Презентация Музыкально-исполнительская деятельность концертмейстера
презентация к уроку
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «концертмейстер» многозначно. По признанным канонам концертмейстером называют: первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижёра и в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра; так называют музыканта, возглавляющего каждую из групп струнных инструментов оперного или симфонического оркестров; это пианист, помогающий исполнителям ( певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах.
Перед концертмейстером стоят следующие задачи: • Овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства, • Формирование концертмейстерских умений и навыков. Сюда входит чтение нотного текста с листа, транспонирование музыкальных произведений, подбор по слуху мелодий аккомпанементов, управление пением учащегося при аккомпанировании.
Освоение практики концертмейстерской работы. Сюда входит два вида практической деятельности: во – первых, исполнительского искусства ( концерты, конкурсы), во – вторых, участие в различных формах учебного процесса ( работа над репертуаром, чтение с листа, подбор по слуху, транспонтрование).
• Развитие музыкально – творческих способностей, музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, воображения, эмоционально – волевых качеств. • Формирование философски – эстетического мировоззрения, личностных нравственных качеств, готовности к осуществлению воспитательной работы средствами музыки. • Установление межпредметных связей, культурологического направления концертмейстерской деятельности.
Деятельность концертмейстера Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. Рабочий процесс делится на четыре этапа: Первый этап – работа над произведением в целом: создание целого музыкального образа, как воображаемые наброски того, что предстоит выполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.
Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в себя: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, соблюдения «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание» темпа, выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.
Третий этап – работа с солистом, предполагает безупречное владение фортепианной партии, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнёра, « отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту ( к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместном музицировании.
Четвёртый этап – рабочее ( репетиционное исполнение) произведения целиком: создание музыкально – исполнительского образа на основе собственной трактовке произведения. Именно этот этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертном выступлении.
Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально – художественный замысел произведения при высочайшей культуре его исполнения
Концертмейстеру необходимо мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать фортепианный репертуар, включать в него старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке различных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство .
Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией, осуществить свои художественные замыслы и дать возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.
Литература: Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста –концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1 М.: Музыка, 1988 2. Крючков Н.Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л. 1961 3. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972 4. Мур Джеральд Певец и аккомпаниатор. М., 1987 Источники используемых изображений: 1. http://sdart.ru/wp-content/gallery/koncert_23_06/mg_0089.jpg 2. http://ostnord.narod.ru/280406/P428226.jpg 3. http://www.dibratsk.ru/data/afisha/144/image/tumb/dibratsk_1271414355.jpg 4. https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d2227032fafea024cbefc84f618ebd5b&n=33&h=170 5. http://lrnews.ru/photo/theme/007/631/main.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование
Методические материалы являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Разработаны в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2...
Методические материалы для организации обучающихся на теоретических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработаных для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа). Используются те...
Рабочая программа МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность"
Фрагмент рабочей программы междисциплинарного курса "Музыкально-инструментальный класс" в рамках Профессионального модуля "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность" р...
Методические материалы для организации обучающихся на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработанных для организации обучающихся на практических занятиях во втором семестре по теме 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной...
Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла Профессиональные модули
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53...
Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе
Доклад "Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе"...