Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики" естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
рабочая программа
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики"естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnaya_programma_pushistye_zubastiki.docx | 117.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 20__г. Протокол №_____________ | Утверждаю Директор БУ ДО «Обл СЮН» _______Н. В. Рахматулина «____»___________20__ г. |
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Пушистые зубастики
естественнонаучной направленности
для обучающихся 6-7 лет
(продолжительность образовательного процесса 1 месяц, трудоемкость16 часов)
Форма реализации: очная, уровень сложности: базовый
Авторы- составители:
Сухорукова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Клиппа Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Омск – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 14
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пушистые зубастики» составлена и реализуется на базе БУ ДО «Обл СЮН» с 2019 года. Срок освоения программы рассчитан на 1 месяц, трудоёмкость 16 часов, форма реализации: очная, уровень сложности: базовый.
Направленность программы: естественнонаучная.
Квалификация программы по функциональному предназначению – общеразвивающая, по форме организации – студия.
Авторы- составители программы:
Сухорукова Марина Николаевна, педагог дополнительного образования.
Образование: Барнаульское высшее педагогическое училище (колледж), 1999 год, квалификация – учитель начальных классов.
Барнаульский государственный педагогический университет, 2005 год, квалификация – учитель начальных классов, специальность – педагогика и методика начального образования.
Курсы повышения квалификации: ФГБОУ «Алтайская государственная педагогическая академия» по теме «Профессиональная деятельность учителя начальных классов в условиях введения нового стандарта начального общего образования», 2011 год; БОУ ДПО «ИРООО» по программе «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО», 2017 год; Академия «Просвещение» по теме «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью от 5 до 18 лет», 2020 год.
Клиппа Елена Викторовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.
Образование: ГУ «СЕМЕЙ», 1997 год. Квалификация – экономист. КГБПОУ РПК, 2001 год, квалификация – учитель начальных классов; ФГБОУ ВО «ОмГПУ», направление «Педагогика и методика дошкольного образования», 2017 год; ООО «Столичный учебный центр» г. Москва, направление «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2018 год.
Курсы повышение квалификации в АНПОО «МАНО», программа «Проектирование и реализация общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования», 2019 год.
В результате реализации программы ожидается содействие формированию ценностного отношения к объектам живой природы через организацию занятий практической направленности.
Адрес учреждения: 644074 город Омск, улица Дмитриева, 10.
Бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования «Омская областная станция юных натуралистов».
Тел.: 7(3812)70-12-27. Эл. почта: omskunnat@yandex.ru, сайт Обл СЮН: www.dodoosu.omsk.obr55.ru.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пушистые зубастики» составлена для детей дошкольного возраста и ориентирована на обогащение и пополнение знаний о домашних питомцах и их значении в жизни человека.
Программа «Пушистые зубастики» предполагает обучение детей, проявляющих интерес к изучению жизни животных, и реализуется в рамках естественнонаучной направленности.
Экологическое воспитание детей, фундамент который необходимо закладывать еще в раннем возрасте, в последнее время стало особенно актуальным. Немалую роль играют в этом занятия, на которых детям дают первое представление об окружающем мире, о его хрупкости и многообразии. Особое значение в этом имеет ознакомление дошкольников с миром животных. В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. В то же время общение с животными способствует бережному отношению к природе и братьям нашим меньшим, в частности. У дошкольников появляется чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них. Уход за животными в зооуголке дисциплинирует детей, позволяет им приобрести простейшие навыки трудовой деятельности. Постоянное общение ребенка с животными раскрывает его творческий потенциал, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Кроме того, при выполнении несложных работ дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев.
Центральный объект настоящей программы – взаимоотношения человека с домашними животными. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Основной акцент в программе «Пушистые зубастики» сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Программа актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Педагогическая целесообразность заключается в формировании у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию.
Для её реализации предполагается организация следующих видов и методов работы: игровой, познавательной, развлекательной, трудовой; социального и досугового художественного творчества; деятельностный, эвристический, практический, наглядный, самостоятельный; метод создания игровых ситуаций, метод проектов, разноуровневое, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся умения получать знания, высказывать свое мнение, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование детей старшего дошкольного возраста.
Новизна программы состоит в предметно-исследовательском обучении, изучении домашних животных в реальных условиях, проведение наблюдений и исследований, общение с обитателями зоофермы БУ ДО «Омская областная станция юных натуралистов».
В программе предусмотрены реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по изучению особенностей различных животных, которые дети могут иметь в домашних условиях, знакомство с их биологическими разновидностями, практикой разведения и кормления домашних питомцев, а также проведение простейших исследований с этими животными. Кроме того, в ходе проведения практических занятий учащиеся смогут получить знания и навыки наблюдений над животными в повседневной жизни.
Большое значение при реализации программы уделяется непосредственным наблюдениям, постановке простейших опытов, проведению практической работы. Самостоятельная постановка даже самых простых наблюдений и опытов прививает обучающимся навыки исследовательского подхода к явлениям природы, приучает их к осторожному отношению к наблюдаемым фактам, требует постоянной самопроверки.
Изучение животных и наблюдения за ними воспитывают в детях такие качества, как доброта, отзывчивость, любовь к окружающему миру, чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Программа «Пушистые зубастики» рассчитана на один месяц обучения. Трудоемкость 16 часов, форма обучения: очная, уровень сложности: базовый. Форма реализации: ежегодная сезонная школа.
Зачисление воспитанника в группу производится согласно возрасту. Наполняемость групп – 15 человек.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа (всего 16 часов). После 30 минут занятий устраивается перерыв длительностью 15 мин для отдыха детей и проветривания помещений.
Результативность освоения программы в форме портфолио достижений обучающихся.
1.2. Цель и задачи программы, планируемые результаты – требования к результатам освоения программы
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пушистые зубастики» направлено на достижение следующей цели: содействие формированию ценностного отношения к объектам живой природы через организацию занятий практической направленности в зооферме станции юннатов.
Задачи программы
1. Расширить представления обучающихся о биологических разновидностях домашних животных.
2. Воспитывать гуманного отношения к животным через освоение практических умений по уходу, кормлению и содержанию домашних животных.
3. Формировать у обучающихся мировоззрение, нравственные представления, убеждения соответствующего поведения и деятельности в обществе по отношению к животным.
4. Способствовать развитию деловых качеств: ответственность, самостоятельность, активность; развитию познавательных и творческих способностей.
Освоение содержания краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
1. Личностные
Обучающийся научится:
- бережному отношению к животным;
- культуре общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;
- ответственному отношению к тем, кого приручили;
- трудолюбию, потребности в здоровом образе жизни.
2. Метапредметные
Обучающийся научится:
- целеполаганию совместно с педагогом;
- понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу;
- определять план выполнения задания под руководством педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
взаимодействию в коллективе, устанавливать рабочие отношения, сотрудничать со сверстниками и педагогом;
- слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- навыкам общения и коммуникации, пополнять словарный запас;
3. По направлению (профилю) программы
Обучающийся научится:
- проявлять интерес к изучению живой природы;
- получать элементарные знания о природе и животном мире (домашних питомцах), пониманию связи человека и природы;
- ухаживать за домашними питомцами;
- выражать своё отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, различные жанры декоративно-прикладного искусства);
- наблюдать, исследовать за природные объекты;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе и повседневной жизни.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Наименование образовательного модуля, учебных элементов и тем | Количество часов |
Модуль «Пушистые зубастики» | 16 | |
Учебный элемент 1. Животные рядом с человеком | 4 | |
1.1 | Грызуны – забавные животные. Знакомство с грызунами станции юных натуралистов | 2 |
1.2 | Как животные оказались в нашем жилище | 2 |
Учебный элемент 2. Хомка и его ближайшие родственники | 12 | |
2.1 | Мой пушистый хомячок | 2 |
2.2 | Знакомьтесь: морские свинки | 2 |
2.3 | Зверёк из сказки-шиншилла | 2 |
2.4 | Крыски – отличные приятели для детей | 2 |
2.5 | Песчанка-это так интересно! | 2 |
2.6 | Итоговое занятие. Игра-квест «По тропам грызунов» | 2 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный элемент 1. Животные рядом с человеком
Тема 1.1 Грызуны – забавные животные. Знакомство с грызунами станции юных натуралистов
Форма проведения занятия: экскурсия.
Содержание учебного материала: Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство и развитие эмпатии. Понятия «декоративное животное», «грызун». Отрывок из мультфильма «Хомяк Молчун».
Виды образовательной деятельности обучающихся:
Коллективная игра на знакомство «Назови себя». Групповое игровое упражнение на развитие эмпатии и освоение приемов самопрезентации «Рука дружбы». Обсуждение результатов под руководством педагога.
Просмотр отрывка из мультфильма «Хомяк Молчун». Коллективное обсуждение. (Каких животных вы увидели в мультфильме? Какую пользу они приносят человеку? Как называются животные, которые дарят нам радость и становятся нам друзьями? Кто – главный герой?) Знакомство с понятиями «декоративное животное», «грызун». Физкультминутка «Мышка, мышка – длинный хвостик». Мини-диспут: «Почему их зовут грызунами?» Индивидуальное игровое упражнение с использованием карточек – картинок «Найди друзей». Взаимоконтроль за выполнением заданий.
Инструктаж по ТБ. Экскурсия по станции юннатов. Посещение зоофермы. Знакомство с грызунами станции юных натуралистов. Коллективное обсуждение по итогам наблюдений. Групповая рефлексия.
Тема 1.2 Как животные оказались в нашем жилище
Форма проведения занятия: беседа с игровыми элементами
Содержание учебного материала: презентация «Отношение к животным первобытных людей», чтение сказки, игры на развитие внимания.
Виды образовательной деятельности обучающихся:
Коллективное знакомство с известной фразой «Не причинять вреда нашим меньшим братьям — первейшая наша обязанность перед ними. Но останавливаться на этом нельзя. У нас есть более высокая миссия — помогать им везде, где в этом есть необходимость». Рассуждение над фразой под руководством педагога. Просмотр слайдов «Отношение к животным первобытных людей». Чтение сказки «Как животные стали домашними». Обсуждение прочитанного. Физкультминутка. Дидактическая игра «Животные помощники и животные которыми можно любоваться». Встреча с долгожителем станции юных натуралистов белым крысом. (Крыс голодный, давайте определим, что едят грызуны и попробуем накормить его). Работа с карточками, детям предлагается выбрать продукты питания для грызуна. Вывод (Это какой корм? Твердый/мягкий? Его легко разгрызть?)
Разгадывание кроссворда на тему «Грызуны», «Еда грызунов». Вывод: Дома с человеком могут жить такие грызуны как, морские свинки, декоративные крысы и мыши, хомяки. Все они продаются в специальных магазинах, и все такие животные требуют особого ухода и заботы, человек их приручает, и заботится о них. Индивидуальная работа – нарисовать грызуна. Выставка работ. Рефлексия.
Учебный элемент 2. Хомка и его ближайшие родственники
Тема 2.1 Мой пушистый хомячок
Форма проведения занятия: беседа-игра
Содержание учебного материала: особенности внешнего вида, образа жизни, питания хомяка, обучающий видеофильм «Зачем хомяки набивают щеки».
Виды образовательной деятельности обучающихся:
Работа в парах: дидактическая игра «Чей силуэт». Рассматривание хомяка. Ответы на вопросы: Какой формы мордочка? Какого цвета и формы глаза? Уши? Какой формы туловище, какой длины лапки? Чем покрыто тело хомячка? Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (Найти в мешочке предмет, который при прикосновении и поглаживании напоминает хомячка) Обсуждение результатов игры. Видеофизкультминутка «Хомка». Просмотр обучающего видеофильма «Зачем хомяки набивают щеки». Коллективное обсуждение. Индивидуальное игровое упражнение «Что в кладовке у хомяка?» Взаимооценка.
Знакомство с правилами общения с хомяком. Практическая работа №1 (Знакомство с условиями содержания, питания и особенностями кормления хомяков). Заполнение дневника наблюдений «Пушистые зубастики». Коллективное обсуждение по итогам наблюдений. Рефлексия
Тема 2.2 Знакомьтесь: морские свинки
Форма проведения занятия: мастерская общения
Содержание учебного материала: История приручения морских свинок, особенности внешнего вида, образа жизни, питания. Породы морских свинок. Стихотворение Л.Гульевой «Морская свинка»
Виды образовательной деятельности обучающихся:
Чтение стихотворения Л.Гульевой «Морская свинка». Коллективное обсуждение (Почему свинку называют «морской»). Просмотр обучающего видео «Знакомимся с животными – морская свинка». Коллективное обсуждение (История приручения, особенности строения, породы морских свинок). Подвижная игра с мячом «Это правда или нет». Дидактическая игра «Как говорит морская свинка» с использованием аудиозаписи. Выполнение индивидуальных заданий «Что не так?» с использованием карточек картинок. Самооценка.
Практическая работа №2 (Знакомство с условиями содержания, питания, особенностями кормления морских свинок, посев травы для кормления). Заполнение дневника наблюдений «Пушистые зубастики».
Коллективное обсуждение по итогам наблюдений. Рефлексия.
Тема 2.3 Зверёк из сказки-шиншилла
Форма проведения занятия: беседа с игровыми элементами.
Содержание учебного материала: История приручения морских свинок, особенности внешнего вида, образа жизни, питания.
Виды образовательной деятельности обучающихся:
Работа в парах: дидактическая игра «Сложи картинку». Рассматривание шиншиллы. Ответы на вопросы: Какой формы мордочка? Какого цвета, размера и формы глаза? Уши? Какой формы туловище? Какой длины лапки? Хвост? Чем покрыто тело шиншиллы? Слушание звуков, издаваемых шиншиллой (аудиозапись) Коллективная дидактическая игра «Учимся понимать шиншиллу». Физкультминутка с музыкальным сопровождением «Беспокойная шиншилла» Слушание сказки Елисеевой О. «Как кролик с шиншиллой шубками поменялись». Коллективное обсуждение (Почему шиншилле понравилась шубка кролика, а кролику – шубка шиншиллы? Что случилось, когда они встретились с лисой? Почему «чужая шубка помешала убежать и спрятаться»?) Разучивание чистоговорки «У шиншиллы Шуры шубка шелковая».
Практическая работа №3 (Знакомство с условиями содержания, питания, особенностями кормления шиншилл, наблюдение за поведением животных.) Заполнение дневника наблюдений «Пушистые зубастики». Коллективное обсуждение по итогам наблюдений. Рефлексия.
Тема 2.4 Крыски-отличные приятели для детей
Форма проведения занятия: мастерская общения
Содержание учебного материала: мультфильма «Твой друг крыса», игры на познавательное и речевое развитие.
Виды образовательной деятельности обучающихся:
Просмотр мультфильма «Твой друг крыса». Обсуждение под руководством педагога.
Коллективное знакомство с декоративной крысой. (Какая она? Что есть у неё на голове? Какого она цвета? Что на мордочке? Что у неё самое длинное?) История возникновения декоративных крыс. Разновидность крыс. Интересные факты из жизни крыс. Содержание и питание крыс. Физкультминутка. Работа в парах-описать крысу. Дидактическая игра «Покормим крысу» на формирование представления детей об особенностях кормления крыс; учить их распознавать и называть вид корма.
Практическая работа №4 (Знакомство с условиями содержания, питания, особенностями кормления крыс, сравнение крысы с хомяком и морской свинкой) Заполнение дневника наблюдений «Пушистые зубастики». Коллективное обсуждение по итогам наблюдений. Рефлексия.
Тема 2.5 Песчанка-это так интересно!
Форма проведения занятия: мастерская общения
Содержание учебного материала: понятие «пасчанка», фильм «Жизнь песчанки», рассматривание аквариума, сообщения «Интересные факты о песчанках».
Виды образовательной деятельности обучающихся:
Коллективное знакомство с понятием «Песчанка». Рассматриваем песчанок, живущих на станции юннатов (Какая она? Что есть у неё на голове? Какого она цвета? Что на мордочке? Какой у неё хвост? На кого похожа? Чем отличается от мыши?) Просмотр развивающего фильма «Жизнь песчанки». Обсуждение под руководством педагога. Рассматривание аквариума с песчанками. (Что есть в аквариуме? Что построили песчанки? Где прячутся песчанки?) Содержание песчанок в домашних условиях. Особенности песчанок. Питание песчанок. Уход за питомцами. Досуг песчанок. Советы по содержанию песчанок в домашних условиях. Выступление детей с сообщениями «Интересные факты о песчанках».
Практическая работа №5 (Знакомство с условиями содержания, питания, особенностями кормления песчанок, сравнение песчанки с крысой) Заполнение дневника наблюдений «Пушистые зубастики». Коллективное обсуждение по итогам наблюдений. Рефлексия.
Тема 2.6 Игра-квест «По тропам грызунов»
Форма проведения занятия: игра-квест
Содержание учебного материала: правила поведения, понятие «Новосёл», путешествие по станциям.
Виды образовательной деятельности обучающихся:
Коллективное повторение правил поведения на зооферме станции юннатов. Определение темы занятия. (Чтение стихотворения про грызунов). Получение задания. (Собрать пазлы и узнать новосёла станции юннатов).
Первая станция «Угадай-ка». (Разгадать ребусы и отыскать спрятанные среди букв названия животных. Дети получают конверты с заданиями, после выполнения которых получают первый пазл).
Вторая станция «Забавные животные». (Каких животных вы разгадали в ребусах? Теперь узнайте этих животных по описанию внешнего вида). Работа с картой-схемой. (На карте указано описание животного, дети должны напротив каждого описания вписать название животного, о каком идёт речь). Проверка работы под руководством педагога. (Дети получают второй пазл).
Третья станция «Мой домик». (Необходимо определить место обитания животных, с которыми мы познакомились за время нашей работы). Работа с карточками. (Даны два вида карточек: на одних изображены животные, а на других места обитания. Нужно положить карточку животного на карточку где он обитает). Проверка работы под руководством педагога. (Дети получают третий пазл).
Четвёртая станция «столовая грызунов». (На столе представлены различные корма, нужно составить обед для хомяка, морской свинки, шиншиллы, крысы и песчанки). Проверка задания. Угощение животных обедом. Получение последнего пазла.
Пятая станция «Новосёл». Составление пазлов. (Кто же у нас новосёл на станции юннатов?) Рассказ педагога о новом жильце кролике сравнение его с грызунами, понятие «зайцеобразные». (Как появился кролик Пушистик на станции, кто его родственники и т.д). Подведение итогов игры-квеста. Награждение детей. Рефлексия.
4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Контроль и оценка уровня образовательных результатов освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Зубастые пушистики» осуществляется педагогом в процессе проведения занятий.
Основными видами контрольно-оценочных средств являются педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся, практические работы, решение задач поискового характера, учебное экспериментирование, творческие задания, познавательные конкурсы и оформление портфолио к концу срока обучения.
В течение срока обучения проводится диагностика качества усвоения обучающимися содержания программы. Входящий контроль с целью определения стартового уровня развития ребёнка проводится при наборе или начальном этапе формирования коллектива. Тематический контроль проводится с целью изучения отношения ребёнка к выбранной деятельности, его знания и достижения в этой области, личностные качества ребёнка и т.д. в конце изучения отдельных тем или разделов. Промежуточный контроль проводится с целью изучения динамики освоения содержания программы ребёнком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе (контрольные занятия проводятся после освоения каждого блока программы).
Итоговый контроль проводится с целью определения уровня успешности освоения обучающимся образовательной программы в форме портфолио достижений (или других форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении).
Основными видами и формами входящая диагностика являются:
- вступительные анкеты (возраст, состав семьи, адрес, класс, школа, телефон);
- опрос индивидуальный и фронтальный (уровень знаний, умений необходимых для прохождения разделов программы);
- педагогическое наблюдение (отношение к природе – уровень экологической культуры; эмоциональная отзывчивость и т.д.)
К основными видами и формами текущей диагностики относятся:
- опрос индивидуальный и фронтальный (уровень усвоения знаний, умений по разделам программы);
- педагогическое наблюдение (воспитанность детей обучающихся в студии; межличностные отношения и т.д.);
- анализ «продуктов» деятельности детей.
Итоговая диагностика проводится с использованием следующих форм подведения итогов:
- педагогическое наблюдение (отношение к природе – уровень экологической культуры; эмоциональная отзывчивость и т.д.);
- умение ухаживать за растениями и животными уголка живой природы;
- анализ «продуктов» деятельности детей;
- оформление портфолио достижений.
Система оценивания степени усвоения содержания и реализации программы применяется в течение всего учебного времени и включает в себя «Мониторинг достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающихся». Для организации процедуры мониторинга использованы методики сотрудников РГПУ им. А.И.Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ» Н.В. Кленовой, Л.Н. Буйловой.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения
краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное число баллов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. По направленности (профилю) программы | |||
1.1 Теоретическая подготовка | |||
1.1.1. Теоретические знания (по основным учебным элементам модуля): - понятия «млекопитающее», «декоративное животное», «грызуны», «зайцеобразные», «песчанка»; - особенности строения, питания, поведения животных отряда «грызуны»; - условия содержания грызунов | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Низкий уровень – обучающий овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой | 1 |
Базовый уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½ | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающий освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период | 10 | ||
1.1.2. Владение специальной терминологией: - обогащение словарного запаса понятиями «грызуны», «зайцеобразные», «дикие и домашние животные» «декоративные животные» и пр.; - аргументирование основных правил поведения во время наблюдения и ухода за грызунами | Уровень владения терминологией в изучаемой области | Низкий уровень – обучающий как правило, избегает употреблять специальные термины | 1 |
Базовый уровень – обучающий сочетает специальную терминологию с бытовой | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающий специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием | 10 | ||
1.2 Практическая подготовка | |||
1.2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: - умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним; - умение осуществлять уход, кормление животных; - соблюдать правила безопасного поведения во время наблюдения, ухода, кормления грызунов | Уровень сформированности навыков в изучаемой области | Низкий уровень – овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков | 1 |
Базовый уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½ | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающий овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период | 10 | ||
1.2.2. Владение специальными инструментами и схемами: - навыки ухода и кормления грызунов; - посадка сочных кормов для кормления грызунов; - умение использовать природные материалы в жизни, в быту | Отсутствие затруднений в использовании специальных инструментов и схем | Низкий уровень – обучающий испытывает затруднения при работе с инструментами | 1 |
Базовый уровень – обучающий работает с инструментами с помощью педагога | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающий работает с инструментами самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 10 | ||
