Рабочая программа кружка "Корригирующая гимнастика"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Сарочка Анжелика Станиславовна

Цель программы спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) – укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма. Программа внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrigiruyushchaya-gimnastika-5-7-klass.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок “Корригирующая гимнастика”

Рабочая программа

Направление спортивно-оздоровительное

Содержание

  • Пояснительная записка

  • Общая характеристика корригирующей гимнастики

  • Методологические особенности занятий корригирующей гимнастики

  • Место корригирующей гимнастики в учебном плане

  • Ценностные ориентиры спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)

  • Планируемые результаты реализации программы

  • Содержание программы

  • Литература

Пояснительная записка

В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей. Новые ФГОС ориентированы на сохранение и укрепление здоровья учащихся, для чего требуется наиболее полная реализация имеющихся резервов для формирования гармонично развитой личности, способной заботиться о своём здоровье.

Особенно актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, так как существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается.

Сколиоз, нарушение осанки и плоскостопие являются наиболее распространёнными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. Поэтому программа корригирующей гимнастики является частью спортивно-оздоровительной деятельности воспитательно- образовательного процесса.

Цель программы спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) – укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.

Задачи:

  • Повышение у учащихся мышечного тонуса, вырабатывание навыка правильной осанки, мобильности всех отделов позвоночника.
  • Освоение техники рационального дыхания.
  • Формирование практических умений в проведении самостоятельной работы по коррекции здоровья (осанка, стопа, зрение и т.д.).
  • Повышение выносливости, физической и умственной работоспособности учащихся средствами корригирующей гимнастики.
  • Воспитание сознательного отношения к занятиям корригирующей гимнастики и внедрение её в повседневный режим.

Общая характеристики спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)

Осанка – интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что в свою очередь может привести к серьёзным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно- двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность данной программы.

Программа предусматривает широкое использование на занятиях с учащимися спортивных упражнений, что способствует эмоциональности и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т.д.).

Данная программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа ориентирована на учащихся 5-7-х классов и имеет общий объём 68 часов. Наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, 10 - 12 человек. Режим занятий – 2 раза в неделю.

Программа может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.

Место проведения занятий: спортивный зал, зал хореографии.

Методологические особенности занятий корригирующей гимнастики

К методологическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения.

С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач занятие подразделяется на три части.

Подготовительная часть занятия длится 10 минут. Здесь осуществляется подготовка организма к повышенному уровню физической нагрузки.

С помощью построения, перестроения, упражнения на внимание, упражнения на координацию движений обеспечивается организация детей. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. С позиции физиологии мышечной деятельности, во время вводной части занятия происходит врабатывание, т.е. мобилизация вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата.

Вводная часть занятия при правильной методике её проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой ребёнка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими активные движения.

Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 4-6 повторений.

В основной части занятия, которая длится 20 минут, решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии, как на отдельные части тела, так и на весь организм ребёнка. Для их решения включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения (корригирующие, дыхательные, на координацию, на растягивание). На протяжении всей основной части занятия поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологических систем.

Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 7-10 повторений.

В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится занимающиеся. Упражнения на растяжку, релаксация, приёмы массажа, используемые в заключительной части, способствуют ускорению процесса восстановления. Кроме того, в заключительной части используются упражнения в игровой форме, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.

Длительность заключительной части 10 минут.

Один раз в 3 недели (месяц) комплекс упражнений совершенствуется, усложняется, увеличивается нагрузка с помощью увеличения: темпа, количества повторений и количества специальных упражнений.

Место корригирующей гимнастики в учебном плане

Программа соотносится с учебным предметом физическая культура и направлена на обеспечение двигательной активности учащихся и осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата. Особенность реализации программы в выполнении физических упражнений корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени.

Ценностные ориентиры спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)

Для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются упражнения на релаксацию и мобилизацию, приёмы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет на развитие функции внимания, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.

Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому – к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.

Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный.

Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике травматических повреждений и правилах поведения на занятиях, правилах самоконтроля; знание и понимание оздоровительного значения ходьбы, бега, упражнений; управление дыханием при различных видах нагрузки; владение терминологией разучиваемых упражнений и используемого оборудования.

Метапредметные        результаты        –        учащиеся        владеют        знаниями        о  физическом,                психическом,         нравственном                        здоровье;        умеют                        выполнять  дыхательные                        упражнения,                упражнения                на        расслабление,                        выполнять самомассаж        и                взаимомассаж;        выбирать        целевые                установки                для        своих действий и поступков; разрабатывать комплексы и презентовать свои работы.

Личностные результаты – ответственность за своё физическое и нравственное здоровье, за поступки, слова и мысли; знания о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения; сформировано сознательное от ношение к здоровью вообще и к занятиям корригирующей гимнастики в частности; внедрение упражнений корригирующей гимнастики в повседневный режим.

Содержание  программы

Раздел 1. Вводное занятие (1 ч).

Правила техники безопасности. Общие требования безопасности; требование безопасности перед началом занятий, во время занятий, при несчастных случаях и экстремальных ситуациях, по окончанию занятий. Правила подбора и хранения инвентаря.

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (4 ч).

Тема 1.   Определение   терминологии   «лечебная   физическая   культура»,

«корригирующая гимнастика», история возникновения; влияние занятий на здоровье занимающихся.

Тема 2. Точечный массаж. Способы нахождения точек; техника и приёмы точечного массажа; общие правила воздействия на точки; о точках и зонах ушной раковины, стопы и ладони.

Тема 3. Самоконтроль осанки. Способы контроля осанки. Самолонтроль функционального состояния организма.

Тема 4. Причины нарушения осанки. Профилактика нарушений осанки.

Раздел 3. Общая физическая подготовка (12 ч).

Тема 1. Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, на пятках, наружном крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприсядке; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боковым приставным и окрестныи шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

Тема 2. Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях (и.п.); в движении; с предметами и без предметов; в парах.

Тема 3. Упражнения для ног. На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами и без предметов; в парах.

Тема 4. Упражнения для туловища. На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами и без предметов; в парах.

Тема 5. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Упражнения с предметами и без предметов, направленные на активизацию всех групп мышц. Движения рук вперёд, в стороны, вверх; движение ног вперёд, в стороны, назад; наклоны туловища вперёд, вправо, влево, повороты головы; сочетания движений рук и ног (например, руку вверх, прямую ногу назад на носок); тыльное и подошвенное сгибание стоп в положении лёжа и сидя; лёжа на спине поднимание согнутых и прямых ног; движение ногами вверх, вниз.

Тема 6. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Проявление творческих способностей учащихся посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).

Раздел 4. Специальная физическая подготовка (41 ч).

Тема 1. Формирование правильной осанки (6 ч).

Упражнения в различных и.п.; с чередованием и.п.; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами и без предметов.

Тема 2. Укрепление мышечного корсета (6 ч).

Упражнения без предметов и снарядов, с предметами и снарядами (гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи, гантели и др.) для создания естественного мышечного корсета.

Тема 3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (8 ч).

Упражнения у опоры; в движении; с предметами и без предметов.

Тема 4. Упражнения на равновесие (4 ч).

Упражнения в равновесии на полу и скамейке; тренировка основных исходных положений.

Тема 5. Упражнения на гибкость (4 ч).

Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении лёжа, сидя, стоя); упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание); на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом).

Тема 6. Акробатические упражнения (8ч).

Стойка на лопатках; мост; перекаты; кувырки; стойка на руках у стены; соединение элементов.

Тема 7. Современные оздоровительные системы ( 8ч)

Элементы йоги, пилатеса, стретчинга, их роль в формировании правильной осанки. Выполнение оздоровительных комплексов упражнений.

Литература

     1.  Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная дыхательная гимнастика. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2004.

     2.  Мошков В.Н. Общие основы лечебной физкультуры. 3-е изд. – М.: Медицина, 1963.

