Рабочие программы по внеурочная деятельность 2021-2022
календарно-тематическое планирование

Попова Оксана Владимировна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриоты России 950.09 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное   учреждение лицей №5

 города Каменск-Шахтинского

Рассмотрено

«Утверждаю»

Педагогическим советом

МБОУ лицея № 5

Протокол № от 30.08.21

Директор МБОУ лицея № 5

Гайдукова С.П._______

Приказ №  210- 0    от 31.08.21

                         

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности:

кружок «Патриоты России»

9р1 класс:   основное общее образование

количество часов: 31

учитель: Попова Оксана Владимировна

       Содержание

1.  Пояснительная записка                                                                                          3-5

2.  Планируемые результаты внеурочной деятельности                                         6-8                                                     3.  Содержание внеурочной деятельности                                                               8-11

4.  Календарно-тематическое планирование                                                         11-14                                                                    

                                                                                                     

Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Патриоты России»  для  9 класса  разработана в   соответствии с нормативными документами:

  • ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях; Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
  • Постановление Правительства Российской Федерации  от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2013. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
  • Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) МБОУ лицея №5  на 2021-2022 учебный год.
  • План  внеурочной деятельности  МБОУ лицея №5 на 2021-2022 учебный год.
  • Положением о рабочей программе  МБОУ лицея № 5.

 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»- СанПиН 2.4.3648-20г.

Цель  программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны).

Кроме того конкретными целями программы являются

-  создание условий для воспитания   у молодых людей патриотизм, гражданского самосознания, верности  Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, чувства любви к Родине;
-  создание условий для воспитания  уважительного отношения  к героической истории нашего государства, его вооруженным силам;
-  создание условий для воспитания   потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе;
-  воспитание самостоятельности;
-  воспитание  сознательной  дисциплины  и культуры  поведения;
-  формирован  эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;
-  создание условий  для воспитания  дисциплинированности, силы воли, умения   концентрироваться на выполнение поставленной цели.

Задачи:

  • обучающие – способствовать развитию познавательного интереса к истории страны, родного края, историческому  прошлому  народа;
  • воспитательные - способствовать формированию общественной активности личности и  гражданской позиции;
  • развивающие – содействовать развитию самостоятельности, ответственности, потребности в саморазвитии.

Общая характеристика курса «Патриоты России»

Рабочая программа «Патриоты России» относится к духовно-нравственному направлению и  нацелена на необходимость воспитания у учащихся  ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Ростовской области, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Рабочая программа «Патриоты России» относится к тематическим программам и основывается  на  принципах  последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности.

Программа «Патриот России» призвана осуществлять гражданско-патриотическое воспитание школьников, направлена на развитие личности, обладающей духовно-нравственными качествами, формирование учебно-исследовательских навыков, стимуляцию детского и юношеского творчества, познавательной активности школьников. Учебно-воспитательный процесс по программе кружка «Патриот России» является частью общешкольных мероприятий по проектированию условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования. В основе программы — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания, для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала личности.

Занятия проводятся в  музее  Общественной организации в городе Каменск-Шахтинском «Инвалиды и участники Афганской и чеченских войн» и/или на базе Патриотического клуба МБОУ лицея №5 «За землю Русскую».

Место  программы  «Патриоты России»

Рабочая программа «Юный патриот» рассчитана на учащихся 9 классов. На реализацию программы курса согласно  Плану  внеурочной деятельности  МБОУ лицея №5 на 2021-2022 учебный год отводится 34 часа.

Согласно Календарному   учебному  графику  МБОУ  лицея №5  на 2021-2022 учебный год – 33 часа, при этом программа курса выполняется полностью.

Вследствие этого в  содержании программы была уплотнена тема в следующем разделе:

Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующая тема:

Раздел  " Военно-патриотическая «Никто не забыт, ничто не забыто»  "

- Его имя на мемориальной доске школы-Александр Дюбин.

