Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОСНОВЫ СКОРОЧТЕНИЯ»
рабочая программа

Алтынцева Райля Физрахмановна

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_osnovy_skorochteniya2023-2024_.docx75.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа №3

Рассмотрено

педагогическим советом

МБОУ Курагинской СОШ№3

Протокол № ___ «__» ____2023

Утверждаю
Директор МБОУ Курагинской

СОШ№3 _________И.А.Андрусов

Приказ № ____ «__» ______ 2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ СКОРОЧТЕНИЯ»

Направленность:

Социально -педагогическая направленность

Уровень программы:

базовый

Возраст обучающихся

8-10 лет

Срок реализации:

1 год

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

Алтынцева Райля Физрахмановна

2023 г., пгт.Курагино

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Основы скорочтения» (далее Программа) имеет социально-гуманитарную направленность и реализуется на базовом уровне. Программа направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, организацию социализирующего досуга детей.

Программа разработана на основе нормативно - правовых документов:

− Федеральный Закон от № 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с ).

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

− Письмо Министерства образования и науки РФ от г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование».

− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. № 28 «Об утверждении СанПиН «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Актуальность выбора определена следующими факторами:

- на основе диагностических фактов у обучающихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет обучающимся понимание прочитанного.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.

Отличительная особенность программы заключается в том, что для успешного освоения учебного материала обучающиеся будут использовать навыки скоростное чтения. Значение скорочтения состоит в том, что на его основе сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чтения:

- артикуляция (движения губ, языка, участвующие в процессе чтения);

- регрессии (возвратное движение глаз при чтении);

- «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). При скорочтении (от 20 символов) и воспринимает их сразу;

- слабое внимание;

- отсутствие плана при чтении.

Немаловажное умение для обучающихся — это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. В ходе занятий предусматриваются различные виды занятий, где учитывается индивидуальное развитие детей.

Жизнь ученика по своей насыщенности и нагрузке не намного отличается от жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время.

Главное при обучении учащихся скорочтению - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения.

Новизна представленной программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария.

Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

Программа адресована обучающимся в возрасте от 8 до 10 лет. Группы формируются одновозрастные, разновозрастные. Количество обучающихся в группе от 10 до 15 чел. Набор обучающихся на Программу проводится по заявлениям родителей, законных представителей на имя директора школы. Это является основанием для зачисления на обучение.

В течение учебного года может производиться дополнительный набор обучающихся в группы при наличии свободных мест.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на базовый уровень освоения и предполагает 1 год обучения в объеме 72 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Курс обучение предусматривает теоретическую и практическую часть.

Формы и режим занятий

Учебно - воспитательный процесс в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.

Форма обучения - очная.

Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами - 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы занятий: коллективные чтения, ролевые игры, творческие задания, самостоятельная работа.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения, формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации.

Задачи:

Обучающие:

  • освоение приёмов и техник скорочтения;
  • улучшение понимания прочитанной информации.

Развивающие:

  • развитие речи, памяти и внимания;
  • развитие познавательной и творческой активности;
  • развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать;
  • формирование практических навыков по скорочтению.

Воспитательные:

  • воспитывать активного читателя;
  • сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к учебной и художественной литературе.

Содержание программы

Учебный план

п/п

Программный модуль

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Основы скорочтения

18

9

9

Устный опрос. Собеседование.

2

Творческая мастерская

18

18

Анализ индивидуальных достижений

3

Коллективное чтение тренировочных текстов.

18

9

9

Карточки с заданиями различного типа.

4

Работа/анализ «Дневника читателя»

18

18

Анализ индивидуальных достижений

Всего часов:

72

18

54

Программный модуль 1 «Основы скорочтения» (18ч)

Тема 1: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ТРЕНИНГА

Теория: Тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо ответить на вопросы по тексту.

Практика: Чтение текста беззвучно.

Форма контроля: Пересказ текста. Беседа.

Тема 2: УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ

Теория: До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником

Главное — знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво объяснить ученику методику их выполнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. После того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача — следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро переключался. Именно в быстром переключении кроется невероятная эффективность этого тренинга.

Практика: Игра-упражнение.

Форма контроля: Контроль темпа выполнения упражнений.

Тема 3: УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

Теория: Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.

Лабиринт – упражнение для тренировки внимания. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре.

«Большие и малые числа». – эти упражнения тренируют внимание. Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99

В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).

«Разноцветные числа» - это упражнение как один из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.

Практика: Игра-упражнение.

Форма контроля: Контроль темпа выполнения упражнений.

Тема 4: УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ

Теория: Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.

Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25. В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться.

Следующее упражнение —клиновидные таблицы.

Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать

Практика: Игра-упражнение.

Форма контроля: Контроль темпа выполнения упражнений.

Тема 5: УПРАЖНЕНИЯ НА СИНХРОНИЗАЦИЮ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ

Теория: Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.

Рисование обеими руками.

Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.

«Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.

В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.

«Устный счет».

Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.

Практика: Игра-упражнение.

Форма контроля: Контроль темпа выполнения упражнений.

Тема 6: ЧТЕНИЕ С УКАЗКОЙ

Теория: При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, ускоряя свои движения.

Практика: Игра-упражнение.

Форма контроля: Контроль темпа выполнения упражнений.

Тема 7: УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (АРТИКУЛЯЦИЮ И ДИКЦИЮ)

Теория: Дыхательные упражнения

Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).

Работа со скороговорками и чистоговорками

Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.

Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

Практика: Игра-упражнение.

Форма контроля: Контроль темпа выполнения упражнений.

Программный модуль 2: «Творческая мастерская» (18ч)

Тема 1: Творческая мастерская.

Теория: Различные виды трудовой деятельности: работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином для воспитания эстетического вкуса, закрепление интереса к прочитанной литературе, воспитание интереса к книгам о художественном и прикладном творчестве.

Практика: Знакомство с видами творческой деятельности.

Форма контроля: Собеседование.

Тема2: «Уроки мастерства».

Теория: Знакомство с библиотечным фондом. Изучение структуры книги.

Практика: Отбор и ремонт книг.

Форма контроля: готовый продукт

Тема 3: «Представь себе…»

Теория: Иллюстрации к тексту. Знаменитые детские иллюстраторы.

Практика: Коллективное чтение. Изготовление иллюстраций к тексту.

Форма контроля: Оформление выставки.

Тема 4: «Закладки».

Теория: Правила пользования книгой. Способы сохранения книг.

Практика: Изготовление закладки.

Форма контроля: готовый продукт

Тема5: «Я рисую сказку».

Теория: Сказочные волшебные предметы. Особенности сказочных иллюстраций.

Практика: Коллективное чтение. Изготовление иллюстрации.

Форма контроля: Оформление выставки.

Тема 6: «Книжка-малютка».

Теория: Мировые библиотеки. Книжные сокровища.

Практика: Изготовление книжки.

Форма контроля: Оформление выставки.

Программный модуль 3: Коллективное чтение тренировочных текстов.

Тема 1:

Теория: Отработка упражнений по развитию дикции и скорочтения.

Практика: Коллективное чтение текстов.

Форма контроля: Опрос по тексту с элементами упражнений развития памяти и внимания.

Тема 2:

Теория: Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию). Коллективное чтение до и после упражнений.

Практика: Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

3. Представьте, что перед вами именинный пирог. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек.

4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Форма контроля: Техника чтения.

Тема 3:

Теория: Отработка дикции. Коллективное чтение до и после упражнений.

Практика: Упражнение

#1042;ыдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Скороговорки
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
Чистоговорки

ай – ай – ай – авторучку дай.

ам –ам –ам –песенка для мам.

ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.

ал –ал –ал - скоро ли вокзал?

ла - ла - ла - очень острая игла.

лу - лу - лу - не валяйся на полу.

Форма контроля: Техника чтения.

Программный модуль 4: «Карта личных достижений» (18ч)

Теория: «Дневник читателя»– это своеобразный отчёт о прочитанных книгах, который вы готовите для себя. Самая очевидная функция дневника – возможность быстро вспомнить книги, которые вы прочитали.

Практика: Заполнение «Дневника читателя».

Форма контроля: Анализ количества прочитанных книг.

Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности,
  • мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей,
  • умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: обучающийся научится:

  • управлять своим вниманием;
  • использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;
  • справляться с информационным «завалом»;
  • максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

Познавательные УУД: обучающийся научится:

  • выделять в тексте самое важное и необходимое;
  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.

Освоение учащимися программы - «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты: обучающийся научится:

  • читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное;
  • свободно читать тексты больших объёмов;
  • владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
  • владеть техникой скорочтения;

Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.

Предполагаемый результат:

  • увеличение скорости чтения;
  • освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;
  • активизация высших психических функций;
  • расширение поля зрения;
  • освоение алгоритма рационального чтения.

Результаты работы:

  • более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
  • развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других;
  • синхронизация обоих полушарий;
  • расширение поля зрения;
  • увеличение скорости чтения;
  • совершенствование мышления;
  • развитие артикуляции и моторики.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

  • сократят время выполнения домашней работы;
  • увеличат скорость чтения;
  • увеличат скорость и качество запоминания текстов;
  • научатся легко запоминать стихи;
  • научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;
  • научатся мыслить быстрее.

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график.

Организация занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком.

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учеб. недель

Кол-во учеб. дней

Кол-во учеб часов в год

Режим занятий

Срок проведения промежуточной и итоговой аттестации

1

2023 - 2024

Сентябрь,

2023

Май, 2024

36

72

72

2 раза в неделю по 1 часу

Декабрь 2023/ Май, 2024

Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Учреждения. Время осенних, зимних и весенних каникул являются рабочим временем педагогических работников организации.

Условия реализации программы

Принципы обучения:

  • принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности
  • ребёнка при руководящей роли педагога;
  • принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти;
  • принцип связи обучения с жизнью, постоянный поиск новых форм работы.

Приемы и методы обучения:

  • словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
  • наглядные: демонстрация;
  • практические: упражнения, выполнение графических записей;
  • аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.

Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.

Принципы построения занятий:

  • от простого к сложному;
  • каждое занятие рассчитано на 45 мин;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.

Структура занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45

минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:

  • упражнение на развитие артикуляции, дикции, внимания;
  • упражнения на расширение поля зрения;
  • чтение с указкой, упражнения на синхронизацию обоих полушарий.

Формы организации учебного процесса: практическое занятие

Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения

Педагогические технологии:

  • технология группового обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология коллективной творческой деятельности;
  • технология игровой деятельности.

Алгоритм учебного занятия :

  • организационный этап (подготовка детей к работе на занятии);
  • подготовительный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности);
  • основной (обеспечение восприятия, осмысления);
  • итоговый этап (анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы);
  • рефлексия (мобилизация детей на самооценку).

Дидактические материалы:

  • раздаточные материалы;
  • задания – тесты;
  • таблицы – задания;
  • инструкционные материалы;

Материально-технические средства обучения

  • наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
  • методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;
  • оборудование для занятий: книги, ручки, карандаши; секундомер, компьютер;
  • материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания;
  • мебель для комфортных занятий: школьные парты, стулья.

Формы аттестации и оценочные материалы.

Основной формой подведения итогов работы по программе – аттестация обучающихся. Аттестация проводится в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации:

  • Оценка читательских навыков (техника чтения по возрасту).
  • Оценка читательской активности (количество прочитанных книг- по данным «Дневника читателя»).

Критерии оценки уровня освоения программы

Балл/ уровень

Критерии

1 – 3/ низкий

  • основная часть умений не сформирована, низкий уровень читательских навыков (техника чтения соответствует отметке «2» по нормам чтения для данного возраста);
  • и низкая читательская активность (количество прочитанных книг за месяц не соответствует нормам чтения для данного возраста).

4 – 6/ средний

  • одно из умений не сформировано, низкий уровень читательских навыков (техника чтения соответствует отметке «3» по нормам чтения для данного возраста);
  • средняя читательская активность (количество прочитанных книг за

месяц соответствует нормам чтения для данного возраста).

7 – 8/ средний

  • одно из умений не сформировано, средний уровень читательских навыков (техника чтения соответствует отметке «4» по нормам чтения для данного возраста);
  • низкая читательская активность (количество прочитанных книг за месяц не соответствует нормам чтения для данного возраста).

9-10/ высокий

  • уровень читательских навыков соответствует нормам чтения по возрасту (техника чтения на отметку «5»);
  • читательская активность выше норм чтения по возрасту.

Нормативы для оценивания знаний у учащихся.

1 этап

(промежуточная аттестация)

2 этап

(итоговая аттестация)

Оценка читательских навыков (техника чтения, соответствующая возрасту)

Оценка читательской активности по данным «Дневника читателя»).

Оценка читательских навыков (техника чтения, соответствующая возрасту)

Оценка читательской активности (количество прочитанных книг- по данным «Дневника читателя»).

1 кл

2 кл

1 кл

2 кл

1 кл

2 кл

2 кл

Низкий

до 15

до 25

Низкий

7

10

Низкий

до 25

до 35

Низкий

12

15

Средний

до 20

25-40

Средний

15

20

Средний

до 40

35-50

Средний

20

25

Высокий

более 20

более 40

Высокий

20

30

Высокий

более 40

более50

Высокий

30

35

Перечень творческих заданий, игр;

тем проектов, исследований, наблюдений

№ п/п

Наименование элементов перечня

1

Коллективные чтения по ролям, выразительное чтение абзацами, чтение любимых стихов, совместный пересказ сказки.

2

Интеллектуальные игры: «Сказочный кроссворд», «Веселый ребус».

3

Игры для развития «беглого чтения»: «Составь слово», «Пол-арбуза», «Отгадай книжного героя», «Найди волшебный предмет».

Упражнения для развития техники чтения: «Найди спрятанное слово», «Остров сокровищ», «Вагончики».

4

Творческая мастерская (рисунки): иллюстрации к сказкам, литературный герой, художественный образ «Мой любимый герой».

5

Творческая мастерская (поделки): «Закладка для книг», ремонт ветхих книг, изготовление книжки- малютки.

6

Самостоятельные проекты - «Дневник читателя» (оформление, аннотация, анализ), участие в творческих конкурсах.

7

Групповые проекты - подготовка книжных выставок.

Список используемой литературы:

  1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, #1089;
  3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.
  4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»
  5. г. Челябинск, 2011г
  6. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г
  7. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.

Список Интернет- ресурсов для обучающихся:

  1. - Российская государственная библиотека
  2. электронный ресурс «ЛитРес:школа» .

Приложение 1

Календарно – тематическое планирование

на 2023-2024 учебный год

п/п

План

Факт

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Приме

чание

Тео

рия

Прак

тика

1

,

Общие организационные вопросы. Знакомство- игра «КТО МЫ?».

1

1

коллективное чтение

техника чтения

2

,

Творческая мастерская «Уроки мастерства».Отбор и ремонт книг.

2

творческие задания

готовая поделка

3

,

Чтение игра: «Найди волшебное слово». Тренировка внимания.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

4

,

Дневник читателя.

Анализ самостоятельной работы.

2

индив. работа

анализ достижений

5

,

Коллективное чтение.

Отработка дикции. Скороговорки.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

6

,

Творческая мастерская «Представь себе…».Иллюстрации к тексту.

2

творческие задания

готовый рисунок

7

,

Чтение-игра «Составь слово».

Тренировка внимания.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

8

,

Дневник читателя.

Анализ самостоятельной работы.

2

индив. работа

анализ достижений

9

,

Выразительное чтение.

Тренировка внимания.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

10

,

Творческая мастерская «Закладки». Правила пользования книгой.

2

творческие задания

готовая поделка

11

,

Чтение-игра «Игра в пол-арбуза».

Развития техники чтения.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

12

,

Дневник читателя.

Анализ самостоятельной работы.

2

индив. работа

анализ достижений

13

,

Чтение по ролям.

Игра-синхронизация «Две руки

1

1

коллективное чтение

техника чтения

14

,

Творческая мастерская «Я рисую сказку».Оформление выставки.

2

творческие задания

готовый рисунок

15

,

Чтение-игра «Кроссворд»

Тренировка внимания. «Алфавит».

1

1

коллективное чтение

техника чтения

16

,

Дневник читателя.

Промежуточная аттестация.

2

индив. работа

анализ достижений

17

Читаем стихи.

Отработка дикции. Чистоговорки.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

18

,

Творческая мастерская.

Отбор и ремонт книг.

2

творческие задания

готовая поделка

19

,

Чтение-игра «Отгадай героя».

Дыхательная гимнастика

1

1

коллективное чтение

техника чтения

20

,

Дневник читателя.

Анализ самостоятельной работы.

2

индив. работа

анализ достижений

21

Коллективное чтение.

Беседа-тест «Я люблю читать…».

1

1

коллективное чтение

техника чтения

22

,

Иллюстрации к книге.

Оформление выставки рисунков.

2

творческие задания

готовый рисунок

23

,

Чтение-игра «Остров сокровищ».

Упражнения на синхронизацию.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

24

,

Дневник читателя.

Анализ самостоятельной работы.

2

индив. работа

анализ достижений

25

,

Коллективное чтение «Книжные новинки».

1

1

коллективное чтение

техника чтения

26

,

Творческая мастерская «Книжка-малютка».

2

творческие задания

готовая поделка

27

,

Чтение-игра «Загадки и пословицы».Отработка дикции.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

28

,

Дневник читателя.

Анализ самостоятельной работы.

2

индив. работа

анализ достижений

29

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

30

,

Творческая мастерская «Детские журналы». Упражнение-игра «лабиринт»

2

творческие задания

готовая поделка

31

,

Чтение-игра «Найди сказочный предмет».Тренировка внимания .

1

1

коллективное чтение

техника чтения

32

,

Дневник читателя.

Анализ самостоятельной работы.

2

индив. работа

анализ достижений

33

,

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

34

,

Творческая мастерская «Уроки мастерства».Отбор и ремонт книг.

2

творческие задания

готовая поделка

35

,

Список литературы на лето. Итоговая аттестация.

1

1

коллективное чтение

техника чтения

36

,

Дневник читателя.

Анализ самостоятельной работы.

2

индив. работа

анализ достижений

Итого

72ч

18

54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов»

Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разби...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»

Парикмахерское  искусство существует  давным-давно. Во  все  времена люди хотели выглядеть  красиво и привлекательно и прилагали  для этого немало усилий, изобретали спец...

Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"

Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела,  информационно – компьютерных техноло...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Умелец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Умелец»Направленность: художественнаяВозраст 11-17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль – 17...