Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Чистореченька»
методическая разработка
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
«РАССМОТРЕНО» на заседании педсовета «____» ________ 2023г. Протокол № __ | «УТВЕРЖДЕНО» «____» ______ 2023 г. Приказ №____ Директор_______ О.В. Маслий |
Дополнительная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Чистореченька»
Возраст обучающихся 5 – 7 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Горенская Алина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Квиток, 2023
Раздел I. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чистореченька» (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242). Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Чебурашка».
В основу логопедической работы положены традиционные, классические программы:
1. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой.
2. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Направленность программы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
Программа «Чистореченька» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию и совершенствованию у детей культуры устной речи: дикции, дыхания, голоса, интонации и навыков творческого, креативного мышления. В процессе занятий решается основная задача – формирование произвольности поведения и деятельности в целом. Акцент делается на формировании речемыслительной деятельности, т.е. развитие и совершенствование развернутого, связного учебного высказывания (доказательства, рассуждения).
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДО, шаговой доступности с одной стороны, и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в создании дополнительных общеразвивающих программ.
Актуальность программы
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Новизна программы
- введение в содержание программы новых лексических тем, инновационных технологий;
- нетрадиционных форм обучения (занятие - путешествие, занятие – сказка, занятие - сюжетно-ролевая игра, занятие - театр, занятие беседа с игровыми элементами), направленных на создание условий для развития познавательной деятельности детей на занятиях, а также использование музыкального оформления во время занятий для улучшения эмоционального состояния и настроения детей, создания непринужденной и раскрепощённой атмосферы;
- внедрение здоровьесберегающих технологий: мимическая, дыхательная артикуляционная, пальчиковая гимнастики, логоритмика;
- разработка индивидуальных речевых карт развития и обучения для воспитанников.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети, занимающиеся на занятиях по коррекции речи, приобретают:
1) знания, умения и навыки речевого развития, направленные на подготовку детей к школьной деятельности;
2) навыки социальной адаптации (коммуникативность, активность, смелость, общительность и др.);
3) уверенность в своих силах, желание достичь лучшего результата.
Для построения программы используются следующие принципы:
- принцип научности: подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип последовательности: коррекционные занятия реализуются в процессе поэтапной работы;
- принцип активного обучения: на занятиях используются активные методы и формы обучения: нетрадиционные занятия, сюжетно - ролевые игры, направленные на развитие у обучаемого логического мышления и способности самостоятельно решать нестандартные задачи в процессе освоения учебного материала;
- принцип системности: опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Это и определяет значимость воздействий на все компоненты речи при устранении речевых расстройств;
- принцип развития: предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
- важное место при диагностике и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.
- принцип развивающего обучения, системности, обходного пути (наглядность, доступность, индивидуальный подход, сознательность), интеграция образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является ее комплексная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое. В содержание программы включены:
- новые лексические темы и направленности, ориентированные на обогащение словарного запаса, развитие познавательного интереса, закрепление умения правильного произношения:
- Патриотическое воспитание: «Защитники Отечества», «Путешествие в космические дали».
- Экология: «Зимующие птицы», «Ребятам о зверятах», «Весенняя полянка», «С приветом по планетам», «Экскурсии в лес».
- ОБЖ и здоровьесберегающие технологии: «Бытовая техника», «Средства связи», «Зеленый огонек здоровья», «История предметов».
- внедрение инновационных технологий:
- методики, способствующие повышению эффективности коррекционно – образовательного процесса, улучшению физического и эмоционально – психического состояния воспитанников.
- артикуляционная гимнастика, способствующая выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умений объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
- пальчиковая гимнастика, помогающая переключать внимание и улучшать координацию и мелкую моторику, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
- дыхательная гимнастика направлена на выработку сильной воздушной струи и формирование правильного диафрагмального дыхания.
- физминутки способствуют снятию усталости и напряжения, внесению эмоционального заряда, совершенствованию общей моторики. Гимнастика для глаз является профилактикой нарушений зрения, позволяет тренировать глазные мышцы и мышцы хрусталика. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
- ароматерапия применяется для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний. Создание благоприятного психологического климата в ходе коррекционных логопедических занятий позволяет повысить их эффективность.
- логоритмика, способствующая нормализации двигательных функций и речи, объединяющей коррекцию моторики, а также психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия;
- комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность воспитанников на занятиях, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья;
- внедрение нетрадиционных форм организации занятий: занятие – путешествие, занятие – сказка, занятие сюжетно - ролевая игра, занятие – пальчиковый театр, занятие беседа с игровыми элементами. Нетрадиционные формы занятий помогают формировать знания, применять полученные речевые умения и навыки в жизни, адаптировать материал к возрастным особенностям детей, расширять их кругозор.
Занятие – сказка – это особая форма обучения, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции не желательного поведения, способ формирования необходимых знаний и умений, способствующих конструктивной социализации ребёнка.
Занятие сюжетно – ролевая игра способствует вхождению ребёнка в игру – обучение, как равноправного партнёра, педагог подсказывает сюжетную линию игры и решает, таким образом, задачи обучения. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи.
Занятие – пальчиковой театр – это микросценки, несущие детям познавательную информацию и способствующие развитию пальчиковой, ручной моторике. Применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, активизация познавательного интереса, так как основная форма деятельности на данных занятиях – игровая, что соответствует возрастным особенностям детей.
- использование музыкального оформления во время занятий для улучшения эмоционального состояния и настроения детей, создания непринужденной и раскрепощённой атмосферы.
- разработка индивидуальной карты речевого развития и обучения для обучающихся, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, а также рекомендации о готовности ребёнка к школе.
Возрастные особенности речевого развития детей 5-7 лет
Этот период характеризуется интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования, дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. В связи с этим в содержание программы включены упражнения на развитие грамматического и лексического строя речи.
Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то на занятиях используются упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слов.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.
К концу дошкольного периода дети могут владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. К семи годам учащийся овладевает речью как полноценным средством общения.
Адресат программы
Программа адресована детям от 5 до 7 лет.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы – 36 часов.
Уровень программы: базовый.
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
Продолжительность академического часа – 30 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Основной формой организации дополнительного образования является микрогрупповые и индивидуальные занятия. Для микрогрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения. Состав микрогрупп является открытой системой и меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Основные задачи программы:
- Формирование фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, постановка и автоматизация звуков.
- Формирование слоговой структуры слов, обучение произношению слов различной слоговой сложности.
- Развитие мелодико-интонационной стороны речи.
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Развитие навыков связной речи.
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
- Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
1.3. Содержание программы
№ п/п | Название раздела, темы | кол-во часов | Формы организации занятий | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Знакомство с органами речи | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный контроль |
2 | Неречевые звуки. Понятие «звук» | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль |
3-11 | Гласные звуки и буквы. | 8 | 4 | 4 | Квест – игра «Заколдованные буквы» |
12 | Дифференциация звуков Ы-И | 1 | 0,5 | 0,5 | Дидактическая игра «Так ли это звучит» |
13 | Понятие о слоге | 1 | 0,5 | 0,5 | Дидактическая игра «Слоговой калейдоскоп» |
14-37 | Согласные звуки и буквы. Дифференциация согласных звуков | 23 | 10 | 13 | Праздник «В страну красивой речи» |
38 | Закрепление правильного произношения | 1 | - | 1 | Диагностика |
Итого: | 36 | 16 | 20 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Знакомство с органами речи (1 ч.)
Тема 1. Знакомство с органами речи
Раздел 2. Неречевые звуки. Понятие звук. (1 ч.)
Тема. Неречевые звуки. Понятие звук.
Раздел 3. Гласные звуки и буквы. (8 ч.)
Тема 1. Гласные звуки и буквы.
Тема 2. Звук (У). Буква «У».
Тема 3. Звук (А). Буква «А».
Тема 4. Звуки (А) - (У). Буквы «А» - «У».
Тема 5. Звук (И). Буква «И».
Тема 6. Звук (О). Буква «О».
Тема 7. Звук (Э). Буква «Э».
Тема 8. Звук (Ы). Буква «Ы».
Раздел 4. Дифференциация звуков (Ы) - (И). (1 ч.)
Тема 1. Дифференциация звуков (Ы) - (И).
Раздел 5. Понятие о слоге.
Тема. Понятие о слоге.
Раздел 6. Согласные звуки и буквы. (25 ч.)
Тема 1. Согласные звуки и буквы.
Тема 2. Звуки (М) и (МЬ). Буква «М».
Тема 3. Звук (П). Буква «П». Дифференциация звуков (П) – (ПЬ).