      3.  Назаренко Л.Д.  Оздоровительные основы физических упражнений. -  М., 2002.

      4.  Онучин Н.А. Дышите легко! Дыхательная гимнастика. – М., 2004.

   5.  Пирогов Илья. Путеводитель по оздоровительным методикам. -  Ростов на Дону – 2002.

6. Галанов А.С. Игры,  которые лечат. – М.: Творческий центр – сфкра, 2001.

7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура, учебник для вузов. – М., 2004.

8. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.:Медицина, 1964.

Тематическое планирование

занятий кружка

 «Корригирующая гимнастика»

Урок №

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. Основы знаний

Урок № 1

Вводное занятие. Правила техники безопасности и профилактика травматизма на занятиях корригирующей гимнастики.

1

Раздел 2. Теоретические

сведения (основы знаний)

4

Урок № 2

Тема 1.        Определение    терминологии                «лечебная физическая        культура»,

«корригирующая гимнастика», история        возникновения; влияние занятий на здоровье занимающихся

1

Урок № 3

Тема 2. Точечный массаж. Способы нахождения точек; техника и приёмы точечного массажа; общие правила воздействия на точки; о точках и зонах ушной раковины, стопы и ладони

1

Урок № 4

Тема 3. Самоконтроль осанки. Способы проверки осанки. Практическое освоение способов проверки осанки.

1

Урок № 5

Тема 4. Основные причины нарушения осанки. Различные способы профилактики нарушений осанки.

1

Раздел 3. Общая физическая

подготовка

12

Урок № 5

Урок №6

Тема 1. Упражнения в ходьбе и

беге. Строевые упражнения.Упражнения на развитие координации. Упражнения на развитие внимания. Подвижные игры.

2

Урок № 7

Тема 2. Упражнения для  мышц            плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях (и.п.); в движении;

с предметами и без предметов; в парах.

1

Урок № 8

Тема 3. Упражнения для мышцног.          

На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами и без предметов; в парах.

1

Урок № 9

Урок №10

Тема 4. Упражнения для        мышц                                          туловища. На месте в различных исходных

положениях (стоя, сидя, лёжа

2

на спине, на животе, на боку); у  опоры; в движении; с предметами и без предметов; в                         парах.

Урок № 11

Урок №12

Тема 5. Комплексы

общеразвивающих упражнений (ОРУ). Упражнения с

предметами и без предметов, направленные на активизацию всех групп мышц.

2

Урок № 13

Урок №14

Тема 6. Комплексы

общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Проявление творческих способностей учащихся

посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное

сопровождение).

2

Урок № 15

Урок №16

Контроль функционального состояния организма. Способы самоконтроля функционального состояния организма. Практическое освоение способов в парах.

2

Раздел 4. Специальная

физическая подготовка

41

Урок № 17

Урок №18

Тема        1.        Формирование  правильной осанки.

Упражнения в различных и.п.; с чередованием и.п., упражнения в парах

2

Урок № 19

Урок № 20

Упражнения на формирование осанки у стены; у зеркала; с закрытыми глазами. Упражнения на самоконтроль и взаимоконтроль.

2

Урок № 21

Урок № 22

Упражнения на формирование правильной осанки с самоконтролем  и взаимоконтролем; с предметами и без предметов.

2

Урок № 23

Урок № 24

Тема 2. Укрепление мышечного  корсета.

Упражнения без предметов и                                        снарядов.

Имитационные упражнения. Упражнения на развитие гибкости и координации.

2

Урок № 25

Урок № 26

Урок № 27

Урок № 28

Упражнения на укрепление мышечного корсета  с предметами и                            снарядами (гимнастические палки, обручи, мячи, гантели и                 др.) для создания

естественного мышечного корсета.

4

Урок № 29

Урок № 30

Тема 3. Укрепление мышечно-

связочного аппарата стопы и  голени. Упражнения у опоры.

2

Урок № 31

Урок № 32

Упражнения в движении.

2

Урок № 33

Урок № 34

Упражнения с предметами и

без предметов.