1.2.3. Творческие навыки: - умение нестандартно подходить к выполнению предлагаемой работы; - активно и самостоятельно предлагать план работы, способ реализации поставленной задачи | Креативность в выполнении практических заданий | Низкий уровень – обучающий в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога | 1 |
Базовый уровень – обучающий в основном выполняет задания на основе образца | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающий выполняет практические задания с элементами творчества | 10 | ||
2. Метапредметные результаты | |||
2.1. Регулятивные умения и навыки | |||
- целеполагание; - умение работать с различными источниками информации; - определение плана выполнения задания; - итоговый и пошаговый контроль в своей познавательной деятельности; - корректировка действий после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок | Самостоятельность в постановке цели, выбора средств и способов выполнения учебных задач | Низкий уровень – обучающий испытывает затруднения при целеполагании, планировании, оценке и коррекции выполнения заданий, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1 |
Базовый уровень – обучающий занимается целеполагании, планировании, оценке и коррекции выполнения заданий с помощью педагога или родителей | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающий осуществляет целеполагание, планирование, оценку и коррекцию выполнения заданий самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 10 | ||
2.2. Познавательные умения и навыки | |||
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - сравнивать и группировать различные объекты; - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; - делать выводы в результате совместной работы с педагогом; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - ориентироваться в учебном пособии; - находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - применение полученных знаний в повседневной жизни; - определение последовательности действий; - подготовка рабочего места в соответствии с ТБ | Самостоятельность в применение основных методов познания при выполнении практической работы | Низкий уровень – обучающий испытывает затруднения в управление своей познавательной деятельностью, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1 |
Базовый уровень – обучающий организует познавательную деятельность с помощью педагога или родителей | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающий управляет своей познавательной деятельностью самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 10 | ||
2.3. Коммуникативные умения и навыки | |||
- умение взаимодействия в коллективе, устанавливание рабочих отношений; - позитивное сотрудничество со сверстниками и педагогом; - адекватное восприятие оценки своих работ; - отстаивание собственной точки зрения | Способность самостоятельно выстраивать взаимоотношения в группе, отстаивать свою точку зрения | Низкий уровень – обучающий испытывает затруднения в организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками | 1 |
Базовый уровень – обучающий свободно выстраивает коммуникации со сверстниками и педагогом | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающий проявляет инициативность в организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками | 10 | ||
3. Личностные результаты | |||
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - проявлять положительную мотивацию к групповым занятиям в детском объединении; - аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; - бережное, эмоциональное отношение к объектом природы; - взаимодействовать с окружающим миром, соблюдая основы экологической культуры | Осознанность возможности реализовывать творческий потенциал в собственной учебно-познавательной деятельности | Низкий уровень – обучающийся избегает проявлений творчества, выполняет задания по образцу | 1 |
Базовый уровень – обучающийся проявляет высокий интерес к творчеству, способности самореализации | 5 | ||
Повышенный уровень – обучающийся инициативен и самостоятельно проявляет высокий интерес к творчеству, способности самореализации | 10 |
Критерии оценивания уровня достижения образовательных результатов: низкий уровень – 9-30 баллов; базовый уровень – 31-60 баллов; повышенный уровень – 61-90 баллов.
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
- телевизор;
- dvdплеер;
- проектор;
- ноутбук;
- учебные рабочие места (парты и стулья);
- рабочее место педагога;
- аудиторная доска;
- набор игрушек;
- канцелярские принадлежности (ножницы, кисти, краски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, клей);
- клетки, посуда для кормления животных.
Для успешной реализации программы широко используются образовательные зоны Омской областной станции юных натуралистов:
- Зимний сад (представлено более 1000 видов растений из разных стран мира, водопад с золотыми карпами, всё это используется для проведения занятий, исследовательской деятельности);
- зоологическая секция (представлены различные виды животных, за которыми обучающиеся могут не только наблюдать, но и помогать ухаживать);
- учебно-опытный участок;
- музей юннатского движения (представлена история станции юннатов с момента основания до наших дней с целью знакомства обучающихся с историей, развитием, успехами юннатского движения);
- кабинет аквариумистики (представлено видовое многообразие рыб с целью ознакомления, развития познавательного интереса к изучению природы, воспитанию экологической культуры).
5.2. Информационно-образовательные ресурсы
- Единая коллекция цифровых ресурсов. – Режим доступа: http:// scollcollection/edu.ru;
- Тематические презентации, разработанные педагогом.
