Рабочая программа "Шахматы в школе"
рабочая программа (6 класс)

Фошня Эдуард Юрьевич

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Шахматы» относится по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной.

Программа рассчитана на обучающихся 11 – 12 лет

Объем программы в часах – 36

Срок обучения – 1 год

 

         Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шахматы в школе. Фошня Э.Ю.36.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

физкультурно-оздоровительная

« Шахматы »

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 11 - 12 лет

Автор–составитель программы:

Фошня Эдуард Юрьевич,

педагог дополнительного образования

г. Сургут

Аннотация программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной.

Программа рассчитана на обучающихся 11 – 12 лет

Объем программы в часах – 36

Срок обучения – 1 год

Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №1

Название программы

«Шахматы»

Направленность программы

физкультурно-оздоровительная

Уровень программы

Базовый

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Фошня Эдуард Юрьевич, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория

Год разработки

2024 год

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Приказ директора МБОУ лицея №1

Информация о наличии рецензии

отсутствует

Цель

Посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Задачи

Обучающие

-познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Планируемые результаты освоения программы

Итогом реализации данной программы является

· Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

· Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игры.

· Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

1 час/ 36 часов

Возраст обучающихся

11-12 лет.

Формы занятий

Познавательная активность.

Методическое обеспечение

Видеофильмы, схемы, плакаты, карточки по тематике программы, инструктаж по технике безопасности на практических занятиях, соревнованиях, экскурсиях, разработки бесед, слайдовые презентации.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Для реализации программы используется материально-техническая база лицея: школьный кабинет, шахматные доски.

Печатные пособия:

1.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.

  1. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
  2. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
  3. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы» разработана на основе следующих нормативных документов

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации Утверждено распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р
  6. Региональный проект «Успех каждого ребенка» от 20 июня 2019 года Региональный проект «Успех каждого ребенка»
  7. Письмо Министерства просвещения РФ от 18 августа 2022 г. N 05-1403 "О направлении методических рекомендаций" Письмо Министерства просвещения РФ от N 05-1403 "О направлении методических рекомендаций"
  8. Устав МБОУ лицея №1 http:// uploads/public/623/bde/764/

Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

НОВИЗНА образовательной программы заключается в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

В дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы», применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: базовый, предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в физкультурно-оздоровительной области, обогащение знаниями методик, профессиональной терминологии, навыками профессионального общения и умениями (выполнения технических элементов, анализа двигательных действий).

ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСЬЮ данной программы является то, что в ней реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа предназначена для изучения воспитанниками объединения дополнительного образования в возрасте от 11 до 12 лет (6 класс). Для обучения принимаются все желающие. Общее количество часов 36, в неделю 1 час. Группа формируются по возрастному принципу численностью до 20 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся из расчёта: 36 учебных недель, 36 часа в год.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с группой обучающихся до 20 человек. Продолжительность одного академического часа – 45 минут.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Очная – традиционная форма обучения, включает теоретические (не более 30%) и практические (не менее 70%) занятия, организованные по времени вне основного образования.

Использование методов активного обучения (проектной и исследовательской деятельности) позволяет перенести акцент на самостоятельную и индивидуальную работу.

При выборе тем проекта следует поощрять творчество и самостоятельность учащихся при постановке задачи.

Высокий уровень работоспособности учащихся среднего звена обеспечивается сменой деятельности обучаемых. Поэтому рекомендуется отдавать предпочтение комбинированным занятиям.

Цель программы: Развитие исследовательских, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, алгоритмического и логического мышления задачи:

Обучающие

-познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

Воспитательные

- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Основные личностные результаты, формируемые в процессе освоения программы:

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха.

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

Основные предметные результаты, формируемые в процессе освоения программы:

-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием подвижных игр, соревнований;

-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство:

- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

Учащиеся будут уметь:

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:

#1058;екущий. Осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает совместное проведение и контроль выполнения упражнений и работа над ошибками.

2. Промежуточный и Итоговый. Более глубокий анализ результатов, преподаватель подводятся итоги, отмечаются положительные моменты и допущенные недочеты, дается домашнее задание для самостоятельной работы. Для лучшего и более быстрого усвоения материала обучающимся даются домашние индивидуальные задания.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование

раздела программы

Тема занятия

Форма занятия

Количество

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Основные принадлежности и правила игры в шахматы.

