РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» на 2021 – 2022 учебный год 9 кл
рабочая программа (9 класс)

Евдокимова Яна Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

на 2021 – 2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_9_klass.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им. В. Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «30» августа 2021 г..        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «31» августа 2021г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

приказ № 284 от «30» августа 2021г.

                                                

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

на 2021 – 2022 учебный год

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 9

                                                                     

Составитель: Евдокимова Яна Сергеевна,

Учитель истории и обществознания

Нижневартовск 2022

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»: 

• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 классов в сфере экономики семьи.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Курс рассчитан на 34 часа в 9 классе.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»: 

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Планируемые результаты обучения 

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»: 

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные 

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные 

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.        

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

• задачи с элементарными денежными расчётами;

• кейсы по экономике семьи;

• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; • построение графиков и диаграмм;

• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Содержание курса «Основы финансовой грамотности» (34 часа)

Темы

Краткое содержание тем

Модуль 3. Человек и государство:

как они взаимодействуют

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Личностные характеристики и установки:

• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;

• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;

• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях 

МОДУЛЬ 4. Услуги финансовых организаций

и собственный бизнес

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

Личностные характеристики и установки:

• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных  жизненных ситуаций;

• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;

• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;

• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;

• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. 

Тематическое планирование курса «Основы финансовой грамотности»

темы

Дата по факту

Тема  занятия

Вид

занятия

Кол-во часов

1

9А-4.09

9Б-7.09

9Г-1.09

Деньги: что это такое

Постановка учебной задачи

1

2

9А-11.09

9Б-14.09

9Г-8.09

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы семьи

Практикум

1

3

9А-18.09

9Б-21.09

9Г-15.09

Какие бывают источники доходов

Практикум

1

4

9А-25.09

9Б-28.09

9Г-22.09

От чего зависят личные и семейные доходы

Практикум

1

5

9А-2.10

9Б-5.10

9Г-29.09

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

Занятие-игра

1

6

9А-9.10

9Б-12.10

9Г-6.10

Что такое семейный бюджет

Практикум

1

7

9А-16.10

9Б-19.10

9Г-13.10

Как оптимизировать семейный бюджет

Мини-исследование

1

8

9А-23.10

9Б-26.10

9Г-20.10

Как оптимизировать семейный бюджет

Учебная жкскурсия

1

9

9А-30.10

9Б-2.11

9Г-27.10

Для чего нужны финансовые организации

Защита проектов

1

10

9А-6.11

9Б-9.11

9Г-10.11

Как увеличить семейные доходы с использованием фин.организаций

Практикум

1

11

9А-13.11

9Б-16.11

9Г-17.11

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

Практикум

1

12

9А-20.11

9Б-23.11

9Г-24.11

Как осуществлять фин.план на разных жизненных этапах

Занятие-игра

13

9А-27.11

9Б-30.11

9Г-1.12

Как осуществлять фин.план на разных жизненных этапах

Мини-исследование

1

14

9А-4.12

9Б-7.12

9Г-8.12

Как осуществлять фин.план на разных жизненных этапах

Защита проектов

1

15

9А-11.12

9Б-14.12

9Г-15.12

Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца

Контроль знаний

1

16

9А-18.12

9Б-21.12

9Г-22.12

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы

Выставка портфолио

1

17

9А-25.12

9Б-28.12

9Г-12.01

Чем поможет страхование

Практикум

1

18

9А-15.01

9Б-11.01

9Г-19.01

Какие бывают финансовые риски

Практикум

19

9А-22.01

9Б-18.01

9Г-26.01

Что такое финансовые пирамиды

Практикум

1

20

9А-29.01

9Б-25.01

9Г-2.02

Что такое финансовые пирамиды. Проект

Практикум

1

21

9А-5.02

9Б-1.02

9Г-9.02

Что такое банк и чем он может быть полезен

Практикум

1

22

9А-12.02

9Б-8.02

9Г-16.02

Польза и риски банковских карт

Мини-исследование

1

23

9А-19.02

9Б-15.02

9Г-02.03

Что такое бизнес

Практикум

1

24

9А-26.02

9Б-22.02

9Г-9.03

Как создать свое дело

Учебная экскурсия

1

25

9А-5.03

9Б-1.03

9Г-16.03

Валютный рынок. Как он устроен

Защита проектов

1

26

9А-12.03

9Б-15.03

9Г-23.03

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Практикум

1

27

9А-19.03

9Б-22.03

9Г-30.03

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Проект

Практикум

1

28

9А-26.03

9Б-29.03

9Г-6.04

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Итоговая

Учебная экскурсия

1

29

9А-9.04

9Б-5.04

9Г-13.04

Что такое налоги и зачем их платить

1

30

9А-16.04

9Б-12.04

9Г-20.04

Какие налоги мы платим

Практикум

1

31

9А-23.04

9Б-19.04

9Г-27.04

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

Практикум

1

32

9А-30.04

9Б-26.04

9Г-4.05

Что такое пенсия и как сделать ее достойной. Проект

Контроль знаний

1

33

9А-14.05

9Б-17.05

9Г-11.05

Что такое пенсия и как сделать ее достойной. Проект

Выставка портфолио

1

34

9А-21.05

9Б-24.05

9Г-18.05

Итоговое повторение

Итоговый контроль

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Программа:

Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват.  /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.

Методические пособия:

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018.

Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.

орг. – М.: ВАКО, 2018.

Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват.

орг. — М.: ВАКО, 2018.

Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы

общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»

Содержание курса         Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции.  Активы в трех измерениях. Модель трех капит...

Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности для 8 класса "Основы финансовой грамотности".Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю).Программа учитывает важность и актуальность этог...

Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 10 класс

Программа курса внеурочной деятельности ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" расчитана на обучающихся 10 класса.курс включает 68 часов ( 2 часа в неделю)....

Программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 9 класса

Программа курса  внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 9 класса...

Программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 6 класс, составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной програм...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (10-12 год обучения)

Целью данной программы является формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся 10—12 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы...