Рабочая программа секции "Гимнастика"
рабочая программа по физкультуре по теме
Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию "Гимнастика" в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:
1. Пояснительная записка
2. Содержание курса
3. Учебно - тематический план
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
5. Учебно - методическое обеспечение
6. Календарно - тематическое планирование.
Программа реализуется в течение 3 лет. Здесь представлен план первого года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г.
Актуальность.
Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.
В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Цель программы:
Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме
Задачи программы:
- Обучение детей акробатическим упражнениям;
- Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
- Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
- Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
- Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
- Пропаганда физической культуры и спорта.
Программа рассчитана на три года обучения:
I год - начальное обучение. Набор в группы детей 7-8 лет;
II год – формирование и закреплдения основных двигательных навыков и умений;
III год – углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к выступлениям на концертах и праздниках;
Занятие проводится в группе по 10-12 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводиться занятие 2 раза в неделю, в год 68 часов
С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:
1.Организационные:
- Наглядные (показ, помощь);
- Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
- Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
2.Мотивационные (убеждение, поощрение);
3.Контрольно – коррекционные.
Основной формой работы по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.
Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий в форме бесед, презентаций.
Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.
Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
1.Безопасность.
Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2.Возрастное соответствие.
Учитывают индивидуальные возможности детей.
3.Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
4.Наглядность
Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
5.Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
6.Рефлексия.
Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
Форма подведения итогов – контрольные занятия. Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по гимнастике.
Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-10 минут и имеет собственные задачи:
- Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
- Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия занимает 15-20 минут и содержит следующие задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.
Заключительная часть занимает 3-5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГИМНАСТИКА» (68 ЧАСОВ)
I.Общие сведения о гимнастике (3 часа)
Краткий обзор развития гимнастики в России
Гимнастическая терминология
Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике
II.Упражнения на развитие гибкости (11 часов)
Ходьба в приседе;
Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;
Выпады и полушпагаты;
Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;
Широкие стойки на ногах;
Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах);
Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;
Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.
III.Упражнения на развитие ловкости и координации (11 часов)
Произвольное преодоление простых препятствий;
Ходьба по гимнастической скамейке;
Воспроизведение заданной игровой позы;
Жонглирование малыми предметами;
Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т.д.;
Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие;
Равновесия типа «ласточка»;
Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;
Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.
IV.Упражнения на формирование осанки (11 часов)
Упражнения на проверку осанки;
Ходьба на носках;
Ходьба с заданной осанкой;
Ходьба под музыкальное сопровождение;
Танцевальные упражнения;
Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;
Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета;
Жонглирование на ограниченной опоре;
Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела.
V.Акробатические упражнения (35 часов)
Упоры (присев, лёжа, согнувшись)
Седы (на пятках, углом)
Группировка, перекаты в группировке
Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)
Кувырок вперёд (назад)
«мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки
Элементы танцевальной и хореографической подготовки
Парная акробатика: хваты, основы балансирования, силовые упражнения, пирамидковые упражнения
Начальное обучение акробатическим прыжкам.
Учебно – тематическое планирование курса «Гимнастика»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Общие сведения о гимнастике | 3 | 3 | - |
2 | Упражнения на развитие гибкости | 10 | 1 | 9 |
3 | Упражнения на развитие ловкости и координации | 10 | 1 | 9 |
4. | Упражнения на формирование осанки | 10 | 1 | 9 |
5. | Акробатические упражнения | 35 | 3 | 32 |
ИТОГО | 68 | 9 | 59 |
К концу реализации программы по гимнастике дети должны:
- Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
- Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
- Уметь владеть своим телом;
- Уметь легко выполнять упражнения;
- Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.
Учебно – методическое обеспечение
- В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г.
- В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и спорт», 1990 г.
Оборудование:
1.Маты;
2.Гинастические ленты;
3.Мячи (разного диаметра);
4.Флажки;
5.Гимнастические палки;
6.Степ – скамейки;
7.Аудио кассеты.
Календарно – тематическое планирование курса «Гимнастика» (68 часов)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата проведения занятия | Примечание |
| ||||
1. | Краткий обзор развития гимнастики в России | 1 | ||
2. | Гимнастическая терминология | 1 | ||
3. | Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике | 1 | ||
II.Упражнения на развитие гибкости (10 часов) | ||||
4 | Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах | 1 | ||
5 | Наклоны туловища | 1 | ||
6 | Выпады в стороны и вперёд | 1 | ||
7 | Полушпагат | 1 | ||
8 | Шпагат | 1 | ||
9 | Развитие подвижности в плечевых суставах | 1 | ||
10 | Развитие гибкости позвоночника | 1 | ||
11 | Развитие подвижности в тазобедренных суставах | 1 | ||
12 | Обучение комплексу ОРУ на развитие гибкости | 1 | ||
13 | Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности | 1 | ||
III.Упражнения на развитие ловкости и координации (10 часов) | ||||
14 | Преодоление простых препятствий | 1 | ||
15 | Передвижения по гимнастической скамейке | 1 | ||
16 | Жонглирование малыми предметами | 1 | ||
17 | Преодоление полосы препятствий | 1 | ||
18 | Упражнения на переключение внимания | 1 | ||
19 | Упражнения на равновесие | 1 | ||
20 | Упражнения на координацию движения | 1 | ||
21 | Передвижения на носках, с поворотами и подскоками | 1 | ||
22 | Передвижения по намеченным ориентирам | 1 | ||
23 | Тест «Прыжок в длину с места» | 1 | ||
IV.Упражнения на формирование осанки (10 часов) | ||||
24 | Упражнения на проверку осанки | 1 | ||
25 | Ходьба на носках | |||
26 | Ходьба с заданной осанкой | 1 | ||
27 | Комплексы упражнений на контроль осанки в движении | 1 | ||
28-23 | Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета | 2 | ||
30 | Жонглирование на ограниченной опоре | 1 | ||
31-32 | Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела | 2 | ||
33 | Упражнения с удержанием предмета на голове | 1 | ||
V.Акробатические упражнения (35 часов) | ||||
34 | Упор, присев | 1 | ||
35 | Упор, лёжа | 1 | ||
36 | Упор, согнувшись | 1 | ||
37 | Сед на пятках | 1 | ||
38 | Сед углом | 1 | ||
39 | Группировка | 1 | ||
40 | Перекаты | 1 | ||
41 | Стойка на лопатках, согнув ноги | 1 | ||
42 | Стойка на лопатках, выпрямив ноги | 1 | ||
43 | Кувырок вперёд | 1 | ||
44 | Кувырок назад | 1 | ||
45 | Мост из положения лёжа на спине | 1 | ||
46 | Шпагаты: левый, правый | 1 | ||
47 | Шпагат прямой | 1 | ||
48 | Элементы танцевальной и хореографической подготовки | 1 | ||
49 | Парная акробатика: хваты | 1 | ||
50 | Парная акробатика: основы балансирования | 1 | ||
51 | Парная акробатика: силовые упражнения | 1 | ||
52-53 | Поддержки | 2 | ||
54-55 | Упоры в парах | 2 | ||
56-57 | Стойки в парах | 2 | ||
58-62 | Равновесие в парах | 5 | ||
63 | Пирамидковые упражнения | 1 | ||
64 | Построение пирамиды | |||
65 | Акробатические прыжки | 1 | ||
66 | Тест «Подтягивание в висе на высокой перекладине (М0, на низкой перекладине (Д)» | 1 | ||
67 | Тест «Угол в упоре» | 1 | ||
68 | Показательные выступления | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...