1

Теоретическая подготовка

Легенда о появлении шахмат

Опрос

1

2

Техническая подготовка

Доска (понятия вертикали, диагонали, поля, центра)

Анализ деятельности

1

3

Фигуры (названия, ценность, ходы, взятия, превращение пешки)

Анализ деятельности

1

4

Тактическая подготовка

Цель игры, мат, пат, шах, рокировка

Сеанс одновремен-ной игры

1

5

Техническая подготовка

Правила игры – очередность ходов, три невозможных хода, взятие на проходе

демонстрация

1

6

Решение задач, шахматные игры: «Почтальон» и «Угадай ход», опросы и тесты на пройденные темы

демонстрация

1

7

Названия первых 8 букв латинских букв, наименование полей обозначения фигур, запись ходов и взятия фигур, длинной и короткой рокировки

демонстрация

1

8

Запись позиции, партии

демонстрация

1

9

Понятие дебюта, принципы разыгрывания дебюта, детский мат, некоторые дебюты

демонстрация

1

10

Техническая подготовка

Отличительные особенности данного начала, базовые идеи и самые основные варианты

соревнования

1

11

Техническая подготовка

Разыгрывание типичных дебютных позиций

демонстрация

соревнования

1

12

Понятие эндшпиля его особенности, мат одинокому королю двумя ладьями, ферзём и одной ладьёй

демонстрация

1

13

Разыгрывание в парах эндшпильных позиций

демонстрация

1

14

Техническая подготовка

Просмотр партий обучающихся, сопровождающийся комментариями, поиском ошибок и правильных продолжений, выводами

демонстрация

1

15

Техническая подготовка

Разыгрывание в парах эндшпильных позиций

демонстрация

1

16

Правила игры. Поддавки, двухходовые шахматы, шахматы с кубиком, шахматы на нестандартных досках

демонстрация

1

17

Игры на нестандартных досках. Игры на развитие внимательности, усидчивости, целеустремленности и др. Игра на увеличенной доске

демонстрация

1

18

Сеанс одновременной игры

демонстрация

1

19

Техническая подготовка

Правила поведения на сеансе

демонстрация

1

20

Правила игры в шахматы, правила поведения за доской

демонстрация

1

21

Техническая подготовка

Правила ФИДЕ

демонстрация

1

22

Техническая подготовка

Методы и приемы решение задач

демонстрация

1

23

Партии и турниры между обучающимися, допускается участие педагога и компьютерных программ

демонстрация

1

24

Турниры внутри группы, в общеобразовательных, шахматных школах, в шахматных клубах

демонстрация

1

25

Решение задач на защиту от шахов, на мат в 1 и в 2 хода

демонстрация

1

26

Решение задач в условиях ограниченного времени, на развитие оперативного мышления

демонстрация

1

27

Турнир внутри группы

демонстрация

1

28

Турнир внутри группы

демонстрация

1

29

Тактическая подготовка

Анализ достигнутых результатов

соревнования

1

30

Техническая подготовка

Разбор, сыгранных на турнире партий

демонстрация

1

31

Тактическая подготовка

Конкурс решения задач на тему : "Дебют"

соревнования

1

32

Техническая подготовка

Конкурс решения задач на тему : "Эндшпиль"

соревнования

1

33

Сеанс одновременной игры с тренером

демонстрация

1

34

Разбор, сыгранных в сеансе партий

соревнования

1

35

Тактическая подготовка

Игры: "Поддавки" и "Двухходовки"

соревнования

1

36

Техническая подготовка

Выводы: что нужно изменить в будущем для оптимизации учебно-тренировочного процесса

соревнования

1

Список информационных ресурсов для педагогов:

Основная литература:

1.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.

  1. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
  2. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
  3. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014.

Дополнительная литература:

1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;

2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.

3. А.Гипслис «Избранные партии»,

4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».

5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.

6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.

7. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.

8. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.

9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.

10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с.

Для детей и родителей:

1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.

2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.; Бондаревский И. «Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965; Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 1979; Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология

рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.

Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе....