Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» 2023
рабочая программа
программа «Живые линии» имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: дудлинг, зентангл, кляксография, набрызг, монотипия, рисование с использованием различных материалов, тампонированием и др.
Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivye_linii_2023-2024.docx | 122.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Спектр»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живые линии»
(нетрадиционные техники рисования) художественная направленность Возраст: 9-16 лет
срок реализации 1 год 144 часа
уровень программы базовый
Разработчик:
Кузьмина Ольга Евгеньевна
педагог дополнительного образования
пгт.Излучинск,2023г.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка | |
направленность (профиль) программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. |
Нормативно- правовые акты | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79); Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности общеобразовательным программам»; СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; Примерной программой воспитания, утверждённой на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http://form.instrao.ru); Методическими рекомендациями «Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования» по вопросам разработки и реализации раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей; Локальные акты образовательной организации; Устав МАУ ДО "Спектр". |
уровень освоения программы | Базовый |
актуальность программы – | Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Развивается познавательный интерес. Использование в ДООП современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, взаимодействие между обучающимися посредством равного обмена ЗУН. |
отличительные особенности программы |
живописными техниками, такими как: эбру (турецкая живопись на воде) миниатюрная роспись на природных материалах (камни, ракушки, листья), дудлинг, зенарт, зентанг, живопись с помощью кофе, рисунок жидким и сухим графическим материалом (акварель, каппилярные ручки, цветные карандаши).
«Живые линии» это не просто способ создать что-то своими руками, но и альтернатива медитации: интенсивное погружение сознания в идею, сосредоточение на одном объекте, отстранение |
от внешних и внутренних раздражителей. | |||
новизна программы: | программа «Живые линии» имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: дудлинг, зентангл, кляксография, набрызг, монотипия, рисование с использованием различных материалов, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. | ||
адресат программы | Программа рассчитана на обучающихся 9 -16лет. Состав группы – постоянный, 10 человек. | ||
Год обучения | Возраст детей | Контингент (кол-во) | |
Первый | 9 -16 | 10 | |
объем и срок освоения программы: | 1 год обучения –144 часa | ||
формы обучения | формы обучения - очная, аудиторные (практические занятия) с применением дистанционных технологий | ||
режим занятий | 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, между занятиями - 10 минутный перерыв, при обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут. | ||
особенности организации образовательного процесса | Формы проведения занятий - групповые, аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия. Занятия носят творческий характер. | ||
Квалификация педагога | Квалификация педагога соответствует профилю программы |
1.2.Цель и задачи программы | Направление внимания на изучение внутреннего мира, через рисование. Понимание себя, своих проявлений в отношениях с внешним миром. | |||||
личностные формировать у обучающихся навыки социального взаимодействия, через вовлечение их в творческую деятельность дополнительного образования. Снятие эмоционального напряжения. | ||||||
метапредметные - развитие мотивации к творчеству и потребности В саморазвитии. | ||||||
образовательные (предметные) - включение в познавательную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков в рисовании, изобразительном искусстве. | ||||||
1.3. Планируемые результаты освоения программы | Социально-адаптированная гармоничная личность ребёнка, способная ктворческой самореализации. Предметные результаты: -знать различные способы и приемы нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов -знать названия и отличительные особенности художественных и нетрадиционных материалов (гуашь, акрил, бумага, холст); -знать свойства бумаги, холста;
карандашом, гуашью, акрилом, маркерами, ручками, пастелью и тд..; -использовать в работе оттенки основных и дополнительных цветов, ахроматичных; -выполнять зарисовку, набросок, рисунок (учебный, творческий, линейный); -имеют навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках. Метапредметные результаты:
-развиты речь и чувство гармонии;
Личностные результаты:
педагогом, способность договариваться, умение сопереживать, проявлять свои чувства;
-аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
| |||||
1.4 Учебный план | ||||||
1 полугодие 68 часов | ||||||
№ занятия | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практик а | ||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж поТБ. | 2 | 2 | Знакомство. Игра |
2 | Зентангл. | 26 | 8 | 18 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
3 | Дудлинг. | 42 | 10 | 22 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
2 полугодие 76 часа | |||||
4 | Зенарт. | 52 | 14 | 44 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
5 | Эмбру. | 22 | 11 | 11 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Подведение итогов | |
Итого:144 | |||||
Содержание учебного плана | |||||
1 полугодие (68 часов) | |||||
Раздел 1. | |||||
Вводное занятие. (2). Инструктаж по технике безопасности. Опрос правил ТБ. Знакомство. | |||||
Раздел 2. | |||||
Зентангл. ( 26) | |||||
Тема 1. История возникновения техник «зентангл, зенарт, дудлинг. Три простых тангла. (6) Теория: Названия танглов, зенсловарь. Опрос, беседа. (2) Практика. Рисование узоров (танглы шатание, ракушечник, аура) на плиточках (акварельная бумага 9/9см). (4) | |||||
Тема 2. Пять простых танглов.(6) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2) Практика. Рисование узоров (танглы провал, поток,переплет,корзинка,дождевик) наплиточках (акварельная бумага 9/9см). крафтовая бумага(4) | |||||
Тема 3. Пять простых танглов.(6) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2) Практика. Рисование узоров (танглы плоды, коробочка, газировка, флейтист, соцветие) на плиточках (акварельная бумага 9/9см) с применением кофе (4) | |||||
Тема 4 Рисование тангла «Парадокс» (8) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, обсуждение готовых работ (2) Практика: (6) Рисование тангла «Парадокс» на черной бумаге белой ручкой с тенями. | |||||
Раздел 3. | |||||
Дудлинг. (42) | |||||
Тема 1 Дудлинг как техника рисования (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика. Закладки «Перья» Рисование узоров черной ручкой. (6) | |||||
Тема 2 Рыба (8) Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисунок рыбы с применением каппилярных ручек и акварели(6) | |||||
Тема 3 Цветы (8) Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисунок цветов с применением каппилярных ручек и акварельных карандашей(6) | |||||
Тема 4 Пейзаж (10) Теория: Понятие, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование пейзажа на каппилярными ручками с акварелью (8) |
Тема 5 Камни (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование камней на крафтовой бумаге.(6) |
2 полугодие (76 часов) |
Раздел 4 |
Зенарт. (52) |
Тема 1 Зенарт как техника рисования (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование мандалы с помощью каппилярных ручек и акварели(6) |
Тема 2 Животные(8) Теория: Выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной каппилярной ручки(6) |
Тема 3 Животные ХМАО(8) Теория примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной каппилярной ручки и акварели (6) |
Тема 4 День победы (8) Теория: Примеры работ, опрос, беседа.(2) Практика: Рисование ко дню победы. Авторская разработка рисунка. Использование материалов на выбор (6) |
Тема 5 Миниатюрная роспись(8) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Рисунки на камнях. Рисование с помощью акриловой краски каппилярных ручек.(6) |
Тема 6 Мехенди(6) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Рисование хной различных узоров.(4) |
Тема 7 Пейзаж ХМАО(8) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2)Практика: Живопись акврелью. Рисование по мокрому.(6) |
Раздел 5 |
Эмбру (22) |
Тема 1 Знакомство с техникой Эмбру. Космос (4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, знакомство с понятием декупаж, опрос, беседа (2) Практика: Рисование звезного неба, космос, перенос на бумагу. (2) |
Тема 2 Птица (2) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (1) Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на бумагу, сушка, вырезание из бумаги птицы(1) |
Тема 3 Дерево(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование дерева, перенос на бумагу, сушка (2) |
Тема 4 Поле цветов(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование цветов, перенос на бумагу, сушка (2) |
Тема 5 Платок (4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на ткань, сушка. (2) |
