дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Югорский сувенир"
рабочая программа

Пономарева Любовь Александровна

Данная программа позволяет за короткое время познакомить детей и подростков с народной культурой и  декоративно-прикладным творчеством коренных народов ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yugorskiy_suvenir_2022.docx54.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Югорский сувенир»

Направленность: художественная

Возраст:  7-11 лет

Уровень: ознакомительный

Срок реализации: 1 месяц (12 часов)

        

Автор-разработчик:

Пономарева Любовь Александровна,

педагог дополнительного образования

Новоаганск, 2022

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Югорский сувенир» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Актуальность программы.

Данная программа направлена на приобщение детей к декоративно-прикладному искусству коренных народов Севера.

Этнокультурный аспект воспитания подростков выступает  на сегодняшний день как одна из приоритетных задач в образовании, т.к. становится особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Введение этнокультурного компонента в содержание образования и воспитания обусловлено реалиями времени и требованиями современного социума к развитию личности.  

Национальная культура народов России обладает особыми и своеобразными возможностями в формировании у подрастающего поколения положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, готовности беречь и развивать народные художественные ремесла, традиции, обычаи.

Отличительные особенности программы

Данная программа позволяет за короткое время познакомить детей и подростков с народной культурой и  декоративно-прикладным творчеством. 

Программа отличается видами практической деятельности, в нее включены несколько видов рукоделия: поделки из бумаги и картона, аппликация из ткани, мягкая игрушка, что позволяет разнообразить учебно-творческую деятельность и поддерживать  устойчивый интерес к занятиям.

Для обучения используются подлинные предметы народного искусства, их изображения (фотографии, слайды, иллюстрации).

Адресат программы

Программа предназначена для отдыхающих детей и подростков 7-11 лет в летний оздоровительный период. Состав группы - 10 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 12 часов. Срок освоения - 1 месяц (4 недели).

Формы обучения и виды занятий

Форма обучения дистанционная. Занятия проводятся в режиме онлайн в форме мастер-классов.

Режим занятий

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.

Особенности организации образовательного процесса.

В основе занятия лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Учащиеся осваивают разные виды художественного и декоративно–прикладного творчества, что дает возможность объединять разные техники в одном изделии, комбинируя изделия по своему вкусу.

Возрастные особенности детей, также как и их индивидуальные особенности развития учитываются при освоении практической части программы: для более старших и успешных детей расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства художественной выразительности.

Нормативно-правовые акты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Югорский сувенир» составлена с учетом:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;

5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);

6. Письмо Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

7. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

8. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ГАОУВО «Московский институт открытого образования».

Квалификация педагога

Квалификация педагога соответствует профилю программы

1.2.Цель и задачи программы

Цель

Развивать творческие способности детей на основе декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Задачи

Личностные: Развивать потребности в творческой реализации и воспитывать волевые качества в достижении поставленных целей;

Метапредметные: Формировать познавательный интерес к народным промыслам  и навыки саморазвития.

Образовательные: Формировать практические навыки изготовления сувенирной продукции и развивать творческую фантазию, воображение.

1.3.Содержание программы

Учебный план

Наименование разделов

Кол-во часов

Теорет.

занятия

Практич

занятия

Форма

контроля

1.

Вводное занятие

1

1

Беседа, демонстрация.

2.

Макет чума

1

1

Творческие работы

3.

Брелок

1

1

1

Творческие работы

4.

Магниты

2

2

Творческие работы

5.

Подвески-обереги

2

2

Творческие работы

6.

Куклы

2

1

1

 Творческие работы.

Конкурс «Моя кукла лучше всех!»

7.

Панно «Мотивы Югры»

2

2

Виртуальная выставка готовых работ

8.

Итоговое занятие, выставка.

1

1

Тесты. Самооценка. Презентация творческих работ.

Итого часов:

12

3

9

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие

1 ч.

Теория. Инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.

Знакомство с народными художественными ремеслами коренных народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

2. Макет чума  1 ч.

Практика. Изготовление макета чума. Подготовка материалов. Рисование орнамента. Вырезание орнамента и деталей по шаблону. Склеивание деталей.  Оформление работы.

3.  Брелок  1 ч.

Практика. Изготовление брелка «Олень» способом аппликации.

Подбор материалов для деталей. Обведение шаблонов деталей на материале. Вырезание деталей из фетра или кожи. Приклеивание деталей на основу. Оформление работы. Оформление выставки.

4. Магниты   2 ч.

Практика. Изготовление магнита «Ворона».

