Программа дополнительного образования "Путешествие в свой город"
рабочая программа по теме
В современный период времени уделяется большое внимание краеведческому образованию школьников. На первом плане стоит задача воспитания настоящего патриота своей Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Необходимо не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по сохранению и восстановлению наследия предков. Изучение истории Москвы имеет свои особенности. Москва – это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением – это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_svoy_gorod.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1411 с углубленным изучением английского языка СВАО г. Москвы
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Путешествие в свой город»
(на 3 года, для школьников 11 – 14 лет)
Учитель
Мировой художественной
культуры
Долгих А.Б.
Москва, 2013 год
Вселенский опыт говорит, что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше...
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Академик Д.С. Лихачев
…а, главное - музей будет действовать душеобразовательно…
И.Ф.Федоров
Пояснительная записка.
В современный период времени уделяется большое внимание краеведческому образованию школьников. На первом плане стоит задача воспитания настоящего патриота своей Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Необходимо не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по сохранению и восстановлению наследия предков. Изучение истории Москвы имеет свои особенности. Москва – это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением – это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества.
Образовательная программа проекта «Путешествие в свой город» представляет собой результат творческого поиска наиболее эффективных способов интеграции внеклассной деятельности в области «Искусство» и освоения информационных технологий. Составленная на основе программы Г. Р. Бялой «Формирование у детей гражданственности и патриотизма на основе изучения исторического краеведения и музееведения», апробированной в деятельности коллектива “Московитяне", работающего на базе Историко-краеведческого музея ЦДТ “Строгино”, программа дополняет и расширяет знания по истории столицы, дает знания по истории родного края и его материальной культуре. Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.
Программа уделяет большое внимание и экспедиционной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого города, а уж тем более такого, как Москва.
Программа разработана в рамках предложенных Департаментом образования целевых комплексных программ социального воспитания юных москвичей "Сыны Отечества" и "Я – москвич", а также основного тематического блока этой программы "Восхождение к истокам", предусматривающего формирование представлений о "малой Родине", московском регионе посредством краеведческой работы
Цель программы:
Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Москвы.
Задачи программы:
- воспитание бережного отношения к культурному наследию;
- развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
- формирование исторического сознания;
- создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
- обучение основам исследовательской работы;
- воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
- формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
- воспитание активной жизненной позиции.
Курс предназначен для учащихся 11-14 лет с нагрузкой 2 часа в неделю (72 часа в год) как основной этап подготовки к использованию мультимедийных проектов в учебной деятельности по гуманитарным предметам (литература, МХК, обществознание, история), участию в конкурсах ученических исследовательских проектов. Занятия проводятся с использованием возможностей компьютерного класса. За время обучения проводятся пешие экскурсии, экспедиции, посещаются выставки и различные массовые городские мероприятия.
Задача и отличительная черта экспедиций: фотофиксация исторических объектов и памятников; зарисовывание, фотофиксация новостроек округа; изучение отдельных объектов для написания исследовательских работ, работа с картой, заполнение экспедиционного дневника ( расположение объекта на территории района, история, особенности, степень сохранности), работа с картой местности.
Задача экскурсий: по историческому центру города – изучение топонимики города, визуальное знакомство с архитектурными и историческими памятниками столицы; в государственные музеи: ознакомление с экспозициями столичных музеев, ознакомление с предметным миром изучаемого отрезка истории нашего края.
Экскурсии по городу и в государственные музеи предполагают работу с детьми музейного экскурсовода или педагога, подготовивших определенный объем информации по заданной тем, работу в архиве, фотографирование музейных экспонатов, работу по буклету или проспекту с вопросами и заданиями.
Учащиеся, обучающиеся по данной программе имеют возможность заниматься с педагогом индивидуально по следующим направлениям:
● исследовательская работа по изучению истории Москвы;
● исследовательская работа по изучению истории предметов и документов;
● подготовка к проведению экскурсии в школьном музее «Битва за Москву» по конкретно выбранной теме;
● изготовление предметов для фонда школьного музея (плакаты, карты, муляжи и различные пособия к занятиям);
● изготовление макетов, иллюстрирующих различные изучаемые краеведческие темы;
● подготовка к краеведческим чтениям и конференциям различного уровня и назначения.
Учебный план на три года обучения
(2 часа в неделю, 72 часа в год, 216 часов за три года).
№ | Раздел | Количество часов по годам | ||
1 год | 2 год | 3 год | ||
1 | Организационная работа. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | 2 |
2 | Пешие экскурсии по заповедным зонам Москвы. | 12 | 26 | 24 |
3 | Сбор и изучение материала по истории памятников Москвы. | 32 | 14 | 10 |
4 | Развитие навыков использования различных программных приложений для решения практических исследовательских задач курса. | 20 | 20 | 24 |
5 | Презентация экскурсионного маршрута. | - | 2 | 4 |
6 | Творческая деятельность (оформление фотоотчетов, видеоотчетов, выставок, с привлечением родителей) | 6 | 8 | 8 |
Всего часов: | 72 | 72 | 72 |
Методические рекомендации и методика проведения занятий.
В настоящее время проблема сохранения культурного наследия становится общемировой. Мы просто обязаны сохранить красоту для будущего поколения. Необходимо заинтересовать учащихся и показать значимость данной проблемы.
Одной из самых жизненно важных потребностей ребенка является игра, в процессе которой происходит общение со своими сверстниками. Каждому ребенку необходимо чувствовать себя частицей детского коллектива, самоутвердиться и самореализоваться среди своих друзей, одноклассников, ровесников. Мы живем в Москве – городе с богатейшей историей и культурой, имеющей не только российское, но и мировое значение. Основу программы составляет интегрированный модуль: информационно-исследовательская экспедиция «Я шагаю по Москве». Учащиеся увлеченно работают в экспедиционных отрядах, в которых все имеют определенные поручения: картографы, штурманы, топонимисты, фотожурналисты, командир, следопыты. В игровой форме ученики имеют возможность применить знания в области истории и культуры Москвы, истории Отечества, географии, изобразительного искусства, краеведения. Следует помнить, что и при коллективном творчестве каждый ребенок хочет быть лидером, иметь собственную значимую роль. Получая информацию от педагога, каждый ребенок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя знания в образовательном и творческом процессах.
Методика проведения исследований объектов культурного наследия предполагает:
• Подготовительный этап.
Выбор маршрута и объектов исследования, сбор информации о них, выявление объектов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность.
• Пешая экскурсия.
Фотографирование объектов с разных точек обзора.
• Визуальное обследование (составление паспорта маршрута и объектов). Обработка фотографий, составление и заполнение паспорта объектов. Составление карты всего пройденного маршрута.
• Заключительный этап.
Оформление результатов. Создание мультимедийной презентации. Защита презентации.
Программа использует различные формы работы: теоретические и практические занятия (пешая экскурсия с выполнением заданий, работа в библиотеке, поиск в Интернете, работа с различными компьютерными программами).
Методы работы: экскурсионный, архивный, экспедиционный, исследовательский.
Развитие навыков использования различных программных приложений для решения практических исследовательских задач курса предполагает освоение учащимися таких компьютерных программ как ABBYY Fine Reader, Adobe Photoshop, Power Point, Publisher.
Представление результатов работы предполагается через проведение краеведческих уроков в начальной школе, участие в окружных и городских конкурсах исследовательских работ учащихся, творческих конкурсах и фестивалях по москвоведению, краеведческих конференциях.
Работа с родителями
Родители – постоянные участники работы по программе «Путешествие в свой город». Они вместе с учащимися ходят на экскурсии, привлекаются к поездкам, к оформлению выставок, они приглашаются на защиту маршрутов. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.
Учебно-тематическое планирование первого года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | Организационная работа. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | - |
1.1 | Создание экспедиционных отрядов, распределение обязанностей, утверждение программы деятельности. | 1 | 1 | - |
1.2 | Меры безопасности. Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии по городу. | 1 | 1 | - |
2 | Изучение истории района Отрадное | 22 | 4 | 18 |
2.1 | Место района на карте Москвы и округа. | 2 | - | 2 |
2.2 | Карта района Отрадное. | 2 | - | 2 |
2.3 | Топонимика улиц района. | 2 | - | 2 |
2.4 | Историко-культурные и архитектурные памятники района. | 2 | - | 2 |
2.5 | Церкви. | 2 | - | 2 |
2.6 | «Дом, в котором я живу». | 6 | 2 | 4 |
2.7 | Моя школа. | 6 | 2 | 4 |
3 | Пешие экскурсии по району Отрадное. | 12 | - | 12 |
3.1 | Улица Каргопольская. | 2 | - | 2 |
3.2 | Усадьбы Свиблово и Леоново. | 2 | - | 2 |
3.3 | Ростокино. | 2 | - | 2 |
3.4 | Медведково. | 2 | - | 2 |
3.5 | Алтуфьево и Лианозово. | 2 | - | 2 |
3.6 | Останкино. | 2 | - | 2 |
4 | Сбор и изучение материала по истории памятников Москвы. | 10 | 4 | 6 |
4.1 | Обработка материалов, собранных на экскурсии. | 2 | 2 | - |
4.2 | Особенности съемки памятников. Полезные советы. Цифровой фотоаппарат Kodak. Работа с диктофоном. | 2 | - | 2 |
4.3 | Паспорт экскурсионного объекта. | 2 | 2 | - |
4.4 | Паспорт экскурсионного маршрута. Работа с источниками информации. | 4 | - | 4 |
5 | Развитие навыков использования различных программных приложений для решения практических исследовательских задач курса. | 20 | 2 | 18 |
5.1 | Работа с программой Adobe Photoshop. Обработка фотоматериалов. | 8 | - | 8 |
5.2 | Работа с программой Power Point. | 10 | 2 | 8 |
5.3 | Презентация рабочей тетради «Мое Отрадное». | 2 | - | 2 |
6 | Творческая деятельность | 6 | 2 | 4 |
6.1 | Оформление диска по экскурсиям. | 2 | - | 2 |
6.2 | Презентация дневника экспедиционного отряда. | 4 | 2 | 2 |
Всего | 72 | 14 | 58 |
Учебно-тематическое планирование второго года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | Организационная работа. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | - |
1.1 | Создание экспедиционных отрядов, распределение обязанностей, утверждение программы деятельности. | 1 | 1 | - |
1.2 | Меры безопасности. Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии по городу. | 1 | 1 | - |
2 | Пешие экскурсии по заповедным зонам Москвы. Белый город. | 26 | - | 26 |
2.1 | Улица Волхонка и ее окрестности. | 4 | - | 4 |
2.2 | По Большой Никитской. | 4 | - | 4 |
2.3 | Тверская и Петровка. | 4 | - | 4 |
2.4 | От Лубянки до Цветного бульвара. | 4 | - | 4 |
2.5 | Чистые пруды. | 4 | - | 4 |
2.6 | На Ивановской горке. | 4 | - | 4 |
2.7 | По Москве-реке. | 2 | - | 2 |
3 | Сбор и изучение материала по истории памятников Москвы. | 14 | 10 | 4 |
3.1 | Обработка материалов, собранных на экскурсии. | 2 | 2 | - |
3.2 | Особенности съемки памятников. Полезные советы. Цифровой фотоаппарат Kodak. | 4 | - | 4 |
3.3 | Паспорт экскурсионного объекта. | 2 | 2 | - |
3.4 | Паспорт экскурсионного маршрута. Работа с источниками информации. | 6 | 6 | - |
4 | Развитие навыков использования различных программных приложений для решения практических исследовательских задач курса. | 20 | 6 | 14 |
4.1 | Работа с программой Adobe Photoshop. Обработка фотоматериалов. | 4 | - | 4 |
4.2 | Работа с программой Power Point, создание мультимедийной презентации. | 16 | 6 | 10 |
5 | Презентация экскурсионного маршрута. | 2 | - | 2 |
6 | Творческая деятельность | 8 | 2 | 6 |
6.1 | Оформление диска по экскурсиям. | 4 | - | 4 |
6.2 | Создание фотокалендаря. | 4 | 2 | 2 |
Всего | 72 | 20 | 52 |
Учебно-тематическое планирование третьего года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | Организационная работа. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | - |
1.1 | Создание экспедиционных отрядов, распределение обязанностей, утверждение программы деятельности. | 1 | 1 | - |
1.2 | Меры безопасности. Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии по городу. | 1 | 1 | - |
2 | Пешие экскурсии по заповедным зонам Москвы. Земляной город. | 24 | - | 24 |
2.1 | Заяузье. | 2 | - | 2 |
2.2 | По Овчинной и Кадашевской слободам Замоскворечья. | 4 | - | 4 |
2.3 | По Ордынке и Полянке. | 4 | - | 4 |
2.4 | Остоженка и Пречистенка. | 4 | - | 4 |
2.5 | Арбат. | 4 | - | 4 |
2.6 | По Поварской. | 4 | - | 4 |
2.7 | У Патриарших прудов. | 2 | - | 2 |
3 | Сбор и изучение материала по истории памятников Москвы. | 10 | 2 | 8 |
3.1 | Обработка материалов, собранных на экскурсии. | 2 | - | 2 |
3.2 | Особенности видеосъемки памятников. Полезные советы. Цифровая видеокамера. | 2 | - | 4 |
3.3 | Паспорт экскурсионного объекта. | 2 | 2 | - |
3.4 | Паспорт экскурсионного маршрута. Работа с источниками информации. | 4 | - | 2 |
4 | Развитие навыков использования различных программных приложений для решения практических исследовательских задач курса. | 24 | 8 | 16 |
4.1 | Работа с программой Quick Time Player. Обработка видеоматериалов. | 8 | - | 8 |
4.2 | Работа с программой Publisher, создание буклета по экскурсии. | 16 | 8 | 8 |
5 | Презентация экскурсионного маршрута. | 4 | - | 4 |
6 | Творческая деятельность | 8 | 2 | 6 |
6.1 | Оформление диска по экскурсиям. | 2 | - | 2 |
6.2 | Создание фотопостера. | 6 | 2 | 4 |
Всего | 72 | 14 | 58 |
Содержание программы.
Раздел 1. Организационная работа.
Правила техники безопасности. Структура и содержание программы. Проектная деятельность и ее особенности.
Раздел 2. Пешие экскурсии по заповедным зонам Москвы.
Район Отрадное. Северо-Восточный округ Москвы. Белый город и его улицы. Архитектурные памятники, мемориальные адреса и музеи. Земляной город: Заяузье и Замоскворечье. По бывшим царским слободам. Дворянская Москва. Городские и подмосковные усадьбы как историко-культурный феномен. Топонимическая история Москвы.
Раздел 3. Сбор и изучение материала по истории памятников Москвы.
Составление паспорта экскурсионного объекта, картотеки маршрута, отчета по экскурсии и мультимедийной презентации.
Раздел 4. Развитие навыков использования различных программных приложений для решения практических исследовательских задач курса.
Овладение различными компьютерными программами, совершенствование навыков работы на компьютере, проведения фотосъемки, видеосъемки, обработке полученных материалов.
Раздел 5. Презентация экскурсионного маршрута и краеведческие чтения.
Выступление перед учащимися разных классов с презентацией по маршруту экскурсии и викториной.
Раздел 6. Творческая деятельность.
Оформление фотоотчетов, видеоотчетов, выставок, с привлечением родителей.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Закончив изучение блока «Мой район», учащиеся должны хорошо ориентироваться по карте района, знать историю его улиц, имена и события, в честь которых эти улицы были названы. Итогом работы учащихся станет презентация групповой рабочей мультимедийной тетради «Мое Отрадное» и дневника экспедиционного отряда.
Закончив изучение блока «Белый город», учащиеся должны уметь составить маршрут по улицам этой части Москвы, освоить навыки сбора и обработки информации, обработки фотоматериалов, создания презентаций. Итогом работы станет оформление диска по экскурсиям и фотокалендаря.
Закончив изучение блока «Земляной город», учащиеся должны хорошо представлять алгоритм подготовки и проведения пешей экскурсии по Москве, уметь оформлять паспорт экскурсионного объекта и маршрута. Итогом работы станет оформление диска по экскурсиям, буклета по экскурсии и фотопостера.
Список литературы.
Для учителя:
1.Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий. М: ЦРИБ Турист, 1974.
2. Вопросы экскурсионной работы / Сост. и науч. ред. Н.Н. Злацен. М.А. Казарина, Ф.Л. Курлат. М., 1973 (Тр. НИИ культуры. Т. 10).
3. Воспитание бережного отношения к природе на экскурсиях. Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист». 1976.
4. В помощь экскурсоводу. Сб. метод, и справ, материалов. М., 1998 (Рос. Межд. Акад. Туризма).
5. Герд В.А. Экскурсионное дело. М.-Л., Госиздат, 1928.
6. Городская литературная экскурсия М.: ЦРИБ «Турист», 1973.
7. Гревс И.М. Монументальный город и историческая экскурсия. (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). Пг. 1921. 14с.
8. Дьяково Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсове-дения М.: Просвещение. 1985.
9. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. Изд. 2-е / Центральный Совет по туризму и экскурсиям. Экскурсионное Управление. Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. М., 1985.
Емельянов Б.В. Экскур со ведение. Учебное пособие. Ч. 1-3. М., 1992 (Рос. Меж. Акад. Туризма).
10. Козлов В. Ф., Святославский А. В. Москва в экскурсиях: Книга для учителей, учащихся, родителей. М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; АО «Московские учебники», 2003.
11. Методические рекомендации по проведению краеведческих экскурсий. М.: ЦРИБ «Турист», 1973.
12. Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсий / Сост. М.А. Степанчикова. М.: ЦПТК 1996 (Сер.: «Биб-ка экскурсовода»).
13. Пасечный П.С. Туризм и экскурсии. Учебное пособие. М., 1983.
Для учащихся:
1.Нагибин Ю. Всполошный звон., М., «Деконт +», 1997г.
2.Левин И. Арбат. Один километр России., М., «Галарт», 1997г.
3.Сытин И. История московских улиц., М., 1958г.
4.Климанов В. Замоскворечье., М., «Мысль», 1997г.
5.Романюк С. Из истории московских переулков., М., «Сварог и К», 1998г.
8.Романюк С. По землям московских сел и слобод., М., «Сварог и К», 1998г., ч.I
7.Романюк С. По землям московских сел и слобод., М., «Сварог и К», 1998г., ч.II
8. Федосюк Ю. Москва в кольце Садовых., М., «Московский рабочий»., 1991г.
9.Кондратьев И. Седая старина Москвы., М., «Воениздат», 1996г.
10.Сатыренко А. Легенды и мифы Москвы., М., «Издательство францисканцев», 1997г.
11.Молокова Т. История Москвы в памятниках культуры., М., «Московский лицей», 1997г.
12.Горбаневский М. Тайны московских улиц., М., «Московский учебник - 2000», 1997г.
13.Под ред. Шмидт С. Москва. Энциклопедия., М., БРЭ, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Своя игра "Люби и знай свой город"
Презентация выполненная в виде Своей игры. Пять категорий вопросов по истории Серпухова. Вопрос выбирается на втором слайде. При втором щелчке на слайде с вопросом появляется правильный ответ....
Ничков Н.В. Образовательная программа дополнительного образования «Прекрасное – своими руками!»
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно...
Программа дополнительного образования "Путешествие в свой город"
В современный период времени уделяется большое внимание краеведческому образованию школьников. На первом плане стоит задача воспитания настоящего патриота своей Родины, образованного человека, ...
Программа дополнительного образования «Наш родной город – Пыть - Ях».
Программа подготовлена для учащихся 6-8 классов и рассчитана на 35 часов. Через всю программу проходит исследовательская и поисковая работа учащихся по заданным темам....
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"
Программа « Танцующий город» разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области хореографического искусства « Хореографическ...
Программа дополнительного образования "Узнай свой словарь"
Новизна программы состоит в сочетании традиционных подходов и использовании современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, CD-ROM) позволяет целенаправленно з...
рабочая программа дополнительного образования "Люби свой край
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаестественнонаучной направленности «Люби свой край»(базовый уровень)для детей 12-15 лет....