- Презентации: «Детские электронные презентации и клипы». Режим доступа: http://viki.rdf.ru
- Платформа GOOGLE CLASSROOM – https://classroom.google.com
- Социальная сеть “В КОНТАКТЕ” – https://vk.com
- «Российская электронная школа» – https://resh.edu.ru/
- «Портал дистанционного обучения Омской области» – http://do.obr55.ru/
- Интерактивная платформа «Учи.ру» – https://lp.uchi.ru/
- «Яндекс учебник – https://education.yandex.ru/home/
- «Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс» – https://www.yaklass.ru/
5.3. Учебно-методическое обеспечение
В соответствии с образовательной программой использован следующий учебно-методический комплект:
- плакаты, карта мира, фотографии с объектами животного мира;
- фотографии по темам занятий;
- дидактический материал, подобран, согласно темам занятий данной дополнительной образовательной программы;
- дидактические карточки для проведения дидактических игр;
- питомцы станции юных натуралистов;
- видео с экологической тематикой видеоматериалов;
- аудиозаписи;
- разработки итогового занятия.
5.4. Кадровое обеспечение
Реализация программы требует наличия квалифицированных педагогов дополнительного образования в области экологии.
Для успешной реализации программы необходимы образовательные зоны БУ ДО «Обл СЮН», смежные по профилю организации-партнеры: БОУ ДО г.Омска «Детский эколого-биологический центр», БУК «Омский историко-краеведческий музей» и др., Природный парк «Птичья гавань» т.д.
5.5. Организация образовательного процесса
Анализ литературы и собственный практический опыт работы авторов позволяет предложить ряд принципов отбора содержания экологического образования дошкольников. В основе программы лежат следующие основные принципы:
- принцип научности (предполагает знакомство дошкольников с совокупностью
элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения);
- принципы последовательности и системности (реализуются через проблемный подход);
- принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);
- принцип деятельностности в отношениях «ребенок – природа» (подразумевает организацию в процессе обучения по программе системы видов детской природоведческой деятельности). Данный принцип лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети старшего дошкольного возраста, а также совместно с родителями);
- интеграции (проявляется в необходимости экологизации различных видов деятельности ребенка);
- наглядности (натуральные природные объекты, гербарии, таблицы, фотографии, презентационный аудио-, видеоматериал).
В ходе реализации программы предполагается использование следующих образовательных технологий:
- развивающее обучение (развитие личности и её способностей);
- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток).
Программа ориентирована на старший дошкольный возраст.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения за животными, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребёнка данного возраста занимательной, игровой форме. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и образовательного учреждения. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основной целью работы с родителями является создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей для создания единой доброжелательной воспитательной среды.
Для этого в дополнительном образовании активно используются такие формы работы с родителями, как: дни открытых дверей, творческие мастерские, совместная игровая деятельность, анкетирование, диагностика, индивидуальная консультация (беседа).
При реализации программы предусматриваются следующие формы занятий: беседа, практическая работа, выставки, игра-квест, экскурсии. На занятиях организуется практическая форма обучения, в основе которой лежит индивидуальный, творческий подход обучающихся.
Форма организации деятельности обучающихся индивидуально-групповая. В процессе проведения занятий применяются общие формы обучения:
- фронтальная (предполагает работу всех обучающихся над одним и тем же содержанием, работу педагога со всей группой в едином темпе, с общими заданиями);
- групповая (при решении задач повышенного уровня сложности в малых группах);
- парная (предполагает либо взаимодействие двух обучающихся в процессе анализа и обсуждения задачи, осуществления взаимообучения и взаимоконтроля; либо взаимодействие педагога и обучающегося);
- индивидуальная (предполагает самостоятельный выбор обучающимся индивидуального маршрута изучения учебного материала в рамках заданной темы, каждый обучающийся работает в своем темпе над посильными ему заданиями).
При проведении практических занятий используются такие активные методы обучения, как дискуссии, игровые методы, частично-поисковые методы, использование ситуационных задач.
При организации образовательного процесса используются дистанционные технологии обучения.
При подготовке и проведению дистанционных занятий естественнонаучной направленности используются следующие виды дистанционных технологий:
1. Кейс-технологии, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у педагога.
2. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг: электронная почта; телеконференции; вебинары; пересылка данных (FTR- серверы); гипертекстовые среды (WWW – серверы); ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы); видеоконференции.
Дистанционные учебные занятия многообразны:
1. Анонсирующие занятие. Цель — привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
2. Вводное занятие. Цель — введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видео лекция, например, в формате AVI.
3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ.
4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
5. Выполнение виртуальных опытов, которые позволяют моделировать объекты и процессы окружающего мира, а также организовывать компьютерный доступ к реальному лабораторному оборудованию. Использование виртуальных лабораторий позволит предоставить возможность обучающемуся провести эксперименты с оборудованием и материалом, отсутствующим в домашних условиях, получить практические навыки проведения экспериментов.
6. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя.
7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты.
8. Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного, оно проходит в реальном режиме времени.
Длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся составляет 10 минут.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые источники:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 08.08.2019)
- Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.//Сборник международных договоров СССР, выпуск XLV1,1993. 1.4.
- Устав (Основной Закон) Омской области (принят Законодательным Собранием Омской области 26 декабря 1995 г.) (с изм. и доп. от 22 марта 2018 г.)// URL: https://constitution.garant.ru/region/ustav_omsk/ (дата обращения 08.08.2019)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019 // URL: https://base.garant.ru/70291362/#friends (дата обращения 08.08.2019)
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Министерства образования Омской области от 12 февраля 2019 года № 2299 «О методических рекомендациях по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Устав БУ ДО «Обл СЮН».
- Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. – № 12, 2005 – № 1).
Основные источники:
1. Баксис Д. Дрессировка и воспитание хомячка / Д.Баксис, Б.Самервиль. – М.: Аквариум-Принт, 2007. – 368 c.
2. Гаспер, Г. Декоративные крысы / Г.Гаспер. – М.: Аквариум, 2012. – 789 c.
3. Гаспер Г. Хомяки. Содержание и уход / Г.Гаспер. – М.: Аквариум, 2011. – 871 c.
4. Гасспер Г. Крысы. Содержание и уход / Г.Гасспер. – М.: Аквариум-Принт, 2012. – 634 c.
5. Котенкова Е. Мыши и крысы / Е. Котенкова. – М.: Компания Дельта -М, 2001. – 279 c.
6. Кулагина К. А. Морские свинки / К.А. Кулагина. – М.: Мир, 2008. – 240 c.
7. Михайлов В. Морская свинка: Животные в нашем доме / В.Михайлов. – М.: ИЛ, 2000. – 128 c.
8. Непомнящий Декоративные грызуны / Непомнящий. – М.: Вече, 2004. – 192 c.
9. Рахманов А.И. Хомяки и морские свинки. Содержание, кормление, лечение мелких домашних животных / А.И. Рахманов. – М.: Аквариум, 2000. – 160 c.
10. Рахманов А. Шиншилла. Содержание. Кормление. Разведение. Профилактика заболеваний / А. Рахманов. – М.: Аквариум-Принт, 2014. – 819 c.
11. Рахманов А.И. Кормление кроликов, пушных и декоративных зверей / А.И. Рахманов. – М.: Аквариум, 2011. – 984 c.
12. Рахманов, А.И. Шиншилла / А.И. Рахманов. – М.: Аквариум, 2011. – 760 c.
13. Рахманов А.И. Песчанки. Обзор видов. Содержание. Уход. Разведение / Рахманов Александр Иванович. – М.: Аквариум, 2012. – 668 c.
14. Хаткина М.А. Декоративные грызуны. Рекомендации по уходу и содержанию / М.А. Хаткина. – М.: Феникс, Кредо, 2007. – 224 c.
15. Хворостухина, С.В. Декоративные мыши / С.В. Хворостухина. – Москва: Гостехиздат, 2003. – 427 c.
Литература для обучающихся, родителей:
16. Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или Звери / И.И. Акимушкин. – М.: Мысль, 1988. – 445 с.
17. Баксис Д. 30 игр и упражнений для вашего хомячка / Д.Баксис, Б.Самервиль. – М.: Аквариум-Принт, 2005. – 131 c.
18. Баксис Д. Дрессировка и воспитание хомячка / Д.Баксис, Б.Самервиль. – М.: Аквариум-Принт, 2007. – 368 c.
19. Криволапова А.И. серия «Моя первая энциклопедия», М. «Русич», 2007. – 248 с.
20. Я познаю мир: Поведение животных. – М.: АСТ, 2000. – 448 с.: ил.
Интернет-источники:
- Экологические игры для дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/3813-ekologicheskie-igry-i-uprazhneniya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
- Занятия по экологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://doshkolnik.ru/ecologia.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 лет Срок реализации: 2 года
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 летСрок реализации: 2 года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» (Возраст обучающихся: 12-13 лет)
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предполагает дополнительное образование детей и расширение знаний в области инфор...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лабораторный практикум. Химический эксперимент», краткосрочная
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что программа содержит опережающую информацию по неорганической и органической химии, раскрывает перед обучающимися интересные и важные ст...
«Сувенир с Востока» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Возраст обучающихся: 6 - 18 лет Срок реализации: 3 года
Лепить игрушки можно из разных материалов. Игрушки из глины гремят, свистят, тарахтят – разговаривают, ходят, летают, поют, колоколят – одним словом создают театральное действо, которое бы...
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Лето на здоровье!»
Актуальность программы: Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.С...