основы классического танца". Искусство, 19362.
2. Тарасов Н. «Классический танец». «Искусство», 1971
3. Базарова Н., Мэй В. "Азбука классического танца". Искусство, 1964
4. Колтановский А., Брыкин А. "Общеразвивающие и специальные упражнения". М., 1973
5. Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М., 2001
6. Сивакова Д.А. «Уроки художественной гимнастики». «Физкультура и спорт». М., 1968
7. Миловзорова М.С. «Анатомия и физиология человека». «Медицина». М., 1972
8. Лисицкая Т.С. «Хореография в гимнастике». «Физкультура и спорт». М., 1984
9. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения
Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности хореографического коллектива "Бирюза"
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что ориентирует обучающегося на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографическог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
Конспект занятия по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Город фантазеров» на тему «Подарок маме мимозы»
Конспект открытого занятия для детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития, в возрасте от 11 лет до 14 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»
Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.Дополнительная общеобразовательная общеразвиваю...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...