Классный час для уч-ся 9 классов "Азбука профориентации"
классный час (9 класс) по теме

Кожевникова Татьяна Борисовна

Классный час для уч-ся 9-х классов нашей школы по выбору профессии "Азбука профориентации". Прилагается список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час по выбору профессии47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Азбука профориентации»

(для уч-ся 9 классов)

Цель:

акцентировать внимание уч-ся на собственной личности с целью самопознания  и дальнейшего самоопределения

Задача:

Формирование представлений о профессиональном образовании до начала трудовой деятельности

Форма:

беседа, лекция, разговор

План мероприятия:

1.Вступительное слово

2. Формула выбора профессии «Это должен знать каждый…»

3.Огрмомент. Разминка «Назови профессию»

4.Выступление гостя

5.Заключение

6.Список литературы

1.Вступительное слово классного руководителя.

Совсем скоро закончится ваше школьное детство, закончится и ваше школьное обучение. Самое время задуматься о профессиональном выборе, о своем будущем.

В мире существует тысячи разных профессий и специальностей. Термин «профессия» происходит от латинского корня и переводится «объявляю своим делом».

А какое дело объявишь своим ты?

Наверное, некоторые из вас уже задавались вопросом : «Кем быть и какую профессию выбрать?». Выбор профессии считают главным жизненным экзаменом, ведь это не только выбор жизненного пути, но и судьбы.

Получение профессионального образования до начала трудовой деятельности – одно из главных условий успешного трудоустройства и развития карьеры. Поэтому:

     !. Какой уровень профессионального образования тебе доступен – ВУЗ, техникум или училище;

  1. Реши, какая профессия соответствует твоим интересам и склонностям;
  2. Объективно оцени свои возможности, предъявляемые к здоровью, личностным и деловым качествам, чертам характера;
  3. Выясни, насколько городу (или области) необходима выбранная тобой профессия и каковы шансы трудоустройства после окончания обучения;
  4. Заранее посети учебные заведения, где обучают выбранной тобой профессии, побеседуй с учащимися, прислушайся к мнению старших товарищей;
  5. Оценив свои шансы, выбери образовательное учреждение, в которое ты будешь поступать;
  6. Для осуществления своей цели и желания необходимо успешное окончание школы и получение общего среднего образования.

Желаю вам удачи в новом учебном году и успехов в учебе!

2.Формула выбора профессии. Типы профессий. 

Выступление заведующей школьной библиотеки с обзором литературы по теме «Азбука профориентации»

        Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»

        «Хочу» -профессиональные интересы и склонности. Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к  результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности и интерес к ним.

        «Могу» - способности, состояние здоровья.

Способности – это умения, индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем или иным требованиям, которые предъявляет эта профессия человеку.

        «Надо» - это востребованность профессии на рынке труда.

Помните, что жизнь не стоит на месте, рынок труда меняется очень быстро, а вместе с ним происходят изменения в профессиях и потребностях в них.

3.Оргмомент «Назови профессию»

Постарайтесь сейчас ответить на мои вопросы, которые я задам.        

Назовите профессию или специальность человека, который:

  1. Придумывает, рисует, проектирует дома, здания, сооружения
  2. Изучает звезды, небесные тела и системы
  3. Лечит зверей, всех братьев наших меньших
  4. Выполняет подводные работы в специальном костюме
  5. Изкчает глубины нашей земли, ищет полезные ископаемые
  6. Охраняет лесные и охотничьи угодья, зверей и птиц
  7. Следит за изменениями погоды и составляет прогноз
  8. Выдумывает различные костюмы, рисует их эскизы
  9. Шьет одежду, различные костюмы и платья
  10. Печет хлеб и кондитерские изделия
  11. Разносит письма и телеграммы
  12. Путешествует по пещерам и изучает их (спелеолог)
  13. Оберегает все, что есть вокруг – что растет, живет в природе.

Все существующие профессии делят по предмету труда на несколько типов:

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

«Человек – природа»

Ведущий предмет труда – живая природа. Сюда входят растительные и животные организмы. Особенностью биологических объектов труда является то, что они сложны, изменчивы и нестандартны. Растения и микроорганизмы живут, растут, развиваются, болеют и гибнут. При выборе профессии важно учесть, что природа здесь выступает не как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Важно разобраться, что ты больше любишь – природу: труд или отдых.

Примеры профессий: фермер, агроном, зооинженер, зоотехник, цветовод, пчеловод, микробиолог, ветеринар, плодоовощевод и др.

«Человек – техника»

        Главный предмет труда – техника, технические объекты, материалы, энергия. Область техники очень широка, ведь это не только железки, но всевозможные другие материалы – ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Это самый большой тип профессий по количеству специальностей. Техника – дело рукотворное. Здесь есть множество возможностей проявлять находчивость, инициативу и талант. Но она и требует немало: развитого  воображения, памяти, точности.

        Примеры профессий: столяр, оптик, сборщик часов, сборщик микросхем, инженер-физик, радиомеханик, водитель, слесарь и др.

«Человек – человек»

        Предметом труда здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Главная особенность труда сводится к взаимодействию между людьми – если не ладится взаимодействие, то не будет и работы. Вторая особенность состоит в том, что каждая профессия  требует от человека двойной подготовки:

  1. Научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимая людей, разбираться в их особенностях;
  2. Быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники и пр.

Примеры профессий: учитель, воспитатель, официант, менеджер, врач, парикмахер, продавец и др.

«Человек – знаковая система»

Современный человек погружен в мир знаков, систем, цифр, чертежей, карт, таблиц, схем. В выборе профессии такого типа надо четко знать, что ведущим предметом труда и являются цифры, знаки, коды. Представители такой профессии должны обладать усидчивостью, вниманием, быть вдумчивыми, иметь хорошо развитое воображение, память, мышление.

Примеры профессий: переводчик, библиотекарь, бухгалтер, контролер-кассир, программист, редактор и др.

«Человек – художественный образ»

Главная особенность этой профессии в том, что значительная доля трудовых затрат остается невидимой постороннему глазу. Более того, нередко прилагаются усилия для создания необходимого эффекта. Например, выступление артиста на сцене длится не более 5 минут, а подготовки ушло на это неделя. Ведущим предметом труда здесь является художественный образ, способы его построения. От человека профессии такого типа требуется развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое воображение.

Примеры профессий: артист, реставратор, художник, музыкант, композитор, писатель и др.

Некоторые профессии могут относиться к двум типам. Например: продавец (человек, знаковая система), парикмахер (человек, художественный образ).

Самое главное в выборе будущей профессии, чтобы это стало любимым делом, на всю жизнь.

4.Выступление гостя. 

Представитель типа «человек-человек» профессии УЧИТЕЛЬ ветеран труда, отличник народного образования, преподаватель ОБЖ в нашей школе Владимир Николаевич Мурыгин. Беседа с ним. Разговор на тему.

5.Заключение.

Стихотворения В. Маяковского «Кем быть».

6. Список литературы:

1.И. Карцев. Ищи свою профессию. – М., «Мол. Гвардия», 1973

2.Д.С. Лихачев Письма о добром и прекрасном. – М., Дет. лит., 1985

3.Л.Р. Мадорский, А.З. Зак, Глазами подростков. – М., просвещение, 1991

4.В. Маяковский. Кем быть? – М., Дет. лит., 1991

5.Т.Д. Нуждина. Мир людей. Энциклопедия для детей: Чудо – всюду, -  Ярославль, Академия Холдинг, 2000

6.Е.Н Прощицкая. Выбирайте профессию. – М., Просвещение, 1991

7.В.А. Сухомлинский. Письма к сыну. – М., Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Классный час по теме «Ярмарка профессия. Профориентация»

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора про­фессии....

Классный час в 5 классе по профориентации

Классный час в 5 классе по профориентации.Проходит в игровой форме.Ученики выполняют задания....

Классный час в 9 классе по профориентации

Классный час в 9 классе по профориентации...

Классный час в 9 классе по профориентации

Одним из направлений воспитательной работы классного руководителя является работа по профориентации.  Данный классный час подводит обучающихся к пониманию, насколько важен правильный выбор будуще...

Материал для классного часа в 10 классе по профориентации "Учёба и будущее"

Материал знакомит десятиклассников с новыми профессиями, обозначает направления для выбора будущего пути, рассказывает о профессиях, которые уже исчезли....