Программа "Математическая грамотность " 5-6 классы
рабочая программа (5 класс)
Программа курса нацелена на развитие:
• способности учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность помогает понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
• способности учащегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
• способности учащегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой (естественнонаучная грамотность);
• способности учащегося принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности, семьи и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность).Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_gramotnost_programma.docx | 546.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МО - Чучковский муниципальный район Рязанской области
муниципальное образовательное учреждение «Аладьинская школа»
Принята педагогическим Советом «___» августа 2022 г. | «Утверждаю» Директор школы __________ А.А. Еремина «____» _________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
в рамках дополнительного образования
«Математическая грамотность»
Направленность: | Естественнонаучная |
Форма проведения: | кружок |
Участники: | обучающиеся 5-6 классов |
Количество часов: | 68 часов (2 года) |
Периодичность: | еженедельно (1 час в неделю) |
Программу подготовила: Учитель математики и физики высшей категории Бортникова Татьяна Александровна
с.Аладьино
2022 г.
Содержание программы:
| 4 |
| 4 |
| 7 |
| 8 |
| 8 |
2.1 Содержание программы дополнительного образования первого года обучения | 14 |
3.1 Тематического планирование занятий обучения | 15 |
3.2. Календарно-тематическое планирование | 16 |
4. УМК. Список используемой литературы. | 23 |
- Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
Актуальность. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны граждане, способные максимально и эффективно реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их математическая и финансовая грамотность.
Характеристика курса «Математическая грамотность»
Программа курса составлена с учетом условий организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, которые регулируются следующими нормативными документами:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями)
- Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.№ 996-р.
- Письмо Минпросвещения РФ от 2.05.2023 №03-870
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения РФ от 3 ноября2019 г. №467.
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.№ 28).
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа», утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 г.
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 (с изменениями).
Программа курса нацелена на развитие:
• способности учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность помогает понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
• способности учащегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
• способности учащегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой (естественнонаучная грамотность);
• способности учащегося принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности, семьи и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность).
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
Одно из ведущих мест отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю, – хочу узнать.
Типы учебных задач:
• задания, в которых имеются лишние данные;
• задания с противоречивыми данными;
• задания, в которых данных недостаточно для решения;
• многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает учащимся решать ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.
Типы задач:
Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.
Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
Цель и задачи изучения курса
Целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-6 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи программы:
• распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
• формулировать эти проблемы на языке математики;
• решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
• анализировать использованные методы решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
• формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач;
• познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;
• организовать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;
• создать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос.
Программа построена на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривается проведение традиционных и обобщающих занятий, практических, игровых занятий. Практическое выполнение программы предполагает выполнение обучающимися тестов, графических и творческих работ, защиту мини-проектов.
Реализация программы ориентирована на новые подходы в организации общения, сотрудничества на уроках. Используются активные формы работы: «учитель – ученик», парная и групповая работа, игровая форма работы «Детективное дело». Обучающимся предлагаются задачи в форме расследования детективных историй.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года, 5-6 класс, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках дополнительного образования и содержит в основе два модуля: «математическая грамотность» и «финансовая грамотность», на основе которых так же выстраивается работа по развитию читательской и естественно-научной грамотности. Всего программа рассчитана на 68 часов, из которых 34 часа – 5 класс, 34 часа – 6 класс, по 1 часу в неделю.
Результаты освоения курса.
Рабочая программа по курсу «Математическая грамотность» направлена на достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
2) готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
3) ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
4) готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
5) осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6) наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
7) проявление интереса к способам познания;
8) стремление к самоизменению;
9) сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
10) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
11) установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
12) осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
13) активное участие в жизни семьи;
14) приобретение опыта успешного межличностного общения;
15) готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
16) проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
17)соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1)освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
2) готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
3) осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
1) умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
2) умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
3) ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
4) повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
5) активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты в ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)базовые логические действия
2)базовые исследовательские действия
3)работа с информацией
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- самоорганизация:
1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
3) самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
5) делать выбор и брать ответственность за решение;
- самоконтроль:
1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
4) объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
6) оценивать соответствие результата цели и условиям;
- эмоциональный интеллект:
1) различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
2) выявлять и анализировать причины эмоций;
3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
4) регулировать способ выражения эмоций;
4)принятие себя и других:
1) осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
2) признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
3) принимать себя и других, не осуждая;
4) открытость себе и другим;
5) осознавать невозможность контролировать все вокруг
Предметные результаты по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, площадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с кон- текс3том задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Содержание курса. 5 класс
«Математика в повседневной жизни» (22ч) | |
1 | Спорт |
2 | Геометрические формы вокруг нас |
3 | Здоровый образ жизни |
4 | В школе и после школы (или Общение) |
«Школа финансовых решений» (12ч) | |
1 | Семейный бюджет: по доходам — и расход |
2 | Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений |
3 | На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет |
4 | Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета |
5 | «Копейка к копейке – проживет семейка» |
Содержание курса. 6 класс
«Математика в повседневной жизни» (14 ч) | |
1 | Аренда автомобиля (каршеринг) |
2 | Устройства для хранения информации |
3 | Колодец |
4 | Зачет по математике |
«Математический детектив» (16 ч) | |
1 | Поиск истины |
2 | Кто есть кто (задачи профориентационного содержания) |
3 | Трудный вопрос: сколько? |
«Школа финансовых решений» (4ч) | |
1 | Семейный бюджет: по доходам — и расход. Непредвиденные расходы |
2 | «Копейка к копейке – проживет семейка» |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове дения занятий | Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) |
«Математика в повседневной жизни» (22 ч) | ||||||||
1. | Новое об известном («Футбольное поле», Площадка для падминтона» «Электро бус») | 7 | Зависимости между величинами. Сравнение чисел и величин. Действия с натуральными числами, с десятичными дробями. Нахождение процента от числа, отношения двух чисел. Числовая последовательность (правило составления последовательности). | Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические объекты. Описывать ход и результаты действий. Предлагать и обсуждать способы решения. Прикидывать, оценивать, вычислять результат. Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными. Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, ве личины, фигуры). Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата). Применять приемы проверки результата. Интерпретировать ответ, данные. Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формулировать обобщения и вы- воды. Распознавать ис- тинные и ложные высказывания об объектах. Строить высказы- вания, доказывать их соответствие условиям задачи. Приводить примеры и контрпримеры. Выявлять сходства и различия объектов. Измерять объекты, Конструировать математические отношения. Моделировать ситуацию математически. Доказывать истинность утверждения на основе данных и решения. Планировать ход и контролировать результат решения математической задачи. Фиксировать ответ в заданной форме. | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | «Электробус»: от- крытый банк зада- ний, 2021 (http:// skiv.instrao.ru) «Рецепт торта»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) | ||
2 | Конструирование (Геометри ческие формы вокруг нас) Задачи про пруд и садовый участок. Задачи про кубики | 7 | Размеры пространственной и плоской геометрических фигур. Действия с геометрическими величинами – длиной, площадью, объемом (вычисление, переход от одних единиц к другим, сравнение). Прямо пропорциональная зависимость величин. | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | «Поделки из пластиковой бутылки»: открытый банк заданий, 2021 (http://skiv.instrao. ru) «Панно»: обра зовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) | |||
3. | Здоровый образ жизни («Кало- рийность питания», «Игра на льду») | 2 | Действия с натураль-ными числами, де- сятичными дробями (вычисление, окру- гление, сравнение). Прямо пропорцио- нальная зависимость величин. Площадь прямоугольника. Представление данных: таблица, столбчатая диаграм ма. Метод перебора вариантов. | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа | «Калорийность пита- ния»: открытый банк заданий, 2019/2020 (http://skiv.instrao. ru ) «Комплексный обед»: образовательный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) | |||
4 | В школе и после школы («Путешествие по Волге» «Игры в сети», «Занятия Алины») | 6 | Числовое выражение, значение вы- ражения. Единицы времени. Масштаб карты, оценка рас стояния. Прямо пропорциональная зависимость величин. Признаки делимости натуральных чисел. Чтение диаграммы. | Беседа, групповая работа, индивидуальная работа | «Занятия Алины»: открытый банк за- даний, 2021 (http:// skiv.instrao.ru) | |||
«Школа финансовых решений» (12 ч) | ||||||||
5 | Семейный бюджет: доход и расход «Аренда автомобиля» (каршеринг) | 2 | Бюджет семьи, доходы и расходы семьи, постоянные и переменные доходы, обя- зательные и необязательные расходы. | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания | Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ Мини- проект/ Работа в группах/ Составление словаря-глос- сария по теме. | Комплекс «Дохо- ды семьи» (2021, 5 класс) (http://skiv. instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya- gramotnost) Комплекс «Две семьи». Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: Учебное пособие для общеоб- разовательных орга- низаций. Под редак- цией Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. – М.; СПб.: Просвеще- ние, 2020 | ||
6. | Непредвиденные расходы: как снизить риски финансовых затруднений | 2 | Непредвиденные расходы, финансовый риск. Что такое и зачем нужна финансовая подушка безопасности. | Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания | Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа/Командная игра/ мини-диспут. | Комплекс «Непред- виденная трата», (2022, 5 класс) Комплекс «Инте- ресные выходные» (2021, 6 класс) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost) | ||
7. | На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет | 1 | Финансовое планирование, рациональное поведение, экономия семейного бюджета | Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания | Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ конкурс пла- катов. | Комплекс «Как составляли семейный бюджет» (2020, 5 класс) Комплекс «Экономичные и неэкономичные привычки» (2021, 7 класс) (http://skiv. instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya- gramotnost) | ||
8 | Самое главное о правилах ведения семейного бюджета | 2 | Семейный бюджет, финансовое планирование, доходы и рас- ходы семьи. Рациональное поведение. | Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания | Решение си- туативных и проблемных задач. | «Нужен ли семье автомобиль»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) | ||
9 | «Копейка к копейке – про- живет семейка» «Семейный бюджет» | 5 | Финансовая гра- мотность: семейный бюджет, финансовое планирование, доходы и расходы семьи, рациональное поведение. Математическая грамотность: зависимость «цена – количество-стоимость». Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями. Вычисление процен тов. | Финансовая гра- мотность: 1 Выявление и ана- лиз финансовой информации 2 Оценка финансо- вых проблем 3 Применение фи- нансовых знаний Математическая грамотность: 1 Извлекать инфор мацию (из текста, таблицы, диа- граммы), 2 Распознавать математические объекты, 3 Моделировать ситуацию матема- тически, 4 Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными, 5 Предлагать и об- суждать способы решения, 6 Прикидывать, оценивать, вычислять результат | Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ Игра- квест. Груп- повая работа, индивидуаль- ная работа | Комплекс «Дорога в школу» (2022, 6 класс) Комплекс «День рождения мечты» (2022, 6 класс) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost) |
Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения
№ | Тема занятия | Дата | |
Зависимости между величинами. Сравнение чисел и величин. | |||
Решение задач про футбольное поле | |||
Решение задач «Площадка для бадминтона» | |||
Действия с натуральными числами, с десятичными дробями. | |||
Нахождение процента от числа, отношения двух чисел. | |||
Числовая последовательность (правило составления последовательности). | |||
Решение задачи «Рецепт торта» | |||
Размеры пространственной и плоской геометрических фигур. | |||
Конструирование поделок из пластиковых бутылок | |||
Действия с геометрическими величинами – длиной, площадью, объемом (вычисление, переход от одних единиц к другим, сравнение). | |||
Действия с геометрическими величинами – длиной, площадью, объемом (вычисление, переход от одних единиц к другим, сравнение). | |||
Прямо пропорциональная зависимость величин. | |||
Задачи о кубиках | |||
Задачи про пруд и садовый участок. | |||
Задачи про «Калорийность питания». Взвешивание фруктов | |||
Задачи про «Игру на льду» | |||
Задачи «Игры в сети», Единицы времени. | |||
Масштаб карты, оценка расстояния. Путешествие по Волге | |||
Задачи «Игры в сети», «Занятия Алины». Устройства для хранения информации | |||
Представление данных: таблица, столбчатая диаграмма. Чтение диаграммы. | |||
Аренда автомобиля (каршеринг) Прямо пропорциональная зависимость величин. | |||
Задачи «Колодец» и «Автоматические выключатели | |||
Метод перебора вариантов. История с телефонными звонками | |||
Отчет о соревнованиях | |||
Семейный бюджет: доход и расход | |||
Непредвиденные расходы: как снизить риски финансовых затруднений | |||
Самое главное о правилах ведения семейного бюджета | |||
На чем можно сэкономить: «тот без нужды живет, кто деньги бережет» | |||
«Копейка к копейке – проживет семейка» | |||
«Семейный бюджет» | |||
«Загадочное письмо» | |||
История с графиком отпусков | |||
У кого какая должность? У кого какая профессия? | |||
Олимпиадная задача |
«Математика в повседневной жизни» (16 ч) | |
1 | Аренда автомобиля (каршеринг) |
2 | Устройства для хранения информации |
3 | Колодец |
4 | Зачет по математике |
5 | Автоматические выключатели |
«Математический детектив» (14 ч) | |
1 | Поиск истины |
2 | Кто есть кто (задачи профориентационного содержания) |
3 | Трудный вопрос: сколько? |
«Школа финансовых решений» (4ч) | |
1 | Семейный бюджет: по доходам — и расход. Непредвиденные расходы |
2 | «Копейка к копейке – проживет семейка» |
Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения
№ | Тема занятия | Дата | |
. Аренда автомобиля | |||
Решение задач про такси и каршеринг | |||
Всегда- Никогда - Иногда | |||
Найди ошибку | |||
Устройства для хранения информации | |||
Знаете ли вы? | |||
Решение задачи о USB- флешках | |||
Решение задач об устройствах для хранения информации | |||
Моя дача | |||
Колодец, его строительство | |||
Решение задач на устройство колодца | |||
Масленичные блины | |||
Зачет по математике | |||
Автоматические выключатели | |||
Мощность и нагрузка домашней электрической цепи | |||
Пример и контрпример. Техника безопасности в быту | |||
История с телефонными звонками | |||
Кто дежурил в классе? | |||
История с отчетом о соревнованиях | |||
Странный приказ | |||
У кого какая профессия | |||
У кого какая должность | |||
История с графиком отпусков | |||
Где учатся и на чем играю члены эстрадного квартета | |||
Вопросы, интересовавшие Доктора Ватсона | |||
Спор, возникший после субботника | |||
Загадочное письмо | |||
Олимпиадная задача | |||
История о пришкольном участке | |||
Задачи от Кенгуру | |||
Понятие «семейный бюджет» | |||
Понятие «Заработок» | |||
Понятия «% годовых», «начисленные проценты» | |||
Семейный бюджет: доход и расход. «Копейка к копейке – проживет семейка» |
УМК . Используемая литература
1.Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Часть 1, 2. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2022.
2.Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразовательные организации. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
3 Математический детектив: пособие для учащихся/В.В. Мадер. _ М.: Мнемозина, 2008
4.Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл._ М.6: Издательство НЦ ЭНАС, 2014
https://disk.yandex.ru/client/disk/Загрузки/?uid=30558470&login=TatyanaBortnikova
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучение грамотности в коррекционном классе охраны зрения
Урок в 1 классе охраны зрения " Прощание с русской Азбукой".Учитель Нефёдова Надежда Сергеевна ( ГБОУ СОШ № 448 Санкт-Петербург )...
по курсу «Основы компьютерной грамотности» для 5 класса
Данное планирование разработанно для обучения "Основам компьютерной грамотности" детей со сложной структурой дефекта для 5 класса...
по курсу «Основы компьютерной грамотности» для 7 класса на 2013-2014 уч.г.
Данное планирование разрабатывалось для детей со сложной структурой дефекта для 7 класса...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Проверка грамотности чтения 6 класс
Проверка грамотности чтения 6 класс. Задание для дистанционного обучения...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
Диагностическая работа по функциональной грамотности (читательская грамотность) в 6 классе
Работа расчитана на 20 мин, на примере несплошного текста...