Классный час для уч-ся 9 классов "Азбука профориентации"
классный час (9 класс) по теме
Классный час для уч-ся 9-х классов нашей школы по выбору профессии "Азбука профориентации". Прилагается список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час по выбору профессии | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Азбука профориентации»
(для уч-ся 9 классов)
Цель:
акцентировать внимание уч-ся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего самоопределения
Задача:
Формирование представлений о профессиональном образовании до начала трудовой деятельности
Форма:
беседа, лекция, разговор
План мероприятия:
1.Вступительное слово
2. Формула выбора профессии «Это должен знать каждый…»
3.Огрмомент. Разминка «Назови профессию»
4.Выступление гостя
5.Заключение
6.Список литературы
1.Вступительное слово классного руководителя.
Совсем скоро закончится ваше школьное детство, закончится и ваше школьное обучение. Самое время задуматься о профессиональном выборе, о своем будущем.
В мире существует тысячи разных профессий и специальностей. Термин «профессия» происходит от латинского корня и переводится «объявляю своим делом».
А какое дело объявишь своим ты?
Наверное, некоторые из вас уже задавались вопросом : «Кем быть и какую профессию выбрать?». Выбор профессии считают главным жизненным экзаменом, ведь это не только выбор жизненного пути, но и судьбы.
Получение профессионального образования до начала трудовой деятельности – одно из главных условий успешного трудоустройства и развития карьеры. Поэтому:
!. Какой уровень профессионального образования тебе доступен – ВУЗ, техникум или училище;
- Реши, какая профессия соответствует твоим интересам и склонностям;
- Объективно оцени свои возможности, предъявляемые к здоровью, личностным и деловым качествам, чертам характера;
- Выясни, насколько городу (или области) необходима выбранная тобой профессия и каковы шансы трудоустройства после окончания обучения;
- Заранее посети учебные заведения, где обучают выбранной тобой профессии, побеседуй с учащимися, прислушайся к мнению старших товарищей;
- Оценив свои шансы, выбери образовательное учреждение, в которое ты будешь поступать;
- Для осуществления своей цели и желания необходимо успешное окончание школы и получение общего среднего образования.
Желаю вам удачи в новом учебном году и успехов в учебе!
2.Формула выбора профессии. Типы профессий.
Выступление заведующей школьной библиотеки с обзором литературы по теме «Азбука профориентации»
Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»
«Хочу» -профессиональные интересы и склонности. Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности и интерес к ним.
«Могу» - способности, состояние здоровья.
Способности – это умения, индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем или иным требованиям, которые предъявляет эта профессия человеку.
«Надо» - это востребованность профессии на рынке труда.
Помните, что жизнь не стоит на месте, рынок труда меняется очень быстро, а вместе с ним происходят изменения в профессиях и потребностях в них.
3.Оргмомент «Назови профессию»
Постарайтесь сейчас ответить на мои вопросы, которые я задам.
Назовите профессию или специальность человека, который:
- Придумывает, рисует, проектирует дома, здания, сооружения
- Изучает звезды, небесные тела и системы
- Лечит зверей, всех братьев наших меньших
- Выполняет подводные работы в специальном костюме
- Изкчает глубины нашей земли, ищет полезные ископаемые
- Охраняет лесные и охотничьи угодья, зверей и птиц
- Следит за изменениями погоды и составляет прогноз
- Выдумывает различные костюмы, рисует их эскизы
- Шьет одежду, различные костюмы и платья
- Печет хлеб и кондитерские изделия
- Разносит письма и телеграммы
- Путешествует по пещерам и изучает их (спелеолог)
- Оберегает все, что есть вокруг – что растет, живет в природе.
Все существующие профессии делят по предмету труда на несколько типов:
Человек – природа
Человек – техника
Человек – человек
Человек – знаковая система
Человек – художественный образ
«Человек – природа»
Ведущий предмет труда – живая природа. Сюда входят растительные и животные организмы. Особенностью биологических объектов труда является то, что они сложны, изменчивы и нестандартны. Растения и микроорганизмы живут, растут, развиваются, болеют и гибнут. При выборе профессии важно учесть, что природа здесь выступает не как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Важно разобраться, что ты больше любишь – природу: труд или отдых.
