РП_Азбука профориентации_8 класс
рабочая программа (8 класс)

Курманбакиева Любовь Алексеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО «Азбука профориентации» для 8 класса.

В связи с тем, что регион проживания учащихся МКОУ «Панаевской школы-интернат» обладает определенными географическими и экономическими особенностями, автором были введены занятия, направленные на выявление социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком Автономном округе, востребованность профессий в Ямало-Ненецком Автономном округе, а также на выявление образовательных возможностей городов Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой и Тюмень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_azbuke_proforientatsii_8a_kl_19-20_uch.god_.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО «Азбука профориентации» для 8 класса составлена на основании:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
  • Авторской программы «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников» / Под редакцией С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2007.
  • Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 №   251-од);
  • Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 29.08.2019г. №363).

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

С.Н.Чистякова

Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников

Просвещение

В связи с тем, что регион проживания учащихся МКОУ «Панаевской школы-интернат» обладает определенными географическими и экономическими особенностями, автором были введены занятия, направленные на выявление социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком Автономном округе, востребованность профессий в Ямало-Ненецком Автономном округе, а также на выявление образовательных возможностей городов Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой и Тюмень.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука профориентации» для 8 класса призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости и ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
  • самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметными результатами обучения являются универсальные учебные действия:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
  • диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметными результатами обучения являются:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • знание классификации видов профессий;
  • планирование деятельности по выбору профессии;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • представление о том, как составлять личное резюме.

Содержание учебного предмета  

Первый раздел «Индивидуальные особенности личности». Темперамент. Свойства нервной системы. Типы темперамента. Свойства темперамента: активность, реактивность, чувствительность, темп деятельности, ригидность и пластичность, экстраверсия и интроверсия, тревожность. Характер. Понятие о характере. Черты характера. Формирование характера. Способности, склонности и интересы. Три признака понятия способностей по Б. М. Тепловой. Общие и специальные способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии. Направленность личности. Личность. Направленность личности (на себя, на дело, на общение). Потребности, мотивы.

Второй раздел «Слагаемые выбора будущей профессии». Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий).   Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Причины ошибок и затруднений в выборе профессии. Профессиональное самовоспитание. Самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения. Что такое резюме?  Правила составления резюме. Трудовой кодекс. Трудовая книжка. Больничный лист. Налоги. Страховые и социальные выплаты. Отпуск.

Третий раздел «Профориентация в условиях ЯНАО». Социально-экономическая ситуации в Ямало-Ненецком Автономном округе. Востребованные профессии в Ямало-Ненецком Автономном округе. Востребованные профессии в Ямальском районе. Востребованные профессии в селе Панаевск. Образовательные возможности городов Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой и Тюмень.

Тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Всего часов

В том числе

проверочных,

практических

работ

контрольных

работ

1. Индивидуальные особенности личности. 12 часов.

Свойства нервной системы.

1

1

Темперамент. Типы темперамента.

1

1

Свойства темперамента.

1

1

Характер. Понятие о характере.

1

1

Черты характера. Формирование характера.

1

1

Способности, склонности и интересы.

1

1

Три признака понятия способностей по Б. М. Тепловой.

1

1

Общие и специальные способности. Формирование способностей.

1

1

Взаимосвязь задатков и способностей.

1

1

Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.

1

1

Личность. Направленность личности.

1

1

Потребности, мотивы.

1

1

2. Слагаемые выбора будущей профессии. 16 часов.

Требования профессии к человеку.

1

1

Здоровье и профессия.

1

1

Профессиональная пригодность.

1

1

Показатели профессиональной пригодности.

1

1

Степени профессиональной пригодности.

1

1

Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.

1

1

Профессиональное самовоспитание.

1

1

Самообразование.

1

1

Что такое резюме?  

1

1

Правила составления резюме.

1

1

Трудовой кодекс.

1

1

Трудовая книжка.

1

1

Больничный лист.

1

1

Налоги.

1

1

Страховые и социальные выплаты.

1

1

Отпуск.

1

1

3. Профориентация в условиях ЯНАО. 7 часов.

Социально-экономическая ситуации в Ямало-Ненецком Автономном округе.

1

1

Востребованные профессии в Ямало-Ненецком Автономном округе.

1

1

Востребованные профессии в Ямальском районе.

1

1

Востребованные профессии в селе Панаевск.

1

1

Образовательные возможности городов Салехард и Лабытнанги.

1

1

Образовательные возможности городов Надым и Новый Уренгой.

1

1

Образовательные возможности города Тюмень.

1

1

Итого:

35

35

0

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды/

формы

контроля

по плану

по факту

1. Индивидуальные особенности личности. 12 часов.

05.09

Свойства нервной системы.

Урок изучения нового материала

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости и ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
  • самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметные результаты:

  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
  • диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметные результаты:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • знание классификации видов профессий;
  • планирование деятельности по выбору профессии;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

12.09

Темперамент. Типы темперамента.

Урок изучения нового материала

19.09

Свойства темперамента.

Урок изучения нового материала

26.09

Характер. Понятие о характере.

Урок изучения нового материала

03.10

Черты характера. Формирование характера.

Урок изучения нового материала

10.10

Способности, склонности и интересы.

Урок изучения нового материала

17.10

Три признака понятия способностей по Б. М. Тепловой.

Урок изучения нового материала

24.10

Общие и специальные способности. Формирование способностей.

Урок изучения нового материала

31.10

Взаимосвязь задатков и способностей.

Урок изучения нового материала

14.11

Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.

Урок изучения нового материала

21.11

Личность. Направленность личности.

Урок изучения нового материала

28.11

Потребности, мотивы.

Урок изучения нового материала

2. Слагаемые выбора будущей профессии. 16 часов.

05.12

Требования профессии к человеку.

Урок изучения нового материала

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости и ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
  • самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметные результаты:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
  • диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметные результаты:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • знание классификации видов профессий;
  • планирование деятельности по выбору профессии;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • представление о том, как составлять личное резюме.

12.12

Здоровье и профессия.

Урок изучения нового материала

19.12

Профессиональная пригодность.

Урок изучения нового материала

26.12

Показатели профессиональной пригодности.

Урок изучения нового материала

16.01

Степени профессиональной пригодности.

Урок изучения нового материала

23.01

Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.

Урок изучения нового материала

30.01

Профессиональное самовоспитание.

Урок изучения нового материала

06.02

Самообразование.

Урок изучения нового материала

13.02

Что такое резюме?  

Урок изучения нового материала

20.02

Правила составления резюме.

Урок изучения нового материала

27.02

Трудовой кодекс.

Урок изучения нового материала

05.03

Трудовая книжка.

Урок изучения нового материала

12.03

Больничный лист.

Урок изучения нового материала

19.03

Налоги.

Урок изучения нового материала

02.04

Страховые и социальные выплаты.

Урок изучения нового материала

09.04

Отпуск.

Урок изучения нового материала

3. Профориентация в условиях ЯНАО. 7 часов.

16.04

Социально-экономическая ситуации в Ямало-Ненецком Автономном округе.

Урок изучения нового материала

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости и ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
  • самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметные результаты:

  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
  • диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметные результаты:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • знание классификации видов профессий;
  • планирование деятельности по выбору профессии;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

23.04

Востребованные профессии в Ямало-Ненецком Автономном округе.

Урок изучения нового материала

30.04

Востребованные профессии в Ямальском районе.

Урок изучения нового материала

07.05

Востребованные профессии в селе Панаевск.

Урок изучения нового материала

14.05

Образовательные возможности городов Салехард и Лабытнанги.

Урок изучения нового материала

21.05

Образовательные возможности городов Надым и Новый Уренгой.

Урок изучения нового материала

28.05

Образовательные возможности города Тюмень.

Урок изучения нового материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука профориентации

Урок-игра по профориентации для учащихся 7-8 классов ...

Классный час для уч-ся 9 классов "Азбука профориентации"

Классный час для уч-ся 9-х классов нашей школы по выбору профессии "Азбука профориентации". Прилагается список использованной литературы....

Программа факультативного курса "Азбука профориентации XXI века"

Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Урок-игра "Азбука профориентации" для 6-7 классов

Проблема выбора профессии в небольших городах носит специфический характер. Доход у населения  зачастую не велик, и родители боясь больших материальных затрат не решаются детей отправлять в город...

РП_Азбука профориентации_7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации  ФГОС ООО «Азбука профориентации» для 7 класса.В связи с тем, что регион проживания учащихся МКОУ «Панаевской школы...