карта учебного занятия
план-конспект занятия (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологиическая карта занятия по профориентации | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта занятия
Тема | Профориентационная игра «Свой бизнес» | ||
Тип занятия | Ролевая игра | ||
цели | Активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения | ||
задачи | Образовательная- Обучение навыкам эффективного поведения на рынке труда -формирование навыков самопрезентации Развитие коммуникативных способностей Развивающие -развитие навыков командной работы -построение образа профессии Воспитательные -воспитание культуры делового общения | ||
Основное содержание темы | Занятие стоится в форме профориентационной игры. Обучающиеся делятся на группы, им необходимо выбрать профиль своей фирмы, продумать название ,распределить должностные обязанности, заключить договора с другими фирмами. | ||
Основные термины, понятия и определения | Предприниматель, фирма, кадровый потенциал, рынок труда, договор. | ||
Планируемые результаты | предметные | метапредметные | личностные |
Обучающиеся научатся: - понимать влияние мотивов на выбор профессии; - понимать значение понятий «профессия», «должность», «предприниматель», «рынок труда» | Обучающиеся научатся: Регулятивные: -научатся уважительно относится к другим и их мнениям Познавательные - выбирать алгоритмы деятельности при решении проблемы, Коммуникативные - определять эффективные пути достижения результата, -публично представлять результат выполненной работы | Обучающиеся освоят: -навыки продуктивного сотрудничества |
Ход занятия
Примерная дидактическая структура | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы работы |
Организационный момент | Входя в кабинет, обучающиеся получают игровой жетон, рассаживаются по командам, в соответствии с жетоном. | Рассаживаются на места в соответствии с жетоном, отвечают на вопросы | фронтальная |
Актуализация знаний, определение темы и цели | Включает ролик, Задает вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? | Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы. (о профессиях, о выборе профессии) отгадывают загадки | фронтальная |
Постановка учебной цели, ее решение | Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий, востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Наверное, многие из вас мечтают достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель - одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Предприниматель — человек, который… | Соотносят понятия, делают определение. Делятся на группы в соответствии с полученными жетонами. | групповая |
Первичное закрепление материала спроговариванием во внешней речи | Раздается техническое задания командам, уточняется понимание задания. Работа в команде: разработка названия компании. Теперь прошу в ваших компаниях определить директоров – путём самовыдвижения. Затем каждый обучающийся выбирает себе должность в компании. | В группе выбирают название кампании, выбирают директора, должности. Продумывают ключевые знания и навыки, необходимые при этой должности. | групповая |
Самостоятельная работа по эталону | Переходим ко второй важной части игры – вам необходимо запустить рынок – то есть начать взаимодействие с другими командами. Ваша задача – качественно презентовать себя заключить договора о сотрудничестве с другими компаниями. | Презентовать свою компанию. Договориться с другими компаниями о сотрудничестве. | групповая |
Контрольно-рефлексивный этап | Упражнение «Плюс, минус, интересно» Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме. | Самостоятельное выполнение задания, письменная работа. | групповая |
Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный
Задачи | ||
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
создать диалоговую среду, мотивирующую обучающихся включаться в обсуждение предлагаемой проблемы урока; включать в самостоятельную исследовательскую деятельность, в анализ и оценку собственных мотивов выбора профессии. | содействовать развитию ценностных ориентиров, собственной позиции на основе исследования предлагаемого материала. | содействовать выработке осознанного отношению к мотиву выбора будущего профессионального пути. |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-формируем способы преодоления коммуникативного барьера. | - осваиваем как систематизировать материал, - осознаем как работать с разными по уровню заданиями, - осваиваем алгоритмы деятельности при решении проблемы, - формируем компетенции оценки результатов деятельности (своей – чужой). | -повышаем самооценку на основе критерия успешности в общении. - расширение мотивации уверенного поведении, - повышаем интерес к развитию коммуникативных умений и навыков. |
УУД | ||||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Предметные |
|
|
| - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). - отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной. - умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию; - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, вступать в активный диалог, понимая иную точку зрения. | - понимать влияние мотивов на выбор профессии; - различать внутренние и внешние мотивы; - выявлять собственные мотивы выбора профессии; - понимать значение понятий «профессия», «должность», «специальность», «мотив». |
Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, музыка. | |
Ресурсы урока: | |
Для учителя | Для ученика |
Карточки с названием команд, раздаточный материал с заданиями, тест «Список мотивов», презентация, мультимедийное оборудование. | Раздаточный материал, клей, шариковые ручки. |
Ход урока: | |
Организационный момент | |
Содержание и деятельность учителя. | Деятельность обучающихся |
Входя в класс каждый ученик получает жетон с буквой (С, П, Д). - в соответствии с буквой ученики занимают своё место за одним из 3-х столов.
| - приветствуют учителя, -рассаживаются на места - визуально контролируют свою готовность к уроку. |
Самоопределение к деятельности. | |
Учитель предлагает учащимся послушать песню. Поет на мелодию «Прекрасное далеко» Цель: обсудить в диалоге тему и цель урока. Задает вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? | Слушают.
Отвечают на вопрос. (о профессиях, о выборе профессии) |
Актуализация необходимых знаний. | |
Списки профессий. Цель: активизация внимания, введение в тему урока на основе личных наблюдений обучающихся, опираясь на их жизненный опыт. Слайд. Эколог, программист. Мерчендайзер, хед-хантер, менеджер, маркетолог, визажист. - Ребята как вы думаете, что означают эти слова? (профессии). Слайд. Трубочист, шарманщик, фонарщик,кучер, водовоз, крысолов, палач. - А это? (профессии) Слайд. - Внимательно посмотрите и догадайтесь, чем отличаются профессии в 1 колонке от профессий во 2 колонке, (- 1это профессии современные, а 2 это профессии исчезнувшие…)
БАРМЕН ← буфетчик, МЕНЕДЖЕР ← управляющий | Ученики отвечают на вопросы учителя. Включаются в обсуждение. Ученики отвечают: 1-это профессии современные, а 2 -это профессии исчезнувшие. |
Работа по теме. | |
Работа с понятиями. Цель: познакомить учащихся с понятиями профессия, специальность, должность Кроме слова профессия есть ещё такие слова как специальность, должность. Самостоятельная работа в группах Возьмите маленький конверт. - Попробуйте разобраться что означают эти слова и соотнести понятие с их лексическим значением (определением). - Как вы думаете, что означают буквы ваших команд? - Да это названия ваших команд. Работа с карточками-названиями. Цель: актуализация знаний. Работа в команде. Опираясь на данные знания и составленные определения, предлагаю вам следующее задание. Возьмите большой конверт Выберите и наклейте на лист только те, слова, которые соответствуют названию вашей команды и приклейте на лист с названием вашей команды. (слова на слайде) Распределите обязанности. -Прежде чем представители команд зачитают то, что у вас получилось, я ещё раз напомню вам определения. (Самоконтроль). Внимание на экран. Обратимся к словарю. Слайды с определениями. Давайте посмотрим что получилось. Проверка. Представитель команды зачитывает слова. Слайд. Смотрим таблицу на слайде. - Скажите чего больше П,С, Д? В каком столбике получилось больше слов? - Как вы думаете почему? Обсуждение. | Работа в командах. Соотносят понятия: должность, профессия, специальность с их лексическим значением. Ученики отвечают: С- специальность, П- профессия, Д- должность. Ученики выбирают нужные слова-карточки и наклеивают в соответствии с названием своей команды на заготовленные листы. Ученики делают вывод, что специальностей больше, чем профессий, т.к. в каждой профессии есть свои виды деятельности. |
Физминутка. | |
Предлагаю немножко размяться и поиграть Игра «Встаньте те, кто…» Цель: снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов. Я буду говорить: «Встаньте, кто...» и называть какой-либо признак, Те, у кого присутствует названный признак, встают. Некоторые встали несколько раз. В этой игре мы с вами столкнулись с разными мотивами выбора профессии. | Ученики, у которых присутствует названный признак, встают и тут же садятся. |
Организация познавательной деятельности | |
Самостоятельная работа. Выньте из файла бланки со списком мотивов Упражнение "Состязание мотивов" Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику). Список мотивов включает 16 фраз: задание: выбрать 8 из 16 мотивов, которые к тебе больше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Затем, следует выбрать еще 4 мотива, которыми в большей степени стали бы руководствоваться при выборе. Далее – выбрать еще 2 более важных из четырех оставшихся мотивов. Затем, выбираем один из двух. - Зачитайте свои выборы. - Сложно было выбрать один мотив? - Определите три первых места —три своих главных мотива выбора профессии. | -выбирают наиболее важное. - выделяют 3 мотива- победителя. |
Продолжение работы по теме. | |
Работа со сказкой. Упражнение «Продолжите сказку» Цель: проективное и метафорическое исследование участниками понятия «профессиональная роль», выяснение последствий (для себя и для окружения) занятия чужой профессиональной роли. Учитель рассказывает сказку про зайца - Что произойдет с зайцем дальше? - Как он будет чувствовать себя в лисьей шкурке? - Как это связано с профессией и выбором? - Что происходит с людьми, когда они начинают выполнять чужую (не свою) профессиональную роль? - Будет ли счастлив человек, работая на нелюбимой работе? Недаром народная мудрость гласит: «Для кого труд радость, для того жизнь- счастье» | - ученики рассуждают о том как жить зайцу в чужой шкуре. - отвечают на вопросы - приводят примеры -приходят к выводу, что важно выбрать профессию, которая подходит именно тебе. |
Подведение итогов | |
Рефлексия. Цель: подвести итоги занятия увидеть результативность, откорректировать план следующего занятия. Качественная рефлексия. 1. Что было особенно интересно на уроке? 2. Что было трудно на уроке? 3. Что нового узнали на уроке? 4. Что меня удивило? 5. Что заставило задуматься? Это стимулирует обучающихся к оценке своих возможностей и интересов в области профессий. Эмоциональная рефлексия. Выразить своё отношение к уроку в таблице. (интересно/ не интересно) На этом наше занятие закончилось. Я с вами прощаюсь. Прежде чем вы уйдете, я прошу вас: Выразите своё отношение к занятию. Подойти к доске и поставить галочку в графе таблицы, соответствующей вашему выбору. Спасибо за работу. | - отвечают на вопросы - приводят примеры того, что узнали, запомнилось и понравилось. - Каждый учащийся ставит значок своего выбора в таблице на доске. |
Список литературы.
1.Тюшев Ю. «Выбор профессии: Тренинг для подростков». СПб, Питер 2006.
2.Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2004.
3.Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В.Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988.
4.Интернет-ресурсы: http://www.studfiles.ru, pedportal.net.
едущий: Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель - одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Предприниматель — человек, который организует собственное дело и получает прибыль (слайд № 4).
Если считать предпринимателями всех, кто получает выгоду, то этот вид деятельности возник в древние времена. Торговцы продавали заморским гостям всё, что можно было продать. Вначале продавали товары (скот, зерно, оливковое масло), потом приобрели актуальность услуги — почистить обувь, сшить костюм, сделать прическу.
II. Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.
Внимание на экран. Вспомните произведения и скажите, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев? (слайд № 5-7)
Буратино – предприниматель:
продал Азбуку (личное имущество) с целью получения прибыли
«Вершки и корешки»
Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар) и получить прибыль.
3) «Теремок»
Мышка – предприниматель: сдавала жилые помещения в аренду с целью получения прибыли.
Молодцы!
Ведущий: Чтобы почувствовать себя совсем уже комфортно, проведём небольшую игру в “Экономические загадки-добавлялки”, чтобы выяснить, что же вы знаете об экономики. Каждая команда будет по очереди давать ответ, если не знают, то отвечает следующая команда. Победит та команда, у которой больше всего баллов. За каждый правильный ответ дается балл. (слайд 8)
Материалы для познавательных игр по экономике. Экономические загадки-добавлялки
1. На товаре быть должна
Обязательно... (цена).
2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким... (доход).
3. Журчат ручьи, промокли ноги -
Весной пора платить... (налоги).
4. Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без... (рекламы).
9. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).
11. В банке для всех вас висит прокламация:
“Деньги в кубышках съедает... (инфляция)”.
15. Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них... (договоры).
19. Чуть оплошаешь - так в тот же момент
Весь рынок захватит твой... (конкурент).
Ведущий: Все команды хорошо справились с поставленной задачей.
Очень многие становятся предпринимателями только потому, что так сложились жизненные обстоятельства, только такой выход они увидели. Но есть и другие. Есть те, у кого однажды возникла идея, которую они захотели воплотить в жизнь просто потому, что им было это интересно. Кто-то захотел шить самую удобную, на его взгляд, спецодежду, кто-то захотел, чтобы у него был самый необычный ресторан. Вот и вы попробуйте сейчас воплотить свою идею.
III. Проведение игры «Идея моего бизнеса» (продолжительность 20 минут) (слайд 9)
Цель игры - знакомство с азами организации предпринимательской деятельности.
Ведущий: Наблюдать за действиями участников и подводить итоги в конце игры мы предлагаем экспертному совету. Мы отводим 7 минут на изучение первого раздаточного материала.
Раздаются карточки с идеями.
Ведущий: Выберете из предлагаемых идей наиболее выгодные, с вашей точки зрения, для получения прибыли:
Первой команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
∙ Открыть булочную
∙ Открыть салон сотовой связи
∙ Открыть аптеку
∙ Магазин модной одежды
Второй команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
∙ Оказывать услуги по доставке грузов
∙ Открыть салон по ремонту машин
∙ Открыть рекламное агентство
∙ Предложить услуги экскурсовода по городу
Третьей команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
∙ Открыть ферму по разведению кроликов
∙ Открыть бюро для помощи домохозяевам
∙ Открыть частный детский сад
∙ Открыть брачное агентство
Четвертой команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
∙ Продажа саженцев деревьев и кустарников
∙ Открыть бюро похоронных услуг
∙ Открыть пункт проката строительных инструментов
∙ Открыть бизнес по установке кондиционеров
Каждая команда озвучивает свой ответ. Какой бизнес вам по душе.
Ребята отвечают на вопрос.
Ведущий: Следующая часть игры - работа с выбранной идеей. Возникает вопрос - где вы будете искать деньги? Чтобы вы выбрали из предлагаемого списка? (раздается список). Каждая команда обдумывает свой ответ, исходя из выбранной идеи, и пока не отвечает на поставленный вопрос, но ответ на него уже вы знаете. Вам отводится минута, чтобы посовещаться.
Раздаточный материал
∙ Взяли кредит в банке
∙ Выиграли грант (безвозмездную сумму на условиях договора) на развитие бизнеса
∙ Выиграли любой конкурс с выгодным денежным призом
∙ Заняли бы у родственников деньги
∙ Предложите свой ответ на этот вопрос
Ведущий: Отправьте записку экспертному совету с вашим решением, подписав название своей команды.
Ребята оформляют записки.
Ведущий: Следующее вопрос: сколько бы вы взяли, заняли или постарались выиграть денежных средств? 100 тысяч, 300 тысяч, 500 тысяч.
(Ребята обдумывают вопрос, пишут ответ и отправляют экспертному совету)
Ведущий: Вопрос: на чтобы вы потратили деньги, которые вы назвали, открывая бизнес? Мы предлагаем карточки с подсказками каждой команде, они должны помочь вам сформулировать ваш ответ. Лидерам команд необходимо почти сразу ответить на этот вопрос через 3 минуты.
Каждая команда обдумывает вопросы.
∙ Какое купили бы оборудование и сколько (конкретно назовите в соответствии с выбранной идеей вашего бизнеса – витрины, столы, стулья, инвентарь, посуда и т.п.)
∙ Взяли бы вы рабочий персонал и сколько бы вы наняли? (Да или нет, обоснуйте почему столько людей, сколько бы вы платили-6000 руб., 7000 руб., 10 000 руб.)
∙ Какие бы вы расходные средства запланировали для ведения вашего бизнеса (горюче-смазочные материалы, офисная бумага или еще что либо)?
∙ Арендовали бы вы помещение, за какую сумму?
Ведущий: Задание командам ответьте на 5 вопросов.
1. Еще раз, какой вы решили открыть бизнес?
2. Люди очень нуждаются в ваших услугах? приведите хотя бы два довода в пользу открытия вашего дела?
3. По вашему мнению, прибыль будет?
4. Кто вам будет помогать вести бизнес?
5. Вам хватит запланированных денег?
Итог игры (5 минут)
Ведущий: Теперь обратимся к экспертному совету. Прокомментируйте работу каждой команды. Насколько команды по заявленным деньгам справились с представлением своего бизнеса? Возможна ситуация, когда победителя не будет и все команды будут признаны успешными.
Ребята, теперь предлагаю высказать свое мнение: в какой момент вам было легче всего, а в какой момент сложнее, какой опыт вы получили на занятии.
Ведущий: Для завершения нашей игры я хотела бы зачитать следующую цитату преуспевающего бизнесмена Н. Хилла из его книги “Думай и богатей”:
“Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха”.
Ведущий: Ребята, спасибо вам за занятие. У вас теперь появился опыт создания собственного бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем. Удачи!
Все троекратно пожимают друг друга со словами: “До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!”.
Примечание
Роль ведущего в этом занятии сводится к роли помощника, человека, который только направляет деятельность детей.
Обязательно присутствие педагогов, которые выступают в роли экспертного совета, оценивающего качество групповой работы. Это является дополнительным стимулом для ребят, как показало занятие, которое было проведено в девятых классах. Ребятам очень понравился именно такой вид деятельности — “деловая игра”. Для них ценно было как раз то, что они самостоятельно создавали свой собственный проект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"
В технологической карте учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...
Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»
Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока: - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.- формир...
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...
Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью
Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...
Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."
Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....
Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке
Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...