Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год по учебному курсу «Финансовая грамотность » для обучающихся 5- 7 классов
рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7 класс)
Название курса: «Основы финансовой грамотности»
Класс: для учащихся 5-7 классов ( в том числе детей ОВЗ
цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы –1 год.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Сроки реализации программы –1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, творческая работа, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, викторины, работа с документами, аналитическая работа,
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Итоговый урок по курсу «Финансовая грамотность».
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол –во часов | дата проведения |
Название раздела | |||
Раздел 1. Доходы и расходы семьи | 10 ч | ||
1. | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» | ||
2. | Доклад «Деньги». | 1 | |
3. | Познавательная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». | 1 | |
4. | Творческое задание «Доходы семьи». | 1 | |
5. | Работа со статистикой «Расходы семьи». | 1 | |
6. | Викторина «Предметы первой необходимости». | 1 | |
7. | Викторина «Товары длительного пользования». | ||
8. | Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». | 1 | |
9. | Ролевая игра «Семейный бюджет». | 1 | |
10. | Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». | 1 | |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 ч | ||
11. | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». | 1 | |
12. | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». | 1 | |
13. | Решение логических задач «Страхование». | 1 | |
14. | Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». | 1 | |
15. | Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». | 1 | |
16. | Практическая работа «Принципы работы страховой компании». | 1 | |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 5ч | ||
17. | Мини-исследование «Налоги». | 1 | |
18. | Аналитическая работа «Виды налогов». | 1 | |
19. | Познавательная беседа «Социальные пособия». | 1 | |
20. | Решение экономических задач «Социальные выплаты». | 1 | |
21. | Итоговая работа по разделу: мини-исследование в группах «Государство — это мы!». | 1 | |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 12 ч | ||
22. | Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». | ||
23. | Творческое задание «Банковские услуги». | ||
24. | Практическая работа «Вклады (депозиты)». | ||
25. | Деловая игра «Кредит. Залог». | ||
26. | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». | ||
27. | Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». | ||
28. | Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». | ||
29. | Разработка бизнес-плана. | ||
30. | Решение практических задач «Валюта в современном мире». | ||
31. | Познавательная беседа «Валюта разных стран». | ||
32. | Итоговая работа по разделу: Мини проект «Личный финансовый план». | ||
33. | Итоговая работа по разделу: Мини -проект «Личный финансовый план». | ||
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час) | |||
34. | Итоговый урок по курсу «Финансовая грамотность». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (7 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (9 класс)...
Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство
Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока -образовательные:-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;-познакомить уча...
План внеурочной деятельности на 2021 - 2022 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (...
Наличие достижений обучающихся по предмету и внеурочной деятельности в 2021-2022 уч году
Наличие достижений обучающихся по предмету и внеурочной деятельности в 2021-2022 уч году...