Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» 2023
рабочая программа
программа «Живые линии» имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: дудлинг, зентангл, кляксография, набрызг, монотипия, рисование с использованием различных материалов, тампонированием и др.
Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Спектр»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живые линии»
(нетрадиционные техники рисования) художественная направленность Возраст: 9-16 лет
срок реализации 1 год 144 часа
уровень программы базовый
Разработчик:
Кузьмина Ольга Евгеньевна
педагог дополнительного образования
пгт.Излучинск,2023г.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка | |
направленность (профиль) программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. |
Нормативно- правовые акты | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79); Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности общеобразовательным программам»; СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; Примерной программой воспитания, утверждённой на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http://form.instrao.ru); Методическими рекомендациями «Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования» по вопросам разработки и реализации раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей; Локальные акты образовательной организации; Устав МАУ ДО "Спектр". |
уровень освоения программы | Базовый |
актуальность программы – | Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Развивается познавательный интерес. Использование в ДООП современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, взаимодействие между обучающимися посредством равного обмена ЗУН. |
отличительные особенности программы |
живописными техниками, такими как: эбру (турецкая живопись на воде) миниатюрная роспись на природных материалах (камни, ракушки, листья), дудлинг, зенарт, зентанг, живопись с помощью кофе, рисунок жидким и сухим графическим материалом (акварель, каппилярные ручки, цветные карандаши).
«Живые линии» это не просто способ создать что-то своими руками, но и альтернатива медитации: интенсивное погружение сознания в идею, сосредоточение на одном объекте, отстранение |
от внешних и внутренних раздражителей. | |||
новизна программы: | программа «Живые линии» имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: дудлинг, зентангл, кляксография, набрызг, монотипия, рисование с использованием различных материалов, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. | ||
адресат программы | Программа рассчитана на обучающихся 9 -16лет. Состав группы – постоянный, 10 человек. | ||
Год обучения | Возраст детей | Контингент (кол-во) | |
Первый | 9 -16 | 10 | |
объем и срок освоения программы: | 1 год обучения –144 часa | ||
формы обучения | формы обучения - очная, аудиторные (практические занятия) с применением дистанционных технологий | ||
режим занятий | 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, между занятиями - 10 минутный перерыв, при обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут. | ||
особенности организации образовательного процесса | Формы проведения занятий - групповые, аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия. Занятия носят творческий характер. | ||
Квалификация педагога | Квалификация педагога соответствует профилю программы |
1.2.Цель и задачи программы | Направление внимания на изучение внутреннего мира, через рисование. Понимание себя, своих проявлений в отношениях с внешним миром. | |||||
личностные формировать у обучающихся навыки социального взаимодействия, через вовлечение их в творческую деятельность дополнительного образования. Снятие эмоционального напряжения. | ||||||
метапредметные - развитие мотивации к творчеству и потребности В саморазвитии. | ||||||
образовательные (предметные) - включение в познавательную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков в рисовании, изобразительном искусстве. | ||||||
1.3. Планируемые результаты освоения программы | Социально-адаптированная гармоничная личность ребёнка, способная ктворческой самореализации. Предметные результаты: -знать различные способы и приемы нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов -знать названия и отличительные особенности художественных и нетрадиционных материалов (гуашь, акрил, бумага, холст); -знать свойства бумаги, холста;
карандашом, гуашью, акрилом, маркерами, ручками, пастелью и тд..; -использовать в работе оттенки основных и дополнительных цветов, ахроматичных; -выполнять зарисовку, набросок, рисунок (учебный, творческий, линейный); -имеют навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках. Метапредметные результаты:
-развиты речь и чувство гармонии;
Личностные результаты:
педагогом, способность договариваться, умение сопереживать, проявлять свои чувства;
-аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
| |||||
1.4 Учебный план | ||||||
1 полугодие 68 часов | ||||||
№ занятия | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практик а | ||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж поТБ. | 2 | 2 | Знакомство. Игра |
2 | Зентангл. | 26 | 8 | 18 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
3 | Дудлинг. | 42 | 10 | 22 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
2 полугодие 76 часа | |||||
4 | Зенарт. | 52 | 14 | 44 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
5 | Эмбру. | 22 | 11 | 11 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Подведение итогов | |
Итого:144 | |||||
Содержание учебного плана | |||||
1 полугодие (68 часов) | |||||
Раздел 1. | |||||
Вводное занятие. (2). Инструктаж по технике безопасности. Опрос правил ТБ. Знакомство. | |||||
Раздел 2. | |||||
Зентангл. ( 26) | |||||
Тема 1. История возникновения техник «зентангл, зенарт, дудлинг. Три простых тангла. (6) Теория: Названия танглов, зенсловарь. Опрос, беседа. (2) Практика. Рисование узоров (танглы шатание, ракушечник, аура) на плиточках (акварельная бумага 9/9см). (4) | |||||
Тема 2. Пять простых танглов.(6) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2) Практика. Рисование узоров (танглы провал, поток,переплет,корзинка,дождевик) наплиточках (акварельная бумага 9/9см). крафтовая бумага(4) | |||||
Тема 3. Пять простых танглов.(6) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2) Практика. Рисование узоров (танглы плоды, коробочка, газировка, флейтист, соцветие) на плиточках (акварельная бумага 9/9см) с применением кофе (4) | |||||
Тема 4 Рисование тангла «Парадокс» (8) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, обсуждение готовых работ (2) Практика: (6) Рисование тангла «Парадокс» на черной бумаге белой ручкой с тенями. | |||||
Раздел 3. | |||||
Дудлинг. (42) | |||||
Тема 1 Дудлинг как техника рисования (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика. Закладки «Перья» Рисование узоров черной ручкой. (6) | |||||
Тема 2 Рыба (8) Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисунок рыбы с применением каппилярных ручек и акварели(6) | |||||
Тема 3 Цветы (8) Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисунок цветов с применением каппилярных ручек и акварельных карандашей(6) | |||||
Тема 4 Пейзаж (10) Теория: Понятие, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование пейзажа на каппилярными ручками с акварелью (8) |
Тема 5 Камни (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование камней на крафтовой бумаге.(6) |
2 полугодие (76 часов) |
Раздел 4 |
Зенарт. (52) |
Тема 1 Зенарт как техника рисования (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование мандалы с помощью каппилярных ручек и акварели(6) |
Тема 2 Животные(8) Теория: Выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной каппилярной ручки(6) |
Тема 3 Животные ХМАО(8) Теория примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной каппилярной ручки и акварели (6) |
Тема 4 День победы (8) Теория: Примеры работ, опрос, беседа.(2) Практика: Рисование ко дню победы. Авторская разработка рисунка. Использование материалов на выбор (6) |
Тема 5 Миниатюрная роспись(8) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Рисунки на камнях. Рисование с помощью акриловой краски каппилярных ручек.(6) |
Тема 6 Мехенди(6) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Рисование хной различных узоров.(4) |
Тема 7 Пейзаж ХМАО(8) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2)Практика: Живопись акврелью. Рисование по мокрому.(6) |
Раздел 5 |
Эмбру (22) |
Тема 1 Знакомство с техникой Эмбру. Космос (4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, знакомство с понятием декупаж, опрос, беседа (2) Практика: Рисование звезного неба, космос, перенос на бумагу. (2) |
Тема 2 Птица (2) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (1) Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на бумагу, сушка, вырезание из бумаги птицы(1) |
Тема 3 Дерево(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование дерева, перенос на бумагу, сушка (2) |
Тема 4 Поле цветов(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование цветов, перенос на бумагу, сушка (2) |
Тема 5 Платок (4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на ткань, сушка. (2) |
Тема 6 Авторское изделие(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа, подведение итогов. (2) Практика: Подготовка и обсуждение материалов к авторскому изделию. Работа с изделием.(2) |
Раздел 6. | |
Итоговое занятие (4) Теория: Подведение итогов, обсуждение готовых работ.(2) Практика: Выставка(2) | |
1.4.Планируемы результаты | Социально-адаптированная гармоничная личность ребёнка, способная к творческой самореализации. |
2. Комплекс организационно- педагогических условий | |
2.1.Годовой учебный план | 1 полугодие – 01.09.2023 - 28.12.2023(основные работники), 07.09.2023 - 28.12.2023 (совместители) |
2 полугодие – | |
09.01.2024 - 31.05.2024 | |
Зимние каникулы 29.12.2023 - 08.01.2024 | |
Весенние каникулы 27.03.2024 - 30.03.2024 | |
Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных | |
общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия | |
25.12.2023 - 22.01.2024 | |
Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных | |
общеобразовательных общеразвивающих программ, мероприятия, выставки, | |
концерты | |
22.04.2024- 18.05.2024 | |
Нерабочие праздничные дни: | |
1 января — 8 января - Новый год | |
7 января —Рождество Христово | |
23 февраля - День защитника | |
Отечества | |
8 марта — Международный женский день | |
1 мая — Праздник Весны и Труда | |
9 мая — День Победы | |
12 июня — день России | |
4 ноября - День народного единства |
2.2.Условия реализации программы |
крафтовая бумага, ручки, карандаши, акварель.
| |||||||||
2.3.Формы аттестации | Текущий контроль | проводится в конце изучения каждой темы - тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы. | ||||||||
Промежуточная аттестация | диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май; | |||||||||
Итоговая аттестация | оценка качества обучености учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа. | |||||||||
2.4.Оценочные материалы | выставки, индивидуальные выставки, праздники, ярмарки; народные, подвижные и интеллектуальные игры; ролевые игры; работа с наглядными пособиями; работа с объектами живой и неживой природы; читательские конференции; тестирование; анкетирование. | |||||||||
2.5.Методические материалы | − методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, методы воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация. − формы организации учебного занятия - практическое занятие. беседы; − педагогические технологии - технология развивающего обучения, технология коллективной творческой деятельности − дидактические материалы – раздаточные материалы, образцы изделий. -личностно- ориентированный подход | |||||||||
2.6. Календарный учебный график | ||||||||||
№ п\ п | Меся ц | Число | Время проведени я занятия | Форма занятия | Кол- во часо в | Тема занятия | Место проведен ия | Форма контроля | ||
1 | группо вая | 2 | 1.Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности | Энергети ков 4 | Опрос правил ТБ | |||||
2. Зентангл | ||||||||||
2 | группо вая | 2 | Три простых тангла | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, | |||||
3 | группо вая | 2 | Пять простых танглов | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, | |||||
4 | группо вая | 2 | Пять простых танглов | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, |
5 | группо вая | 2 | Рисование тангла «Парадокс» | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, обсужден ие готовых работ | ||||
3. Дудлинг. | |||||||||
6 | группо вая | 2 | Дудлинг как техника рисования | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
7 | группо вая | 2 | Рыба | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
8 | группо вая | 2 | Цветы | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
9 | группо вая | 2 | Пейзаж | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
10 | группо вая | 2 | Камни | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, обсужде ние готовых работ | ||||
4. Зенарт. | |||||||||
11 | груп повая | 2 | Зенарт как техника рисования | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
12 | груп повая | 2 | Животные | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
13 | группо вая | 2 | Животные ХМАО | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
14 | группо вая | 2 | День победы | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
15 | группо вая | 2 | Миниатюрная роспись | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
16 | группо вая | 2 | Мехенди | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
17 | группо вая | 2 | Пейзаж ХМАО | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
5. Эмбру |
18 | групп овая | 2 | Знакомство с техникой Эмбру. Космос | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
19 | групп овая | 2 | Птица | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
20 | групп овая | 2 | Дерево | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
21 | групп овая | 2 | Поле цветов | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
22 | групп овая | 2 | Платок | Энергети ков 4 | Опрос, бесед | ||||||||||
23 | групп овая | 2 | Авторское изделие | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
24 | групп овая | 2 | Итоговое занятие | Энергети ков 4 | Выставк а | ||||||||||
2.6. Воспитательная деятельность Цель воспитательной работы Формирование у обучающихся ценностных ориентаций путем изобразительной деятельности Задачи воспитательной работы 1 гражданско-патриотическое воспитание 2 развитие трудовых навыков 3 профориентация Приоритетные направления воспитательной деятельности гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, профориентационное воспитание Формы воспитательной работы беседа, прогулка, викторина, ярмарка, фестиваль, конференция, акция, деловая игра, сюжетно- ролевая игра Методы воспитательной работы рассказ, диспут, пример, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности Планируемые результаты воспитательной работы Проявляют патриотизм, дружелюбие, умение общаться со сверстниками и педагогом, способность договариваться, умение сопереживать, адекватно проявлять свои чувства;
-аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
Календарный план воспитательной работы | |||||||||||||||
п / п | Название мероприятия | Задачи | Форма проведе ния | Сроки прове дения | |||||||||||
1 | Осенний фреш | формирование умений общаться и работать в команде | очная | сентябрь |
2 | Единый день | воспитание интереса к правилам | очная | октябрь | ||
безопасности | дорожного движения стремления | |||||
дорожного | использовать эти знания в | |||||
движения | повседневной жизни. | |||||
3 | Участие в | формирование личности | очная | октябрь | ||
выставке ко дню | способной к творческой | |||||
пожилого | деятельности, воспитание | |||||
человека | эмоциональной отзывчивости, | |||||
уважения к старшему поколению. | ||||||
4 | Участие в | формирование личности | очная | октябрь | ||
выставке ко дню | способной к творческой | |||||
учителя | деятельности, уважения к | |||||
учителям | ||||||
5 | Участие в записи | формирование патриотических | очная | октябрь | ||
видеоролика в | чувств | |||||
честь | ||||||
поздравления В.В | ||||||
Путина | ||||||
6 | Участие в акции | формирование патриотических | очная | ноябрь | ||
«Письмо солдату» | чувств | |||||
7 | Участие в | формирование толерантности в | очная | ноябрь | ||
выставке ко дню | отношении к культуре своего и | |||||
Народного | других народов, личности | |||||
единства | способной к творческой | |||||
деятельности | ||||||
8 | Участие в | развитие мышления, воображения, | очная | декабрь | ||
выставке к | формирование личности | |||||
новому году | способной к творческой | |||||
деятельности | ||||||
9 | Участие в | пробуждение познавательного | очная | февраль | ||
выставке | интереса к творческой | |||||
объединения | деятельности, стремления | |||||
«Декупаж» | совершенствовать свои знания, | |||||
умения и навыки, овладение | ||||||
умениями рефлексировать | ||||||
10 | Участие в | развитие мышления, воображения, | очная | март | ||
выставке к 8 | формирование личности | |||||
марта | способной к творческой | |||||
деятельности | ||||||
11 | Участие в | пробуждение познавательного | очная | май | ||
итоговой | интереса к творческой | |||||
выставке | деятельности, стремления | |||||
совершенствовать свои знания, | ||||||
умения и навыки, овладение | ||||||
умениями рефлексировать | ||||||
Список используемой литературы для педагога:
Список литературы для детей:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493612-1412694958.jpg)
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1086086-1698666098.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Парикмахерский салон "Юный цирюльник" 2023
Профессия парикмахера популярна. Красивые стрижка и прическа – это главное украшение любого человека, независимо от пола и возраста, подчеркивающие его индивидуальность или с...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105045-1547973327.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».
Данная программа способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения, расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1312787-1612717628.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (нетрадиционные техники рисования) художественной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1312787-1612717628.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декупаж» (Декорирование предметов) 2023
Данная программа позволяет обучающимся попробовать отработанные веками мастерами технологии изготовления предметов в техникедекупаж, даёт возможность почувствовать простоту и лаконичность форм. Развив...