Программа дополнительного образования "Я шагаю по улице"
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа дополнительного образования по профилактике детского дорожна-транспортного травматизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_shagayu_po_ulitse.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 14
Утверждена
научно-методическим советом
Протокол № 4 от 12.05.18
Образовательная программа
«Я шагаю по улице»
для детей среднего возраста (10 – 13 лет),
срок реализации 1 год
.
Составитель:
Кузнецова Лариса Васильевна,
педагог дополнительного
образования
Тамбов 2018
Пояснительная записка
По данным статистики, на территории Тамбовской области наблюдается рост количества дорожно-транспортных пришествий (ДТП) с участием детей. Сравнительный анализ аварийности на территории области показывает, что их количество за последние годы увеличилось на32%. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми. Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести:
-нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);
-неподчинение сигналам светофора (11,8%);
-неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);
-игра на проезжей части (4,2%);
-неумелое управление велосипедом (3,0%).
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твёрдых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение».
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы.
Цели и задачи программы
Основная цель программы: приобретение учащимися теоретических знаний по правилам дорожного движения и формирование у них устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Обучающие задачи:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- формирование практических умений пешеходов;
- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;
- освоение детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
Воспитательные задачи:
- формирование культуры участника дорожного движения;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
- профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.
Развивающие задачи:
- развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;
- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся, занимающиеся по программе « Я шагаю по улице» должны знать:
- основные понятия и термины, принятые в правилах дорожного движения;
- правила безопасного поведения ребёнка на улице;
- обязанности пешеходов;
- дорожные знаки и их группы;
- сигналы светофора и регулировщика;
уметь:
- выбирать безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д.;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, переломах и т.д.;
- передвигаться через перекрёсток по сигналам светофора, регулировщика, по нерегулируемому перекрёстку.
Формы подведения итогов: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, турниры, контрольные уроки, итоговые занятия, защита творческих работ и проектов, доклады, участие в соревнованиях «Безопасное колесо».
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
1 | Правила дорожного движения-законы улиц и дрог | 8 | 5 | 3 |
2 | Этика дороги | 6 | 4 | 2 |
3 | Основы медицинских знаний | 5 | 3 | 2 |
4 | Знаки дорожные знать каждому положено | 10 | 10 | 0 |
5 | Наш друг-велосипед | 6 | 4 | 2 |
Всего: | 36 | 27 | 9 |
Содержание занятий
Вводное занятие
Теоретические занятия:
Цели, задачи и содержание программы обучения. Диагностика уровня знаний учащихся по правилам дорожного движения.
1 раздел «Правила дорожного движения -
законы улиц и дорог»
Теоретические занятия:
Основные понятия и термины, принятые в правилах дорожного движения: водитель; пешеход; пассажир; дорога; проезжая часть; тротуар. Правила безопасного поведения ребёнка на улице. Обязанности пешеходов. Безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д. Разбор маршрутов по схеме, рисунку и местности. Места для игр и катания на велосипеде (мопеде), роликах. Ответственность за нарушение ПДД.
Практические занятия:
- экскурсия по пешеходным маршрутам микрорайона школы для определения опасных участков («дорожных ловушек») и выработки навыков безопасного поведения. Анализ конкретной ситуации;
- разбор маршрута дом-школа. Прогулка по микрорайону школы с целью определения безопасного маршрута;
- составление схемы «Безопасный путь домой»;
2 раздел «Этика дороги»
Теоретические занятия:
Дорога, её элементы. Улицы по виду дорожного полотна и по ширине проезжей части. Главные части улиц и дорог, предназначенные для движения транспорта и пешеходов. Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне школы, правила безопасного поведения пешеходов на загородных дорогах. Анализ конкретной ситуации. Дорожная разметка: горизонтальная и вертикальная. Виды перекрёстков. Начало перекрёстка. Дорожные знаки и указатели на перекрёстках для водителей и пешеходов. Условия безопасного перехода улице. Опасности на перекрёстке для пешеходов.
Практические занятия;
- пешеходная экскурсия по улицам микрорайона с интенсивным движением автотранспорта с целью наблюдения за ритмом и интенсивностью дорожного движения;
- занятие на «перекрёстке» с целью изучения дорожной разметки;
- экскурсия на оживлённый перекрёсток с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекрёсток, знакомство с дорожными знаками на перекрёстке.
3 раздел «Основы медицинских знаний»
Теоретические занятия:
Травма. Ранения. Виды кровотечения. Наложения повязок. Перелом. Обморок. Шок.
Практические занятие:
- отработка навыков наложения повязок, жгута, шин.
4 раздел «Знаки дорожные знать каждому положено»
Теоретические занятия:
История возникновения и развития дорожных знаков. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационные знаки. Знаки сервиса. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.
Практические занятия:
- разбор дорожных ситуаций на макете. Анализ конкретных ситуаций;
- тренировочное упражнение по передвижению через перекрёсток по сигналам светофора;
- тренировочное упражнение по передвижению через перекрёсток по сигналам светофора, регулировщика, по нерегулируемому перекрёстку.
5 раздел «Наш друг- велосипед»
Теоретические занятия:
Понятие «велосипед». История изобретения велосипеда. Покупка велосипеда. Где учиться ездить. Когда нет 14.
Практические занятия:
Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо». Отработка навыков фигурного вождения велосипеда («габаритные ворота»; «восьмёрка»; «колейный мост»; «качели»).
Методическое обеспечение
Название раздела | Формы занятий | Методы и приёмы | Дидактический материал. Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Правила дорожного движения - законы улиц и дорог | теоретическое учебно- практическое, лекции, работа в группах | словесный, наглядный, практический, | фото и видео материалы учебные пособия диаграммы тесты | тестирование мониторинг |
Этика дороги | теоретическое учебно–практическое, лекции, беседы, деловая игра, | словесный, наглядный, практический, игровой | фото и видео материалы, учебные пособия, диаграммы, тесты | тестирование |
Основы медицинских знаний | теоретическое учебно– практическое, лекции, беседы, деловая игра | словесный, наглядный, практический, игровой | фото и видео материалы, учебные пособия, диаграммы | блиц-турнир «Первая помощь пострадавшим при ДТП» |
Знаки дорожные знать каждому положено | теоретическое, учебно- практическое, работа в группах, лекции, беседы, работа с книгой | словесный, практический, самостоятель- ная работа | фото и видео материалы, учебные пособия, диаграммы | опрос |
Наш друг-велосипед | теоретическое, практическое, лекция, тренировочные упражнения | словесный, практический, самостоятель-ная работа | учебные пособия, велосипед | соревнования «Безопасное колесо» |
Учебные пособия и методические разработки:
По профилю курса
- Безопасность дорожного движения: 5 – 9 кл.: учебно – наглядное пособие (комплект плакатов) / под ред. Смирнова А.Т. – М.: «Просвещение»., 2007.;
- Программа «Детская безопасность», Волгоград, Изд. Дом «Цветной мир», 2014год;
- Занятия по ПДД, Сост. А.Ф. Медведева, М.:ТЦ Сфера,2011год;
- Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. Автор-составитель: Павлова Г.Я., М.; ООО «ТЦ Сфера», 2012год;
- Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: пособие для учащихся начальной школы. – М.: «Просвещение»., 2007год;
- Правила дорожного движения РФ., Москва, новая редакция правил, действующая с 28 апреля 2018 года;
- Разинина И.Ф., Рыбкина Н.В. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении. Тамбов «Арт- инфо» 2008 год.;
- Сборник нормативно-информационных материалов и методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении, Тамбов, 2012 год.
Учебно-тематический план. Содержание программы.
Кол-во часов | Дата | Тема занятия | Содержание и виды занятий | Теория | Практика |
1 |
| Вводное занятие. | Цели, задачи и содержание программы обучения. Участники дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир | 1 | |
2 |
| Правила безопасного поведения ребенка на улице. | Правила безопасного движения пешеходов по улице и дороге. Современные улицы, дороги, шоссе, магистрали. Правостороннее движение транспортных средств по улицам и дорогам. Островки безопасности для пешеходов. Практические занятия: | 1 | 1 |
2 |
| Безопасный маршрут в школу и домой, в магазин, клуб и т.д. | Транспортные, пешеходные, велосипедные маршруты учащихся в городе. Ежедневные маршруты учащихся в школу и общественные места, и их анализ. Влияние сезонного состояния улиц и дорог на дорожно-транспортный травматизм и условия дорожного движения. Практические занятия: | 1 | 1 |
2 |
| Разбор маршрутов по схеме, рисунку и на местности. | Обследования пешеходных маршрутов в микрорайоне школы. Оценка степени безопасности маршрутов осенью и зимой. Практические занятия: | 1 | 1 |
1 |
| Места для игр и катания на велосипеде (мопеде), роликах. | Транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека. Транспортные средства, используемые детьми до 12 лет. Езда на велосипедах(мопедах), роликах. Техническое оснащение транспортных средств (тормоза, сигналы, рулевое управление). Скорость и тормозной путь самокатов, велосипедов и самодельных транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем рукой. Правила безопасного использования учащимися детских транспортных средств | 1 | |
1 |
| Ответственность за нарушение ПДД. | Административная ответственность за нарушение ПДД и другие нормативно правовые акты в сфере дорожного движения в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях. | 1 | |
9 | Итого: | 6 | 3 | ||
2 |
| Дорога, ее элементы. | Улица и дорога. Улицы по виду дорожного полотна и по ширине проезжей части. Главные части улиц и дорог, предназначенные для движения транспорта и пешеходов. Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне школы. Правила безопасного поведения пешеходов на загородных дорогах. Практические занятия: | 1 | 1 |
1 |
| Виды перекрестков. | Виды перекрестков. Начало перекрестка. Дорожные знаки и указатели на перекрестках для водителей и пешеходов. Направление движения транспорта и пешеходов на перекрестках и площадях. Условия безопасного перехода улицы. Сигналы, подаваемые водителями для пешеходов и других водителей. Опасности на перекрестке для пешеходов. | 1 | |
5 | Медицина | Травма. Ранения. Виды кровотечения. Наложение повязок. Перелом. Обморок. Шок. | 3 | 2 | |
8 | Итого: | 5 | 3 | ||
1 |
| История возникновения и развития дорожных знаков | История возникновения и развития дорожных знаков. | 1 | |
1 | Дорожные знаки и их группы | Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационно-указательные знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. | 1 | ||
1 |
| Предупреждающие знаки | Пешеходный переход. Дети. Пересечение с велосипедной дорожкой. Дорожные работы. Прочие опасности. Перегон скота. Дикие животные. Боковой ветер. Опасные повороты. Пересечение равнозначных дорог. Железнодорожные переезд со шлагбаумом. Железнодорожный переезд без шлагбаума. | 1 | |
1 |
| Запрещающие знаки. | Въезд запрещен. Движение запрещено. Движение механических транспортных средств запрещено. Ограничение массы. Ограничение длины. Движение мотоциклов запрещено. Движение грузовых автомобилей запрещено. Подача звуковых сигналов запрещена. | 1 | |
1 |
| Знаки особых предписаний. | Автомагистраль. Конец автомагистрали. Дорога для автомобилей. Конец дороги для автомобилей. Выезд на дорогу с односторонним движением. Реверсивное движение. Направление движения по полосам. | 1 | |
1 |
| Информационные знаки | Общие ограничения максимальной скорости. Подземный пешеходный переход. Надземный пешеходный переход. Тупик. Схема движения. | 1 | |
1 |
| Знаки приоритета | Главная дорога. Конец главной дороги. Пересечение со второстепенной дорогой. Уступите дорогу. Движение без остановки запрещено. Преимущество встречного движения. Преимущество перед встречным движением. | 1 | |
1 |
| Предписывающие знаки
| Движение прямо. Движение направо. Движение налево. Объезд препятствий слева. Круговое движение. Велосипедная дорожка. Конец велосипедной дорожки. Пешеходная дорожка.. Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения | 1 | |
1 | Знаки сервиса | Пункт первой медицинской помощи. Больница. Техническое обслуживание автомобилей. Мойка автомобилей. Телефон. Место питания. Питьевая вода. Гостиница или мотель. Кемпинг. Место отдыха. Пост ГАИ. | 1 | ||
1. | Знаки дополнительной информации (таблички) | Расстояние до объекта. Зона действия. Направление действия. Вид транспортного средства. Направление главной дороги. Опасная обочина. Слепые пешеходы. | 1 | ||
10 | Итого: | 10 | |||
1 |
| Личный и общественный транспорт, правила поведения в нем. | Общие обязанности водителя. Необходимые документы, дающие право на вождение автомобиля. Техническое состояние автомобиля. Оборудование автомобиля для перевозки пассажиров. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля. Оборудование автомобиля для перевозки людей. Число перевозимых людей. Инструктаж пассажиров. Проезд в кузове, не оборудованном для перевозки людей. Применение специальных сигналов водителем. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Транспортные средства с включенным проблесковым маячков синего, красного, оранжевого или желтого цвета. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. | 1 | |
1 | Виды городского транспорта, правила безопасного поведения для пассажиров. | Автотранспорт. Общественный транспорт. Автобус. Троллейбус. Трамвай. Метро. Такси. Обязанности пассажиров. | 1 | ||
2 |
| Сигналы регулировщика. | Сигналы регулировщика для водителей и пешеходов. Правила безопасного поведения при переходе улицы и дороги по сигналам регулировщика. Приоритет сигналов регулировщика на перекрестке. Практические занятия: | 1 | 1 |
2 |
| Общие требования к водителям велосипедов | Возрастной ценз. Осмотр транспорта перед выездом. Правила езды на велосипеде. | 1 | 1 |
2 |
| Меры безопасности и ПДД для велосипедистов. | Правила езды на велосипеде. Расположение транспортных средств на проезжей части. Буксировка велосипеда. Пересечение железнодорожных путей велосипедистом. | 1 | 1 |
1 |
| Итоговое занятие. | Проверка знаний по ПДД. | 1 | |
9 | Итого: | 6 | 3 | ||
36 | Итого: | 27 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программ дополнительного образования детей «Первые шаги в электричество»
Программой предусмотренознакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на осно...
Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Образовательная программа дополнительного образования "Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно-мето...
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХИМИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ
Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на обучающихся 7 классов, т.е. возраста 13-14 лет, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. В с...
Программа дополнительного образования "Первые шаги"
Программа "Первые шаги" является программой художественно- эстетической направленности. Разработка и реализация программы стали результатом растущего интереса детей к вальсовы...
Программа дополнительного образования для 1 класса "Мои первые шаги в английском"
Данная рабочая программа разработана для учащихся 1 классов на основе стандартов образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по английскому языку и методических ре...
Рабочая программа дополнительного образования «Первые шаги в науку»
Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний по биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углублений знаний учащихся в области б...
Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"
Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...