Рабочая программа "Шахматы в школе"
рабочая программа (6 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной.
Программа рассчитана на обучающихся 11 – 12 лет
Объем программы в часах – 36
Срок обучения – 1 год
Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шахматы в школе. Фошня Э.Ю. | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
физкультурно-оздоровительная
« Шахматы »
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11 - 12 лет
Автор–составитель программы:
Фошня Эдуард Юрьевич,
педагог дополнительного образования
г. Сургут
Аннотация программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной.
Программа рассчитана на обучающихся 11 – 12 лет
Объем программы в часах – 36
Срок обучения – 1 год
Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №1
Название программы | «Шахматы» |
Направленность программы | физкультурно-оздоровительная |
Уровень программы | Базовый |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Фошня Эдуард Юрьевич, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория |
Год разработки | 2024 год |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Приказ директора МБОУ лицея №1 |
Информация о наличии рецензии | отсутствует |
Цель | Посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга. |
Задачи | Обучающие -познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; - помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры; - обучить решать комбинации на разные темы; - обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы; - научить детей видеть в позиции разные варианты. Развивающие - развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; - развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; - развивать способность анализировать и делать выводы; - способствовать развитию творческой активности; - развивать волевые качества личности. |
Планируемые результаты освоения программы | Итогом реализации данной программы является · Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. · Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игры. · Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов в неделю / год | 1 час/ 36 часов |
Возраст обучающихся | 11-12 лет. |
Формы занятий | Познавательная активность. |
Методическое обеспечение | Видеофильмы, схемы, плакаты, карточки по тематике программы, инструктаж по технике безопасности на практических занятиях, соревнованиях, экскурсиях, разработки бесед, слайдовые презентации. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Для реализации программы используется материально-техническая база лицея: школьный кабинет, шахматные доски. Печатные пособия: 1.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.
|
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы» разработана на основе следующих нормативных документов
- Федеральный Закон Российской Федерации от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения РФ от № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации Утверждено распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р
- Региональный проект «Успех каждого ребенка» от 20 июня 2019 года Региональный проект «Успех каждого ребенка»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 18 августа 2022 г. N 05-1403 "О направлении методических рекомендаций" Письмо Министерства просвещения РФ от N 05-1403 "О направлении методических рекомендаций"
- Устав МБОУ лицея №1 http:// uploads/public/623/bde/764/
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.
НОВИЗНА образовательной программы заключается в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
В дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы», применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: базовый, предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в физкультурно-оздоровительной области, обогащение знаниями методик, профессиональной терминологии, навыками профессионального общения и умениями (выполнения технических элементов, анализа двигательных действий).
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСЬЮ данной программы является то, что в ней реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для изучения воспитанниками объединения дополнительного образования в возрасте от 11 до 12 лет (6 класс). Для обучения принимаются все желающие. Общее количество часов 36, в неделю 1 час. Группа формируются по возрастному принципу численностью до 20 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся из расчёта: 36 учебных недель, 36 часа в год.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с группой обучающихся до 20 человек. Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
Очная – традиционная форма обучения, включает теоретические (не более 30%) и практические (не менее 70%) занятия, организованные по времени вне основного образования.
Использование методов активного обучения (проектной и исследовательской деятельности) позволяет перенести акцент на самостоятельную и индивидуальную работу.
При выборе тем проекта следует поощрять творчество и самостоятельность учащихся при постановке задачи.
Высокий уровень работоспособности учащихся среднего звена обеспечивается сменой деятельности обучаемых. Поэтому рекомендуется отдавать предпочтение комбинированным занятиям.
Цель программы: Развитие исследовательских, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, алгоритмического и логического мышления задачи:
Обучающие
-познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
Воспитательные
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Основные личностные результаты, формируемые в процессе освоения программы:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха.
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
Основные предметные результаты, формируемые в процессе освоения программы:
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием подвижных игр, соревнований;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство:
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
Учащиеся будут уметь:
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:
#1058;екущий. Осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает совместное проведение и контроль выполнения упражнений и работа над ошибками.