2

Урок № 35

Урок № 36

Упражнения на профилактику плоскостопия

Определение уровня плоскостопия.

Причины и негативное воздействие плоскостопия на организм человека

2

Урок № 37

Урок № 38

Тема        4.        Упражнения        на                               равновесие.

Упражнения в равновесии на полу и скамейке.

Ходьба различными способами. Комбинированные упражнения в равновесии.

2

Урок № 39

Упражнения в балансировке на формирование правильной осанки. Ходьба различными способами с предметами.

1

Урок № 40

Тренировка основных

исходных положений. Самоконтроль и взаимоконтроль правильной осанки.

1

Урок № 41

Урок № 42

Тема        5.        Упражнения        на                           гибкость.

Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении

лёжа, сидя, стоя).

2

Урок № 43

Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и

повороты туловища в стороны, ползание).

1

Урок № 44

Упражнения на развитие

«мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной

стены, стоя перед зеркалом).

1

Урок № 45

Урок № 46

Урок № 47

Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Проявление творческих способностей учащихся

посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное

сопровождение).

3

Урок № 48

Урок № 49

Подвижные игры на формирование правильной осанки “Сигнал” ; “Черепахи”; ”Займи позицию”; “Щуки”; “Дотянись до ладошки”; “Кораблики”

2

Урок № 50

Урок № 51

Тема        6.        Акробатические                                                                                упражнения.

Стойка на лопатках; мост из различных исходных положений. Комбинации из изученных акробатических упражнений.

2

Урок № 52

Урок № 53

Перекаты и группировки. Кувырки вперёд и назад; стойка на руках у стены. Анализ выполнения упражнений.

2

Урок № 54

Урок №55

Комбинированные акробатические упражнения. Составление акробатических комбинаций из изученных элементов.

2

Урок № 56

Урок № 57

Висы и упоры. Простые и смешанные висы. Передвижение в висе различными способами. Преодоление препятствий в движении.

2

Урок № 58

Тема 7. Современные оздоровительные системы.Элементы йоги, пилатеса, стретчинга, как факторы формирования правильной осанки

1

Урок № 59

Урок № 60

Комплексы упражнений йоги. Дыхательная гимнастика. Приёмы медитации и восстановления организма.

2

Урок № 61

Урок № 62

Комплексы упражнений пилатеса. Упражнения на развитие гибкости в различных исходных положениях. Упражнения на растяжку в парах

2

Урок № 63

Урок № 64

Комплексы упражнений стретчинга. Упражнения на развитие координации в парах. Упражнения на снятие напряжения мышц.

2

Урок № 65

Элементы ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение с предметами (обруч, скакалка). Проверка осанки.

1

Урок № 66

Комплексы общеразвивающих    упражнений (ОРУ).

Проявление творческих способностей учащихся посредствосамостоятельного  составления комплексов ОРУ (под музыкальное

сопровождение).

1

Урок № 67

Подвижные игры на формирование правильной осанки “Сигнал” ; “Черепахи”; ”Займи позицию”; “Щуки”; “Дотянись до ладошки”; “Кораблики”

1

Урок № 68

Контрольный урок. Составление и представление комплекса корригирующей гимнастики.

1

Всего

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "Гимнастика"

Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию "Гимнастика" в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Учебно - тематиче...

Рабочая программа по гимнастике 3 класс.

Тематическое планирование по гимнастике 3кл....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГИМНАСТИКЕ

ЭТО ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГИМНАСТИКЕ НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДШИ....

Рабочая программа по гимнастике с элементами аэробики ФГОС, 2 класс.

Рабочая программа+КТП по гимнастике ФГОС 2 класс....

Рабочая программа секции «Гимнастика»

С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем фи...

Рабочая программа курса «Гимнастика чувств или простые беседы о душе»

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...

Рабочая программа корригирующей гимнастики с плоскостопием для учащихся 6 классов

Решение задач корригирующей гимнастики (плоскостопие) направлено на такие важные компоненты как, воспитание ценностных ориентиров на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у уч...