Рабочие программы по внеурочная деятельность 2021-2022
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск-Шахтинского
Рассмотрено | «Утверждаю» |
Педагогическим советом МБОУ лицея № 5 Протокол № от 30.08.21 | Директор МБОУ лицея № 5 Гайдукова С.П._______ Приказ № 210- 0 от 31.08.21 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности:
кружок «Патриоты России»
9р1 класс: основное общее образование
количество часов: 31
учитель: Попова Оксана Владимировна
Содержание
1. Пояснительная записка 3-5
2. Планируемые результаты внеурочной деятельности 6-8 3. Содержание внеурочной деятельности 8-11
4. Календарно-тематическое планирование 11-14
Раздел 1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Патриоты России» для 9 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях; Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2013. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
- Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) МБОУ лицея №5 на 2021-2022 учебный год.
- План внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2021-2022 учебный год.
- Положением о рабочей программе МБОУ лицея № 5.
«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»- СанПиН 2.4.3648-20г.
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны).
Кроме того конкретными целями программы являются
- создание условий для воспитания у молодых людей патриотизм, гражданского самосознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, чувства любви к Родине;
- создание условий для воспитания уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам;
- создание условий для воспитания потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе;
- воспитание самостоятельности;
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
- формирован эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;
- создание условий для воспитания дисциплинированности, силы воли, умения концентрироваться на выполнение поставленной цели.
Задачи:
- обучающие – способствовать развитию познавательного интереса к истории страны, родного края, историческому прошлому народа;
- воспитательные - способствовать формированию общественной активности личности и гражданской позиции;
- развивающие – содействовать развитию самостоятельности, ответственности, потребности в саморазвитии.
Общая характеристика курса «Патриоты России»
Рабочая программа «Патриоты России» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Ростовской области, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Рабочая программа «Патриоты России» относится к тематическим программам и основывается на принципах последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности.
Программа «Патриот России» призвана осуществлять гражданско-патриотическое воспитание школьников, направлена на развитие личности, обладающей духовно-нравственными качествами, формирование учебно-исследовательских навыков, стимуляцию детского и юношеского творчества, познавательной активности школьников. Учебно-воспитательный процесс по программе кружка «Патриот России» является частью общешкольных мероприятий по проектированию условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования. В основе программы — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания, для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала личности.
Занятия проводятся в музее Общественной организации в городе Каменск-Шахтинском «Инвалиды и участники Афганской и чеченских войн» и/или на базе Патриотического клуба МБОУ лицея №5 «За землю Русскую».
Место программы «Патриоты России»
Рабочая программа «Юный патриот» рассчитана на учащихся 9 классов. На реализацию программы курса согласно Плану внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2021-2022 учебный год отводится 34 часа.
Согласно Календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2021-2022 учебный год – 33 часа, при этом программа курса выполняется полностью.
Вследствие этого в содержании программы была уплотнена тема в следующем разделе:
Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующая тема:
Раздел " Военно-патриотическая «Никто не забыт, ничто не забыто» "
- Его имя на мемориальной доске школы-Александр Дюбин.
Жизнь и судьба. (1ч)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Именно понятия « «гражданская позиция», «гражданин», «Отечество», «патриот» стали основными объектами педагогического воздействия и анализа. Ведущее направление деятельности – гражданское образование и воспитание подрастающего поколения с использованием накопленного опыта. Выбор данного направления деятельности обусловлен тем, что средства гражданского образования и воспитания позволяют развивать у подростков ценностное отношение к явлениям общественной жизни, способствовать формированию, развитию и закреплению таких гражданских качеств, как ответственность, инициативность, активность, толерантность и других, характеризующих подростка-лидера. Кроме того, патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения программы «Патриоты России»
Личностные УУД:
- социализация личности;
- формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру;
- развитие творческого потенциала ученика;
- воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
- воспитание интереса к творческой деятельности;
- формирование гражданского отношения к Отечеству;
- бережное отношение к духовным ценностям;
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации
Метапредметные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
- формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
- развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
- воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;
- овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
Предметные УУД:
- сформированность краеведческих знаний;
- сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней;
- развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов
1.Дидактические и раздаточные материалы по программе: альбомы «Памятник», «Заочная экскурсия по музею», «Символы государства», информационные папки «Учитель на войне», «Каменск-город-музей», «История школы».
2.Аудиозаписи, слайды по содержанию программы: презентация «Каменск на Донце», «Их имена на нашем обелиске», «ВОВ», «Казачество в ВОв».
3. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
4. В.Ф.Гавриленко, В.А.Красивская «Воинская слава каменчан» г. Красный Сулин, 2015-136с.
Раздел 3.Содержание курса « Патриоты России» (33 часа)
«Поисковое и музейное дело» (10ч)
Тема 1. Организация поисковой работы в школе.
Поисковая деятельность школьников. Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.
Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Музеи города Каменск-Шахтинского..
Практические занятия:
Подготовка проектов школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Тема 2. Способы пополнения материалов школьного музея. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана. Творческая работа «Описание экспоната»
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 4. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Тема 5. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 6. Фонды школьного музея
Музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций.
Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия:
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
«Никто не забыт, ничто не забыто» (16 ч)
Тема 1. Военная слава земляков. Изучение и охрана памятников землякам- защитникам в годы Великой Отечественной войны. Земляки-герои Советского Союза
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. Составление «Книги Памяти»
Тема 2. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. Ученики школы-участники военных действий в Афганистане, Чечне.
Практические занятия: встречи с выпускниками школы - участники военных действий в Афганистане, Чечне. Запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов, мультимедийных презентаций.
Практические занятия: благоустройство 26 братских могил на старом кладбище и могилы А.Дюбина на новом кладбище.
История школы (3 ч)
Тема 1. Изучение истории школы. Выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Оформление альбома «Летопись школы»
Тема 2. Изучение истории школы. Школа в прошлом и сегодня. Школьные традиции и достопримечательности. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Выпускники школы».
Тема 3.Изучение истории школы. Школьные учителя, их след в истории края
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание альбома «Их призвание — учитель». Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края.
Тема 4. Творчество педагогов.
Учитель -поэт, художник, певец и т.д.
Практическое занятие: В соответствии с данными темами формируются и музейные коллекции (сборники стихов, выставки картин) Сбор информации в книгах, газетах и журналах, воспоминания ветеранов и современников, аудио- видео записи и др.)
История семьи (4 ч)
Тема 1. Моя семья и родной край
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Летопись семьи.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей
архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 2. Мой дом. Вещи в доме. Красота в моем доме - изделия декоративно-прикладного искусства. Вещи в моем доме - экспонаты музеев будущего. Вещь - отражение личности. Мой портрет в моих вещах. Семейные реликвии
Практические задания: сочинение "Моя семейная реликвия". Выставка семейных реликвий с их описанием.
Раздел | Формы организации видов деятельности | Количество часов |
Музейное дело | Экскурсия - посещение краеведческого музея, библиотечный урок, урок в музее | 10 |
История школы | Проект, создание альбома | 3 |
История семьи | Организация выставки | 4 |
Военно-патриотическая «Никто не забыт, ничто не забыто» | Проект, встреча с участниками локальных войн, акция по уборке захоронений | 14 |
Раздел 4. Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Вид деятельности | Дата проведения | ||
Музейное дело | |||||
1 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | Подготовка проектов, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. | 6.09 | ||
2 | Записи историко-краеведческих наблюдений | Работа с архивными материалами | 13.09 | ||
3 | Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. | составление тематико-экспозиционного плана | 20.09 | ||
4 | Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. | Работа с архивными материалами | 27.09 | ||
5 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | Моделирование инструкции, интерактивное посещение фонда музея | 6.10 | ||
6 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | Творческая работа «Описание экспоната» | 13.10 | ||
7 | Копирование документов. Правила хранения и использования документов. | Работа с архивными материалами | 20.10 | ||
8 | Копирование документов. Правила хранения и использования документов | Работа с архивными материалами | 27.10 | ||
9 | Первоисточники, каталоги, сайты, архивы | Работа с архивными материалами | 10.11 | ||
10 | Первоисточники, каталоги, сайты, архивы | Работа с архивными материалами сайтов музеев | 17.11 | ||
История школы | |||||
11 | Школьные учителя, их след в истории края. | Работа в архивах | 24.11 | ||
12 | Создание альбома (презентации) «Их призвание — учитель». | Творческая работа: альбом/презентация | 1.12 | ||
13 | Творчество педагогов. Учитель -поэт, художник, певец и т.д. | Работа с архивами, мемуарами | 8.12 | ||
История семьи | 15.12 | ||||
14 | Вещь - семейная реликвия. Поиск семейной реликвии, ее описание, история семейной реликвии. Выставка семейных реликвий с их описанием. | Создание интерактивной выставки, написание сочинений | 22.12 | ||
15 | Семейные праздники. Выставка «История новогодней игрушки» | Подготовка выставки | 29.12 | ||
16 | Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Описание семейного архива. | Подготовка выставки | 19.01 | ||
17 | Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. | Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. | 26.01 | ||
19 | Каменчане - участники Великой Отечественной войны. По залам краеведческого музея. | подготовка временных выставок/ интерактивной выставки | 16.02 | ||
20 | Благоустройство безымянных могил на старом кладбище. | Полевые работы | 2.03 | ||
21 | Благоустройство безымянных могил на старом кладбище. | Полевые работы | 9.03 | ||
22 | Каменчане- участники Афганской войны. Архивные материалы музея городского патриотического клуба | Составление «Книги Памяти» | 16.03 | ||
23 | Каменчане- участники Афганской войны. Архивные материалы музея городского патриотического клуба | Составление «Книги Памяти» | 23.03 | ||
24 | Каменчане- участники Чеченской кампании. Архивные материалы музея городского патриотического клуба. | Составление «Книги Памяти» | 6.04 | ||
25 | Каменчане- участники Чеченской кампании. Архивные материалы музея городского патриотического клуба. | Написание рефератов/ работа с историческими сайтами | 13.04 | ||
26 | Его имя на мемориальной доске школы-Александр Дюбин. Жизнь и судьба. | Работа над проектом | 20.04 | ||
27 | Проект «Всегда живые»- волонтерская помощь матерям, потерявшим сыновей в афганской и чеченских войнах. | Посещение на дому матерей, потерявших сыновей | 27.04 | ||
28 | Проект «Всегда живые»- волонтерская помощь матерям, потерявшим сыновей в афганской и чеченских войнах. | Посещение на дому матерей, потерявших сыновей | 4.05 | ||
29 | Благоустройство безымянных могил. | Полевые работы | 11.05 | ||
30 | Благоустройство безымянных могил. | Полевые работы | 18.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год по учебному курсу «Финансовая грамотность » для обучающихся 5- 7 классов
Название курса: «Основы финансовой грамотности»Класс: для учащихся 5-7 классов ( в том числе детей ОВЗцели данного курса:- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Адаптивные настольные спортивные игры - новус, джакколо, шаффлборд» на 2021-2022 учебный год, срок реализации 1 год.
Программа «Адаптивные настольные спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Военно-спортивная подготовка » для 10-11 класса на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Военно-спортивная подготовка» для 10-11 классов составлена в соответствии с социальным направлением и на основании следующих нормативно-правовых ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 8 класса на 2021 – 2022 учебный год
Программа «Спортивные игры» дополняет курс «Физическая культура». Программа направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе личностного самоопределения, спор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» на 2021 – 2022 учебный год 9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Основы финансовой грамотности»на 2021 – 2022 учебный год...