Тема 4. Звук (Б). Буква «Б». Дифференциация звуков (Б) – (БЬ).
Тема 5. Звук (В). Буква «В». Дифференциация звуков (В) – (ВЬ).
Тема 6. Звук (Ф). Буква «Ф». Дифференциация звуков (Ф) – (ФЬ).
Тема 7. Звук (Т). Буква «Т». Дифференциация звуков (Т) – (ТЬ).
Тема 8. Звук (Д). Буква «Д». Дифференциация звуков (Д) – (ДЬ).
Тема 9. Звук (Н). Буква «Н». Дифференциация звуков (Н) – (НЬ).
Тема 10. Звук (К). Буква «К». Дифференциация звуков (К) – (КЬ).
Тема 11. Звук (Г). Буква «Г». Дифференциация звуков Г) – (ГЬ).
Тема 12. Звук (Х). Буква «Х». Дифференциация звуков (Х) – (ХЬ).
Тема 13. Звук (С). Буква «С». Дифференциация звуков (С) – (СЬ).
Тема 14. Звук (З). Буква «З». Дифференциация звуков (З) – (ЗЬ).
Тема 15. Звук (Ц). Буква «Ц».
Тема 16. Звук (Ш). Буква «Ш».
Тема 17. Звук (Ж). Буква «Ж».
Тема 18. Дифференциация звуков (Ш) – (Ж).
Тема 19. Дифференциация звуков (С) - (Ш).
Тема 20. Звук (Ч). Буква «Ч».
Тема 21. Звук (Щ). Буква «Щ».
Тема 22. Звук (Л). Буква «Л». Дифференциация звуков (Л) – (ЛЬ).
Тема 23. Звук (Й). Буква «Й».
Тема 24. Звук (Р). Буква «Р». Дифференциация звуков (Р) – (РЬ).
Тема 25. Дифференциация звуков (Л) – (Р), (ЛЬ) – (РЬ).
Раздел 7. Закрепление правильного произношения. (1 ч.)
Тема 1. Закрепление правильного произношения.
1.4. Планируемые результаты
К концу обучения у детей могут быть сформированы:
Личностные результаты:
- умение внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы, умение вести себя правильно в общественных местах;
- умение решать проблемную ситуацию, позитивного общения, продуктивного взаимодействия;
- умение терпеливо и аккуратно выполнять упражнения для развития ручной моторики.
Метапредметные результаты:
- умение формулировать и удерживать учебную задачу;
- умение следовать при выполнении заданий инструкциям педагога, описывающим стандартные действия.
Коммуникативные:
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- способность к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками.
Познавательные:
- умение находить желаемую информацию об окружающем мире в различных источниках (методом наблюдения, опросом родителей, старших товарищей);
- умение обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между событиями окружающей действительности;
- укрепление мышц языка и губ, развитие их подвижности;
- точность выполнения пальчиковых упражнений;
- улучшение координации речи с движением;
- умение произносить звуки с продолжительным плавным выдохом;
- способность выполнять повторяющиеся действия согласно алгоритму;
- умение концентрировать внимание на предмете и его свойствах;
- умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные:
К концу обучения дети могут знать:
- буквы и звуки родного языка;
- первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
- точность выполнения артикуляционных упражнений;
- дыхательные упражнения;
- правила поведения на занятиях;
- этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.
Уметь:
- различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить анализ односложных трехзвучных слов, составлять предложения по живой модели;
- согласовывать числительное с существительным;
- согласовывать прилагательное с существительным;
- пользоваться распространенными предложениями, отвечать на вопросы в краткой, распространенной форме, громко, не торопясь, точно употребляя слова;
- правильно выговаривать звуки всех фонетических групп;
- определять начальный звук в слове;
- определять место нахождения заданного звука в слове;
- делить слова на слоги;
- рассказывать друг другу сказки, рассказы, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин, выразительно читать стихи.
Обладать навыками:
- фонематического представления;
- фонематического восприятия;
- фонематического анализа и синтеза;
- диалогической речи (начинать и поддерживать ее);
- сознательного пользования языковым материалом в зависимости от социальной ситуации.
Раздел II. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график, 2023-2024
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Тема занятий | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
Сентябрь | 04 | 16.00 – 17.00 | Знакомство с органами речи | 1 | Беседа | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Сентябрь | 11 | 16.00 – 17.00 | Неречевые звуки. Понятие «звук» | 1 | Беседа | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Сентябрь | 18 | 16.00 – 17.00 | Гласные звуки и буквы | 1 | Квест – игра «Заколдованные буквы» | Групповая комната | Устный опрос | |
Сентябрь | 25 | 16.00 – 17.00 | Звук (У). Буква «У». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Октябрь | 02 | 16.00 – 17.00 | Звук (А). Буква «А». Звуки (А) – (У). Буквы «А» – «У». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Октябрь | 09 | 16.00 – 17.00 | Звук (И). Буква «И». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Октябрь | 16 | 16.00 – 17.00 | Звук (О). Буква «О». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Октябрь | 23 | 16.00 – 17.00 | Звук (Э). Буква «Э». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Октябрь | 30 | 16.00 – 17.00 | Звук (Ы). Буква «Ы». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Ноябрь | 13 | 16.00 – 17.00 | Дифференциация звуков (Ы) – (И). | 1 | Дидактическая игра «Так ли это звучит» | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Ноябрь | 20 | 16.00 – 17.00 | Понятие о слоге. | 1 | Дидактическая игра «Слоговой калейдоскоп» | Учебный кабинет | Викторина | |
Ноябрь | 27 | 16.00 – 17.00 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Беседа | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Декабрь | 04 | 16.00 – 17.00 | Звуки (М) и (МЬ). Буква «М». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Декабрь | 11 | 16.00 – 17.00 | Звук (П). Буква «П» . Дифференциация звуков (П) – (ПЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Декабрь | 18 | 16.00 – 17.00 | Звук (Б). Буква «Б». Дифференциация звуков (Б) – (БЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Декабрь | 25 | 16.00 – 17.00 | Звук (В). Буква «В». Дифференциация звуков (В) – (ВЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Январь | 08 | 16.00 – 17.00 | Звук (Ф). Буква «Ф». Дифференциация звуков (Ф) – (ФЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Январь | 15 | 16.00 – 17.00 | Звук (Т). Буква «Т». Дифференциация звуков (Т) – (ТЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Январь | 22 | 16.00 – 17.00 | Звук (Д). Буква «Д». Дифференциация звуков (Д) – (ДЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Январь | 29 | 16.00 – 17.00 | Звук (Н). Буква «Н». Дифференциация звуков (Н) – (НЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Февраль | 05 | 16.00 – 17.00 | Звук (К). Буква «К». Дифференциация звуков (К) – (КЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Февраль | 12 | 16.00 – 17.00 | Звук (Г). Буква «Г». Дифференциация звуков (Г) – (ГЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Февраль | 19 | 16.00 – 17.00 | Звук (Х). Буква «Х». Дифференциация звуков (Х) – (ХЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Февраль | 26 | 16.00 – 17.00 | Звук (С). Буква «С». Дифференциация звуков (С) – (СЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Март | 04 | 16.00 – 17.00 | Звук (З). Буква «З». Дифференциация звуков (З) – (ЗЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Март | 11 | 16.00 – 17.00 | Звук (Ц). Буква «Ц». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Март | 18 | 16.00 – 17.00 | Звук (Ш). Буква «Ш». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Март | 25 | 16.00 – 17.00 | Звук (Ж). Буква «Ж». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Апрель | 01 | 16.00 – 17.00 | Дифференциация звуков (Ш) – (Ж). | 1 | Игра-практикум | Учебный кабинет | Викторина | |
Апрель | 08 | 16.00 – 17.00 | Дифференциация звуков (С) - (Ш). | 1 | Игра-практикум | Учебный кабинет | Викторина | |
Апрель | 15 | 16.00 – 17.00 | Звук (Ч). Буква «Ч». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Апрель | 22 | 16.00 – 17.00 | Звук (Щ). Буква «Щ». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Апрель | 29 | 16.00 – 17.00 | Звук (Л). Буква «Л». Дифференциация звуков (Л) – (ЛЬ). | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Май | 06 | 16.00 – 17.00 | Звук (Й). Буква «Й». | 1 | Дидактическая игра | Учебный кабинет | Фронтальный опрос | |
Май | 13 | 16.00 – 17.00 | Звук (Р). Буква «Р». Дифференциация звуков (Р) – (РЬ). Дифференциация звуков (Л) – (Р), (ЛЬ) – (РЬ). | 1 | Игра-практикум | Групповая комната | Праздник «В страну красивой речи» | |
Май | 20 | 16.00 – 17.00 | Закрепление правильного произношения | 1 | Подведение итогов за год | Учебный кабинет | Итоговый контроль знаний - диагностика |
Методы и технологии обучения
Коррекционно-развивающая работа направлена на воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи; развитие психических функций ребенка: зрительную и слуховую память, логическое мышление, воображение.
