О комплексном подходе к работе с текстом на уроке русского языка
статья (русский язык) по теме
Одним из больших недостатков в постановке занятий по русскому языку в школе является то, что грамматика, орфография, пунктуация, а иногда и стилистика изучаются как совершенно самостоятельные разделы, изолированно один от другого. При таком подходе искусственно разрушаются естественные, заложенные в природе самих языковых явлений связи, а это, в свою очередь, губительно сказывается на результатах работы и учителя, и ученика. Важную роль в устранении этого недостатка играет работа с текстом. В работе над текстом с комплексным заданием реализуется единая система работы по грамматике, правописанию и развитию связной речи учащихся, то есть принцип взаимосвязанности различных разделов курса русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комплексный анализ текста на уроках | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О комплексном подходе к работе с текстом на уроке русского языка
Одно из основных направлений преподавания русского языка – работа по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности в обучении русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора. Таким образом, прослеживается неразрывная связь теории и практики.
Усиление практической направленности в обучении русскому языку требует от учителя постоянного внимания к совершенствованию навыков грамотного письма, систематического повторения и закрепления наиболее сложных разделов орфографии и пунктуации. При решении проблемы практической направленности преподавания русского языка учитель сталкивается с определёнными трудностями:
часть учащихся слабо владеет отдельными умениями и навыками;
некоторые навыки из года в год не совершенствуются и не являются достаточно прочными;
у учеников не складывается целостного представления о системе языка, знания по отдельным разделам курса не связываются в сознании учащихся как единое целое.
Это происходит в связи с ослаблением внимания к вопросам формирования и закрепления практических навыков, с нарушением соотношения теории и практики. Об этом пишет академик А.В.Текучев: «Одним из больших недостатков в постановке занятий по русскому языку в школе является то, что грамматика, орфография, пунктуация, а иногда и стилистика изучаются как совершенно самостоятельные разделы, изолированно один от другого. При таком подходе искусственно разрушаются естественные, заложенные в природе самих языковых явлений связи, а это, в свою очередь, губительно сказывается на результатах работы и учителя, и ученика».
Важную роль в устранении этого недостатка играет подбор дидактического материала для проведения обучающих и проверочных работ. Желательно, чтобы к текстам были подобраны разнообразные, дополняющие друг друга виды работ, в процессе выполнения которых реализовался бы многоаспектный подход к анализируемому тексту. В работе над текстом с комплексным заданием реализуется единая система работы по грамматике, правописанию и развитию связной речи учащихся, то есть принцип взаимосвязанности различных разделов курса русского языка. На необходимость комплексного подхода к вопросам изучения грамматики, правописания и развития речи неоднократно указывали Т.А.Ладыженская, В.П.Озерская, М.Т.Баранов и другие методисты и учителя. Вот как об этом пишет Т.А.Ладыженская: «Суть синтетических (или, как их иногда называют, комплексных, многоаспектных) упражнений в том, что к одному языковому материалу ставится несколько задач разного плана… Синтетические упражнения – экономное средство систематизации знаний учащихся, что чрезвычайно важно для формирования прочных умений и навыков».
Мы не должны забывать, что помимо практических, каждый урок русского языка должен решать и воспитательные задачи. Поэтому материалы для упражнений, предложения для анализа и грамматического разбора следует подбирать таким образом, чтобы наряду с решением учебных задач способствовать воспитанию активных, сознательных граждан, истинных патриотов своей Родины. Особое внимание в этом смысле необходимо обратить на поэтические тексты. Мысль, «вооружённая… рифмами», быстрее находит путь к уму и сердцу ученика.
В этом ключе я считаю возможным составлять упражнения на основе регионального компонента. Использование дидактических материалов на краеведческую тему представляет широкие возможности для школьников на всех этапах обучения: в процессе изучения, закрепления и повторения учебного материала. Это позволяет не только развивать умственные способности учащихся и формировать определённую систему научных знаний, но и расширять представления о быте, истории, культуре, природе родного края. Стараюсь составлять дидактический материал так, чтобы он соответствовал требованиям школьной программы по русскому языку и основываться на психолого-педагогических и научно-методических принципах.
Приведу в качестве иллюстрации несколько упражнений для 5-6 класса с комплексом заданий, составленных на материале поэтических текстов камчатских авторов. При работе с такими дидактическими материалами реализуется дифференцированный подход: некоторые задания отмечены * (задания повышенной трудности для мотивированных учащихся).
Повторение изученного в начальных классах. Правописание безударных гласных в корне слова.
- Прочитайте стихотворение.
- Почему автор употребляет слово «юртишка», а не «юрта»?
- Спишите, объясняя пропущенные орфограммы. Подберите однокоренные слова к словам: обида, мороз.
- Как вы понимаете выражение «никогда не вешал нос»?
Ое.
Вступление.
На Севере Камчатки, Он был из б..дняков б..дняк
У сопки Пятибратки, И не везло ему никак,
Т..чёт р..ка Паллан. Но никогда не вешал нос
У той р..ки когда-то Ни от обиды, ни в м..роз.
В юртишке небогатой В..сёлым парнем Ое был,
Жил Ое нымылан*. За что н..род его любил.
*Нымылан – оседлый коряк.
Г.Г.Поротов
Главные члены предложения.
1. Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворных строк. Выберите из них предложение, которое вам хотелось бы проиллюстрировать. Что бы вы нарисовали?
2. Найдите в упражнении выражение, в котором неживым предметам приписываются человеческие действия, чувства. Вспомните другие стихотворения, где явления природы действуют как живые существа.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите односоставные и двусоставные предложения*. Определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.
Осень
На тр..пинках стынет первый иней.
Перелески в хол..де б..гряном.
Где-то в тиш..не, в просторе синем,
Затрубили птичьи караваны.
По инстинкту, древн..ми путями,
Птицы край наш дальний покидают.
А б..рёзки к морю выб..гают
На прощ..нье пом..хать в..твями.
Скоро будет трудно им, конечно,
Но б..рёзки не сп..шат укрыться:
Тот, кто связан с Родиной навечно,
Ничего на свете не б..ится.
В.Г.Воробьёв
Однородные члены предложения.
- Укажите, в каких словах Ь выполняет разделительную функцию.
- Выразительно прочитайте стихотворение. Передайте интонацией то, в чём убеждает нас автор. Какие слова вы выделите усилением голоса?
- Спишите, вставив пропущенные знаки препинания и буквы.
Весна на Камчатке
Весна на Камчатку То вместе гуляют
Приходит с м..телью По городу снова.
Весна на Камчатку
Приходит с капелью. Вчера так пуржило
И вихри шумели.
И даже не скажешь Сегодня же песней
Что со..нце и вьюги Ручьи зазвенели.
Бывают порою,
Как сёстры-подруги И как бы вл..ваясь
В весенний уют,
То ссоры затеют В..сёлые слёзы
Поспорят сурово С карнизов б..гут.
С. М.Скоробогатых
Обращение
- Выразительно прочитайте стихотворные строки. Постарайтесь интонационно показать, к кому обращается поэт.
- Спишите, расставьте знаки препинания. Выделите обращения.
1. В земном поклоне 2. Камчатка
Рдеют вербы Край мой отдалённый
Взметнулись в небо тополя. У берегов твоих крутых
Ты сказка - быль, Суда качаются бессонно,
Ты сказка – небыль Как приручённые киты…
Моя камчатская земля.
С.М.Скоробогатых А.Г.Власов
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
- Выразительно прочитайте текст. Какова главная мысль этого стихотворного отрывка? Как раскрывается она в тексте? Подумайте, какие иллюстрации можно создать к этому стихотворению.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каких словах буквы Е, Ю, Я обозначают два звука? Почему?
- Найдите слова, где буквы Е, Я обозначают один звук. Запишите в транскрипции слова «юг», «солнце».
Бабье лето
На Камчатку ос..нь з..л..тая Утром ранним со..нце
Вновь пришла тускло светит
С обманчивым т..плом. И н..сёт т..пло в последний раз.
И на юг б..льшая птичья стая Но играет медью бабье лето,
Уплывает в небе голубом. Бабье лето – листьев перепляс.
С.М.Скоробогатых
Приведённые примеры дидактических материалов могут быть составлены на краеведческом материале любого региона. Важно, чтобы комплексная работа велась именно с текстом, так как именно текст является опорной, ключевой единицей русского языка. Это категория, которая показывает «язык в действии», создаёт условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.
Такого рода упражнения призваны решить следующие задачи:
совершенствование навыков грамотного письма;
усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения (воспитание патриота своей родины, человека, знающего историю и особенности того края, где он живёт);
комплексный подход к тексту предполагает подготовку учащихся с 5 класса к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
повышение интереса к русскому языку у учащихся;
комплексные задания к тексту позволяют рассматривать литературное произведение в единстве формы и содержания.
Включая в работу элементы комплексного анализа текста с 5 класса, мы обеспечиваем преемственность в обучении русскому языку. Современные учебники-практикумы для старших классов (например, учебник А.Д Дейкиной, Т.М.Пахновой) большое внимание уделяют именно комплексной работе с текстом. В пояснительной записке к программе по вышеуказанному учебнику методисты указывают: «В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся. Одним словом, решается комплекс задач, что позволит старшеклассникам подготовиться к экзаменам (как устным, так и письменным, независимо от формы их проведения)».
Литература
1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.,2002.
2. ГропяноваА.Г., Гропянов Е.В. Литература родного края. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов Камчатской области. – П-Камчатский, 1999.
3. ТекучевА.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд. – М., 1980.
4. Баранов М.Т.Повторение фонетики, лексики и грамматики в конце года//РЯШ. – 1981. - №2.
5. Озерская В.П. Пути формирования знаний, умений и навыков по синтаксису//РЯШ.- 1980. - №6.
6. Ладыженская Т.А. Типология и структура учебников русского языка// Проблемы школьного учебника. – Вып.6. – М., 1978.
7. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка.//Пособие по методике преподавания русского языка. – М., «Московский Лицей», 2002.
8. Дейкина А.Д.; Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы. – 2-е стер. Изд. – М.: Вербум – М, 2
Подпись конкурсанта
Фамилия, имя, отчество Муниципальное образование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.
Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому учен...
Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".
Автор: Белоногова Н.И....
Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»
Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...
Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"
Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода
В статье описываются технологии работы с текстом на уроках русского языка в рамках коммуникативно-деятельностного подхода...
«Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода»
Приводится материал, раскрывающий способы работы с текстом в рамках коммуникативно-деятельностного подхода...