Тема 6 Авторское изделие(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа, подведение итогов. (2) Практика: Подготовка и обсуждение материалов к авторскому изделию. Работа с изделием.(2) |
Раздел 6. | |
Итоговое занятие (4) Теория: Подведение итогов, обсуждение готовых работ.(2) Практика: Выставка(2) | |
1.4.Планируемы результаты | Социально-адаптированная гармоничная личность ребёнка, способная к творческой самореализации. |
2. Комплекс организационно- педагогических условий | |
2.1.Годовой учебный план | 1 полугодие – 01.09.2023 - 28.12.2023(основные работники), 07.09.2023 - 28.12.2023 (совместители) |
2 полугодие – | |
09.01.2024 - 31.05.2024 | |
Зимние каникулы 29.12.2023 - 08.01.2024 | |
Весенние каникулы 27.03.2024 - 30.03.2024 | |
Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных | |
общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия | |
25.12.2023 - 22.01.2024 | |
Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных | |
общеобразовательных общеразвивающих программ, мероприятия, выставки, | |
концерты | |
22.04.2024- 18.05.2024 | |
Нерабочие праздничные дни: | |
1 января — 8 января - Новый год | |
7 января —Рождество Христово | |
23 февраля - День защитника | |
Отечества | |
8 марта — Международный женский день | |
1 мая — Праздник Весны и Труда | |
9 мая — День Победы | |
12 июня — день России | |
4 ноября - День народного единства |
2.2.Условия реализации программы |
крафтовая бумага, ручки, карандаши, акварель.
| |||||||||
2.3.Формы аттестации | Текущий контроль | проводится в конце изучения каждой темы - тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы. | ||||||||
Промежуточная аттестация | диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май; | |||||||||
Итоговая аттестация | оценка качества обучености учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа. | |||||||||
2.4.Оценочные материалы | выставки, индивидуальные выставки, праздники, ярмарки; народные, подвижные и интеллектуальные игры; ролевые игры; работа с наглядными пособиями; работа с объектами живой и неживой природы; читательские конференции; тестирование; анкетирование. | |||||||||
2.5.Методические материалы | − методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, методы воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация. − формы организации учебного занятия - практическое занятие. беседы; − педагогические технологии - технология развивающего обучения, технология коллективной творческой деятельности − дидактические материалы – раздаточные материалы, образцы изделий. -личностно- ориентированный подход | |||||||||
2.6. Календарный учебный график | ||||||||||
№ п\ п | Меся ц | Число | Время проведени я занятия | Форма занятия | Кол- во часо в | Тема занятия | Место проведен ия | Форма контроля | ||
1 | группо вая | 2 | 1.Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности | Энергети ков 4 | Опрос правил ТБ | |||||
2. Зентангл | ||||||||||
2 | группо вая | 2 | Три простых тангла | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, | |||||
3 | группо вая | 2 | Пять простых танглов | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, | |||||
4 | группо вая | 2 | Пять простых танглов | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, |
5 | группо вая | 2 | Рисование тангла «Парадокс» | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, обсужден ие готовых работ | ||||
3. Дудлинг. | |||||||||
6 | группо вая | 2 | Дудлинг как техника рисования | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
7 | группо вая | 2 | Рыба | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
8 | группо вая | 2 | Цветы | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
9 | группо вая | 2 | Пейзаж | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
10 | группо вая | 2 | Камни | Энергети ков 4 | Опрос, беседа, обсужде ние готовых работ | ||||
4. Зенарт. | |||||||||
11 | груп повая | 2 | Зенарт как техника рисования | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
12 | груп повая | 2 | Животные | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
13 | группо вая | 2 | Животные ХМАО | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
14 | группо вая | 2 | День победы | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
15 | группо вая | 2 | Миниатюрная роспись | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
16 | группо вая | 2 | Мехенди | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
17 | группо вая | 2 | Пейзаж ХМАО | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||
5. Эмбру |
18 | групп овая | 2 | Знакомство с техникой Эмбру. Космос | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
19 | групп овая | 2 | Птица | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
20 | групп овая | 2 | Дерево | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
21 | групп овая | 2 | Поле цветов | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
22 | групп овая | 2 | Платок | Энергети ков 4 | Опрос, бесед | ||||||||||
23 | групп овая | 2 | Авторское изделие | Энергети ков 4 | Опрос, беседа | ||||||||||
24 | групп овая | 2 | Итоговое занятие | Энергети ков 4 | Выставк а | ||||||||||
2.6. Воспитательная деятельность Цель воспитательной работы Формирование у обучающихся ценностных ориентаций путем изобразительной деятельности Задачи воспитательной работы 1 гражданско-патриотическое воспитание 2 развитие трудовых навыков 3 профориентация Приоритетные направления воспитательной деятельности гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, профориентационное воспитание Формы воспитательной работы беседа, прогулка, викторина, ярмарка, фестиваль, конференция, акция, деловая игра, сюжетно- ролевая игра Методы воспитательной работы рассказ, диспут, пример, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности Планируемые результаты воспитательной работы Проявляют патриотизм, дружелюбие, умение общаться со сверстниками и педагогом, способность договариваться, умение сопереживать, адекватно проявлять свои чувства;
-аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
Календарный план воспитательной работы | |||||||||||||||
п / п | Название мероприятия | Задачи | Форма проведе ния | Сроки прове дения | |||||||||||
1 | Осенний фреш | формирование умений общаться и работать в команде | очная | сентябрь |
2 | Единый день | воспитание интереса к правилам | очная | октябрь | ||
безопасности | дорожного движения стремления | |||||
дорожного | использовать эти знания в | |||||
движения | повседневной жизни. | |||||
3 | Участие в | формирование личности | очная | октябрь | ||
выставке ко дню | способной к творческой | |||||
пожилого | деятельности, воспитание | |||||
человека | эмоциональной отзывчивости, | |||||
уважения к старшему поколению. | ||||||
4 | Участие в | формирование личности | очная | октябрь | ||
выставке ко дню | способной к творческой | |||||
учителя | деятельности, уважения к | |||||
учителям | ||||||
5 | Участие в записи | формирование патриотических | очная | октябрь | ||
видеоролика в | чувств | |||||
честь | ||||||
поздравления В.В | ||||||
Путина | ||||||
6 | Участие в акции | формирование патриотических | очная | ноябрь | ||
«Письмо солдату» | чувств | |||||
7 | Участие в | формирование толерантности в | очная | ноябрь | ||
выставке ко дню | отношении к культуре своего и | |||||
Народного | других народов, личности | |||||
единства | способной к творческой | |||||
деятельности | ||||||
8 | Участие в | развитие мышления, воображения, | очная | декабрь | ||
выставке к | формирование личности | |||||
новому году | способной к творческой | |||||
деятельности | ||||||
9 | Участие в | пробуждение познавательного | очная | февраль | ||
выставке | интереса к творческой | |||||
объединения | деятельности, стремления | |||||
«Декупаж» | совершенствовать свои знания, | |||||
умения и навыки, овладение | ||||||
умениями рефлексировать | ||||||
10 | Участие в | развитие мышления, воображения, | очная | март | ||
выставке к 8 | формирование личности | |||||
марта | способной к творческой | |||||
деятельности | ||||||
11 | Участие в | пробуждение познавательного | очная | май | ||
итоговой | интереса к творческой | |||||
выставке | деятельности, стремления | |||||
совершенствовать свои знания, | ||||||
умения и навыки, овладение | ||||||
умениями рефлексировать | ||||||
Список используемой литературы для педагога:
Список литературы для детей:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Парикмахерский салон "Юный цирюльник" 2023
Профессия парикмахера популярна. Красивые стрижка и прическа – это главное украшение любого человека, независимо от пола и возраста, подчеркивающие его индивидуальность или с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».
Данная программа способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения, расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (нетрадиционные техники рисования) художественной направленности...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декупаж» (Декорирование предметов) 2023
Данная программа позволяет обучающимся попробовать отработанные веками мастерами технологии изготовления предметов в техникедекупаж, даёт возможность почувствовать простоту и лаконичность форм. Развив...