Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (нетрадиционные техники рисования) художественной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhivye_linii_bez_ovz.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живые линии»
(нетрадиционные техники рисования)
Направленность: художественная
Возраст: 9-16 лет
срок реализации 1год 144 часа
первый модуль 68 часов
второй модуль 76 часа
Автор-разработчик: Кузьмина Ольга Евгеньевна педагог дополнительного образования МАУ ДО «Спектр» |
Излучинск, 2020
Раздел № 1. Основные характеристики программы
1.1.Пояснительная записка | ||||||||||||||||||
направленность (профиль) программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. Программа разработана на основе нормативно-правовой базы: 1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3.СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41; 4.Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». | |||||||||||||||||
актуальность программы – | Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Развивается познавательный интерес. | |||||||||||||||||
отличительные особенности программы | В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Обучающиеся знакомятся с различными графическими и живописными техниками, такими как: эбру (турецкая живопись на воде) миниатюрная роспись на природных материалах (камни, ракушки, листья), дудлинг, зенарт, зентанг, живопись с помощью кофе, рисунок жидким и сухим графическим материалом (акварель, капиллярные ручки, цветные карандаши). Большую ценность в данном рисовании представляет процесс, а не результат занятий. Рисование на занятиях в объединении «Живые линии» это не просто способ создать что-то своими руками, но и альтернатива медитации: интенсивное погружение сознания в идею, сосредоточение на одном объекте, отстранение от внешних и внутренних раздражителей. | |||||||||||||||||
адресат программы | Программа рассчитана на обучающихся 9 -16 лет. Состав группы – постоянный, 10 человек. | |||||||||||||||||
Год обучения | Возраст детей | Контингент (кол-во) | ||||||||||||||||
Первый | 9 -16 | 10 | ||||||||||||||||
объем и срок освоения программы: | 1 год обучения –144 часa первый модуль 68 часов второй модуль 76 часа | |||||||||||||||||
формы обучения | формы обучения - очная, аудиторные (практические занятия) | |||||||||||||||||
особенности организации образовательного процесса | Групповые занятия:1 группа 10 человек. | |||||||||||||||||
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий | – Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 1 час составляет 45 минут. Между занятиями перерыв 10 минут. | |||||||||||||||||
Квалификация педагога | Квалификация педагога соответствует профилю программы | |||||||||||||||||
1.2.Цель и задачи программы | Развитие творческих способностей обучающихся через освоение нетрадиционных техник рисования. | |||||||||||||||||
личностные формировать у обучающихся навыки социального взаимодействия путем вовлечение их в творческую деятельность дополнительного образования. | ||||||||||||||||||
метапредметные - развивать интерес и мотивацию к творчеству и потребности в саморазвитии. | ||||||||||||||||||
образовательные (предметные) - сформировать навыки и умения рисования в нетрадиционных техниках. | ||||||||||||||||||
1.3 Содержание программы | ||||||||||||||||||
Учебный план | ||||||||||||||||||
1 модуль 68 часов | ||||||||||||||||||
№ занятия | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||||||||||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||||||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж поТБ. | 2 | 2 | Знакомство. Игра | ||||||||||||||
2 | Зентангл. | 26 | 8 | 18 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||||||||
3 | Дудлинг. | 42 | 10 | 22 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||||||||
2 модуль 76 часа | ||||||||||||||||||
4 | Зенарт. | 52 | 14 | 44 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||||||||
5 | Эмбру. | 22 | 11 | 11 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||||||||
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 |
| Подведение итогов | |||||||||||||
Итого:144 | ||||||||||||||||||
Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||
1 модуль (68 часов) | ||||||||||||||||||
Раздел 1. | ||||||||||||||||||
Вводное занятие. (2). Инструктаж по технике безопасности. Опрос правил ТБ. Знакомство. | ||||||||||||||||||
Раздел 2. | ||||||||||||||||||
Зентангл. ( 26) | ||||||||||||||||||
Тема 1. История возникновения техник «зентангл, зенарт, дудлинг. Три простых тангла. (6) Теория: Названия танглов, зенсловарь. Опрос, беседа. (2) Практика. Рисование узоров (танглы шатание, ракушечник, аура) на плиточках (акварельная бумага 9/9см). (4) | ||||||||||||||||||
Тема 2. Пять простых танглов.(6) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2) Практика. Рисование узоров (танглы провал, поток, переплет ,корзинка, дождевик) на плиточках (акварельная бумага 9/9см). крафтовая бумага(4) | ||||||||||||||||||
Тема 3. Пять простых танглов.(6) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2) Практика. Рисование узоров (танглы плоды, коробочка, газировка, флейтист, соцветие) на плиточках (акварельная бумага 9/9см) с применением кофе (4) | ||||||||||||||||||
Тема 4 Рисование тангла «Парадокс» (8) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, обсуждение готовых работ (2) Практика: (6) Рисование тангла «Парадокс» на черной бумаге белой ручкой с тенями. | ||||||||||||||||||
Раздел 3. | ||||||||||||||||||
Дудлинг. (42) | ||||||||||||||||||
Тема 1 Дудлинг как техника рисования (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика. Закладки «Перья» Рисование узоров черной ручкой. (6) | ||||||||||||||||||
Тема 2 Рыба (8) Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисунок рыбы с применением каппилярных ручек и акварели(6) | ||||||||||||||||||
Тема 3 Цветы (8) Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисунок цветов с применением капиллярных ручек и акварельных карандашей(6) | ||||||||||||||||||
Тема 4 Пейзаж (10) Теория: Понятие, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование пейзажа на капиллярными ручками с акварелью (8) | ||||||||||||||||||
Тема 5 Камни (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование камней на крафтовой бумаге.(6) | ||||||||||||||||||
2 модуль (76 часов) | ||||||||||||||||||
Раздел 4 | ||||||||||||||||||
Зенарт. (52) | ||||||||||||||||||
Тема 1 Зенарт как техника рисования (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование мандалы с помощью капиллярных ручек и акварели(6) | ||||||||||||||||||
Тема 2 Животные(8) Теория: Выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной капиллярной ручки(6) | ||||||||||||||||||
Тема 3 Животные ХМАО-Югры(8) Теория примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной капиллярной ручки и акварели (6) | ||||||||||||||||||
Тема 4 День победы (8) Теория: Примеры работ, опрос, беседа.(2) Практика: Рисование ко дню победы. Авторская разработка рисунка. Использование материалов на выбор (6) | ||||||||||||||||||
Тема 5 Миниатюрная роспись(8) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Рисунки на камнях. Рисование с помощью акриловой краски капиллярных ручек.(6) | ||||||||||||||||||
Тема 6 Мехенди(6) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Рисование хной различных узоров.(4) | ||||||||||||||||||
Тема 7 Пейзаж ХМАО-Югры (8) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Живопись акварелью. Рисование по мокрому.(6) | ||||||||||||||||||
Раздел 5 | ||||||||||||||||||
Эмбру (22) | ||||||||||||||||||
Тема 1 Знакомство с техникой Эмбру. Космос (4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, знакомство с понятием декупаж, опрос, беседа (2) Практика: Рисование звёздного неба, космос, перенос на бумагу. (2) | ||||||||||||||||||
Тема 2 Птица (2) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (1) Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на бумагу, сушка, вырезание из бумаги птицы(1) | ||||||||||||||||||
Тема 3 Дерево(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование дерева, перенос на бумагу, сушка (2) | ||||||||||||||||||
Тема 4 Поле цветов(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование цветов, перенос на бумагу, сушка (2) | ||||||||||||||||||
Тема 5 Платок (4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на ткань, сушка. (2) | ||||||||||||||||||
Тема 6 Авторское изделие(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа, подведение итогов. (2) Практика: Подготовка и обсуждение материалов к авторскому изделию. Работа с изделием.(2) | ||||||||||||||||||
Раздел 6. | ||||||||||||||||||
Итоговое занятие (4) Теория: Подведение итогов, обсуждение готовых работ.(2) Практика: Выставка(2) | ||||||||||||||||||
1.4.Планируемые результаты | сформированность у обучающихся навыков социального взаимодействия, сформированность интереса и мотивации к творчеству; овладение техниками нетрадиционного рисования. | |||||||||||||||||
2. Организационно-педагогические условия | ||||||||||||||||||
2.1.Годовой учебный план | 4 часа в неделю - 144 часа в год при 36 учебных неделях. 1 модуль – 17 учебных недель 01.09.2020 - 28.12.2020 Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты 21.12.2020 - 22.01.2021 Промежуточная аттестация обучающихся по итогам 1-го полугодия 29.12.2020 - 08.01.2021 Зимние каникулы 2 модуль – 19 учебных недель 09.01.2021 - 31.05.2021 Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты 25.03.2021 - 31.03 2021 Весенние каникулы 04.05.2021- 25.05.2021 Итоговая (переводная) аттестация обучающихся | |||||||||||||||||
2.2.Условия реализации программы | -материально-техническое обеспечение – бумага для акварели, крафтовая бумага, ручки, карандаши, акварель. -кадровое обеспечение – педагог ДО (образование –высшее, специальность-учитель изобразительного искусства) | |||||||||||||||||
2.3.Формы аттестации | Текущий контроль | проводится в конце изучения каждой темы - тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы. | ||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – промежуточная - декабрь, итоговая - май; | |||||||||||||||||
Итоговая аттестация | оценка качества обучености учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа. | |||||||||||||||||
2.4.Оценочные материалы | Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся» (Приложение 1); опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, статистический отчет социальной и творческой активности учащихся. | |||||||||||||||||
2.5.Методические материалы | −методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, методы воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация. −формы организации учебного занятия - практическое занятие. беседы; −педагогические технологии - технология развивающего обучения, технология коллективной творческой деятельности −дидактические материалы – раздаточные материалы, образцы изделий. -личностно- ориентированный подход | |||||||||||||||||
2.6. Календарный учебный график | ||||||||||||||||||
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||||||
1 | групповая | 2 | 1.Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности | Энергетиков 4 | Опрос правил ТБ | |||||||||||||
2. Зентангл | ||||||||||||||||||
2 | групповая | 2 | Три простых тангла | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, | |||||||||||||
3 | групповая | 2 | Пять простых танглов | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, | |||||||||||||
4 | групповая | 2 | Пять простых танглов | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, | |||||||||||||
5 | групповая | 2 | Рисование тангла «Парадокс» | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
3. Дудлинг. | ||||||||||||
6 | групповая | 2 | Дудлинг как техника рисования | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
7 | групповая | 2 | Рыба | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
8 | групповая | 2 | Цветы | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
9 | групповая | 2 | Пейзаж | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
10 | групповая | 2 | Камни | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||
4. Зенарт. | ||||||||||||
11 | групповая | 2 | Зенарт как техника рисования | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
12 | групповая | 2 | Животные | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
13 | групповая | 2 | Животные ХМАО | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
14 | групповая | 2 | День победы | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
15 | групповая | 2 | Миниатюрная роспись | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
16 | групповая | 2 | Мехенди | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
17 | групповая | 2 | Пейзаж ХМАО | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
5. Эмбру | ||||||||||||
18 | групповая | 2 | Знакомство с техникой Эмбру. Космос | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
19 | групповая | 2 | Птица | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
20 | групповая | 2 | Дерево | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
21 | групповая | 2 | Поле цветов | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
22 | групповая | 2 | Платок | Энергетиков 4 | Опрос, бесед | |||||||
23 | групповая | 2 | Авторское изделие | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
24 | групповая | 2 | Итоговое занятие | Энергетиков 4 | Выставка | |||||||
Список используемой литературы для педагога:
Бекки Крахулы СПб. 2014
| ||||||||||||
Список литературы для детей: 1.Детский батик. А.П. Аверьянова, Карапуз 2.Журналы «Я-дизайнер». 3 Мандалы Айлуны Деви (Спб.: Питер, 2016 | ||||||||||||
Информационные источники: 1. http://fb.ru/article/184534/autist-rebenok-priznaki-simptomyi-prichinyi-osobennosti-detey-autistov 2. http://simptomer.ru/bolezni/nevrologiya/168-autizm-simptomy |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».
Данная программа способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения, расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» 2023
программа «Живые линии» имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: дудлинг, зентангл, кляксография, набр...