Жизнь и судьба. (1ч)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Именно  понятия « «гражданская позиция», «гражданин», «Отечество»,  «патриот» стали основными объектами педагогического воздействия и анализа. Ведущее направление деятельности – гражданское образование и воспитание подрастающего поколения с использованием накопленного опыта. Выбор данного направления деятельности обусловлен тем, что средства гражданского образования и воспитания позволяют развивать у подростков ценностное отношение к явлениям общественной жизни, способствовать  формированию, развитию и закреплению таких гражданских качеств, как ответственность, инициативность, активность, толерантность и других, характеризующих подростка-лидера. Кроме того, патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения программы «Патриоты России»

Личностные УУД:

  1. социализация личности;
  2. формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру;
  3. развитие творческого потенциала ученика;
  4. воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
  5. воспитание интереса к творческой деятельности;
  6. формирование гражданского отношения к Отечеству;
  7. бережное отношение к духовным ценностям;
  8. активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации

Метапредметные УУД:

  1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
  2. формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
  3. развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
  4. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
  5. воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;
  6. овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.

Предметные УУД:

  1. сформированность краеведческих знаний;
  2. сформированность  интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней;
  3. развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

1.Дидактические и раздаточные материалы по программе: альбомы «Памятник», «Заочная экскурсия по музею», «Символы государства», информационные  папки «Учитель на войне», «Каменск-город-музей», «История школы».

2.Аудиозаписи, слайды по содержанию программы: презентация  «Каменск на Донце», «Их имена на нашем обелиске», «ВОВ», «Казачество в ВОв».

3. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

4.  В.Ф.Гавриленко, В.А.Красивская «Воинская слава каменчан» г. Красный Сулин, 2015-136с.

Раздел 3.Содержание курса   « Патриоты России» (33 часа)

«Поисковое и музейное  дело» (10ч)

Тема 1. Организация поисковой работы в школе.

Поисковая деятельность школьников. Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.

Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Музеи города Каменск-Шахтинского..

Практические занятия:

Подготовка проектов школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

Тема 2. Способы пополнения материалов  школьного музея. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана. Творческая работа «Описание экспоната»

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. 

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Тема 5. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Тема 6. Фонды школьного музея

Музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций.

Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных

предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация  музейных предметов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия:

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

«Никто не забыт, ничто не забыто» (16 ч)

Тема 1. Военная слава земляков. Изучение и охрана памятников землякам- защитникам в годы Великой Отечественной войны. Земляки-герои Советского Союза

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. Составление «Книги Памяти»

Тема 2. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. Ученики школы-участники военных действий в Афганистане, Чечне.

Практические занятия: встречи с выпускниками школы - участники военных действий в Афганистане, Чечне. Запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов, мультимедийных презентаций.

Практические занятия: благоустройство 26 братских  могил на старом кладбище и могилы А.Дюбина на новом кладбище.

История школы (3 ч)

Тема 1. Изучение истории школы. Выпускники школы, их след в истории края.  Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Оформление альбома «Летопись школы»

Тема 2. Изучение истории школы. Школа в прошлом и сегодня. Школьные традиции и достопримечательности. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Выпускники школы».

Тема 3.Изучение истории школы. Школьные учителя, их след в истории края

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание альбома «Их призвание — учитель». Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края.

Тема 4. Творчество педагогов.

Учитель -поэт, художник, певец и т.д.

Практическое занятие: В соответствии с данными темами формируются и музейные коллекции (сборники стихов, выставки картин) Сбор информации в книгах, газетах и журналах, воспоминания ветеранов и современников, аудио- видео записи и др.)

История семьи  (4 ч)

Тема 1. Моя семья и родной край

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции. Семейный архив.

Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление

родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Летопись семьи.

Практические занятия

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей

архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 2.  Мой дом. Вещи в доме. Красота в моем доме - изделия декоративно-прикладного искусства. Вещи в моем доме - экспонаты музеев будущего. Вещь - отражение личности. Мой портрет в моих вещах. Семейные реликвии

Практические задания: сочинение "Моя семейная реликвия". Выставка семейных реликвий с их описанием.

Раздел

Формы организации видов деятельности

Количество часов

Музейное дело

Экскурсия - посещение краеведческого музея, библиотечный урок, урок в музее

10

История школы

Проект, создание альбома

3

История семьи

Организация выставки

4

Военно-патриотическая «Никто не забыт, ничто не забыто»

Проект, встреча с участниками локальных войн,  акция по уборке захоронений

14

Раздел 4. Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Вид

деятельности

Дата проведения

Музейное дело

1

Записи историко-краеведческих наблюдений.

Подготовка проектов, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

6.09

2

Записи историко-краеведческих наблюдений

Работа с архивными материалами

13.09

3

Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.

составление тематико-экспозиционного плана

20.09

4

Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.

Работа с архивными материалами

27.09

5

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

Моделирование инструкции,

интерактивное посещение фонда музея

6.10

6

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

Творческая работа «Описание экспоната»

13.10

7

Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Работа с архивными материалами

20.10

8

Копирование документов. Правила хранения и использования документов

Работа с архивными материалами

27.10

9

Первоисточники, каталоги, сайты, архивы

Работа с архивными материалами

10.11

10

Первоисточники, каталоги, сайты, архивы

Работа с архивными материалами  сайтов музеев

17.11

История школы

11

Школьные учителя, их след в истории края.

Работа в архивах

24.11

12

Создание альбома (презентации) «Их призвание — учитель».

Творческая работа: альбом/презентация

1.12

13

Творчество педагогов. Учитель -поэт, художник, певец и т.д.

Работа с архивами, мемуарами

8.12

История семьи

15.12

14

Вещь - семейная реликвия. Поиск семейной реликвии, ее описание, история семейной реликвии. Выставка семейных реликвий с их описанием.
Творческие задания:  сочинение "Моя семейная реликвия".

Создание интерактивной выставки, написание сочинений

22.12

15

Семейные праздники.  Выставка  «История новогодней игрушки»

Подготовка выставки

29.12

16

Семейный архив.

Памятные события в истории семьи.  

Описание семейного архива.

Подготовка выставки

19.01

17

Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей

архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

26.01

19

Каменчане - участники Великой Отечественной войны. По залам краеведческого музея.

подготовка временных выставок/ интерактивной выставки

16.02

20

Благоустройство безымянных могил на старом кладбище.

Полевые работы

2.03

21

Благоустройство безымянных могил на старом кладбище.

Полевые работы

9.03

22

Каменчане- участники  Афганской войны. Архивные материалы музея городского патриотического клуба

Составление

 «Книги Памяти»

16.03

23

Каменчане- участники  Афганской войны. Архивные материалы музея городского патриотического клуба

Составление

 «Книги Памяти»

23.03

24

Каменчане- участники Чеченской кампании. Архивные материалы музея городского патриотического клуба.

Составление

«Книги Памяти»

6.04

25

Каменчане- участники Чеченской кампании. Архивные материалы музея городского патриотического клуба.

Написание рефератов/

работа с историческими сайтами

13.04

26

Его имя на мемориальной доске школы-Александр Дюбин.

Жизнь и судьба.

Работа над проектом

20.04

27

Проект «Всегда живые»- волонтерская помощь матерям, потерявшим сыновей в афганской и чеченских войнах.

Посещение на дому матерей, потерявших сыновей

27.04

28

Проект «Всегда живые»- волонтерская помощь матерям, потерявшим сыновей в афганской и чеченских войнах.

Посещение на дому матерей, потерявших сыновей

4.05

29

Благоустройство безымянных могил.

Полевые работы

11.05

30

Благоустройство безымянных могил.

Полевые работы

18.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год по учебному курсу «Финансовая грамотность » для обучающихся 5- 7 классов

Название курса: «Основы финансовой грамотности»Класс: для учащихся 5-7 классов ( в том числе детей ОВЗцели данного курса:- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Адаптивные настольные спортивные игры - новус, джакколо, шаффлборд» на 2021-2022 учебный год, срок реализации 1 год.

   Программа «Адаптивные настольные спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Военно-спортивная подготовка » для 10-11 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Военно-спортивная подготовка» для 10-11 классов составлена в соответствии с социальным направлением и на основании следующих нормативно-правовых ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 8 класса на 2021 – 2022 учебный год

Программа «Спортивные игры» дополняет курс «Физическая культура». Программа направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе личностного самоопределения, спор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» на 2021 – 2022 учебный год 9 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Основы финансовой грамотности»на 2021 – 2022 учебный год...