 Зарисовка эскиза аппликации. Подбор материалов для деталей. Вырезание деталей и приклеивание на основу. Оформление работы. Оформление выставки.

Изготовление магнита «Девочка в национальной одежде».

Подбор материалов для деталей. Вырезание деталей,  приклеивание тесьмы и меха. Оформление работы. Оформление выставки.

5.  Подвески-обереги     2ч.

Практика. Изготовление подвески «Солнце».

Побор материала для изготовления. Вырезание  деталей основы и орнамента. Пришивание орнамента и тесьмы. Пришивание полоски меха по окружности. Оформление работы. Оформление выставки.

Изготовление подвески «Глухарка».

Побор материала для изготовления. Вырезание  основы и орнамента. Пришивание орнамента и меха. Оформление работы. Оформление выставки.

6.  Куклы    2 ч.

Теория. Беседа «Национальная хантыйская кукла («акань»)».

Практика. Изготовление национальной хантыйской куклы. Побор материала для изготовления. Вырезание деталей. Складывание и скручивание полосок тканей для головы. Пришивание платья и платка.

Практика.  Изготовление сувенирной куклы «Северяночка».

Побор материала для изготовления. Вырезание деталей. Пришивание отделки: тесьмы, бисера, меха. Сшивание деталей, набивание наполнителем.  Оформление работы. Проведение конкурса «Моя кукла лучше всех!».

7.  Панно «Мотивы Югры»      2 ч.

Практика.   Изготовление декоративного панно в технике аппликации.

Зарисовка эскиза панно. Подбор материалов для деталей аппликации. Вырезание деталей, приклеивание или пришивание на основу. Оформление изделия отделочными материалами: бисером, пайетками, мехом и др. материалами.  Оформление выставки. Участие в конкурсах.

8.  Итоговое занятие.

1 ч

Теория. Онлайн тестирование, решение кроссворда. Самооценка творческих работ. Презентация готовых творческих работ.

1.4.Планируемые результаты

По итогам освоения программы у воспитанника формируются личностные качества:

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
  • творческий подход к выполнению учебных задач;
  • проявление настойчивость в достижении поставленной цели

Метапредметные компетенции:  

  • проявление устойчивого интереса к народному творчеству;
  • умение анализировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы;
  • умение вести индивидуальную творческо-поисковую деятельность.

Предметные компетенции:

  • приобретение практических навыков изготовления сувенирной продукции;
  • применение  в процессе создания изделий различных техник изготовления;
  • использование средств художественной выразительности: колорит, орнамент, фактура и др.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Учебный план

Начало учебного процесса -1 июня 2022, конец  - 24 июня 2022.  

Праздничные дни:

12 июня – день России

2.2. Условия реализации программы

Программа реализуется в дистанционном режиме.

Технические средства: ПК, вебкамера с микрофоном.

 Материалы и инструменты: клей, иглы, ножницы, цветная бумага, различные виды картона, текстильные материалы, ленты, тесьма, бисер т.д.

2.3. Формы аттестации

Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:

- презентация выполненных творческих работ;

- участие в конкурсах.

2.4. Оценочные материалы

Средства контроля для определения результативности обучения:

наблюдение, тестирование, самооценка; конкурсы; самопрезентация (представление проделанной работы).

2.5. Методические материалы

Применяемые технологии: технология личностно-ориентированного образования; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные.

Методическое обеспечение программы включает в себя разработки примерных тем занятий с технологическим описанием этапов работы. В методический комплекс входят устные объяснения программного материала в группе с показом практических примеров.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта обучающихся:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

- словесные (устное изложение, беседа, рассказ);

- наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);

- практические (игры, упражнения, рисование, творческие работы и др.);

- аналитические (наблюдение, сравнение, самоанализ).

2) По характеру познавательной деятельности:

- частично-поисковый (эвристический), часть знаний сообщает педагог, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.

- исследовательский, знания учащимися добываются самостоятельно в процессе разрешения (исследования) проблемы - задана проблема и показан путь исследования проблемы (творческие задания, образцы).

Методы контроля: наблюдение, тестирование, демонстрация, презентация.

2.6. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма проведения занятий

Колво час

ов

Название раздела, темы

Место проведения

Формы контроля

1

июнь

1

12.00 - 13.00

беседа

1

1.Вводное занятие

Инструктажи. Знакомство с народными художественными ремеслами коренных народов.

Группа Вконтакте

беседа, демонстрация.

2

2

12.00 - 13.00

занятие-игра

1

 2. Макет чума  1 ч.

Изготовление макета чума.

Группа Вконтакте

творческие работы

3

3

12.00 - 13.00

комбинированное

1

3.  Брелок  1 ч.

Изготовление брелка «Олень» способом аппликации.

Группа Вконтакте

творческие работы

4

6

12.00 - 13.00

комбинированное

1

4.  Магниты.  

Изготовление магнита «Ворона».

Группа Вконтакте

творческие работы

5

8

12.00 - 13.00

комбинированное

1

Изготовление магнита «Девочка в национальной одежде».

Группа Вконтакте

творческие работы

6

10

12.00 - 13.00

комбинированное

1

5. Подвески-обереги.    

 Изготовление подвески «Солнце».

Группа Вконтакте

творческие работы

7

13

12.00 - 13.00

комбинированное

1

Изготовление подвески «Глухарка».

Группа Вконтакте

творческие работы

8

15

12.00 - 13.00

мастер-класс

1

6.  Куклы.    

Мастер-класс по изготовлению национальной хантыйской куклы («акань»).

Группа Вконтакте

творческие работы

9

17

12.00 - 13.00

занятие-конкурс

1

Изготовление сувенирной куклы «Северяночка». Проведение конкурса «Моя кукла лучше всех!».

Группа Вконтакте

выставка-конкурс

10

20

12.00 - 13.00

практическая работа

1

7.  Панно «Мотивы Югры»

 Изготовление декоративного панно в технике аппликации.

Группа Вконтакте

творческие работы

11

22

12.00 - 13.00

практическая работа

1

Изготовление декоративного панно в технике аппликации.

Оформление выставки.

Группа Вконтакте

творческие работы

12

24

12.00 - 13.00

контрольное занятие

1

8. Итоговое занятие. 

Онлайн тестирование, решение кроссворда. Презентация готовых творческих работ.

Группа Вконтакте

самооценка

Всего:

12

  1. Список методической и учебной литературы:

  1. Акбальян Е. Северная энциклопедия. М. 2004.
  2. Богатеева З. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.,1986.
  3. Бондаренко Ф. Куклы и игрушки Агана. Нижневартовск. 2003.
  4. Борко Т. Культура народов Ямала. Учебник. Тюмень. 2002.
  5. Гардамашина М.И. Лесные ненцы. Новосибирск. 2006.
  6. Емельянова Т. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России. М. 2002
  7. Логвиненко Г. Декоративная композиция. Уч. Пособие для вузов. М., 2008.
  8. Новикова И. 100 поделок из кожи. Ярославль. 1999.
  9. Попов Ю. Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник. Тюмень. 2001.
  10. Приходько М. Хомани. Книга о жизни лесных ненцев. Спб. 2002.
  11. Пучков П. «Арктика - мой дом. Народы Севера земли». Полярная энциклопедия школьника. М. 2001.
  12. Синеглазова М. 1000 мелочей из кожи. М., 2002.
  13. Сивотялова О. Изделия из кожи. Обработка, элементы одежды, украшения. Спб.2000.
  14. Слинкина Г. Олле и гусь-богатырь. Хантыйские сказки. Сврд. 1989.
  15. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск: изд. ТГУ, 2000
  16. Сязи А.М. Узоры северного сияния. Финно-угорские народы. 1 том. Салехард. Спб. 2005.
  17. Сязи А.М. Узоры северного сияния. Самодийские народы. 2 том. Салехард. Спб. 2005.
  18. Шишкин П. Мансийские орнаменты. Спб. 1993.
  19. Шичанина В. Украшения из кожи. Практическое пособие. Спб., 1999.
  20. Федотова М. Кабошоны с бисером. Культура и традиции. М. 1999.

Методические пособия ГБУК ЯНАО «ОДР» г. Салехард по ссылке Интернет-ресурса: http://odr.yanao.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/metodicheskie-posobiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная дистанционная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»

Дополнительная дистанционная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»...

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по летнему отдыху детей «Дорогою добра »

Пояснительная записка.Краткосрочная программа  составлена на основе дополнительной общеобразовательной  программы «Дорогою добра» по  социально-гуманитарному направлению раб...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сувенир: от увлечения к мастерству»

Дополнительная общеобразовательная программа «Сувенир: от увлечения к мастерству» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству. Программа  объединяет ...

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Карандашик»

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Карандашик»ДИСТАНТ Направленность программы:ХудожественнаяЦелевая аудитория: 6-9 летСрок реализации: 8 ча...

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности"Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 л...

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная программа "Мульти пэдэдэшка"

Программа  реализуется на  системно – деятельном подходе к практическим заданиям, что позволяет сформировать  компетентности ребенка, которые являются фундаментом для формирования...