Технологическая карта занятия по теме "Виды гитарного боя. Бой пятёрка, бой шестёрка" в объединении "Живая струна"
план-конспект

Верещагина Марина Евгеньевна
Конспект занятия представленный в виде технологической карты предназначен для педагогов системы дополнительного образования (и не только), обучающих детей игре на гитаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_boy_5-ka_boy_6-ka.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в объединении «Живая струна» по теме «Элементарный ритмический рисунок аккомпанемента. Бой «пятёрка», бой «шестёрка».

Объединение, группа

«Живая струна», первый год обучения.

Педагог

Верещагина М.Е.

Дата

г.

Тема учебного занятия

Элементарный ритмический рисунок аккомпанемента. Бой «пятёрка», бой «шестёрка».

Учебный модуль

Гитарный аккомпанемент.

Тип занятия

Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Цель занятия

Создать условия для освоения новых видов гитарного аккомпанемента – боя «пятёрка», боя «шестёрка». Оптимизировать коллективную музыкально-творческую деятельность с помощью электронных программ приложений.

Задачи урока

Обучающие

развивающие

Воспитательные

Изучить новые виды гитарного аккомпанемента – бой «пятёрка», бой «шестёрка». Ознакомить с аппликатурными схемами данных видов боя. Освоить бой «пятёрка», бой «шестёрка» через практическую деятельность с использованием музыкального инструмента –шестиструнной гитары. Формировать умение самостоятельного использования новых видов аккомпанемента на инструктивном материале – песнях из исполнительского репертуара для первого года обучения.

Развивать и активизировать музыкально-слуховую сферу. Развивать гибкость правой руки, исполнительские навыки и практические умения гитариста через освоение новых видов аккомпанемента. Развивать навыки использования электронных программ-приложений на платформе «Андроид» в музыкальной деятельности. Развивать познавательную и творческую активность через различные виды музыкальной деятельности – игру на музыкальном инструменте, пении; выполнении упражнений на развитие исполнительской дикции.

Пробуждать интерес к, изучаемому предмету. Формировать музыкальный вкус. Формировать потребность в самостоятельной и коллективной музыкально - творческой деятельности. Формировать установку на здоровый образ жизни.

Ресурсное обеспечение

Рабочие тетради обучающихся; наглядный раздаточный дидактический материал: аппликатурные

схемы боя «пятёрка» и боя «шестёрка»; упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата;

скороговорки для развития речи и дикции; комплекты разноцветных смайлов «Светофор» для

диагностики настроения обучающихся и рефлексии, тексты приветствия;

индивидуальный инструктивный материал: тексты песен «Батарейка», «Районы-кварталы», «Звезда по имени Солнце», «Группа крови», «Половинка», «Песенка мамонтёнка» в аккордовой системе обозначения на бумажных источниках; презентация-инструктаж «Использованию электронных программ-приложений на платформе Андроид в работе над исполнительским репертуаром»; презентация «Виды гитарного аккомпанемента».

музыкальные инструменты (шестиструнные гитары) по количеству обучающихся.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Электронные программы-приложения на платформе Андроид - «Песни под гитару», «Гитар-тьютор», «НМ – Песенник», содержащие тюнер для настройки гитары, метроном, электронные базы песен, электронные

базы аккордов; слайдовые презентации.

Ресурсы, размещённые на облачных сервисах:

- скороговорки для развития речи и дикции;

- упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата;

- физминутка;

- гимнастика для улучшения мозгового кровообращения;

- презентация-инструктаж «Использованию электронных программ-приложений на платформе Андроид в работе над исполнительским репертуаром».

- презентация «Виды гитарного аккомпанемента.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Ноутбук, проектор, смартфоны обучающихся с установленными электронными программами-приложениями на платформе Андроид.

Этап занятия,

время

(в мин.)

Название используемых ЭОР, дидактичес ких и раздаточных материалов

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания с указанием формы организации учебной деятельности

Универсальные учебные действия

1

Организационный

момент – 3 мин.

Комплекты разноцветных смайлов «Светофор» для диагностики настроения обучающихся; Тексты музыкального приветствия.

Настраивает учащихся на работу, создаёт позитивный эмоциональный настрой на предстоящую работу.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть вас.

Надеюсь на плодотворную творческую работу и взаимопонимание! И прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю поприветствовать друг друга и проверить ваше настроение с помощью цветных смайлов, лежащих на партах, покажите, как вы себя чувствуете сейчас Красный – удовлетворительно; жёлтый – хорошо; зелёный – отлично.

- Спасибо, молодцы! А я хочу пожелать всем, хорошего настроения и творческой активности в нашей совместной деятельности!

Приветствуют друг друга, мобилизуются и настраиваются на работу в классе.

-Всем желаем счастья! Добрый день наш класс!

Выполняют задания, следуя инструкциям педагога.

- Спасибо!

Музыкаль

ное приветствие (всем коллективом).

Диагностика настроения обучающихся «Светофор» (индивидуаль но).

Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития учебных мотивов.

2

Актуализация знаний и способов деятельности (по опорным понятиям) - 20 мин.

