Программа дополнительного образования " Я шагаю по городу"
рабочая программа (5, 6 класс)

Кузнецова Лариса Васильевна

Данная программа была составлена педагогом дополнительного образования Кузнецовой Л.В. Основная цель программы состоит в усвоении учащимися теоретических знаний по правилам дорожного движения и формирование у них устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Данная программа расчитана на 72 часа занятий, из них 44 теоретических и 28 практических, предназначена для школьников 10-13 лет. В 2020 году  в муниципальном этапе  регионального конкурса "Лучший педагог по обучению основам безопасности поведения на дорогах" в номинации "Программа безопасности дорожного движения" данная программа заняла 1 место, а на региональном этапе - 2 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_shagayu_po_ulitse.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Администрация города Тамбова

 Управление образования и науки Тамбовской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации

А.М. Кузьмина»

        УТВЕРЖДАЮ

        директор           Любич Г.Р.

                                      приказ №

        от 20.06.2023

Рабочая программа
социально-педагогической направленности

 «Я шагаю по улице»

базовый уровень

для учащихся 5-6 классов основного общего образования

на 2023-24 учебный год

                                                               

                                                        Составитель: Кузнецова Лариса Васильевна,

                                              педагог дополнительного образования

                                   

                г.Тамбов,  2023


ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Я шагаю по улице»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Кузнецова Лариса Васильевна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

     Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

социально-педагогическая

4.4. Уровень освоения программы

базовый 

4.5. Тип программы

общеразвивающая

4.6. Вид программы

модифицированная

4.7. Возраст учащихся по программе

11-13 лет

4.8. Продолжительность обучения

 1 год


Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка

            Образовательная программа “Я шагаю по улице” имеет социально-педагогическую направленность, является модифицированной. Данная программа направлена на изучение детьми правил дорожного движения и умения ориентироваться в  сложной дорожной обстановке.                      По данным статистики, на территории Тамбовской области наблюдается рост количества дорожно-транспортных пришествий (ДТП) с участием детей.  Сравнительный анализ аварийности на территории  области показывает, что их количество  за последние годы увеличилось на 32%.                                                                                                                                                                                            Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми. Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести:      

-нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);

-неподчинение сигналам светофора (11,8%);

-неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);

-игра на проезжей части (4,2%);

 -неумелое управление велосипедом (3,0%).

           Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твёрдых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.  Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы.

Новизна и оригинальность в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает больше желающих изучать правила дорожного движения, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заниматься всем желающим и уделять больше внимания вопросу здорового и безопасного  образа жизни.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому и безопасному  образу жизни, в  создании условий для творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.  

Педагогическая целесообразность применения данной программы:

– доступность  для любого возраста;

– возможность использования для всестороннего физического развития и формирования здорового и безопасного образа жизни;

- высокий зрелищный эффект смотра-конкурса отрядов юных инспекторов движения «Безопасное колесо».

Отличительные особенности 

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что  я не провожу специального отбора. Заниматься по программе «Я шагаю по улице» может любой ученик 5-6 класса. Для учащихся с 7 класса предусмотрен более сложный уровень занятий в общественном объединении ЮИД «Светофорик».  

Адресат программы

Программа предназначена для детей 11-13 лет.

В коллектив принимаются все желающие изучать правила дорожного движения. Набор производится, начиная с 1 сентября текущего года.  

Количество учащихся

Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН. В         группе 12-15человек.

Сроки реализации программы - 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Количество часов в год 72 ч.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 года обучения.

1 год обучения: 72 часов в год, 2 ч в неделю

Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники.

Цель: приобретение учащимися теоретических знаний по правилам дорожного движения и формирование у них устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Задачи:

Образовательные:

- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

- формирование практических умений пешеходов;

- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

- освоение детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

Развивающие:

- развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

Воспитательные: 

- формирование культуры участника дорожного движения;

- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

          - пропагандировать здоровый и безопасный  образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

 собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, турниры, контрольные уроки, итоговые занятия, защита творческих работ и проектов, доклады, участие в  соревнованиях «Безопасное колесо».