2. Промежуточный и Итоговый. Более глубокий анализ результатов, преподаватель подводятся итоги, отмечаются положительные моменты и допущенные недочеты, дается домашнее задание для самостоятельной работы. Для лучшего и более быстрого усвоения материала обучающимся даются домашние индивидуальные задания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||||
1 | Основные принадлежности и правила игры в шахматы. | |||||
1 | Теоретическая подготовка | Легенда о появлении шахмат | Опрос | 1 | ||
2 | Техническая подготовка | Доска (понятия вертикали, диагонали, поля, центра) | Анализ деятельности | 1 | ||
3 | Фигуры (названия, ценность, ходы, взятия, превращение пешки) | Анализ деятельности | 1 | |||
4 | Тактическая подготовка | Цель игры, мат, пат, шах, рокировка | Сеанс одновремен-ной игры | 1 | ||
5 | Техническая подготовка | Правила игры – очередность ходов, три невозможных хода, взятие на проходе | демонстрация | 1 | ||
6 | Решение задач, шахматные игры: «Почтальон» и «Угадай ход», опросы и тесты на пройденные темы | демонстрация | 1 | |||
7 | Названия первых 8 букв латинских букв, наименование полей обозначения фигур, запись ходов и взятия фигур, длинной и короткой рокировки | демонстрация | 1 | |||
8 | Запись позиции, партии | демонстрация | 1 | |||
9 | Понятие дебюта, принципы разыгрывания дебюта, детский мат, некоторые дебюты | демонстрация | 1 | |||
10 | Техническая подготовка | Отличительные особенности данного начала, базовые идеи и самые основные варианты | соревнования | 1 | ||
11 | Техническая подготовка | Разыгрывание типичных дебютных позиций | демонстрация соревнования | 1 | ||
12 | Понятие эндшпиля его особенности, мат одинокому королю двумя ладьями, ферзём и одной ладьёй | демонстрация | 1 | |||
13 | Разыгрывание в парах эндшпильных позиций | демонстрация | 1 | |||
14 | Техническая подготовка | Просмотр партий обучающихся, сопровождающийся комментариями, поиском ошибок и правильных продолжений, выводами | демонстрация | 1 | ||
15 | Техническая подготовка | Разыгрывание в парах эндшпильных позиций | демонстрация | 1 | ||
16 | Правила игры. Поддавки, двухходовые шахматы, шахматы с кубиком, шахматы на нестандартных досках | демонстрация | 1 | |||
17 | Игры на нестандартных досках. Игры на развитие внимательности, усидчивости, целеустремленности и др. Игра на увеличенной доске | демонстрация | 1 | |||
18 | Сеанс одновременной игры | демонстрация | 1 | |||
19 | Техническая подготовка | Правила поведения на сеансе | демонстрация | 1 | ||
20 | Правила игры в шахматы, правила поведения за доской | демонстрация | 1 | |||
21 | Техническая подготовка | Правила ФИДЕ | демонстрация | 1 | ||
22 | Техническая подготовка | Методы и приемы решение задач | демонстрация | 1 | ||
23 | Партии и турниры между обучающимися, допускается участие педагога и компьютерных программ | демонстрация | 1 | |||
24 | Турниры внутри группы, в общеобразовательных, шахматных школах, в шахматных клубах | демонстрация | 1 | |||
25 | Решение задач на защиту от шахов, на мат в 1 и в 2 хода | демонстрация | 1 | |||
26 | Решение задач в условиях ограниченного времени, на развитие оперативного мышления | демонстрация | 1 | |||
27 | Турнир внутри группы | демонстрация | 1 | |||
28 | Турнир внутри группы | демонстрация | 1 | |||
29 | Тактическая подготовка | Анализ достигнутых результатов | соревнования | 1 | ||
30 | Техническая подготовка | Разбор, сыгранных на турнире партий | демонстрация | 1 | ||
31 | Тактическая подготовка | Конкурс решения задач на тему : "Дебют" | соревнования | 1 | ||
32 | Техническая подготовка | Конкурс решения задач на тему : "Эндшпиль" | соревнования | 1 | ||
33 | Сеанс одновременной игры с тренером | демонстрация | 1 | |||
34 | Разбор, сыгранных в сеансе партий | соревнования | 1 | |||
35 | Тактическая подготовка | Игры: "Поддавки" и "Двухходовки" | соревнования | 1 | ||
36 | Техническая подготовка | Выводы: что нужно изменить в будущем для оптимизации учебно-тренировочного процесса | соревнования | 1 |
Список информационных ресурсов для педагогов:
Основная литература:
1.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.
- Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
- Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
- Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;
2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.
3. А.Гипслис «Избранные партии»,
4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».
5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.
6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.
7. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.
8. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.
9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.
10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с.
Для детей и родителей:
1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.
2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.; Бондаревский И. «Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965; Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 1979; Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология
рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.
Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе....