дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Югорский сувенир"
рабочая программа
Данная программа позволяет за короткое время познакомить детей и подростков с народной культурой и декоративно-прикладным творчеством коренных народов ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yugorskiy_suvenir_2022.docx | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Югорский сувенир»
Направленность: художественная
Возраст: 7-11 лет
Уровень: ознакомительный
Срок реализации: 1 месяц (12 часов)
Автор-разработчик: Пономарева Любовь Александровна, педагог дополнительного образования |
Новоаганск, 2022
- ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка | ||||||||||||||||||
Направленность программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Югорский сувенир» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. | |||||||||||||||||
Актуальность программы. | Данная программа направлена на приобщение детей к декоративно-прикладному искусству коренных народов Севера. Этнокультурный аспект воспитания подростков выступает на сегодняшний день как одна из приоритетных задач в образовании, т.к. становится особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Введение этнокультурного компонента в содержание образования и воспитания обусловлено реалиями времени и требованиями современного социума к развитию личности. Национальная культура народов России обладает особыми и своеобразными возможностями в формировании у подрастающего поколения положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, готовности беречь и развивать народные художественные ремесла, традиции, обычаи. | |||||||||||||||||
Отличительные особенности программы | Данная программа позволяет за короткое время познакомить детей и подростков с народной культурой и декоративно-прикладным творчеством. Программа отличается видами практической деятельности, в нее включены несколько видов рукоделия: поделки из бумаги и картона, аппликация из ткани, мягкая игрушка, что позволяет разнообразить учебно-творческую деятельность и поддерживать устойчивый интерес к занятиям. Для обучения используются подлинные предметы народного искусства, их изображения (фотографии, слайды, иллюстрации). | |||||||||||||||||
Адресат программы | Программа предназначена для отдыхающих детей и подростков 7-11 лет в летний оздоровительный период. Состав группы - 10 человек. | |||||||||||||||||
Объем и срок освоения программы | Программа рассчитана на 12 часов. Срок освоения - 1 месяц (4 недели). | |||||||||||||||||
Формы обучения и виды занятий | Форма обучения дистанционная. Занятия проводятся в режиме онлайн в форме мастер-классов. | |||||||||||||||||
Режим занятий | Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. | |||||||||||||||||
Особенности организации образовательного процесса. | В основе занятия лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Учащиеся осваивают разные виды художественного и декоративно–прикладного творчества, что дает возможность объединять разные техники в одном изделии, комбинируя изделия по своему вкусу. Возрастные особенности детей, также как и их индивидуальные особенности развития учитываются при освоении практической части программы: для более старших и успешных детей расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства художественной выразительности. | |||||||||||||||||
Нормативно-правовые акты | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Югорский сувенир» составлена с учетом: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196; 5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28); 6. Письмо Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 7. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); 8. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ГАОУВО «Московский институт открытого образования». | |||||||||||||||||
Квалификация педагога | Квалификация педагога соответствует профилю программы | |||||||||||||||||
1.2.Цель и задачи программы | ||||||||||||||||||
Цель | Развивать творческие способности детей на основе декоративно-прикладного искусства народов Севера. | |||||||||||||||||
Задачи | Личностные: Развивать потребности в творческой реализации и воспитывать волевые качества в достижении поставленных целей; Метапредметные: Формировать познавательный интерес к народным промыслам и навыки саморазвития. Образовательные: Формировать практические навыки изготовления сувенирной продукции и развивать творческую фантазию, воображение. | |||||||||||||||||
1.3.Содержание программы | ||||||||||||||||||
Учебный план | ||||||||||||||||||
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Теорет. занятия | Практич занятия | Форма контроля | |||||||||||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | Беседа, демонстрация. | ||||||||||||||
2. | Макет чума | 1 | 1 | Творческие работы | ||||||||||||||
3. | Брелок | 1 | 1 | 1 | Творческие работы | |||||||||||||
4. | Магниты | 2 | 2 | Творческие работы | ||||||||||||||
5. | Подвески-обереги | 2 | 2 | Творческие работы | ||||||||||||||
6. | Куклы | 2 | 1 | 1 | Творческие работы. Конкурс «Моя кукла лучше всех!» | |||||||||||||
7. | Панно «Мотивы Югры» | 2 | 2 | Виртуальная выставка готовых работ | ||||||||||||||
8. | Итоговое занятие, выставка. | 1 | 1 | Тесты. Самооценка. Презентация творческих работ. | ||||||||||||||
Итого часов: | 12 | 3 | 9 | |||||||||||||||
Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||
1.Вводное занятие 1 ч. | Теория. Инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям. Знакомство с народными художественными ремеслами коренных народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. | |||||||||||||||||
2. Макет чума 1 ч. | Практика. Изготовление макета чума. Подготовка материалов. Рисование орнамента. Вырезание орнамента и деталей по шаблону. Склеивание деталей. Оформление работы. | |||||||||||||||||
3. Брелок 1 ч. | Практика. Изготовление брелка «Олень» способом аппликации. Подбор материалов для деталей. Обведение шаблонов деталей на материале. Вырезание деталей из фетра или кожи. Приклеивание деталей на основу. Оформление работы. Оформление выставки. | |||||||||||||||||
4. Магниты 2 ч. | Практика. Изготовление магнита «Ворона». Зарисовка эскиза аппликации. Подбор материалов для деталей. Вырезание деталей и приклеивание на основу. Оформление работы. Оформление выставки. Изготовление магнита «Девочка в национальной одежде». Подбор материалов для деталей. Вырезание деталей, приклеивание тесьмы и меха. Оформление работы. Оформление выставки. | |||||||||||||||||
5. Подвески-обереги 2ч. | Практика. Изготовление подвески «Солнце». Побор материала для изготовления. Вырезание деталей основы и орнамента. Пришивание орнамента и тесьмы. Пришивание полоски меха по окружности. Оформление работы. Оформление выставки. Изготовление подвески «Глухарка». Побор материала для изготовления. Вырезание основы и орнамента. Пришивание орнамента и меха. Оформление работы. Оформление выставки. | |||||||||||||||||
6. Куклы 2 ч. | Теория. Беседа «Национальная хантыйская кукла («акань»)». Практика. Изготовление национальной хантыйской куклы. Побор материала для изготовления. Вырезание деталей. Складывание и скручивание полосок тканей для головы. Пришивание платья и платка. Практика. Изготовление сувенирной куклы «Северяночка». Побор материала для изготовления. Вырезание деталей. Пришивание отделки: тесьмы, бисера, меха. Сшивание деталей, набивание наполнителем. Оформление работы. Проведение конкурса «Моя кукла лучше всех!». | |||||||||||||||||
7. Панно «Мотивы Югры» 2 ч. | Практика. Изготовление декоративного панно в технике аппликации. Зарисовка эскиза панно. Подбор материалов для деталей аппликации. Вырезание деталей, приклеивание или пришивание на основу. Оформление изделия отделочными материалами: бисером, пайетками, мехом и др. материалами. Оформление выставки. Участие в конкурсах. | |||||||||||||||||
8. Итоговое занятие. 1 ч | Теория. Онлайн тестирование, решение кроссворда. Самооценка творческих работ. Презентация готовых творческих работ. | |||||||||||||||||
1.4.Планируемые результаты | ||||||||||||||||||
По итогам освоения программы у воспитанника формируются личностные качества:
Метапредметные компетенции:
Предметные компетенции:
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
2.1. Учебный план | ||||||||||||||||||
Начало учебного процесса -1 июня 2022, конец - 24 июня 2022. Праздничные дни: 12 июня – день России | ||||||||||||||||||
2.2. Условия реализации программы | ||||||||||||||||||
Программа реализуется в дистанционном режиме. Технические средства: ПК, вебкамера с микрофоном. Материалы и инструменты: клей, иглы, ножницы, цветная бумага, различные виды картона, текстильные материалы, ленты, тесьма, бисер т.д. | ||||||||||||||||||
2.3. Формы аттестации | ||||||||||||||||||
Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах: - презентация выполненных творческих работ; - участие в конкурсах. | ||||||||||||||||||
2.4. Оценочные материалы | ||||||||||||||||||
Средства контроля для определения результативности обучения: наблюдение, тестирование, самооценка; конкурсы; самопрезентация (представление проделанной работы). | ||||||||||||||||||
2.5. Методические материалы | ||||||||||||||||||
Применяемые технологии: технология личностно-ориентированного образования; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные. Методическое обеспечение программы включает в себя разработки примерных тем занятий с технологическим описанием этапов работы. В методический комплекс входят устные объяснения программного материала в группе с показом практических примеров. Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта обучающихся: 1) По источнику передачи и восприятия знаний: - словесные (устное изложение, беседа, рассказ); - наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации); - практические (игры, упражнения, рисование, творческие работы и др.); - аналитические (наблюдение, сравнение, самоанализ). 2) По характеру познавательной деятельности: - частично-поисковый (эвристический), часть знаний сообщает педагог, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. - исследовательский, знания учащимися добываются самостоятельно в процессе разрешения (исследования) проблемы - задана проблема и показан путь исследования проблемы (творческие задания, образцы). Методы контроля: наблюдение, тестирование, демонстрация, презентация. | ||||||||||||||||||
2.6. Календарный учебный график | ||||||||||||||||||
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма проведения занятий | Колво час ов | Название раздела, темы | Место проведения | Формы контроля | ||||||||||
1 | июнь | 1 | 12.00 - 13.00 | беседа | 1 | 1.Вводное занятие Инструктажи. Знакомство с народными художественными ремеслами коренных народов. | Группа Вконтакте | беседа, демонстрация. | ||||||||||
2 | 2 | 12.00 - 13.00 | занятие-игра | 1 | 2. Макет чума 1 ч. Изготовление макета чума. | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
3 | 3 | 12.00 - 13.00 | комбинированное | 1 | 3. Брелок 1 ч. Изготовление брелка «Олень» способом аппликации. | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
4 | 6 | 12.00 - 13.00 | комбинированное | 1 | 4. Магниты. Изготовление магнита «Ворона». | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
5 | 8 | 12.00 - 13.00 | комбинированное | 1 | Изготовление магнита «Девочка в национальной одежде». | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
6 | 10 | 12.00 - 13.00 | комбинированное | 1 | 5. Подвески-обереги. Изготовление подвески «Солнце». | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
7 | 13 | 12.00 - 13.00 | комбинированное | 1 | Изготовление подвески «Глухарка». | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
8 | 15 | 12.00 - 13.00 | мастер-класс | 1 | 6. Куклы. Мастер-класс по изготовлению национальной хантыйской куклы («акань»). | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
9 | 17 | 12.00 - 13.00 | занятие-конкурс | 1 | Изготовление сувенирной куклы «Северяночка». Проведение конкурса «Моя кукла лучше всех!». | Группа Вконтакте | выставка-конкурс | |||||||||||
10 | 20 | 12.00 - 13.00 | практическая работа | 1 | 7. Панно «Мотивы Югры» Изготовление декоративного панно в технике аппликации. | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
11 | 22 | 12.00 - 13.00 | практическая работа | 1 | Изготовление декоративного панно в технике аппликации. Оформление выставки. | Группа Вконтакте | творческие работы | |||||||||||
12 | 24 | 12.00 - 13.00 | контрольное занятие | 1 | 8. Итоговое занятие. Онлайн тестирование, решение кроссворда. Презентация готовых творческих работ. | Группа Вконтакте | самооценка | |||||||||||
Всего: | 12 |
- Список методической и учебной литературы:
- Акбальян Е. Северная энциклопедия. М. 2004.
- Богатеева З. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.,1986.
- Бондаренко Ф. Куклы и игрушки Агана. Нижневартовск. 2003.
- Борко Т. Культура народов Ямала. Учебник. Тюмень. 2002.
- Гардамашина М.И. Лесные ненцы. Новосибирск. 2006.
- Емельянова Т. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России. М. 2002
- Логвиненко Г. Декоративная композиция. Уч. Пособие для вузов. М., 2008.
- Новикова И. 100 поделок из кожи. Ярославль. 1999.
- Попов Ю. Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник. Тюмень. 2001.
- Приходько М. Хомани. Книга о жизни лесных ненцев. Спб. 2002.
- Пучков П. «Арктика - мой дом. Народы Севера земли». Полярная энциклопедия школьника. М. 2001.
- Синеглазова М. 1000 мелочей из кожи. М., 2002.
- Сивотялова О. Изделия из кожи. Обработка, элементы одежды, украшения. Спб.2000.
- Слинкина Г. Олле и гусь-богатырь. Хантыйские сказки. Сврд. 1989.
- Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск: изд. ТГУ, 2000
- Сязи А.М. Узоры северного сияния. Финно-угорские народы. 1 том. Салехард. Спб. 2005.
- Сязи А.М. Узоры северного сияния. Самодийские народы. 2 том. Салехард. Спб. 2005.
- Шишкин П. Мансийские орнаменты. Спб. 1993.
- Шичанина В. Украшения из кожи. Практическое пособие. Спб., 1999.
- Федотова М. Кабошоны с бисером. Культура и традиции. М. 1999.
Методические пособия ГБУК ЯНАО «ОДР» г. Салехард по ссылке Интернет-ресурса: http://odr.yanao.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/metodicheskie-posobiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Песочная терапия»
Программа разработана для развивающих занятий с детьми 3 - 4 лет...
Дополнительная дистанционная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»
Дополнительная дистанционная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»...
Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по летнему отдыху детей «Дорогою добра »
Пояснительная записка.Краткосрочная программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Дорогою добра» по социально-гуманитарному направлению раб...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сувенир: от увлечения к мастерству»
Дополнительная общеобразовательная программа «Сувенир: от увлечения к мастерству» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству. Программа объединяет ...
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Карандашик»
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Карандашик»ДИСТАНТ Направленность программы:ХудожественнаяЦелевая аудитория: 6-9 летСрок реализации: 8 ча...
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности"Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 л...
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная программа "Мульти пэдэдэшка"
Программа реализуется на системно – деятельном подходе к практическим заданиям, что позволяет сформировать компетентности ребенка, которые являются фундаментом для формирования...