 Ожидаемые результаты:

- учащиеся, занимающиеся по программе « Я шагаю по улице» должны знать:

- основные понятия и термины, принятые в правилах дорожного движения;

- правила безопасного поведения ребёнка на улице;

- обязанности пешеходов;

- дорожные знаки и их группы;

- сигналы светофора и регулировщика;

        

уметь:

- выбирать безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д.;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, переломах и т.д.;

- передвигаться через перекрёсток по сигналам светофора, регулировщика, по нерегулируемому перекрёстку.

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие.

2

2

1

Правила дорожного движения-законы улиц и дрог

16

12

4

2

Этика дороги

12

11

1

3

Основы медицинских знаний

10

8

2

4

Знаки дорожные знать каждому положено

22

20

2

5

Наш друг-велосипед

10

4

6

 Всего:

72

57

15

Содержание занятий

Вводное занятие

Теоретические занятия:

Цели, задачи и содержание программы обучения. Диагностика уровня знаний учащихся по правилам дорожного движения.

1 раздел «Правила дорожного движения -
законы улиц и дорог»

Теоретические занятия:

Основные понятия и термины, принятые в правилах дорожного движения: водитель; пешеход; пассажир; дорога; проезжая часть; тротуар. Правила безопасного поведения ребёнка на улице. Обязанности пешеходов. Безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д. Разбор маршрутов по схеме, рисунку и местности. Места для игр и катания на велосипеде (мопеде), роликах. Ответственность за нарушение ПДД.

        Практические занятия:

        - экскурсия по пешеходным маршрутам микрорайона школы для определения опасных участков («дорожных ловушек») и выработки навыков безопасного поведения. Анализ конкретной ситуации;

        - разбор маршрута дом-школа. Прогулка по микрорайону школы с целью определения безопасного маршрута;

        - составление схемы «Безопасный путь домой»;

2 раздел «Этика дороги»

Теоретические занятия:

Дорога, её элементы. Улицы по виду дорожного полотна и по ширине проезжей части. Главные части улиц и дорог, предназначенные для движения транспорта и пешеходов. Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне школы, правила безопасного поведения пешеходов на загородных дорогах. Анализ конкретной ситуации.  Дорожная разметка: горизонтальная и вертикальная.  Виды перекрёстков. Начало перекрёстка. Дорожные знаки и указатели на перекрёстках для водителей и пешеходов. Условия безопасного перехода улице. Опасности на перекрёстке для пешеходов.

        

Практические занятия;

        - пешеходная экскурсия по улицам микрорайона с интенсивным движением автотранспорта с целью наблюдения за ритмом и интенсивностью дорожного движения;

        - занятие на «перекрёстке» с целью изучения дорожной разметки;

        - экскурсия на оживлённый перекрёсток с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекрёсток, знакомство с дорожными знаками на перекрёстке.

3 раздел «Основы медицинских знаний»

Теоретические занятия:

Травма. Ранения. Виды кровотечения. Наложения повязок. Перелом. Обморок. Шок.

        Практические занятие:

        - отработка навыков наложения повязок, жгута, шин.

4 раздел «Знаки дорожные знать каждому положено»

Теоретические занятия:

        История возникновения и развития дорожных знаков. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационные знаки. Знаки сервиса. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

        Практические занятия:

        - разбор дорожных ситуаций на макете. Анализ конкретных ситуаций;

        - тренировочное упражнение по передвижению через перекрёсток по сигналам светофора;

        - тренировочное упражнение по передвижению через перекрёсток по сигналам светофора, регулировщика, по нерегулируемому перекрёстку.

5 раздел «Наш друг - велосипед»

Теоретические занятия:

Понятие «велосипед». История изобретения велосипеда. Покупка велосипеда. Где учиться ездить. Когда нет 14.

Практические занятия:

Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо». Отработка навыков фигурного вождения велосипеда («габаритные ворота»; «восьмёрка»; «колейный мост»; «качели»).

Методическое обеспечение

Название раздела

Формы занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал. Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Правила дорожного движения - законы улиц и дорог

теоретическое

учебно- практическое,

лекции, работа в группах

словесный,

наглядный, практический,

фото и видео материалы учебные пособия диаграммы

тесты

тестирование мониторинг

Этика дороги

теоретическое учебно–практическое, лекции, беседы, деловая игра,  

словесный,

наглядный, практический, игровой

фото  и видео материалы, учебные пособия, диаграммы,

тесты

тестирование

Основы медицинских знаний

теоретическое учебно– практическое, лекции, беседы,  деловая игра

словесный,

наглядный, практический, игровой

фото  и видео материалы, учебные пособия, диаграммы

блиц-турнир «Первая помощь пострадавшим при ДТП»

Знаки дорожные знать каждому положено

теоретическое, учебно- практическое, работа в группах, лекции, беседы, работа с книгой

словесный,

практический, самостоятель- ная работа

фото и видео материалы, учебные пособия, диаграммы

 опрос

Наш друг-велосипед

теоретическое, практическое, лекция,  тренировочные упражнения  

словесный,

практический, самостоятель-ная работа

учебные пособия, велосипед

соревнования «Безопасное колесо»

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы»

Календарный учебный график

Учебно-тематический план. Содержание программы.

Кол-во часов

Дата

Тема занятия

Содержание и виды занятий

Теория

Практика

2

 

Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы обучения.

Участники дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир

2

2

 

Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в правилах дорожного движения.

 Дорога. Проезжая часть. Тротуар. Пешеходный переход. Прилегающая территория. Механическое транспортное средство. Недостаточная видимость. Вынужденная остановка. Обгон. Организованная перевозка детей.

2

2

 

Правила безопасного поведения ребенка на улице.

Правила безопасного движения пешеходов по улице и дороге. Современные улицы, дороги, шоссе, магистрали. Правостороннее движение транспортных средств по улицам и дорогам. Островки безопасности для пешеходов.

Практические занятия:
Прогулки по пешеходным маршрутам для определения мер безопасности.

1

1

2

 

Обязанности пешеходов.

Движение по пешеходным дорожкам, тротуарам, обочине. Передвижение по краю проезжей части с громоздкими предметами.

Движение организованных пеших колонн. Сопровождение колонны. Движение группы детей.

Ожидание маршрутных транспортных средств. Посадка и высадка пассажиров. Движение к остановочному пункту или от него.

Практическое занятие: (на перекрестке)
Отработка маршрутов передвижения группы или колонны, правила перехода пешеходных переходов.

2

2

 

Безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д.

Транспортные, пешеходные, велосипедные маршруты учащихся в городе. Ежедневные маршруты учащихся в школу и общественные места, и их анализ. Влияние сезонного состояния улиц и дорог на дорожно-транспортный травматизм и условия дорожного движения.

Практические занятия:
Разбор маршрута дом – школа. Прогулка по микрорайону школы с целью определения безопасного маршрута

1

1

2

 

Разбор маршрутов по схеме, рисунку и на местности.

Обследования пешеходных маршрутов в микрорайоне школы. Оценка степени безопасности маршрутов осенью и зимой.

Практические занятия:
Рисование схемы “Безопасный путь домой”

1

1

2

 

Правила безопасного поведения детей на дороге.

Понятия “пешеход”, “пассажир”, “водитель”, “группа пешеходов”, “колонна”. Правила безопасного движения пешеходов по улице и дороге. Современные улицы, дороги, шоссе, магистрали. Правостороннее движение транспортных средств по улицам и дорогам. Островки безопасности для пешеходов.

Практические занятия:
Прогулки по пешеходным маршрутам для определения мер безопасности.

1

1

2

 

Места для игр и катания на велосипеде (мопеде), роликах.

Транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека. Транспортные средства, используемые детьми до 12 лет. Езда на велосипедах(мопедах), роликах. Техническое оснащение транспортных средств (тормоза, сигналы, рулевое управление).

Скорость и тормозной путь самокатов, велосипедов и самодельных транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем рукой. Правила безопасного использования учащимися детских транспортных средств

2

2

 

Ответственность за нарушение ПДД.

Административная ответственность за нарушение ПДД и другие нормативно правовые акты в сфере дорожного движения в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях.

2

4

 

Дорога, ее элементы.

Улица и дорога. Улицы по виду дорожного полотна и по ширине проезжей части. Главные части улиц и дорог, предназначенные для движения транспорта и пешеходов. Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне школы. Правила безопасного поведения пешеходов на загородных дорогах.

Практические занятия:
Пешеходная прогулка по улицам микрорайона с интенсивным движением автотранспорта с целью наблюдения за ритмом и интенсивностью дорожного движения. Определение длительности перерыва в движении автотранспорта и время движения потока машин между перерывами.

4

2

 

Дорожная разметка.

Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка.

Практические занятия:
Занятие на “перекрестке” с целью изучения дорожной разметки.

2

2

 

Виды перекрестков.

Виды перекрестков. Начало перекрестка. Дорожные знаки и указатели на перекрестках для водителей и пешеходов. Направление движения транспорта и пешеходов на перекрестках и площадях. Условия безопасного перехода улицы. Сигналы, подаваемые водителями для пешеходов и других водителей. Опасности на перекрестке для пешеходов.

Практические занятия:
Экскурсия на оживленный перекресток с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток, знакомство с дорожными знаками на перекрестке.

2

2

 

Дорожные знаки и их группы

Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Информационно указательные. Знаки сервиса.

1

1

10

Медицина

Травма. Ранения. Виды кровотечения. Наложение повязок. Перелом. Обморок. Шок.

8

2

2

 

История возникновения и развития дорожных знаков

История возникновения и развития дорожных знаков.

2

4

 

Предупреждающие знаки

Пешеходный переход. Дети. Пересечение с велосипедной дорожкой. Дорожные работы. Прочие опасности. Перегон скота. Дикие животные. Боковой ветер. Опасные повороты. Пересечение равнозначных дорог. Железнодорожные переезд со шлагбаумом. Железнодорожный переезд без шлагбаума.

4

2

 

Запрещающие знаки.

Въезд запрещен. Движение запрещено. Движение механических транспортных средств запрещено. Ограничение массы. Ограничение длины. Движение мотоциклов запрещено. Движение грузовых автомобилей запрещено. Подача звуковых сигналов запрещена.

2

2

 

Предписывающие знаки

Движение прямо. Движение направо. Движение налево. Объезд препятствий слева. Круговое движение.

2

2

 

Информационно указательные знаки.

Место остановки автобуса и троллейбуса. Пешеходный переход. Место стоянки. Место остановки трамвая. Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств. Автомагистраль. Конец автомагистрали. Дорога для автомобилей.

2

2

 

Знаки сервиса

Пункт первой медицинской помощи. Больница. Техническое обслуживание автомобилей. Мойка автомобилей. Телефон. Место питания. Питьевая вода. Гостиница или мотель. Кемпинг. Место отдыха. Пост ГАИ.

Практическое занятие: разбор дорожных ситуаций на макете.

1

1

2

 

Сигналы регулировщика.

Регулирование дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для водителей и пешеходов. Правила безопасного поведения при переходе улицы и дороги по сигналам регулировщика. Приоритет сигналов регулировщика на перекрестке.

Практические занятия:
Тренировка по передвижению через перекресток по сигналам светофора, регулировщика, по нерегулируемому перекрестку.

1

1

2

 

История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

Появление первых самодвижущихся средств.

2

2

 

Личный и общественный транспорт, правила поведения в нем.

Общие обязанности водителя. Необходимые документы, дающие право на вождение автомобиля. Техническое состояние автомобиля. Оборудование автомобиля для перевозки пассажиров.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля. Оборудование автомобиля для перевозки людей. Число перевозимых людей. Инструктаж пассажиров. Проезд в кузове, не оборудованном для перевозки людей.

Применение специальных сигналов водителем. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Транспортные средства с включенным проблесковым маячков синего, красного, оранжевого или желтого цвета. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

2

2

 

Виды городского транспорта, правила безопасного поведения для пассажиров.

Автотранспорт. Общественный транспорт. Автобус. Троллейбус. Трамвай. Метро. Такси.

Обязанности пассажиров.

2

2

 

Общие требования к водителям велосипедов

Возрастной ценз. Осмотр транспорта перед выездом. Правила езды на велосипеде. Буксировка велосипеда. Пересечение железнодорожных путей велосипедистом

2

2

 

Меры безопасности и ПДД для велосипедистов.

Осмотр транспорта перед выездом. Правила езды на велосипеде. Буксировка велосипеда. Пересечение железнодорожных путей велосипедистом.

2

6

 

Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо»

 Отработка навыков фигурного вождения велосипеда («габаритные ворота»; «восьмёрка»; «колейный мост»; «качели»)

6

2

 

Итоговое занятие.

Проверка знаний по ПДД.

2

72

57

15

Обеспечение программы методической продукцией.

1. Дидактические материалы:

- Правила дорожного движения Российской Федерации.

- Схемы и плакаты по безопасному движению.

- Паспорт дорожной безопасности.

- Регламент проведения смотра - конкурса «Безопасное колесо».

- Положение о смотре - конкурсе «Безопасное колесо».

2.Методические рекомендации:

- Сборник нормативно-информационных материалов и методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.

- Сборник информационно-методических материалов  по организации работы отряда юных инспекторов движения в образовательном учреждении.

- Инструкции по охране труда.

 

3. Техническое оснащение занятий

1) площадки с дорожной разметкой (в здании школы и на улице)
2) велосипеды (не менее 2 комплектов);
3)  гимнастические скамейки (2 шт.);.;
4) кегли (8 шт.);
5) стойки для планки (3 шт.);
Организационно-воспитательные мероприятия

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

  Специфика воспитательной работы в школе состоит в том, что педагог дополнительного образования может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на спортивных мероприятиях школы. 

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство педагога;

- высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- дружный коллектив;

- система морального стимулирования;

- наставничество старших.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 1.Собеседование, тестирование, контрольные уроки, практические работы, зачеты, итоговые занятия.

2. Участие в  смотре-конкурсе  «Безопасное колесо».

Тестирование на знание правил дорожного движения  (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) проводится два раза в год: вначале учебного года (ноябрь) и в конце учебного года (апрель).

Материально-техническое обеспечение.

 Основной учебной базой для проведения занятий является кабинет ОБЖ и площадки с дорожной разметкой (в здании школы и на улице), а также наличие велосипедов для участников смотра-конкурса «Безопасное колесо», кеглей для фигурного вождения велосипеда, правила дорожного движения, а также фото и видеоаппаратура, компьютер, принтер, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).

Учебные пособия и методические разработки:

По профилю курса

  1. Безопасность дорожного движения: 5 – 9 кл.: учебно – наглядное пособие (комплект плакатов)  / под ред. Смирнова А.Т. – М.: «Просвещение»., 2007.;

  1. Программа «Детская безопасность», Волгоград, Изд. Дом «Цветной мир», 2014год;

  1. Занятия по ПДД, Сост. А.Ф. Медведева, М.:ТЦ Сфера,2011год;

  1. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. Автор-составитель: Павлова Г.Я., М.; ООО «ТЦ Сфера», 2012год;

  1. Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: пособие  для учащихся начальной школы. – М.: «Просвещение»., 2007год;

  1. Правила дорожного движения РФ., Москва, новая редакция правил, действующая с 28 апреля 2018 года;

  1.  Разинина И.Ф.,  Рыбкина Н.В.  Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении. Тамбов  «Арт- инфо» 2008 год.;

  1. Сборник нормативно-информационных материалов и методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении, Тамбов, 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Образовательная программа дополнительного образования "Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность.     В программе представлены учебно-мето...

Программа дополнительного образования "Путешествие в свой город"

В современный период времени уделяется большое внимание краеведческому образованию школьников. На первом плане стоит задача воспитания настоящего патриота своей Родины, образованного человека, ...

Программа дополнительного образования "Путешествие в свой город"

В современный период времени уделяется большое внимание краеведческому образованию школьников. На первом плане стоит задача воспитания настоящего патриота своей Родины, образованного человека, ...

Программа дополнительного образования "Первые шаги"

Программа "Первые шаги" является программой художественно- эстетической направленности. Разработка и реализация программы стали результатом растущего интереса детей к вальсовы...

Рабочая программа дополнительного образования «Первые шаги в науку»

Данная программа  позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний по биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углублений знаний учащихся в области б...

Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"

Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...

Программа дополнительного образования "Я шагаю по улице"

Программа дополнительного образования по профилактике детского дорожна-транспортного травматизма...