Комплексный подход в работе с дошкольниками
статья

Кадомцева Татьяна Владимировна

Комплексная работа при подготовке дошкольников к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_podhod.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детско – юношеский центр» Среднеахтубинского района

Комплексный подход в работе с дошкольниками

Выступление подготовила:

педагог дополнительного

                                                                                 образования Кадомцева Т.В.

Краснослободск,2024

Комплексный подход в работе с дошкольниками

          Комплексный подход в обучении и воспитании основан на одном из ведущих педагогических принципов – принципе комплексного обучения. Он заключается в том, что процесс обучения и воспитания должен быть организован таким образом, чтобы с ориентировать его на комплексное, полноценное решение основных целей и задач образования, всестороннее гармоничное развитие личности. Комплексный подход ориентируется на полноценное формирование личности т.е. развитие ее основных свойств, социализацию, раскрытие творческого потенциала и стремление к саморазвитию. Такое обучение и воспитание строится на основе единой направленности учебно-воспитательной работы, целостности, системности, последовательности и непрерывности учебно-воспитательного процесса. Дошкольный возраст является тем периодом в развитии ребенка, который особенно остро нуждается в использовании комплексного подхода в обучении. До поступления в школу у ребенка происходят процессы активного развития всех сторон его личности, развиваются физические и психические качества. В это время закладываются основы общего развития ребенка, которые выступают фундаментом дальнейшего развития ребенка, освоения им разнообразных навыков и умений, разнообразных видов деятельности.

            Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

           Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное ,целенаправленное воздействие способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Данная работа ведётся на занятиях кружков «Развитие речи», «Логоритмика», «Читарики». Эта работа интегрируется на занятиях кружка «Увлекательная математика», «Радуга».

В рамках работы кружка «Увлекательная математика» дошкольники имеют возможность развить не только  математические способности в соответствии с возрастом, но и продолжают развивать речь. Что касается именно математических способностей. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.

Я считаю, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов (известные теоретические понятия и зависимости «открываются» дошкольникам самостоятельно, важнейшие закономерности устанавливаются «самим» ребенком)

Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способ деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и – главное - активизировать интерес ребенка к познанию.

При изучении многих математических понятий дети опираются на чувственный опыт, на «память рук и глаз», которые они приобрели в раннем детстве.

Проводя комплексные задания, мы создаём такие ситуации, в которых они ощущают радость открытий.

Развитие моторики на прямую связано с развитием речи и занятия кружка «Радуга» яркое тому подтверждение.  Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Я считаю, что для всестороннего развития ребенка данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. 

        В зависимости от возраста детей использую такие нетрадиционные техники, как «Пальчики-палитры», «Печатание», «Рисование ладошками», «Рисование ватной палочкой», «Тычок жёсткой кистью», использование трафаретов, шаблонов способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов.

        Таким образом, современное  дополнительное образование открывает возможность комплексного развития дошкольников. Способствует их социализации и успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Комплексный подход в музыкальном воспитании дошкольников

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Вкл...

О комплексном подходе к работе с текстом на уроке русского языка

Одним из больших недостатков в постановке занятий по русскому языку в школе является то, что грамматика, орфография, пунктуация, а иногда и стилистика изучаются как совершенно самостоятельные ра...

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

Комплексный подход в работе с ребенком с ОВЗ в условиях центра ППМС

Комплексная система деятельности службы сопровождения  направленна на создание благоприятных  условий для обучения и воспитания ребенка, успешной адаптации и интеграции его в общество....

Комплексный подход в работе с детьми группы риска. Социальная гостиная.

Презентация, в которой представлен фотоотчет по основным направлениям работы социальной гостиной.Комплексная психолого-педагогическая поддержка и адаптация ребенка к жизни в обществе....

Комплексный подход в обучении грамоте дошкольников

В презентации кратко изложены основные направления в обучении грамоте детей дошкольного возраста...