Программа дополнительного образования "Я шагаю по улице"
рабочая программа (6 класс) на тему

Кузнецова Лариса Васильевна

Программа дополнительного образования по профилактике детского дорожна-транспортного травматизма

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_shagayu_po_ulitse.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 14

Утверждена  

                                                                 научно-методическим советом

Протокол № 4 от 12.05.18

Образовательная программа

  «Я шагаю по улице»

для детей среднего возраста (10 – 13 лет),

        срок реализации 1 год

 

 .

                   

Составитель:

Кузнецова Лариса Васильевна,

педагог дополнительного 

образования

Тамбов 2018

Пояснительная записка

         По данным статистики, на территории Тамбовской области наблюдается рост количества дорожно-транспортных пришествий (ДТП) с участием детей.  Сравнительный анализ аварийности на территории  области показывает, что их количество  за последние годы увеличилось на32%.                                                                                                                                                                                            Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми. Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести:      

-нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);

-неподчинение сигналам светофора (11,8%);

-неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);

-игра на проезжей части (4,2%);

 -неумелое управление велосипедом (3,0%).

         

            Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твёрдых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение».                                                                                                                                                                  

 Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы.

Цели и задачи программы

           Основная цель программы: приобретение учащимися теоретических знаний по правилам дорожного движения и формирование у них устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Обучающие задачи:

- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

- формирование практических умений пешеходов;

- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

- освоение детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

Воспитательные задачи:

- формирование культуры участника дорожного движения;

- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

- профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.

Развивающие задачи:

- развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

 

    Ожидаемые результаты:

- учащиеся, занимающиеся по программе « Я шагаю по улице» должны знать:

- основные понятия и термины, принятые в правилах дорожного движения;

- правила безопасного поведения ребёнка на улице;

- обязанности пешеходов;

- дорожные знаки и их группы;

- сигналы светофора и регулировщика;

        

уметь:

- выбирать безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д.;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, переломах и т.д.;

- передвигаться через перекрёсток по сигналам светофора, регулировщика, по нерегулируемому перекрёстку.

 

Формы подведения итогов: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, турниры, контрольные уроки, итоговые занятия, защита творческих работ и проектов, доклады, участие в  соревнованиях «Безопасное колесо».

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие.

1

1

1

Правила дорожного движения-законы улиц и дрог

8

5

3

2

Этика дороги

6

4

2

3

Основы медицинских знаний

5

3

2

4

Знаки дорожные знать каждому положено

10

10

0

5

Наш друг-велосипед

6

4

2

 Всего:

36

27

9


Содержание занятий

Вводное занятие

Теоретические занятия:

Цели, задачи и содержание программы обучения. Диагностика уровня знаний учащихся по правилам дорожного движения.

1 раздел «Правила дорожного движения -
законы улиц и дорог»

Теоретические занятия:

Основные понятия и термины, принятые в правилах дорожного движения: водитель; пешеход; пассажир; дорога; проезжая часть; тротуар. Правила безопасного поведения ребёнка на улице. Обязанности пешеходов. Безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д. Разбор маршрутов по схеме, рисунку и местности. Места для игр и катания на велосипеде (мопеде), роликах. Ответственность за нарушение ПДД.

        Практические занятия:

        - экскурсия по пешеходным маршрутам микрорайона школы для определения опасных участков («дорожных ловушек») и выработки навыков безопасного поведения. Анализ конкретной ситуации;

        - разбор маршрута дом-школа. Прогулка по микрорайону школы с целью определения безопасного маршрута;

        - составление схемы «Безопасный путь домой»;

2 раздел «Этика дороги»

Теоретические занятия:

Дорога, её элементы. Улицы по виду дорожного полотна и по ширине проезжей части. Главные части улиц и дорог, предназначенные для движения транспорта и пешеходов. Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне школы, правила безопасного поведения пешеходов на загородных дорогах. Анализ конкретной ситуации.  Дорожная разметка: горизонтальная и вертикальная.  Виды перекрёстков. Начало перекрёстка. Дорожные знаки и указатели на перекрёстках для водителей и пешеходов. Условия безопасного перехода улице. Опасности на перекрёстке для пешеходов.

        

Практические занятия;

        - пешеходная экскурсия по улицам микрорайона с интенсивным движением автотранспорта с целью наблюдения за ритмом и интенсивностью дорожного движения;

        - занятие на «перекрёстке» с целью изучения дорожной разметки;

        - экскурсия на оживлённый перекрёсток с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекрёсток, знакомство с дорожными знаками на перекрёстке.

3 раздел «Основы медицинских знаний»

Теоретические занятия:

Травма. Ранения. Виды кровотечения. Наложения повязок. Перелом. Обморок. Шок.

        Практические занятие:

        - отработка навыков наложения повязок, жгута, шин.

4 раздел «Знаки дорожные знать каждому положено»

Теоретические занятия:

        История возникновения и развития дорожных знаков. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационные знаки. Знаки сервиса. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

        Практические занятия:

        - разбор дорожных ситуаций на макете. Анализ конкретных ситуаций;

        - тренировочное упражнение по передвижению через перекрёсток по сигналам светофора;

        - тренировочное упражнение по передвижению через перекрёсток по сигналам светофора, регулировщика, по нерегулируемому перекрёстку.

5 раздел «Наш друг- велосипед»

Теоретические занятия:

Понятие «велосипед». История изобретения велосипеда. Покупка велосипеда. Где учиться ездить. Когда нет 14.

Практические занятия:

Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо». Отработка навыков фигурного вождения велосипеда («габаритные ворота»; «восьмёрка»; «колейный мост»; «качели»).

Методическое обеспечение

Название раздела

Формы занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал. Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Правила дорожного движения - законы улиц и дорог

теоретическое

учебно- практическое,

лекции, работа в группах

словесный,

наглядный, практический,

фото и видео материалы учебные пособия диаграммы

тесты

тестирование мониторинг

Этика дороги

теоретическое учебно–практическое, лекции, беседы, деловая игра,  

словесный,

наглядный, практический, игровой

фото  и видео материалы, учебные пособия, диаграммы,

тесты

тестирование

Основы медицинских знаний

теоретическое учебно– практическое, лекции, беседы,  деловая игра

словесный,

наглядный, практический, игровой

фото  и видео материалы, учебные пособия, диаграммы

блиц-турнир «Первая помощь пострадавшим при ДТП»

Знаки дорожные знать каждому положено

теоретическое, учебно- практическое, работа в группах, лекции, беседы, работа с книгой

словесный,

практический, самостоятель- ная работа

фото и видео материалы, учебные пособия, диаграммы

 опрос

Наш друг-велосипед

теоретическое, практическое, лекция,  тренировочные упражнения  

словесный,

практический, самостоятель-ная работа

учебные пособия, велосипед

соревнования «Безопасное колесо»


Учебные пособия и методические разработки:

По профилю курса

  1. Безопасность дорожного движения: 5 – 9 кл.: учебно – наглядное пособие (комплект плакатов)  / под ред. Смирнова А.Т. – М.: «Просвещение»., 2007.;

  1. Программа «Детская безопасность», Волгоград, Изд. Дом «Цветной мир», 2014год;

  1. Занятия по ПДД, Сост. А.Ф. Медведева, М.:ТЦ Сфера,2011год;

  1. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. Автор-составитель: Павлова Г.Я., М.; ООО «ТЦ Сфера», 2012год;

  1. Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: пособие  для учащихся начальной школы. – М.: «Просвещение»., 2007год;

  1. Правила дорожного движения РФ., Москва, новая редакция правил, действующая с 28 апреля 2018 года;

  1.  Разинина И.Ф.,  Рыбкина Н.В.  Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении. Тамбов  «Арт- инфо» 2008 год.;

  1. Сборник нормативно-информационных материалов и методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении, Тамбов, 2012 год.

Учебно-тематический план. Содержание программы.

Кол-во часов

Дата

Тема занятия

Содержание и виды занятий

Теория

Практика

1

 

Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы обучения.

Участники дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир

1

2

 

Правила безопасного поведения ребенка на улице.

Правила безопасного движения пешеходов по улице и дороге. Современные улицы, дороги, шоссе, магистрали. Правостороннее движение транспортных средств по улицам и дорогам. Островки безопасности для пешеходов.

Практические занятия:
Прогулки по пешеходным маршрутам для определения мер безопасности.

1

1

2

 

Безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д.

Транспортные, пешеходные, велосипедные маршруты учащихся в городе. Ежедневные маршруты учащихся в школу и общественные места, и их анализ. Влияние сезонного состояния улиц и дорог на дорожно-транспортный травматизм и условия дорожного движения.

Практические занятия:
Разбор маршрута дом – школа. Прогулка по микрорайону школы с целью определения безопасного маршрута

1

1

2

 

Разбор маршрутов по схеме, рисунку и на местности.

Обследования пешеходных маршрутов в микрорайоне школы. Оценка степени безопасности маршрутов осенью и зимой.

Практические занятия:
Рисование схемы “Безопасный путь домой”

1

1

1

 

Места для игр и катания на велосипеде (мопеде), роликах.

Транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека. Транспортные средства, используемые детьми до 12 лет. Езда на велосипедах(мопедах), роликах. Техническое оснащение транспортных средств (тормоза, сигналы, рулевое управление).

Скорость и тормозной путь самокатов, велосипедов и самодельных транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем рукой. Правила безопасного использования учащимися детских транспортных средств

1

1

 

Ответственность за нарушение ПДД.

Административная ответственность за нарушение ПДД и другие нормативно правовые акты в сфере дорожного движения в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях.

1

9

Итого:

6

3

2

 

Дорога, ее элементы.

Улица и дорога. Улицы по виду дорожного полотна и по ширине проезжей части. Главные части улиц и дорог, предназначенные для движения транспорта и пешеходов. Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне школы. Правила безопасного поведения пешеходов на загородных дорогах.

Практические занятия:
Пешеходная прогулка по улицам микрорайона с интенсивным движением автотранспорта с целью наблюдения за ритмом и интенсивностью дорожного движения. Определение длительности перерыва в движении автотранспорта и время движения потока машин между перерывами.

1

1

1

 

Виды перекрестков.

Виды перекрестков. Начало перекрестка. Дорожные знаки и указатели на перекрестках для водителей и пешеходов. Направление движения транспорта и пешеходов на перекрестках и площадях. Условия безопасного перехода улицы. Сигналы, подаваемые водителями для пешеходов и других водителей. Опасности на перекрестке для пешеходов.

1

5

Медицина

Травма. Ранения. Виды кровотечения. Наложение повязок. Перелом. Обморок. Шок.

3

2

8

Итого:

5

3

1

 

История возникновения и развития дорожных знаков

История возникновения и развития дорожных знаков.

1

1

Дорожные знаки и их группы

Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационно-указательные знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки.

1

1

 

Предупреждающие знаки

Пешеходный переход. Дети. Пересечение с велосипедной дорожкой. Дорожные работы. Прочие опасности. Перегон скота. Дикие животные. Боковой ветер. Опасные повороты. Пересечение равнозначных дорог. Железнодорожные переезд со шлагбаумом. Железнодорожный переезд без шлагбаума.

1

1

 

Запрещающие знаки.

Въезд запрещен. Движение запрещено. Движение механических транспортных средств запрещено. Ограничение массы. Ограничение длины. Движение мотоциклов запрещено. Движение грузовых автомобилей запрещено. Подача звуковых сигналов запрещена.

1

1

 

Знаки особых предписаний.

Автомагистраль. Конец автомагистрали. Дорога для автомобилей. Конец дороги для автомобилей. Выезд на дорогу с односторонним движением. Реверсивное движение. Направление движения по полосам.

1

1

 

Информационные знаки

Общие ограничения максимальной скорости. Подземный пешеходный переход. Надземный пешеходный переход. Тупик. Схема движения.

1

1

 

Знаки приоритета

Главная дорога. Конец главной дороги. Пересечение со второстепенной дорогой. Уступите дорогу. Движение без остановки запрещено. Преимущество встречного движения. Преимущество перед встречным движением.

1

1

 

Предписывающие знаки

 

Движение прямо. Движение направо. Движение налево. Объезд препятствий слева. Круговое движение. Велосипедная дорожка.         Конец велосипедной дорожки. Пешеходная дорожка.. Пешеходная и  велосипедная дорожка  с разделением движения

1

1

Знаки сервиса

Пункт первой медицинской помощи. Больница. Техническое обслуживание автомобилей. Мойка автомобилей. Телефон. Место питания. Питьевая вода. Гостиница или мотель. Кемпинг. Место отдыха. Пост ГАИ.

1

1.

Знаки дополнительной информации                 (таблички)

Расстояние до объекта. Зона действия. Направление действия. Вид транспортного средства. Направление главной дороги. Опасная обочина. Слепые пешеходы.

1

10

Итого:

10

1

 

Личный и общественный транспорт, правила поведения в нем.

Общие обязанности водителя. Необходимые документы, дающие право на вождение автомобиля. Техническое состояние автомобиля. Оборудование автомобиля для перевозки пассажиров.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля. Оборудование автомобиля для перевозки людей. Число перевозимых людей. Инструктаж пассажиров. Проезд в кузове, не оборудованном для перевозки людей.

Применение специальных сигналов водителем. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Транспортные средства с включенным проблесковым маячков синего, красного, оранжевого или желтого цвета. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

1

1

Виды городского транспорта, правила безопасного поведения для пассажиров.

Автотранспорт. Общественный транспорт. Автобус. Троллейбус. Трамвай. Метро. Такси.

Обязанности пассажиров.

1

2

 

Сигналы регулировщика.

Сигналы регулировщика для водителей и пешеходов. Правила безопасного поведения при переходе улицы и дороги по сигналам регулировщика. Приоритет сигналов регулировщика на перекрестке.

Практические занятия:
Тренировка по передвижению через перекресток по сигналам светофора, регулировщика, по нерегулируемому перекрестку.

1

1

2

 

Общие требования к водителям велосипедов

Возрастной ценз. Осмотр транспорта перед выездом. Правила езды на велосипеде.

1

1

2

 

Меры безопасности и ПДД для велосипедистов.

 Правила езды на велосипеде. Расположение транспортных средств на проезжей части.  Буксировка велосипеда. Пересечение железнодорожных путей велосипедистом.

1

1

1

 

Итоговое занятие.

Проверка знаний по ПДД.

1

9

Итого:

6

3

36

Итого:

27

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программ дополнительного образования детей «Первые шаги в электричество»

Программой предусмотренознакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на осно...

Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Образовательная программа дополнительного образования "Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность.     В программе представлены учебно-мето...

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХИМИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на обучающихся 7 классов, т.е. возраста 13-14 лет, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. В с...

Программа дополнительного образования "Первые шаги"

Программа "Первые шаги" является программой художественно- эстетической направленности. Разработка и реализация программы стали результатом растущего интереса детей к вальсовы...

Программа дополнительного образования для 1 класса "Мои первые шаги в английском"

Данная рабочая программа разработана для учащихся 1 классов на основе стандартов образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по английскому языку и методических ре...

Рабочая программа дополнительного образования «Первые шаги в науку»

Данная программа  позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний по биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углублений знаний учащихся в области б...

Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"

Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...