Презентация «Виды гитарного аккомпанемента».

Учебная доска.

Организует этап актуализации знаний обучающихся по опорным понятиям в форме эвристической беседы

Опорные понятия – гитарный аккомпанемент, виды гитарного аккомпанемента; элементарный ритмический рисунок гитарный бой и его виды (в рамках изученных)

- Дайте определение понятию «гитарный аккомпанемент»?

- Какие виды гитарного аккомпанемента вы знаете?

- В чем их отличие?

гитарный бой и его виды (в рамках изученных)

-Какие виды боя мы изучали на прошлом занятии?

-В чём отличие этих видов боя?

-Приглашаю двух человек к доске. Один из вас изобразит схему боя «четвёрка», а второй - схему эстрадного боя.

- Предлагаю прокомментировать и дать объяснение каждому условному элементу в изображённых схемах.

- Какие из изученных песен мы смогли бы сыграть боем «четвёрка», а какие «эстрадным боем»? Объясните, почему?

- А теперь, возьмите в руки гитары, и сыграйте мне первый куплет песни «Батарейка» сначала боем «четвёрка», а затем, эстрадным боем.

-Молодцы!

-А мы переходим к следующему этапу нашего занятия.

Участвуют в беседе, давая определение опорным понятиям, изученным на предыдущих занятиях.

Отвечают на вопросы педагога

- Музыкально-инструментальное сопровождение вокальной партии с использованием гитары.

- Переборы (арпеджио) и гитарный бой.

- В способах звукоизвлечения. Перебор – это способ игры, при котором звуки извлекаются последовательно. Бой - это способ игры, при котором звуки извлекаются одновременно движением руки по всем струнам в соответствии со схемой рисунка аккомпанемента.

-Бой «четвёрка» и «эстрадный бой».

- Бой «четвёрка» состоит из четырёх последовательных движений правой рукой, «эстрадный бой» содержит семь движений.

Фиксируют аппликатурные схемы

двух видов боя на доске.

Отвечают, комментируя и дополняя друг друга.

Называют песни из исполнительского репертуара 1 –го года обучения, объясняя свой выбор.

Выполняют задания, воспроизводя на гитаре фрагмент песни указанными видами гитарного боя.

Эвристическая беседа с использовании

ем опорных понятий

Познавательные: умение определять опорные понятия (музыкальные термины), обобщать, классифицировать; умение построения логической цепи рассуждений. Регулятивные: умение принимать учебную задачу; целеполагание; коррекция.

Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника.

3

Постановка темы, целей и задач занятия. Мотивация к деятельности -12 мин.

Учебная доска.

Рабочие тетради.

Наглядный раздаточный дидактический материал: «Скороговорки для развития речи и дикции».

Подводит к обоснованию и формулировке темы занятия. – Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на нашем занятии?

- Да, правильно, молодцы!

Сегодня мы изучим два новых боя – бой «пятерка» и бой «шестёрка». Это и будет темой нашего занятия.

Записывает тему занятия на доске.

- Откройте свои рабочие тетради и запишите тему.

- И прежде, чем мы перейдём к следующему этапу нашего занятия, предлагаю провести речевую разминку. В этом нам помогут скороговорки для развития артикуляционного аппарата и исполнительской дикции.

Проводит речевую разминку.

Отвечают на вопросы, делая предположения.

- Продолжим изучать гитарный бой и освоим новые его виды.

Записывают тему в рабочих тетрадях.

Выполняют речевую разминку, следуя инструкциям педагога, проговаривая скороговорки вместе с педагогом.

Речевая разминка (работа над певческой дикцией, индивидуаль

но).

Познавательные: умение выделять необходимую информацию;

Регулятивные: умение принимать учебную задачу; целеполагание; планирование; прогнозирование. Коммуникативные: развитие монологической и диалогической форм речи; умение строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника; умение организовать учебное сотрудничество.

Физминутка - 2 мин.

Аудиофрагмент.

- Предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку. Согласны?

Инструктирует, выполняя движения вместе с обучающимися под динамичную музыку (Приложение 3). - Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Раз — подняться, улыбнуться. Два — руки вверх и потянуться. Три — согнуться, разогнуться. Четыре — снова все начать. Пять — поглубже всем вздохнуть. Шесть — на пояс руки ставим. Семь — повороты туловища начинаем. Восемь — столько раз приседаем. Девять — потягиваемся и отдыхаем. Десять — и урок наш продолжаем.

- Да!

Выполняют упражнения, следуя инструкциям педагога.

Инструктаж.

Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни.

4

Первичноеусвоение новых знаний способов и деятельности – 7 мин.

Рабочие тетради.

Аппликатурные схемы «пятёрка», боя «шестёрка».

Гитара.

- Ребята, предлагаю вам ознакомиться с графическим изображением новых видов гитарного боя. Перед вами карточки с аппликатурными схемами боя «пятёрка» и боя «шестёрка». Чем отличаются друг от друга две эти схемы?

-Запишите эти схемы в свои рабочие тетради.

-А теперь я покажу, как звучат два этих боя.

Демонстрирует два новых вида гитарного боя с помощью музыкального инструмента – гитары.

Дают ответы на поставленные вопросы, дополняя и корректируя друг друга.

Фиксируют аппликатурные схемы новых видов гитарного боя в свои тетради.

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу

Познавательные: умение интерпретировать, классифицировать и сравнивать информацию, представленную в наглядно-символической форме (аппликатурные схемы аккордов и видов аккомпанемента)

Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками и педагогом

5

Первичная проверка понимания и закрепление – 66 мин.

Наглядный раздаточный дидактический материал:

«Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата»

Тексты песен в аккордовой системе обозначения

- Как вы думаете, какие из изученных вами песен можно сыграть боем «пятёрка», а какие боем «шестёрка»?

-Перед началом вашей практической работы сна

чала, разогреем свой голосовой аппарат с помощью упражнений распевок.

Аккомпанирует на гитаре, исполняя упражнения вместе с обучающимися.

- А сейчас, предлагаю из раздаточного материала с изученными вами песнями выбрать те, которые можно сыграть боем «пятёрка» и те, которые можно сыграть боем «шестёрка». Затем, каждый из вас сыграет фрагменты выбранных вами песен с использованием двух новых видов боя.

Прослушивает фрагменты музыкальных произведений обучающихся.

Оценивает исполнительский уровень сыгранных произведений,

Дают ответы на вопрос, дополняя и комментируя ответы товарищей.

Принимают учебную задачу.

Выполняют задания, используя инструктивный материал.

Исполняют фрагмент выбранной песни (куплет с припевом)

Производят самооценку своему выступлению. Оценивают исполнение товарищей

Исполнение вокальных упражнений (всем коллективом).

Самостоятельная работа

Исполнительская деятельность (индивидуально)

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу; планировать, прогнозировать, производить

коррекцию своей деятельности;

умение производить взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Познавательные:

умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками и педагогом; умение выстраивать диалог и ориентироваться на позицию других людей.

Личностные:

формирование эстетических чувств при общении музыкой

Физминутка - 3 мин.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

- Пришло время сделать небольшой перерыв. Предлагаю выполнить гимнастику для улучшения мозгового кровообращения (Приложение 10)

Инструктирует, показывая алгоритм действий.

1)Исходное положение – сидя на стуле.

#1075;олову наклонить вправо;

#1080;сходное положение;

#1075;олову наклонить влево;

4 исходное положение.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2) Исходное положение – стоя, руки на поясе.

#1087;оворот головы направо;

#1080;сходное положение;

#1087;оворот головы налево;

4 исходное положение.

Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Выполняют упражнения, следуя инструкциям педагога.

Инструктаж.

Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни.

6

Итог занятия

Рефлексия - 5 мин.

Раздаточные комплекты разноцветных смайлов «Светофор».

Подводит итоги. Выясняет, достигли ли учащиеся цели. Задаёт вопросы о впечатлениях от занятия и эмоциональном настрое воспитанников по окончанию урока. Создаёт ситуацию успеха для каждого участника общего творческого дела. Мотивирует коллектив на дальнейшую продуктивную совместную деятельность в музыкальном коллективе.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что понравилось? Что не совсем? Почему?

- Используя цветные смайлы, оцените свою работу на занятии. Красный – удовлетворительно; жёлтый – хорошо; зелёный – отлично. Обоснуйте и поясните свой выбор.

Формируют конечный результат своей работ на занятии. Рассказывают о своих впечатлениях, используя приём «Светофор». Делятся мнениями о видах деятельности, которыми занимались на уроке (изучали новые виды гитарного боя; отрабатывали певческую дикцию с помощью скороговорок, разогревали голосовой аппарат с помощью вокальных упражнений, играли на музыкальных инструментах, пели; оценивали свою работу)

Диагностика настроения обучающихся «Светофор» (индивидуально).

Познавательные: умение анализировать, обобщать и делать выводы; умение структурировать полученные знания о различных видах аккомпанемента в работе над репертуаром. Регулятивные: умение производить оценку, самооценку, взаимооценку. Коммуникативные: учёт разных мнений и умение обосновать собственное; ориентация на партнёров по общению. Личностные: рефлексия своих действий; формирование адекватной самооценки.

7

Домашнее задание - 2 мин.

Рабочие тетради обучающихся.

Озвучивает информацию о домашнем задании. Инструктирует, даёт рекомендации к выполнению.

-Выбрать, используя электронную базу программ-приложений на платформе Андроид, песню в любом из музыкальных жанров. Сыграть фрагмент песни с использованием двух новых видов аккомпанемента. Всем спасибо! До следующей встречи!

Принимают информацию, записывают задание в тетради, задают уточняющие вопросы.

Всем коллективом.

Познавательные: знаково-символическое моделирование полученной информации. Регулятивные: волевая саморегуляция, планирование, прогнозирование.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...

Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...

Технологическая карта занятия по английскому языку для детей дошкольного возраста с анализом занятия педагога

Тема занятия: «Моя семья»Цель занятия: систематизировать и дополнить знания дошкольников по теме «Моя семья»...

Технологическая карта занятия "Учись властвовать собой"Цель занятия:

Цель занятия: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности...