Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе
материал по музыке

Доклад "Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kontsertmeystera_v_sohranenii_traditsiy_muzykalno.docx21.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗ»

Утверждаю

директор ГБОУ

_____________ / Н. Т. Течиева

ПОДГОТОВИЛ

концертмейстер

Мурадянц В.С.


Роль концертмейстера в сохранении традиций музыкально-исполнительского искусства в современном обществе

Народная музыка, народная мелодия – истинный источник и неисчерпаемая сокровищница музыки, неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора),  выражение глубин коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня, мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на него; выразительность связана с определённым эмоциональным тонусом. Иначе говоря, народная мелодия наравне с доступностью является весьма эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия.

Сложившееся, на данный момент, положение в социальной сфере, в культуре отношений, культуре быта в обществе, в том числе и среди детей и подростков, приводит к весьма неутешительным выводам. В инновационный XXI век, когда компьютер стал основополагающим жизненным фактором, когда компьютерными технологиями владеет каждый ребёнок, начинаешь  понимать, что мы теряем что-то очень важное. Самая высокая техника, самых высоких классов точности, сложности и качеств, никогда не сможет заменить прелести звучания живого исполнения, непосредственного присутствия при рождении музыкальных звуков, возможности наблюдать, как эти звуки складываются в произведение, как выстраивается шаг за шагом, и начинает сверкать различными гранями тот или иной шедевр. С этой точки зрения, начинает настораживать обилие всевозможных фонограмм, так называемых «минусовок», в больших концертах разного уровня, более того, и в конкурсах. Пение под фонограмму вполне возможно рассматривать как великолепный практический этап в учебном процессе подготовки к выступлению, говорить же о творчестве, в данном случае, вряд ли уместно. Весьма возможно, здесь есть о чём задуматься руководителям коллективов, музыкантам-концертмейстерам.

В настоящее время в области народно - певческого искусства успешно работают тысячи специалистов - исполнителей, дирижеров, педагогов, методистов, артистов ансамблей и оркестров, концертмейстеров. Концертмейстерство – одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Яркой отличительной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная «планка» мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными внутренними качествами каждого концертмейстера.

Современный музыкант - эрудированный, образованный, воспитанный на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Однако, между сольным, оркестровым исполнительством и трудом концертмейстера, наряду с большим количеством схожих аспектов, существуют и принципиальные различия. Воплощение композиторского замысла в реальном звучании инструмента - это самая важная, ответственная и трудная проблема для любого музыканта. Здесь соединяются все задачи исполнительского искусства - от глубокого изучения текста, содержания, формы и стиля произведения, тщательного отбора необходимых звуковыразительных и технических средств, через кропотливое воплощение намеченной интерпретации в повседневной шлифовке до концертного исполнения перед слушателями. Одна из главных особенностей творчества концертмейстера - воплощение не единоличное, а в триаде: руководитель - ансамбль - концертмейстер. Было бы неверно говорить о том, что концертмейстер выполняет только лишь механическое озвучивание исполняемой в ансамбле песни, заполняет  паузу у солистов. Наравне с руководителем, концертмейстер проникается его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи. В работе с народным ансамблем концертмейстеру нередко приходится  создавать народную обработку произведения, импровизировать, знать и воспроизводить подлинные этнографические музыкальные напевы, быть всегда мобилизованным и быстрее всех реагировать на всевозможные «внезапные ситуации». Концертмейстер должен уметь по необходимости сменить тональность, подхватить коллектив с любого фрагмента песни, напомнить детям слова на сцене, если они их забыли.

Тема игры по нотам и без нот всегда актуальна для концертмейстера. Профессор кафедры Народных инструментов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Юрий Ястребов выделил «письменную» и «устную» традиции игры на баяне.

«Письменная» традиция определяется умением музыканта воспроизводить нотный материал по заранее записанным им же самим «шаблонам», а так же воспроизведение сочинений и аккомпанемента, созданных другими авторами. Сюда же относятся различного рода нотные «переложения» для другого музыкального инструмента, воспроизводить данное произведение или аккомпанемент на баяне.

«Устная» традиция, наиболее творческая, которая раскрывает многообразие воображения и фантазии концертмейстера. Заставляет его обращаться к прошлому. «Устная» традиция показывает, насколько концертмейстер фольклорного ансамбля владеет импровизацией, сколько времени из него может литься неоднообразная музыка при озвучивании фольклорного действа (праздников, игрищ, гуляний), которое затягивалось не на один и даже не на два часа.

Практика игры на музыкальных инструментах показывает, что современный концертмейстер  должен уметь работать и в одной, и в другой традиции. Следовательно, ему важно заниматься постоянным самообразованием, читать ноты с листа, делать переложения, заниматься народной обработкой, изучать характерные черты исполнения и аккомпанемента народной музыки.

Взаимодействие концертмейстера с детьми остаётся актуальным аспектом в работе:

  • быть в постоянном контакте с детьми;
  • знать психологию ребёнка;
  • уметь предотвращать и исправлять ошибки детей.

Еще очень важное качество концертмейстера – не мешать ансамблю, хору, солисту. Часто встречаются проблемы, связанные с тем, что концертмейстер не соблюдает баланс между аккомпанементом и голосом,  перетягивает на себя обязанности лидера, а бывает и наоборот, когда концертмейстер не даёт показать смысловое развитие произведение. Особенно актуальна эта проблема в работе с детскими коллективами, которые всегда слушаются концертмейстера, ведь вся ответственность за качество исполнения того или иного музыкального произведения ложится на него.

С точки зрения исполнительства выступление фольклорного вокального ансамбля вполне возможно рассматривать как вокально-инструментальный дуэт. Игра в дуэте вообще имеет свои специфические сложности. Поскольку он является самой малой ансамблевой формой, и один исполнитель не сможет «спрятаться» за спину другого.

В процессе углубления работы над песней возникает всё большее понимание образного содержания исполняемого. Соответственно, активно совершенствуется ансамблевая техника, концертмейстер должен не только свободно владеть всеми исполнительскими средствами, присущими сольному музицированию, но также сочетать индивидуальные приёмы игры с манерой исполнения песни. Лишь в этом случае возникает подлинная синхронность ансамблевого звучания. В процессе работы над песней музыкант должен найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа, ориентируясь, в первую очередь, на указания руководителя ансамбля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания эмоциональной культуры обучающихся пианистов в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

Работа посвящена освещению темы воспитания эмоциональной культуры обучающихся средствами музыки и искусства....

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...