Примеры профессий: фермер, агроном, зооинженер, зоотехник, цветовод, пчеловод, микробиолог, ветеринар, плодоовощевод и др.
«Человек – техника»
Главный предмет труда – техника, технические объекты, материалы, энергия. Область техники очень широка, ведь это не только железки, но всевозможные другие материалы – ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Это самый большой тип профессий по количеству специальностей. Техника – дело рукотворное. Здесь есть множество возможностей проявлять находчивость, инициативу и талант. Но она и требует немало: развитого воображения, памяти, точности.
Примеры профессий: столяр, оптик, сборщик часов, сборщик микросхем, инженер-физик, радиомеханик, водитель, слесарь и др.
«Человек – человек»
Предметом труда здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Главная особенность труда сводится к взаимодействию между людьми – если не ладится взаимодействие, то не будет и работы. Вторая особенность состоит в том, что каждая профессия требует от человека двойной подготовки:
- Научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимая людей, разбираться в их особенностях;
- Быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники и пр.
Примеры профессий: учитель, воспитатель, официант, менеджер, врач, парикмахер, продавец и др.
«Человек – знаковая система»
Современный человек погружен в мир знаков, систем, цифр, чертежей, карт, таблиц, схем. В выборе профессии такого типа надо четко знать, что ведущим предметом труда и являются цифры, знаки, коды. Представители такой профессии должны обладать усидчивостью, вниманием, быть вдумчивыми, иметь хорошо развитое воображение, память, мышление.
Примеры профессий: переводчик, библиотекарь, бухгалтер, контролер-кассир, программист, редактор и др.
«Человек – художественный образ»
Главная особенность этой профессии в том, что значительная доля трудовых затрат остается невидимой постороннему глазу. Более того, нередко прилагаются усилия для создания необходимого эффекта. Например, выступление артиста на сцене длится не более 5 минут, а подготовки ушло на это неделя. Ведущим предметом труда здесь является художественный образ, способы его построения. От человека профессии такого типа требуется развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое воображение.
Примеры профессий: артист, реставратор, художник, музыкант, композитор, писатель и др.
Некоторые профессии могут относиться к двум типам. Например: продавец (человек, знаковая система), парикмахер (человек, художественный образ).
Самое главное в выборе будущей профессии, чтобы это стало любимым делом, на всю жизнь.
4.Выступление гостя.
Представитель типа «человек-человек» профессии УЧИТЕЛЬ ветеран труда, отличник народного образования, преподаватель ОБЖ в нашей школе Владимир Николаевич Мурыгин. Беседа с ним. Разговор на тему.
5.Заключение.
Стихотворения В. Маяковского «Кем быть».
6. Список литературы:
1.И. Карцев. Ищи свою профессию. – М., «Мол. Гвардия», 1973
2.Д.С. Лихачев Письма о добром и прекрасном. – М., Дет. лит., 1985
3.Л.Р. Мадорский, А.З. Зак, Глазами подростков. – М., просвещение, 1991
4.В. Маяковский. Кем быть? – М., Дет. лит., 1991
5.Т.Д. Нуждина. Мир людей. Энциклопедия для детей: Чудо – всюду, - Ярославль, Академия Холдинг, 2000
6.Е.Н Прощицкая. Выбирайте профессию. – М., Просвещение, 1991
7.В.А. Сухомлинский. Письма к сыну. – М., Просвещение, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по профориентации "Дорога в завтра"
Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Классный час по теме «Ярмарка профессия. Профориентация»
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии....
Классный час в 5 классе по профориентации
Классный час в 5 классе по профориентации.Проходит в игровой форме.Ученики выполняют задания....
Классный час в 9 классе по профориентации
Классный час в 9 классе по профориентации...
Классный час в 9 классе по профориентации
Одним из направлений воспитательной работы классного руководителя является работа по профориентации. Данный классный час подводит обучающихся к пониманию, насколько важен правильный выбор будуще...
Материал для классного часа в 10 классе по профориентации "Учёба и будущее"
Материал знакомит десятиклассников с новыми профессиями, обозначает направления для выбора будущего пути, рассказывает о профессиях, которые уже исчезли....