Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист»
рабочая программа на тему
Материал содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП, календарный график.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_zhurnalist.docx | 77.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Согласовано | Утверждено | |
на заседании педагогического совета | Директор МБОУ СОШ №1 г. Данкова ___________ Н.А. Блинова | |
Протокол от 25. 08. 2017 г. № | Приказ № 83 от _________2017 г. |
г. ДАНКОВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Юный журналист»
возраст обучающихся 14-17 лет
срок реализации 1 год
Педагог дополнительного образования
Кровопускова Марина Александровна
Данков, 2017 год
- Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Юный журналист».
Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Данный кружок развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты.
Кружок «Юный журналист» - это проект совместной работы учителя и учащихся по созданию печатного школьного органа. Программа ориентирована на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал. Участники проекта получат представление о закономерностях построения текста, основных коммуникативных качествах речи, причинах коммуникативных неудач, способах их предупреждения и преодоления.
Учащиеся познакомятся с жанрами публицистического стиля (интервью, очерк, репортаж; и др.), смогут осуществить первые журналистские опыты и сформировать практическую деятельность в литературном творчестве, научатся составлять и редактировать собственный текст, научатся работать в офисной программе Publisher, создавать буклеты, объявления, открытки, календари и т.д. Поэтому в программе значительное место занимают практические работы по созданию газеты и изучению программы Publisher.
Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…
В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Программа кружковых занятий позволяет школьникам добиться следующих результатов:
Личностные:
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков школьной газеты;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации;
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Предметные результаты изучения программы отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка школьники:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
- научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Направленность программы.
По содержанию является социально-педагогической, общекультурной;
по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
по форме организации – групповой;
по времени реализации – одногодичной.
Новизна дополнительной социально-педагогической программы «Юный журналист» заключается в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Создание школьной газеты позволяет установить более тесные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
С помощью этого кружка можно вести, в отличие от других кружков школы, активную пропаганду по вопросам нравственного патриотического воспитания, создавая условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся. Кружку «Юный журналист» присуще больше поисковой работы и умение мыслить и сочинять, а также общаться с окружающими нас людьми при интервью или опросе. Уметь выделить главное из имеющейся информации.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный журналист».
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
Реализация воспитания и образования школьников должна осуществляться, в том числе, посредством школьной газеты.
Газета является одним из основных элементов школьного самоуправления. Школьная газета интересна и красочна, ведь любая информация скорее найдёт своего адресата. Ребята будут собирать необходимый материал (информацию) для газеты на заданную тему номера. Программа кружка ознакомит ребят с профессиями журналиста, редактора, корреспондента и др. Ребята будут придумывать формат газеты, титульный лист, заголовки, разделы газеты, добывать информацию о школьных мероприятиях, учиться набирать текст на компьютере, что будет стимулировать их познавательную активность, воспитывать здоровый дух в коллективе, способствовать сплочению.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности.
Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.
Программа кружка «Юный журналист» способствует созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения детей. Обеспечению их эмоционального благополучия, а также способствует формированию активной гражданской позиции и патриотической культуры.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала, в соответствии с программой, обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации обучающихся основной школы.
Цель программы: развитие и нравственное формирование личности учащихся, их познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ, навыка устных и письменных публицистических выступлений и формирование их гражданской позиции через создание школьной газеты.
Задачи
Образовательные:
- обучать правильной работе с разным материалом;
- обучать умениям и навыкам профессии, касающиеся при создании газеты;
- обучение поиска необходимого материала, выделять главное, манере общения с окружающими (во время интервью, опроса);
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;
- повышение грамотности;
- научить работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ;
- изучить возможности издательской системы PageMaker и на ее основе этой разработать свою школьную газету;
- овладеть навыками работы с периферийным оборудованием: сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом и др..
Развивающие:
- развивать у учащихся следующие качества: мышление, внимание, память, фантазию и т. д.;
- развитие быстроты реакции, способностей у учащихся при работе с созданием газеты;
- повышение коммуникативных способностей детей;
- повышение статуса детей в школьном коллективе;
- развить творческие и коммуникативные способности учащихся, самостоятельность в процессе сбора и обработки информации;
- расширить кругозор.
Воспитательные:
- обеспечить уровень усвоения содержания программы;
- воспитывать позитивную атмосферу среди учащихся; умение работать в коллективе;
- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;
- воспитание информационной культуры;
- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции.
Здоровьесберегающие:
- формирование умений безопасного и эффективного использования информационно-коммуникационной техники.
Принципы функционирования программы:
Принцип доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Принцип наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Принцип сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.
Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Для достижения положительного результата образованности обучающихся, воспитанников необходимо использовать принципы коррекционно - развивающей работы:
- единство коррекции и развития;
-единство возрастного и индивидуального в развитии;
-деятельностный принцип;
-комплексность всех видов деятельности;
- единство задач (развивающей, профилактической, коррекционной).
Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно - развивающих методов и приемов: ситуация успеха; занимательность и новизна; алгоритм действий; динамизм, чередование труда и отдыха; посильные задания; авансирование успеха; индивидуальная помощь.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Методы обучения:
По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов – к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки знаний; в обучении – словесные (рассказ и объяснение, лекция, работа с книгой), наглядные (демонстрации, иллюстрации и т.п.), практические (устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения).
По характеру познавательной деятельности преобладают: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.
Используется также рефлексивный тренинг, позволяющий учащимся анализировать собственные успехи, ошибки и пути их преодоления.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.
Формы работы:
- теоретические занятия;
- творческий практикум;
- работа с информацией (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
- выпуск школьной газеты;
- публикации в местной прессе, на сайте школы;
- свободная творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- активные методы формирования системы общения;
- практическая работа (подготовка материалов для публикаций);
- самостоятельные индивидуальные работы;
- проектные работы.
Роль учителя состоит в объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
В процессе работы учитываются следующие моменты:
- заинтересованность уч-ся. Форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;
- желание. Работают все, кто как может. Если что-то не получается, возможна замена заданий.
- возрастные особенности. Материал по сложности доступен для понимания, поисково-творческий подход.
Возраст детей
В реализации данной программы участвуют школьники 8-11 классов, интересующиеся журналистикой и издательским делом.
Сроки реализации образовательной программы - 1год (35 часов).
Режим занятий:
Согласно учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию занятий проводятся занятия 1 раз в неделю по 1 часу.
Внеурочная деятельность, внеклассная работа по предмету и кружковая работа организуется во второй половине дня и должна учитывать возрастные особенности учащихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.
Средства обучения:
Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений. Учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, коммуникативные и пр..
Ожидаемые результаты:
В результате изучения ученик должен
знать/понимать
- особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
- виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- основные профессии в редакции;
- манеры поведения в коллективе и вне его;
- правильность написания заметки, опроса, интервью и т. д.
- правила проведения опроса, интервью
- основы компьютерной грамотности, набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
уметь
- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж; составлять фоторепортаж;
- набирать текст на компьютере;
- подбирать вопросы при интервью и т. д.;
- писать правильно и красиво статьи, заметки в газету;
- находить нужный материал выбранной темы;
- редактировать статьи;
- построить устное и письменное сообщение;
- самостоятельно подготовить и опубликовать материалы для школьной и районной газеты;
- работать с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
- оформлять сообщения, рефераты и доклады по теме, в т.ч. на основе различных источников;
- уметь собирать материал, систематизировать его, грамотно излагать свои мысли;
- создавать макет будущего номера;
- редактировать созданный материал.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.
Формы подведения итогов реализации программы:
Практическим выходом реализации программы является создание команды детей (редколлегии газеты), которая издает школьную газету 1 раз в четверть (4 выпуска школьной газеты за год) в бумажном варианте и публикует ее на школьном сайте. Дополнительно возможен выпуск специальных тематических и экстренных номеров, буклетов, приложений; публикации статей обучающихся на сайте школы, других СМИ.
Итоги реализации программы проводятся в форме распространения газет, а затем их выставка, либо научной конференции по интересующим вопросам.
Возможные дополнительные эффекты от реализации программы:
- Участие членов кружка в пропаганде работы пресс-центра.
- Организация регулярного издания газеты.
- Передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра.
- Создание школьной летописи.
- Освещение работы пресс-центра в средствах массовой информации.
- Распространение опыта среди школ района.
- Участие в творческих конкурсах ЦОР и компьютерной графики.
- Учебный план дополнительной программы социально-педагогической направленности «Юный журналист»
Срок реализации программы: 1 год
Название курса (модуля) | 1 год обучения | Всего по программе | ||||||
1 полугодие | 2 полугодие | Всего недель/часов | ||||||
Всего недель | Всего часов | Практич. зан. | Всего недель | Всего часов | Практич. зан. | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | 1/1 | 1 | ||||
Экскурс в историю журналистики | 2 | 2 | 1 | 2/2 | 2 | |||
Журналистика – творческая деятельность | 2 | 2 | 1 | 2/2 | 2 | |||
Содержательная модель газеты | 5 | 5 | 3 | 5/5 | 5 | |||
Графическая модель газеты | 2 | 2 | 2 | 2/2 | 2 | |||
Газетный материал | 8 | 8 | 6 | 8/8 | 8 | |||
Газетные жанры | 8 | 8 | 4 | 8/8 | 8 | |||
Этика журналистского «я» | 1 | 1 | 1/1 | 1 | ||||
Досуговая и общественно-полезная деятельность | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4/4 | 4 |
Итоговое занятие | 2 | 2 | 1 | 2/2 | 2 | |||
Всего недель/часов за первый год обучения по программе (с учетом часов на выполнение практической работы) | 35/35 | 35 |
Форма творческого объединения | Название | Форма организации деятельности | Кол-во час. в нед. на одну уч.группу | Год обучения | Возраст детей | Количество групп/учащихся всего | Всего часов в неделю | Всего часов в год |
Научно-техническая направленность | ||||||||
Кружок | «Юный журналист» | Групповые и индивидуальные занятия | 1/1 | 1 | 14-17 лет | 1/15 | 1 | 35 |
Режим работы
Наименование объединения | Ф.И.О. педагога | Место проведения занятия | Возраст детей | День недели |
Пятница | ||||
Кружок «Юный журналист» | Кровопускова Марина Александровна | Кабинет информатики | 14-17 лет | 16.00 – 16.45 |
Содержание программы
I. Теоретическое обучение.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.
Раздел 1. Экскурс в историю журналистики.
1.1. Значение журналистики. Её роль в обществе.
1.2. Газетный мир. Для чего нужна газета?
1.3. «Листая страницы истории…»
Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества.
Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета».
Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России. Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего.
Раздел 2. Журналистика – творческая деятельность.
2.1. Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.
Работать в команде:
2.2. Редакционный и типографский процесс.
2.3. Редакционный коллектив. Характер работы редакции.
Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ: звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения, прессы.
Что такое типография. Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты.
Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.
Раздел 3. Содержательная модель газеты.
3.1. С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.
3.2. Заголовок в газете: сказать всё и коротко.
3.3. Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты.
3.4. Рубрики.
Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал», «открытие», «отлёт», «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др.
Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете.
Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета.
Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.
Раздел 4. Графическая модель газеты.
4.1. Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.
4.2. Роль фотоматериалов в газете.
Вёрстка - размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы.
Роль фотоматериалов в газете. Заставка.
Раздел 5. Газетный материал.
5.1. Что и как писать? Фактура. Язык газеты.
5.2. О чём писать? Источники информации.
5.3. Тема найдена, что дальше?
5.4. Корректура.
Своеобразие публицистического стиля: язык газеты и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность.
Выбор темы: о чём писать? Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово.
Литературное редактирование. Понятие корректуры.
Раздел 6. Газетные жанры.
6.1. Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.
6.2. Жанр информации.
6.3. Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».
6.4. Жанр интервью: человек или проблема?
6.5. Очерк, зарисовка
Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические).
Информационные жанры. Информация. Определение жанра. Его особенности. Душа и сердце информации.
Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.
Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки. Основные правила и законы при подготовке интервью.
Очерк, зарисовка. Особенности жанра.
Раздел 7. Этика журналистского «Я».
7.1.Неписаные законы журналистской этики.
Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.
II. Практическое обучение.
1.Практические работы.
Подготовка учащимися материалов на заданную тему в зависимости от темы занятия.
2.Практические занятия.
Практическое изучение тем с использованием газетных вырезок, журнальных статей, тренировочных упражнений, максимальных привлечением обучающихся к изучению темы, в результате чего они на практике постигают изучаемый материал.
3.Деловые и развивающие игры.
Овладение профессиональными навыками участников редакционного выпуска газет через дидактические игры «Путешествие по газетной полосе», Аукцион заголовков».
4. Участие в выпуске школьной газеты.
Овладение навыками сбора фактических данных для школьной газеты: источники различных источников информации.
Овладение навыками разработки выбранной темы, подготовки материала (составление плана, наброски черновика, отработка текста).
Овладение навыками компьютерного набора текста.
Ознакомление с процессом вёрстки газетной полосы.
4.Практическая стилистика.
Знакомство со стилями русского языка и особенностями публицистического стиля.
Выполнение упражнений, направленных на формирование умения определения стилистических ошибок в тексте.
III.Досуговая и общественно-полезная деятельность
Участие в социально - значимых делах школы, организация досуговой общественно-полезной деятельности в объединении с последующим освещением проводимых мероприятий в школьной газете.
- Планируемые результаты реализации программы и формы итогового контроля.
К концу года учащиеся должны:
- уметь работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
приобрести первичный опыт по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков школьной газеты.
Итогом реализации программы является создание редколлегии школьной газеты, которая издает школьную газету 1 раз в четверть (4 выпуска школьной газеты за год) в бумажном варианте и публикует ее на школьном сайте.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Экскурс в историю журналистики | 2 | 1 | 1 |
3 | Журналистика – творческая деятельность | 2 | 1 | 1 |
4 | Содержательная модель газеты | 5 | 2 | 3 |
5 | Графическая модель газеты | 2 | - | 2 |
6 | Газетный материал | 8 | 2 | 6 |
7 | Газетные жанры | 8 | 4 | 4 |
8 | Этика журналистского «я» | 1 | 1 | - |
9 | Досуговая и общественно-полезная деятельность | 4 | - | 4 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 13 | 22 |
- Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Юный журналист».
- Материально-техническое обеспечение:
- Наличие специального кабинета.
- Техническое обеспечение:
- персональные компьютеры (по численности группы);
- принтер
- сканер
- экран проекционный
- мультимедийный проектор;
- колонки;
- Internet.
- Программное обеспечение:
- операционная система Windows;
- браузеры Internet Explorer, Opera;
- текстовый процессор Блокнот;
- Word,
- Excel,
- Power Point,
- Audit Expert,
- Projekt Expert,
- ABC
- программа Macromedia Flash MX.
- Библиотека специализированной методической литературы:
- Ахметова И., Т. Иванова и др. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей. – М.- 2003.
- Ворошилов В.В. Журналистика. Курс лекций.- СПб, из – во Михайлова, 2004.
- Селивко Г.Н., А.Г. Селивко. Социально – воспитательные технологии. – М.-Народное образование.- 2002.
- Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
- Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.: О.И. Лепилкина и др.-М.:Вентана-Граф,2006.
- Паринова И.В. Рецепты газетных полос. Воронеж, 2008.
- Спирина Н.А. Журналистика в школе.8-11 классы: программа, материалы к занятиям. - Волгоград: -Учитель, 2011.
- Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
- Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
- Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.
- Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.
- Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
- Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. М., 2002.
- Доступ к электронным ресурсам:
- http://bonjournal.ru/?cat=3 Сайт о журналистике и для журналистов
- http://imho.aspu.ru/?p=769 Сайт для начинающих журналистов
- http://vybory.org/articles/379.html Как научиться писать и быть журналистом
- http://laralux.narod.ru/journalism.html Полезные ссылки журналистам
- http://www.medien.ru/zhurnalistika Полезные ресурсы рунета для журналистов и авторов
- http://flashka.ucoz.com/publ/1-1-0-17 10 правил для журналистов на пресс-конференции
- http://www.democracy.ru/media/comment/article.php?id=129 Практические рекомендации для журналистов.
- Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «Юный журналист»
Групповые занятия.
1 год обучения
№ урока | Темы занятий | Цель занятия | Планируемая дата проведения | Примечание | ||
/фактическая | ||||||
Раздел 1. Вводное занятие. «Всё только начинается…». | ||||||
1 | Тема 1. Вводное занятие. «Всё только начинается…» | Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту. | сентябрь | |||
Раздел 2. Экскурс в историю журналистики. | ||||||
2 | Тема 1. Значение журналистики. | Роль в обществе. Газетный мир. Для чего нужна газета? | сентябрь | |||
3 | Тема 2. «Листая страницы истории…». | Практическое занятие: «Знакомство с детской прессой». | сентябрь | |||
Раздел 3. Журналистика – творческая деятельность. | ||||||
4 | Тема 1. Система средств массовой информации. | Радио, телевидение, пресса. Работать в команде: редакционный коллектив. Характер работы редакции. | сентябрь | |||
5 | Тема 2. Игра «Посвящение в журналисты». | Практическая работа «Проект моей газеты». | октябрь | |||
Раздел 4. Содержательная модель газеты. | ||||||
6 | Тема 1. С чего начинается газета? | Содержание. Внешний вид. | октябрь | |||
7 | Тема 2. «Путешествие» по газетной полосе. | Практическая работа «Профессиональные термины». | октябрь | |||
8 | Тема 3. Заголовок в газете: сказать всё и коротко. | Макет газетной полосы. | ноябрь | |||
9 | Тема 4. Тематическая модель газет. | Рубрики. | ноябрь | |||
10 | Практическое занятие: «Подготовка макета номера». | Подготовка макета номера. | ноябрь | |||
