Дополнительня общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Искусство слова"
рабочая программа

Программа направлена на формирование у детей умений говорить не только грамотно, но и выразительно, пользоваться огромым арсеналом средств художественной выразительности, самостоятельно создавать тексты разных стилей, жанров, развивать творческое мышление, диалоговое общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_slova_2020_god.docx389.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Искусство слова»

 

Возраст учащихся: 11 – 18 лет        

Срок реализации: 1 год                                  

                                                           

                                                           

                                                            Автор-составитель:

                                                            Учитель русского языка и литературы

                                                             Полещук Ирина Валерьевна

         

   

д. Дурово, 2020 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова» разработана в соответствии:

 - Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 27.07.2022. № 629);

- Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28);

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года;

-Уставом МБОУ «Дуровская СОШ» Сафоновского района Смоленской области;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242).

Кружок имеет социально-педагогическую направленность.

Цель программы: научить детей говорить не только грамотно, но и выразительно, пользоваться огромным арсеналом средств художественной выразительности, самостоятельно создавать тексты разных стилей, жанров, развитие творческого мышления, диалогового общения.

Задачи:

Обучающие:

  • - повысить культуру устной и письменной речи;
  • - научиться собирать информацию, структурировать текст;
  • - знать основные жанры журналистских текстов;
  • - работа в школьных СМИ.

      Развивающие:

  • Развить исследовательские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения.
  • Развивать умение анализировать предложенный материал и формировать свои мысли, уметь донести свои идеи до слушателя.
  • Развивать правильную, грамотную речь.
  • Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.

      Воспитательные:

  • Воспитывать в ребёнке самодисциплину; умение организовать себя;
  • Придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер.
  • Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат,  партнёрские отношения в группе, учить общению  друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию в процессе досуговой деятельности и межличностного отношения.
  • Привитие любви к природе, к малой Родине.

Программа способствует:

-созданию условий для раскрытия способностей и природных задатков     личности;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества;
  • межвозрастное общение;

-помогает выявлению одарённых и любознательных;

                -раскрепощение ребёнка, снятие зажимов и комплексов.

Адресат программы:  

Программа рассчитана для детей среднего и старшего школьного возраста (11–18лет), для детей с ОВЗ, для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Члены кружка – любители русской словесности и языка 6-11 классов, обязательные участники всех творческих конкурсов, литературных праздников и олимпиад

Срок освоения программы:

Продолжительность обучения 1 год.

Объем программы:

Годовая нагрузка 1 года обучения 34 часа.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

Актуальность программы

Данная программа развивает познавательный интерес у детей. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обогащают и активизируют словарный запас.

Программа «Искусство слова» направлена на формирование духовной культуры ребенка.

Литературные традиции пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ словесности невозможно понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком, невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.

       К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

      Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.

Новизна программы

 Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий и исследовательский характер.

Педагогическая целесообразность программы

заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Основная идея программы – развитие у учащихся мотиваций к познанию и творчеству, формирование высокого интеллекта духовности через мастерство. 

Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству. Следовательно, необходимо через дополнительное образование прививать у детей любовь к русскому литературному языку, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития.

Основные методы обучения:

  1. Лекция – доведение до учащихся основных знаний по программе курса.
  2. Индивидуальные занятия - обучение самостоятельной работе по выполнению рабочего проекта, индивидуальная журналистская деятельность.
  3. Проведение мероприятий (других форм)- публичное выступления.
  4. Воспитательные формы работы- беседы, посещение различных мероприятий, совместные праздники, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, игры, викторины.
  5. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на праздники (мероприятия).

                Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Форма контроля:

 Игры, конкурсы, викторины, беседа, наблюдение, опрос, собеседование, презентация проектов, участие в мероприятиях.

Условия реализации программы

 Для проведения занятий имеется отдельное просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий с учащимися, шкафами для книг, методических разработок, дидактического материала.

На занятиях используют:

- наглядные демонстрационные пособия и таблицы, классную доску с набором приспособлений для крепления таблиц;

- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой

- дидактические материалы: словари: толковый, орфографический, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе, картины художников.

- цифровые образовательные ресурсы: компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска.

- Интернет-ресурсы: компьютерные программы, www.unikru.ru, www.mir-konkursov.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://www.school-collection.edu.ru

- «диагностический инструментарий».

Учебный план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Формы контроля, аттестация

теорет

практич

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

Беседа

2

Текст, его разновидности, роль

3

3

6

Опрос, наблюдение, творческое задание,

конкурс, игры, беседа.

3

Обучение выразительному чтению

3

4

7

Наблюдение, упражнение, творческое задание

4

Промежуточная аттестация

-

2

2

Творческое задание,

наблюдение, опрос,

участие в мероприятиях

5

Литературный язык и его нормы

2

2

4

Наблюдение, беседа, творческое задание

6

Интерпретация текста

3

4

7

Беседа, наблюдение, творческое задание

7

Стили языка. Жанры.

2

3

5

Беседа, упражнения, творческое задание

8

Итоговое занятие

-

2

2

Творческое задание, участие в мероприятии

Итого

14

20

34

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие.

Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.

Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.

Цели и задачи кружка. Роль гуманитарного образования сегодня.

  1. Текст, его разновидности, роль.

Текст. Виды текстов. Типы высказывания (описание, повествование, рассуждение).

Микротемы. Основная мысль. Комплексный анализ текста. Содержательная сторона.  Композиция. Стилевые особенности.

Роль заголовка в художественном тексте. Тема, идея произведения. Автор и герои. Автор и читатель. Тропы и стилистические фигуры в тексте. Композиция, ее роль в раскрытии основной мысли текста. Особенности интерпретации текста.

Разновидности стилей, их языковые особенности. Разграничение стилей по функции, сфере употребления, языковым приметам. Жанровые особенности публицистического и художественного стилей. Лексические, синтаксические средства художественной выразительности. Тропы. Очерк. Разновидности очерков.

  1. Обучение выразительному чтению.

Техника чтения. Логические ударения и паузы. Внутренний подтекст произведения. Роль «видений» в составлении партитуры. Особенности чтения прозаических и лирических стихотворных текстов.

4. Промежуточная аттестация

Текущая диагностика должна определить степень усвоения учащимися учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Форма контроля; творческое задание, наблюдение, участие в мероприятии

5.Литературный язык и его нормы.

Особенности современного литературного языка. Литературный язык и нормы произношения. Работа со словарями.

  1. Интерпретация текста.

Роль заголовка в художественном тексте. Тема, идея произведения. Автор и герои. Автор и читатель. Тропы и стилистические фигуры в тексте. Композиция, ее роль в раскрытии основной мысли текста. Особенности интерпретации прозаического и стихотворного текста.

  1. Стили языка. Жанры.

Разновидности стилей, их языковые особенности. Разграничение стилей по функции, сфере употребления, языковым приметам. Жанровые особенности публицистического и художественного стилей. Лексические, синтаксические средства художественной выразительности. Тропы. Очерк. Разновидности очерков.

  1. Итоговое занятие.

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.

Форма контроля; творческое задание, участие в

мероприятии.

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Количес тво часов

Тема занятия

Форма контроля

1.

сентябрь

Теория

1

Вводное занятие

Беседа

2.

сентябрь-октябрь

Комбинированное

6

Текст, его

 разновидность, роль

Опрос, наблюдение, творческое задание, конкурс, игры, беседа

3.

ноябрь-декабрь

Комбинированное

7

Обучение выразительному

чтению

Наблюдение, упражнения, творческие задания

4.

декабрь

Практическое

2

Промежуточная аттестация

Творческое задание, наблюдение, участие в

мероприятии

5.

январь

Комбинированное

4

Литературный язык и его нормы

Наблюдение, беседа, творческие задания

6

февраль-март

Комбинированное

7

Интерпретация текста

Беседа, наблюдение, творческие задания

7.

апрель-март

Комбинированное

5

Стили языка. Жанры

Беседа, упражнения, творческие задания

8.

Итоговое занятие

Практика

2

Аттестация

Творческое задание, участие в

мероприятии

Методические рекомендации

         Изучение родного языка невозможно без развития творческих способностей учащихся, овладения культурой речи, знаний литературных норм. Поэтому учащиеся получают вначале теоретические знания. Затем учатся применять их на практике, в работе с художественными текстами разных стилей и жанров. Практические занятия проводятся в групповой форме, а также в подгруппах и индивидуально, так как творческая работа требует индивидуального подхода и контроля.

    Успешность занятий по данной программе возможна при выполнении следующих условий:

-бережного и грамотного отношения к русскому языку, истории его формирования, почитания наследия России, глубокого уважения исторического и духовного опыта русского и других народов России;

-педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

-педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции отечественной культуры, исторические факты, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в воспитании молодёжи;

-необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

-необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной творческой деятельности;

-использование разнообразных методов и приёмов обучения.

         При проведении занятий обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

-приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

-единства образовательного и воспитательного процессов.

Предпочтительные методы обучения:

-небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;

-беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

-короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

-чтение фрагментов из периодических изданий с последующим обсуждением  (на этом же занятии) и творческим заданием;

-анализ авторского текста с раскрытием сюжетов и образов;

-работа с текстами, репродукциями, составление кроссвордов.

       Практические занятия проводятся в групповой форме, а также в подгруппах и индивидуально, так как творческая работа требует индивидуального подхода и контроля.

        Теоретические знания и практические занятия дают возможность подготовить учащихся к правильному восприятию русского языка, как литературной нормы, а также грамотному изложению своих мыслей, как в устной, так и в письменной форме.

Литература для педагога:

  1. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Учитель, 2007 г.
  2. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г.
  3. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. Москва, 2004 г.
  4. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005 г.
  5. Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар ОИПЦ «Перспективы образования» 2000 г.
  6. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976 г.
  7. Никольская И.Л. «Гимнастика для ума».- М.: Просвещение, 1997 г.

Литература для учащихся:

  1. Сочинение, отзыв, эссэ. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.

2. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995 г.

3. Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»

Занятия в кружке  помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...