Рабочая программа секции «Гимнастика»
рабочая программа по физкультуре на тему

Тонкова Виктория Павловна

С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_programma.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г.

Актуальность.

Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.

В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.

Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.

Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

Цель программы:

Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме

Задачи программы:

  • Обучение детей акробатическим упражнениям;
  • Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
  • Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
  • Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
  • Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
  • Пропаганда физической культуры и спорта.

С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:

1.Организационные:

  • Наглядные (показ, помощь);
  • Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
  • Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);

2.Мотивационные (убеждение, поощрение);

3.Контрольно – коррекционные.

Основной формой работы по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод.  Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.

Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий  в форме бесед, презентаций.

Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.

Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.

Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

1.Безопасность.

Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2.Возрастное соответствие.

Учитывают индивидуальные  возможности детей.

3.Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».

4.Наглядность

Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.

5.Дифференцированный подход.

        Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.

6.Рефлексия.

        Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.

Форма подведения итогов – контрольные занятия.  Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по гимнастике.

Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.

Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.

.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГИМНАСТИКА» (98 ЧАСОВ)

I.Общие сведения о гимнастике (в ходе занятий)

Краткий обзор развития гимнастики в России

Гимнастическая терминология

Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике

II.Упражнения на развитие гибкости (18 часов)

Ходьба в приседе;

 Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;

Выпады и полушпагаты;

Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;

Широкие стойки на ногах;

Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах);

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;

Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.

III.Упражнения на развитие ловкости и координации (18 часов)

Произвольное преодоление простых препятствий;

Ходьба по гимнастической скамейке;

Воспроизведение заданной игровой позы;

Жонглирование малыми предметами;

Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т.д.;

Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие;

Равновесия типа «ласточка»;

Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;

Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.

IV.Упражнения на формирование осанки (10 часов)

Упражнения на проверку осанки;

Ходьба на носках;

Ходьба с заданной осанкой;

Ходьба под музыкальное сопровождение;

Танцевальные упражнения;

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;

Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета;

Жонглирование на ограниченной опоре;

Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела.

V.Акробатические упражнения (52 часов)

Упоры (присев, лёжа, согнувшись)

Седы (на пятках, углом)

Группировка, перекаты в группировке

Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)

Кувырок вперёд (назад)

«мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки

Элементы танцевальной и хореографической подготовки

Парная акробатика: хваты, основы  балансирования, силовые упражнения, пирамидковые упражнения

Начальное обучение акробатическим прыжкам.

Учебно – тематическое планирование курса «Гимнастика»

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Упражнения на развитие гибкости

18

3

Упражнения на развитие ловкости и координации

18

4.

Упражнения на формирование осанки

10

5.

Акробатические упражнения

52

ИТОГО

98

98

К концу реализации программы по гимнастике дети должны:

  • Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
  • Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
  • Уметь владеть своим телом;
  • Уметь легко выполнять упражнения;
  • Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.

Учебно – методическое обеспечение

  1. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г.
  2. В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и  спорт», 1990 г.

Оборудование:

1.Маты;

2.Гинастические ленты;

3.Мячи (разного диаметра);

4.Флажки;

5.Гимнастические палки;

6.гимнастические перекладины

7.Аудио кассеты.

Календарно – тематическое планирование курса «Гимнастика» (98 часов)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата проведения занятия

1.

Краткий обзор развития гимнастики в России

В ходе занятий

2.

Гимнастическая терминология

В ходе занятий

3.

Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике

В ходе занятий

4

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах.

Наклоны туловища

2

5

Выпады в стороны и вперёд.

Полушпагат. Шпагат

2

6

Развитие подвижности  в плечевых  суставах.

Развитие гибкости позвоночника

2

7

Развитие подвижности  в тазобедренных суставах

2

8

Обучение  комплексу ОРУ на развитие гибкости

2

9

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности

2

10

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах.

Наклоны туловища

2

11

Выпады в стороны и вперёд.

Полушпагат. Шпагат

2

12

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности

2

13

Преодоление простых препятствий

2

14

Передвижения по гимнастической скамейке.

Жонглирование малыми предметами

2

15

Упражнения на переключение внимания.

Упражнения на равновесие

2

Преодоление полосы препятствий

2

Упражнения на координацию движения

2

16

Передвижения на носках, с поворотами и подскоками.

Передвижения по намеченным ориентирам

2

17

Тест «Прыжок в длину с места»

2

18

Тест "Подъем туловища лежа на мате"

2

19

Упражнения на координацию движения

2

20

Тест "Подтягивание"

Тест " Отжимание в упоре лежа"

2

21

Упражнения на проверку осанки

2

22

Ходьба с заданной осанкой.

Ходьба на носках

2

23

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении

2

24

Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета

2

               25

Жонглирование на ограниченной опоре

2

26

Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела

2

27

Упор, присев.

Упор, лёжа.

Упор, согнувшись

2

28

Сед на пятках.

Сед углом.

Группировка

2

29

Упор, присев.

Упор, лёжа.

Упор, согнувшись

2

33

Сед на пятках.

Сед углом.

Группировка

2

               31

Перекаты.

Стойка на лопатках, согнув ноги.

Стойка на лопатках, выпрямив ноги

2

32

Кувырок вперёд.

Кувырок назад

2

33

Мост из положения лёжа на спине.

Шпагаты: левый, правый.

Шпагат прямой

2

34

Элементы танцевальной и хореографической подготовки

2

35

Парная акробатика: хваты

2

36

Парная акробатика: основы балансирования

2

37

Парная акробатика: силовые упражнения

2

38

Поддержки

2

39

Упоры в парах

2

40

Стойки в парах

2

41

Равновесие в парах

2

42

Пирамидковые упражнения.

Построение пирамиды

2

43

Акробатические прыжки

2

44

Легкие акробатические связки

2

45

Легкие акробатические связки

2

46

Мост из положения лёжа на спине.

Шпагаты: левый, правый.

Шпагат прямой

2

47

Средние акробатические связки

2

48

Стойки в парах.

Упоры в парах.

2

49

Средние акробатические связки

2

50

Пирамидковые упражнения.

Построение пирамиды

2

51

Сложные акробатические связки

2

52

Сложные акробатические связки

2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "ОФП"

Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года....

Рабочая программа секции "Гимнастика"

Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию "Гимнастика" в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Учебно - тематиче...

Рабочая программа секции "Волейбол"

Рабочая программа секции спортивных игр "Волейбол" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий....

Рабочая программа секции спортивных игр: «волейбол» для учащихся 9-11 классов

Программа секции  предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана четыре года обучения.             В соответствии с го...

Рабочая программа секции по дартс

2. Пояснительная запискаАвторская  программа по дартс  разработана для учащихся  4, 6, 7, 8, 10  классов  на основе нормативных документов Минестерства образования и науки Рос...

Рабочая программа секции по футболу

Пояснительная записка     Рабочая программа по футболу   является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по ф...