Внеурочная деятельность
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ С РАС
«Вместе весело играть»
Составитель:
учитель-дефектолог
Маняпова Илюза Назиповна
Тип проекта: краткосрочный
По времени проведения: 4 недели
Срок реализации: июнь 2023 год
Участники проекта: воспитанники группы с РАС компенсирующей направленности "Цыплёнок" (5 лет)
Актуальность проекта.
Игровая деятельность детей с расстройством аутистического спектра развивается замедленно и искаженно. В наиболее тяжелых случаях всё сводится к стереотипным манипуляциям, которые не являются игрой. Нередко дети с РАС используют не игровые материалы, но даже если это игрушка, то, чаще всего, ребенок фиксируется на каком-то её элементе или использует её не по назначению (крутит колесо игрушечной машины, выдавливает глаза кукле, стучит рельсами от железной дороги по окружающим предметам и т.д.). Действия с игровыми и неигровыми предметами дети повторяют неоднократно для воспроизведения полученного однажды сенсорного эффекта. У детей с аутизмом естественным образом не формируется ориентировочная исследовательская деятельность, они испытывают трудности с имитацией и подражанием. В этой связи, ребенку необходима специальная коррекционно-обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности как основы развития игры.
Цель проекта
- формирование игровой деятельности детей с расстройством аутистического спектра
Задачи проекта:
1. Продолжать знакомство детей с игрушками, расширять представление об игрушках.
2. Развивать умение наблюдать за предметно-практическими действиями, воспроизводить их при поддержке, подражать действиям взрослого;
3. Расширять активный и пассивный словарь, развивать речевую активность,
4. Формировать умение играть рядом, не мешая друг другу
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и привычку убирать их
на место.
6. Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету.
Комплексно – тематическое планирование
Образовательные области проекта
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетные игры: «Возьми игрушку на прогулку», «Магазин игрушек», «Купание игрушек».
Наблюдения на прогулке за играми младших детей.
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме.
Хозяйственно – бытовой труд (мытье игрушек, стирка кукольного
белья).
Познавательное развитие
Игры на развитие логического мышления «Кубики Никитина», «Сложи узор», «Магнитная мозаика». «Один - много», «Расположи игрушку», «Чего не хватает», «Чудесный мешочек», «Найди игрушку такого же цвета», «Узнай на ощупь», «Найди по описанию», «Что изменилось».
Художественно – эстетическое развитие
Лепка пирамидки; рисование игрушек; аппликации из цветной бумаги
Физическое развитие
Разучивание физкультминутки «Заводные игрушки»;
Подвижные игры: «Береги игрушку», «Кто скорее возьмет
игрушку», «Каждому по игрушке».
Пальчиковая гимнастика: «Игрушка», «У Антошки есть
игрушки», «Катины игрушки», «Есть у нас игрушки»
«Я с игрушками играю», «Мой мяч». Работа с родителями:
Консультации: «Осторожно, игрушка», «Игрушка в жизни ребенка»,
Продукт проекта:
Приложение 1
Подвижная игра «Кто скорее возьмет игрушку»
Цель: Учить детей двигаться по кругу, ритмично, внимательно слушать
музыку и бежать в центр зала.
Описание игры: Дети двигаются по кругу в колонне по одному по
ритмическую музыку. В центре круга – в обруче кукла. По команде дети
выполняют подражательные движения (идем как куклы, идем как мишки,
прыгаем как петрушки). Музыка перестает звучать, дети бегут в центр зала к
Подвижная игра «Береги игрушку»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, интерес к подвижным
играм.
Описание игры: Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит
кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять
предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому
приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до
него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя
кубик на прежнем месте.
Пальчиковая гимнастика:
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с
большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы
обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг
на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки –
«катаем машинку».)
Мой мяч.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем
мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Оберегаем ребенка от конфликтных ситуаций.
Планирование работы
Коррекция поведенческих проблем, формирование эмоционально-положительного контакта. | Преодоление негативизма, крика, плача, стремления выбегать из группы. Игры: «Пришла курочка Ряба», «Спряталась – появилась», «Ку-ку», «Поймай мяч», «Догоню», «Иди ко мне», «Мыльные пузыри», «По кочкам, по кочкам», «Качели», «Покружимся», «Догони зайку», «Ручки», «Твоя ладошка, моя ладошка», «Курочка и цыплята», «Лови мячик», «Поиграй с игрушкой», «Спрячем мишку», «Ожидание игрушки», «Ушки слушают», «Где наш носик?..», «Наш дом», «Построим теремок», «Пожалей зайку», «Погладь кошку» |
Формирование предпосылок учебного поведения. | Формирование зрительного контакта, умения сидеть за столом, концентрация внимания на педагоге и материале. Игры: «Поиграй с игрушкой», «Ожидание игрушки», «Покажи картинку», «Рисуем вместе», «Где наш носик?...», «Забей гвоздь молотком», «Нащупай в мешке», «Волшебный сундучок», «Кто в кулачке?», «Ты мне, я – тебе», «Поймай зайку», «Постучим, погремим» (игра со звучащими игрушками), игра со шнуровкой, игра с вкладышами, «Подбери крышки к баночкам» |
Развитие подражания | Подражание движениям взрослого с использованием физической подсказки: «Массаж ребенку, кукле», «Детка хлопать так умеет…», «Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп», «Похлопаем по столу», «Ручки вверх, ручки вниз», «Ручками похлопали, ножками потопали», «Птички, зайчики, медведь», «Сделай так» (повторение движений за взрослым) Подражание движениям с предметами (игра на музыкальных игрушках), игры с мячом, шарами, «Забей гвоздь молотком», «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок». Подражание артикуляционным движениям: «Открой рот», «Где язычок?», «Лопаточка», «Язычок прячется», «Хоботок», «Лягушка» |
Соотнесение и различение | «Найди такой же предмет», «Дай такой же», «Выбери только шишки», «Покажи, где машинка», «Дай, что катится», «Возьми, что не катится». |
Импрессивная речь | Выполнение инструкций: «Сделай так», «Дай предмет», «Покажи, где предмет». |
Экспрессивная речь | Подражание вокализациям ребенка: игра «Перекличка». Обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла. Игры: «Качаем Мишутку», «Медведь», «Маша идет», «Маша пляшет». Вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков). Игры: «Курочка», «Собачка, кошечка, мишка» Обучение жестам с произнесением: «На, дай». |
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с
методическим материалом, художественной литературой по данной теме.
Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр,
иллюстративного и игрового материала.
2. Основной этап:
Реализация проекта "Вместе весело играть"
3. Продукт проекта:
1. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды;
2. Картотека стихотворений Агнии Барто из цикла «Игрушки»;
3.Подборка раскрасок – игрушек для детей;
5. Фоторепортаж «Вместе весело играть»
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы. Этапы работы
Название игры | Цель | Материал, оборудование |
1. «Дай, на», «Слушай-выполняй», «Дай мне куклу», «Где кружка?», «Дай ложку» | 1 Развивать понимание словесной инструкции, указательного жеста Развивать невербальные средства коммуникации, понимание речи | Игрушки, предметы быта |
2. «Рисуем вместе» | Развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику | Краски, кисточка, карандаши, листы бумаги |
3. «Кукла Катя хочет спать», «Кукла Катя обедает», «Кукла Катя пошла гулять», «Где собачка (кошка)?», «Кто в домике живет?», «Кто так кричит?», «Едет машина», «Зайка заболел», «Барабан бом-бом» | Развивать внимание, восприятие Учить соотносить игровые действия со звукоподражанием, Учить воспроизводить звукоподражания, соотносить их с игрушкой | Кукла, машина, барабан, собака, кошка, домик |
4. «Строим дом», «Строим гараж», «Строим мост» | Развивать понимание речи, обогащать пассивный словарный запас 2.Закреплять умение действовать по подражанию, по образцу | Строительный материал |
5. «Где игрушка?», «Дай мне …», «Покажи, что назову», «Покажи, что назову», «Покажи (овощи-фрукты)», «Части тела», «Ножки топ-топ», «Ручки хлоп-хлоп» | Обогащать активный и пассивный словарный запас, учить воспроизводить звукоподражания | Игрушки, овощи и фрукты (муляжи) |
6. «Поем песенку», «Играем на пианино», «Ножками потопаем-ручками похлопаем», «Едем на поезде», «Поехали-поехали», «Попалась птичка» | Использовать вокальную аутостимуляцию для обыгрывания звуковых реакций | Музыкальные инструменты |
7. «Играем вместе» (выдувание мыльных пузырей, раскручивание волчка, бросание шарика в воду, строительство башни и др.) | Учить звуковому и словесному подражанию (действие, мимика, интонация) | Мыльные пузыри, волчок, шарик, строительный материал |
Планируемые результаты освоения Проекта
Проведенная коррекционно-развивающая работа приводит к положительным результатам в социальном и познавательном развитии ребенка с РДА:
- у ребенка появляется зрительный контакт: смотрит непродолжительное время в глаза взрослому, фиксирует взор на интересующей вещи;
- в группе ведет себя гораздо спокойнее, ощущает потребность во взрослом: подходит, протягивает руку, проявляет положительную эмоциональную реакцию на занятие;
- повышается устойчивость внимания, усидчивость;
- сидя за столом, может выполнить несколько действий для выполнения заданий педагога;
- проявляет интерес к игрушкам, может самостоятельно выполнить ряд предметно-игровых действий;
- принимает участие в групповых занятиях и в совместной деятельности с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...