Воспитание звуковой культуры речи: совершенствуется произношение звуков; особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких); развитие звукового анализа слова, т.е. умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, делать ударение.
Словарная работа: обогащение, закрепление и активизация словаря; работа над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
Формирование грамматического строя речи: работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями; работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Развитие связной речи: формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями. Занятия по развитию связной речи включают пересказ литературных произведений, рассказывание об игрушке или предмете, по картине или самостоятельно выбранной теме.
Развитие психических функций: развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, громкие и тихие звуки, высокие и низкие; развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками; развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
Методические особенности индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения
Основной формой коррекции звукопроизношения является индивидуальное занятие, на котором учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально и в следующей последовательности:
- свистящие (С), (З), (Ц), (СЬ), (ЗЬ);
- шипящий (Ш);
- шипящий (Ж);
- соноры (Л), (ЛЬ);
-соноры (Р), (РЬ);
- шипящие (Ч), (Щ).
Вся индивидуальная работа делится на несколько этапов. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача, цель которой – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
1 этап - Подготовительный – на котором устанавливается контакт с ребенком; развиваются неречевые специфические функции (слуховое внимание, зрительная память, развитие всех видов психомоторики – общей, ручной, пальчиковой, мимической, моторной и артикуляционной); развитие оптико-пространственных представлений. На данном этапе разрабатывается индивидуальный маршрут каждого учащегося с учётом его речевых нарушений и особенностей грамматических и фонетических процессов.
2 этап - Формирование первичных произносительных умений и навыков: включает в себя постановку звука, автоматизацию и дифференциацию.
3 этап - Формирование коммуникативных умений и навыков: закрепление звуков в разных ситуациях речевого общения.
Диагностические исследования.
Диагностирование развития речи ребёнка осуществляется по следующим пунктам:
- связная речь;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- звукопроизношение;
- слоговая структура слова;
- строение и функции артикуляционного аппарата;
- фонематическое восприятие;
- общее развитие ребенка.
Результаты диагностики заносятся в речевую карту каждого ребёнка по следующим разделам: анамнез, развитие связной речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, речевая моторика, общая моторика, пальчиковая моторика, фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез, развитие неречевых психических функций:
- Анамнез – может быть сформулирован со слов родителей.
- Развитие связной речи определяется в процессе составления ребёнком рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, рассказа – описания и пересказа прочитанных рассказов.
- Словарный запас детей диагностируется с учётом использование в речи редко употребляемых слов, антонимии, обобщённых понятий, и супплетивных форм название детёнышей.
- Степень сформированности процессов словообразования и словоизменения определяют уровень развития грамматического строя речи.
- При подборе материала для обследования звукопроизношения по коррекции педагог подбирает предметные картинки так, чтобы в их названии входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.
- Слоговая структура слова определяется умением воспроизводить многосложные структуры слова в правильной последовательности.
- Речевая моторика включает в себя мимическую и артикуляционную. Данные о строении органов артикуляции педагог получает на основании осмотра ротовой полости.
- Тонкая пальчиковая моторика.
- Фонематическое восприятие. Для обследования фонетического восприятия ребенок должен определить наличие или отсутствие заданного звука, услышать слово с заданным звуком и т.д.
- Языковой анализ и синтез – предполагает анализ предложений на слова и синтез слов в предложении (развитие анализа структуры предложения), слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез.
- Развитие неречевых психических функций: памяти, мышления, внимания диагностируется при помощи специальных упражнений.
По результатам диагностики по развитию речи, развитию общей пальчиковой и артикуляционной моторики, развитию неречевых психических функций составляется индивидуальная карта речевого развития и обучения воспитанника. В рамках каждой задачи определяются собственные направления коррекционной работы индивидуально, для каждого ребёнка. Динамика коррекционно-развивающего процесса отражается в таблице «Динамика речевого развития за учебный год».
