РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» на 2021 – 2022 учебный год 9 кл
рабочая программа (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
на 2021 – 2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_9_klass.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 им. В. Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «30» августа 2021 г.. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «31» августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А.Левицкая приказ № 284 от «30» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
на 2021 – 2022 учебный год
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 9
Составитель: Евдокимова Яна Сергеевна,
Учитель истории и обществознания
Нижневартовск 2022
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 классов в сфере экономики семьи.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Курс рассчитан на 34 часа в 9 классе.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; • построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Содержание курса «Основы финансовой грамотности» (34 часа)
Темы | Краткое содержание тем |
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют | Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях |
МОДУЛЬ 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. |
Тематическое планирование курса «Основы финансовой грамотности»
№ темы | Дата по факту | Тема занятия | Вид занятия | Кол-во часов |
1 | 9А-4.09 9Б-7.09 9Г-1.09 | Деньги: что это такое | Постановка учебной задачи | 1 |
2 | 9А-11.09 9Б-14.09 9Г-8.09 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы семьи | Практикум | 1 |
3 | 9А-18.09 9Б-21.09 9Г-15.09 | Какие бывают источники доходов | Практикум | 1 |
4 | 9А-25.09 9Б-28.09 9Г-22.09 | От чего зависят личные и семейные доходы | Практикум | 1 |
5 | 9А-2.10 9Б-5.10 9Г-29.09 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | Занятие-игра | 1 |
6 | 9А-9.10 9Б-12.10 9Г-6.10 | Что такое семейный бюджет | Практикум | 1 |
7 | 9А-16.10 9Б-19.10 9Г-13.10 | Как оптимизировать семейный бюджет | Мини-исследование | 1 |
8 | 9А-23.10 9Б-26.10 9Г-20.10 | Как оптимизировать семейный бюджет | Учебная жкскурсия | 1 |
9 | 9А-30.10 9Б-2.11 9Г-27.10 | Для чего нужны финансовые организации | Защита проектов | 1 |
10 | 9А-6.11 9Б-9.11 9Г-10.11 | Как увеличить семейные доходы с использованием фин.организаций | Практикум | 1 |
11 | 9А-13.11 9Б-16.11 9Г-17.11 | Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование | Практикум | 1 |
12 | 9А-20.11 9Б-23.11 9Г-24.11 | Как осуществлять фин.план на разных жизненных этапах | Занятие-игра | |
13 | 9А-27.11 9Б-30.11 9Г-1.12 | Как осуществлять фин.план на разных жизненных этапах | Мини-исследование | 1 |
14 | 9А-4.12 9Б-7.12 9Г-8.12 | Как осуществлять фин.план на разных жизненных этапах | Защита проектов | 1 |
15 | 9А-11.12 9Б-14.12 9Г-15.12 | Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца | Контроль знаний | 1 |
16 | 9А-18.12 9Б-21.12 9Г-22.12 | Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы | Выставка портфолио | 1 |
17 | 9А-25.12 9Б-28.12 9Г-12.01 | Чем поможет страхование | Практикум | 1 |
18 | 9А-15.01 9Б-11.01 9Г-19.01 | Какие бывают финансовые риски | Практикум | |
19 | 9А-22.01 9Б-18.01 9Г-26.01 | Что такое финансовые пирамиды | Практикум | 1 |
20 | 9А-29.01 9Б-25.01 9Г-2.02 | Что такое финансовые пирамиды. Проект | Практикум | 1 |
21 | 9А-5.02 9Б-1.02 9Г-9.02 | Что такое банк и чем он может быть полезен | Практикум | 1 |
22 | 9А-12.02 9Б-8.02 9Г-16.02 | Польза и риски банковских карт | Мини-исследование | 1 |
23 | 9А-19.02 9Б-15.02 9Г-02.03 | Что такое бизнес | Практикум | 1 |
24 | 9А-26.02 9Б-22.02 9Г-9.03 | Как создать свое дело | Учебная экскурсия | 1 |
25 | 9А-5.03 9Б-1.03 9Г-16.03 | Валютный рынок. Как он устроен | Защита проектов | 1 |
26 | 9А-12.03 9Б-15.03 9Г-23.03 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | Практикум | 1 |
27 | 9А-19.03 9Б-22.03 9Г-30.03 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Проект | Практикум | 1 |
28 | 9А-26.03 9Б-29.03 9Г-6.04 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Итоговая | Учебная экскурсия | 1 |
29 | 9А-9.04 9Б-5.04 9Г-13.04 | Что такое налоги и зачем их платить | 1 | |
30 | 9А-16.04 9Б-12.04 9Г-20.04 | Какие налоги мы платим | Практикум | 1 |
31 | 9А-23.04 9Б-19.04 9Г-27.04 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной | Практикум | 1 |
32 | 9А-30.04 9Б-26.04 9Г-4.05 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной. Проект | Контроль знаний | 1 |
33 | 9А-14.05 9Б-17.05 9Г-11.05 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной. Проект | Выставка портфолио | 1 |
34 | 9А-21.05 9Б-24.05 9Г-18.05 | Итоговое повторение | Итоговый контроль | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа:
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Методические пособия:
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018.
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.
орг. – М.: ВАКО, 2018.
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват.
орг. — М.: ВАКО, 2018.
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»
Содержание курса Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции. Активы в трех измерениях. Модель трех капит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 5-6 классов
Финансовая грамотность для 5-6 классов...
Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 8 класса "Основы финансовой грамотности".Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю).Программа учитывает важность и актуальность этог...
Программа курса внеурочной деятельности "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 10 класс
Программа курса внеурочной деятельности ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" расчитана на обучающихся 10 класса.курс включает 68 часов ( 2 часа в неделю)....
Программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 9 класса
Программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 9 класса...
Программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 6 класс, составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной програм...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (10-12 год обучения)
Целью данной программы является формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся 10—12 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы...