Открытый урок по сольфеджио "Тема: «Изучение интервалов на уроке сольфеджио»
методическая разработка

Александровская Марина Камильевна

Урок прошел с учащиемися 3 класса в филиале с. Вязьма-Брянская

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_intervaly.docx19.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО ВДШИ им. А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЛЬФЕДЖИО

Тема: «Изучение  интервалов на уроке сольфеджио»

Провела и подготовила преподаватель: Александровская М.К.

с. Вязьма – Брянская

14.12.2023 г.

Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи урока.

Образовательная: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Музыкальные интервалы».

Воспитательная: вызвать у учащихся живой интерес к музыкальному искусству; воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая интеллектуальный и духовно-нравственный уровень развития учеников.

Развивающая: развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах, умение анализировать и сопоставлять элементы музыкального языка.

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

Музыкальный кроссворд

Фортепиано

Компьютер

Применение педагогических технологий

Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое интервал?», «Сколько ступеней охватывают интервалы прима, секунда, терция и т.д.?», «Назовите узкие и широкие интервалы?», «Как звучат диссонансы, а как – консонансы?», «Чем отличается звучание б.3 от м.3, б.6 от м.6?» Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух, находим и определяем интервалы в нотных примерах.

Технология личностно-ориентированного обучения

И. С. Якиманской.

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение текста на заданный ритм и т. д.). Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.

Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО – компьютер, магнитофон,DVD); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов – музыкальные ребусы, кроссворд, «Угадай-ка!» (определение интервалов на слух) – повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха»-самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).

Здоровьесберегающая технология.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон и комфортную обстановку, которые влияют на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. А также смена видов деятельности в процессе работы.

Инновационные технологии.

Мультимедийные информационные технологии - это эффектный динамичный способ подачи информации, использующий текст, графику, звук, анимацию, интерактивные элементы. Внедрение новых форм, способов и умений на уроках сольфеджио дает новые возможности, делающие жизнь и обучение более интересными и увлекательными.

План урока:

Организационный момент.

Теоретическая разминка. Кроссворд.

Слуховой анализ.

Постановка проблемы урока.

Вывод. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас снова. Давайте примем правильную осанку и настроимся на активную творческую работу на протяжении всего урока.

Теоретическая разминка.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Музыкальные интервалы». И начнем мы, как обычно, с разминки. Предлагаю разгадать вам кроссворд.

Как называется интервал, если он охватывает:

5 ступеней;

2 ступени;

6 ступеней;

3 ступени;

1 ступень;

8 ступеней;

4 ступени.

К

В

И

Н

Т

А

С

Е

К

У

Н

Д

А

С

Е

К

С

Т

А

Т

Е

Р

Ц

И

Я

П

Р

И

М

А

О

К

Т

А

В

А

К

В

А

Р

Т

А

Л

А

Д

После разгадывания кроссворда дети отвечают на вопросы учителя: «Что такое интервал? Основание? Вершина? Назовите все чистые интервалы? Большие и малые? Чем отличается мелодическое звучание интервала от гармонического? Бывают ли интервалы шире октавы? Как звучат консонансы и диссонансы? Вспомните и назовите их».

Слуховой анализ.

Постановка проблемы урока. Анализ музыкальных произведений.

Подведение итогов урока. Вывод. Домашнее задание.

Учитель: Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Не устали? Какай же вывод мы можем сделать? Кто важнее в музыке: диссонансы или консонансы? Что нового вы узнали? Какое задание было самым интересным? А какое вам показалось наиболее сложным? Вы хорошо поработали, очень старались, все молодцы.

Дети активно отвечают на все вопросы, высказывают свое мнение.

Оценка своей работы на уроке самими учащимися.

Что нового узнали дети на уроке?

Домашнее задание:

-найти и определить интервалы в нотном тексте произведений по специальности;

Список литературы:

Баева Н.Д. и Зебряк Т.А. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. Москва,2015 г.

Золина Е.М. Домашние заданияпо сольфеджио, 2 класс. 2016 г.

Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. «Азартное сольфеджио». Москва, 2004 г.

Калинина Г. Ф. «Музыкальные занимательные диктанты». Москва, 2002 г.

Красноскулов А., Красноскулов В. Проект ИРМУС (Интерактивное развитие музыкального слуха), компьютерная игра «Музыкальный синтаксис», 2005 г.

Лехина Л. Н. «Интервальные сказки». Москва, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК «СТИХИ С.ЕСЕНИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Тип урока: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, русский язык)Провели урок учитель, библиотекарь. Задачи: образовательная:выработать навыки выразительного чтения стихотворений;развивающая: ра...

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок в 8 классе. Тема урока: "Океания. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая".

Познакомить учащихся с географическим положением Океании; расширить знания о природе, жизни коренных жителей о. Новая Гвинея о о русском путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Цветик-семицветик Заключительный урок-концерт в подготовительной группе по сольфеджио

Заключительный урок-концерт в подготовительной группе по сольфеджио...