2.2. Условия реализации программы
Порядок приема воспитанников:
Прием ребенка осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя).
Психолого-педагогические условия:
Для получения положительных результатов создаются условия позволяющие:
- субъект - субъектное взаимодействие педагога и обучающихся, построенное на сотрудничестве;
- организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для детей, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации;
- развитие у воспитанников способности к рефлексии своей деятельности и продуктов своего труда;
- организация занятия, направленного на создание условий для развития самостоятельности;
- взаимодействие с семьёй.
Формы подведения итогов реализации программы
С целью отслеживания результатов по программе, проводятся диагностические исследования по системе Симонова В.П.:
1. Начальная диагностика, на которой выявляется нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, уровень развития фонематических процессов, грамматического строя речи. На основании результатов логопедического обследования составляется индивидуальный маршрутный лист каждого обучающегося.
2. Текущая диагностика - это изучение динамики достижений воспитанников, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Основными формами текущей диагностики являются диагностическое исследование, наблюдение, беседа.
3. Итоговая диагностика - оценка успешности усвоения детьми программы: грамотность речевого развития, учет изменений качеств личности каждого ребенка и динамика неречевых психических функций. Формы проведения диагностики: беседа, наблюдение, репродуктивные и частично-поисковые упражнения, прослушивание.
В процессе работы по программе проводится обследование всех сторон речи обучающего строго индивидуально, уровень развития оценивается по 3-бальной системе.
Основными формами подведения итогов реализации программы является участие воспитанников в творческом отчётном мероприятии и праздничных программах.
2.3. Формы аттестации
- репродуктивные и частично-поисковые упражнения,
- устные опросы,
- наблюдение,
- фронтальный опрос,
- беседа,
- прослушивание,
- участие в различных мероприятиях.
2.4. Оценочные материалы
«Динамика речевого развития за учебный год»
№ п/п | Ф.И. ребенка | Различение на слух всех звуков | Произношение звуков | Внятность произносимых слов и словосочетаний | Называние слов с определением звуков | Нахождение слов в предложении с заданным звуком | Определение места звука в слове | Общий балл | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | к | н | ||
Начало года (н): | Конец года (н): | |
Ниже нижнего (н/): 0-0,9; | н/н. – | н/н. – |
Низкий (н.): 1-1,9; | н. – | н. – |
Средний (ср.): 2-2,5; | ср. – | ср. – |
Высокий (в.): 2,6-3. | в. – | в. – |
Балльно-уровневая система оценки речевых проб
Высокий уровень (2,6-3 балла) – правильное выполнение (воспроизведение) задания с точным соответствием всех характеристик предъявленному, ошибок нет.
Средний уровень (2-2,5 балла) – замедленное, в некоторой степени, напряженное выполнение, допускает ошибки (не более двух), нарушение звуков не более двух (остальные на стадии автоматизации).
Низкий уровень (1-1,9 баллов) – нарушена одна группа звуков, при выполнении задания допускает более трех ошибок, восприятие многоступенчатой инструкции затруднено.
Уровень «ниже нижнего» (0 баллов) – задание не принимает, не выполняет.
Литература:
1. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – издательство «Просвещение», 2008.
2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова – издательство «Просвещение», 2008.
3. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. О.Е. Грибова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. Е.Д. Дмитрова – М.: АСТ: Астрель, 2008.
5. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. Методическое пособие. О.И. Лазаренко.
6. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диагностический журнал. Н.Л. Стефанова – Волгоград: Учитель, 2011.
7. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возраста. Е. Косинова – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006.
8. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. О.В. Бачина, Л.Н. Самородова – М.: ТЦ Сфера, 2009 «Логопед».
9. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5- 6 и 6-7 лет. Р.А. Кирьянова – СПб.: КАРО, 2007.
10. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Л.С. Лылова – Воронеж: ООО «Метода», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательный английский» 1 класс
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»
В общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Компас" (духовно-нравственное развитие)
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист»
Материал содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП, календарный график....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогического направления филологического объединения «Деловой английский» (стартовый уровень)
Направленность дополнительной образовательной программы. Программа дополнительного образования филологического объединения «Деловой английский» имеет социально-педагогическую направле...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Офисная грамотность"
Данная программа научит учащихся правилам составления, оформления, обработки и подготовки документной информации, возникающей в процессе деятельности учреждений, организаций и предприятий. В соответст...