Раздел 5. Графическая модель газеты. | ||||||
11 | Тема 1. Газетный дизайн. | Разновидности шрифтов. Практическая работа: «Шрифты». | ноябрь | |||
12 | Тема 2. Роль фотоматериалов в газете. | Практическое занятие: «Работа с фотоматериалами». | декабрь | |||
Раздел 6. Газетный материал. | ||||||
13 | Тема 1. Что и как писать? | Фактура. Язык газеты. | декабрь | |||
14 | Тема 2. О чём писать? | Источники информации. | декабрь | |||
15 | Тема 3. Практическое занятие: «Справочная литература – источник получения информации». | Справочная литература. | январь | |||
16 | Тема 4. Тема найдена, что дальше? | Практическое занятие: «Пишем материал». | январь | |||
17 | Тема 5. Индивидуальные занятия. | Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов «Проба пера». | январь | |||
18 | Тема 6. Корректура. | Практическая работа: «Корректоры-спасатели». | февраль | |||
19 | Практическое занятие: «Ты – редактор». | Специфика газетной речи. Написание текста: факты и художественное слово. | февраль | |||
20 | Практическое занятие: «Ты – редактор». | Специфика газетной речи. Написание текста: факты и художественное слово. | февраль | |||
Раздел 7. Газетные жанры. | ||||||
21 | Тема 1. Группы газетных жанров. | Информационные, аналитические, художественно-публицистические. Жанр информации. | март | |||
22 | Практическое занятие «Пишем информацию». | Пишем информацию. | март | |||
23 | Тема 2. Репортаж – король жанров. | «Эффект присутствия». | март | |||
24 | Практическое занятие: «Работаем над репортажем». | Работаем над репортажем. | март | |||
25 | Тема 3. Жанр интервью: человек или проблема? | Практическое занятие: «Газетный жанр интервью. Вопросы-крючочки». | апрель | |||
26 | Тема 4. Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». | Берём интервью. | апрель | |||
27 | Тема 5. Очерк, зарисовка. | Очерк, зарисовка. | апрель | |||
28 | Творческая работа (жанр – по выбору) | Работа с разнообразными жанрами. | май | |||
Раздел 8. Этика журналистского «Я» | ||||||
29 | Тема 1. Неписаные законы журналистской этики. | Журналистская этика. | май | |||
Раздел 9. Досуговая и общественно-полезная деятельность (в течение всего года). | ||||||
30 | Выпуск газеты №1 | октябрь | ||||
31 | Выпуск газеты №2 | декабрь | ||||
32 | Выпуск газеты №3 | февраль | ||||
33 | Выпуск газеты №4 | апрель | ||||
Раздел 10. Итоговое занятие. | ||||||
34 | Тема 1. «Пресс-кафе «Я - журналист!» | Презентация выпушенных статей и номеров газеты. | май | |||
35 | Зачётное занятие по курсу. | Подведение итогов года. | май |
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности
кружка «Юный журналист»
Начало работы: 01 – 04 сентября – набор в группу
Начало занятий: 08 сентября
Окончание учебного года: 24 мая
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Итого часов | Из них | |||||||||||||||||||||||||||
08.09-14.09 | 115.09-21.09 | 22.09-28.09 | 29.09-05.10 | 6.10-12.10 | .13.10-19.10 | 20.10-26.10 | 27.10-02.11 | 03.11-09.11 | 10.11-16.11 | 17.11-23.11 | 24.11-30.11 | 1.12-07.12 | 08.12-14.12 | 15.12-21.12 | 22.12-28.12 | 12.01-18.01 | 19.01-25.01 | 26.01-1.02 | 02.02-08.02 | 09.02-15.02 | 16.02-22.02 | 23.02-1.03 | 02.03-08.03 | 09.03-15.03 | 16.03-22.03 | 23.03-29.03 | 30.03-05.04 | 06.04-12.04 | 13.04-19.04 | 20.04-26.04 | 27.04-03.05 | 04.05-10.05 | 11.05-17.05 | 18.05-24.05 | теория | практика | ||
1 год | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 35 | 13 | 22 |
Итого по программе | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 35 | 13 | 22 |
Условные обозначения: | Теоретические занятия | |
Практические занятия | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Программа «Юный художник» предназначена для детей 11-13 летнего возраста и рассчитана на один год обучения (68 часов)....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юный Скульптор"
Программа предназначена для обучения детей 5 - 10 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный умелец»
образования администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования«Станция юных техников»Дополнительная общераз...
Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Юный модельер"
Отличительной чертой программы является профессиональная состоятельность идей, педагогическая целесообразность, приближенность к жизни, к целевому кругу интересов общества....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Юный ямальский журналист»
Помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. ...