Рабочая программа «Краеведение»
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kraevedenie.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа № 8»)
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
_________
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Краеведение»
для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
2-4 класс
Срок реализации – 2 года
Составитель: Зелинская Е.П.
учитель начальных классов
- Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 19 декабря 2014 года № 1599);
- Учебного плана МАОУ «Средняя школа № 8» с углубленным изучением отдельных предметов», реализующий Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Цель:
формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России;
воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы
Образовательные задачи:
- формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
- осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
- развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
- укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип последовательности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическая значимость программы заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Мой край - Югра» рассчитана на 1 год.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю
- Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, включает четыре раздела.
- Введение
Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
2. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
3. Природа родного края
Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.
4.Мой город
Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города.
История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.
5.Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение курса краеведения "Мой край – Югра " на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях.
Курс краеведения "Мой край – Югра " является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
Методы и приемы:
· диалоги; беседы;
· игры-практикумы; сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
· экскурсия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В результате изучения курса обучающиеся
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину - Югру;
- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли.
В результате изучения курса учащиеся заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Предполагаемые результаты обучения.
Знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование 1 год обучения (1 кл,2021-22г.)
№ | Тема | Кол-во час. | Дата | Корректировка |
1 | 1 | |||
2 | 1 | |||
3 | 1 | |||
4 | 1 | |||
5 | 1 | |||
6 | 1 | |||
7 | 1 | |||
8 | 1 | |||
9 | 1 | |||
10 | 1 | |||
11 | 1 | |||
12 | 1 | |||
13 | 1 | |||
14 | 1 | |||
15 | 1 | |||
16 | 1 | |||
17 | 1 | |||
18 | 1 | |||
19 | 1 | |||
20 | 1 | |||
21 | 1 | |||
22 | 1 | |||
23 | 1 | |||
24 | 1 | |||
25 | 1 | |||
26 | 1 | |||
27 | 1 | |||
28 | 1 | |||
29 | 1 | |||
30 | 1 | |||
31 | 1 | |||
32 | 1 | |||
33 | 1 | |||
34 | Обобщающий урок | 1 | ||
Итого | 34 ч |
Тематическое планирование 2 год обучения (4 кл,2021-22г.)
№ | Тема | Содержание теоретической части занятия | Кол-во час. | Дата | Корректировка |
1 | Край, в котором я живу. | Цели и задачи курса | 1 | ||
2 | Что такое семья? | Понятие «семья» | 1 | ||
3 | Дружная югорская семья | Народы, населяющие территорию ХМАО | 1 | ||
4 | Дорожите своим именем. Тайны наших имен | Что такое имя? Разнообразие и значение наших имен. | 1 | ||
5 | Моя фамилия. | Корни фамилии. | 1 | ||
6 | Заключительное занятие по теме «Я и моя семья» | 1 | |||
7 | Сезонные изменения в природе. | Путешествие в Югорский зимний лес | 1 | ||
8 | Многообразие растительного мира Югры | Растительный мир Югры | 1 | ||
9 | Многообразие животного мира Югры | Животный мир Югры | 1 | ||
10 | Животный и растительный мир Югры | Игровая программа | 1 | ||
11 | Красная книга Югры | Животные под охраной закона | 1 | ||
12 | Травы Югры | Разнообразие трав | 1 | ||
13 | Зеленая аптека Югры | Лекарственные травы | 1 | ||
14 | Посещение краеведческого музея | 1 | |||
15 | Начало пути | История школы | 1 | ||
16 | Памятники Когалыма | Виртуальная экскурсия по городу | 1 | ||
17 | Край, в котором я живу. | Нефть – черное золото Югры | 1 ч | ||
18 | Герб, флаг ХМАО | Знакомство с символами ХМАО-югры | 1 | ||
19 | Дружная югорская семья | Народы, населяющие территорию ХМАО | 1 | ||
20 | Мои земляки – участники Великой Отечественной войны | 1 | |||
21 | Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта | Особенности пословиц и поговорок. Сказок и рассказов народов Севера, непосредственная связь с природой. Нравственное начало. | 1 | ||
22 | Сказки и рассказы народов Югры | 1 | |||
23 | Фольклорные праздники (Медвежий праздник) | Медвежий праздник. | 1 | ||
24 | Фольклорный праздник (Вороний праздник) | Вороний праздник | 1 | ||
25 | Быт ханты и манси | Основные занятия ханты, манси. | 1 | ||
26 | Одежда народов Севера | Как одеваются коренные народы | 1 | ||
27 | Югорский лес весной | Сезонные изменения в природе. | 1 | ||
28 | Что нам дает лес | 1 | |||
29 | Города нашего края | Виртуальная экскурсия по городам Югры | 1 | ||
30 | Писатели и поэты Югры | Презентация | 1 | ||
31 | Художники Югры | Презентация | 1 | ||
32 | Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры | 1 | |||
33 | «Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер | 1 | |||
34 | Обобщающий урок | 1 | |||
Итого | 34 |
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2010г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Краеведение
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях...
Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл
Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челяби...
рабочая программа краеведение 5 кл
Рабочая программа "краеведение" для 5 класса Новосибирской области, разработана для сельской школы....
Рабочая программа краеведение
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. - Нижний Новгород: Ниро, 2011 год. П...
Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс
Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла, позволяющий формировать целостно...
Рабочая программа "Краеведение. НИСК"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее времяназрела необходимость возрождения духовности, изучения культуры своег...
Рабочая программа "Краеведение. Край наш Тульский"
Дополнительная общеразвивающая программа по историческому краеведению Тульского края...