Рабочая программа «Краеведение»
рабочая программа

Зелинская Елена Петровна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kraevedenie.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа № 8»)

 «СОГЛАСОВАНО»

                                                       Зам. директора по УВР

                                                                                                                 _________

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Краеведение»

для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.

2-4 класс

Срок реализации – 2 года

                                                                                    Составитель: Зелинская Е.П.

учитель начальных классов

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 19 декабря 2014 года № 1599);
  2. Учебного плана МАОУ «Средняя школа № 8» с углубленным изучением отдельных предметов»,  реализующий Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Цель:

формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России;

воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.

Задачи программы

Образовательные задачи:

  • формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
  • осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Воспитательные задачи:

  • развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
  • формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
  • укреплять семейные отношения.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:

· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;

· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;

· принцип последовательности;

· принцип деятельностного подхода.

Новизна и теоретическая значимость программы заключается:

· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;

· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;

· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;

· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.

· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.

Дополнительная образовательная программа «Мой край - Югра» рассчитана на 1 год.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю

  1. Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

· представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, включает четыре раздела.

  1. Введение

 Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).

2. Я и моя семья

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.

3. Природа родного края

Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.

«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.

4.Мой город

Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города.

История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.

5.Край, в котором я живу.        

Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.

Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение курса краеведения "Мой край – Югра " на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях.

Курс краеведения "Мой край – Югра " является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

Методы и приемы:

· диалоги; беседы;

· игры-практикумы; сюжетно-ролевые игры;

· конкурсы, викторины;

· коллективно-творческие дела.

Формы проведения:

· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

· экскурсия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В результате изучения курса обучающиеся

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину - Югру;

- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли.

В результате изучения курса учащиеся заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Предполагаемые результаты обучения.

 Знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;

 героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;

 3-5 лекарственных растений;

 ядовитые растения;

 основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.

Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.

Тематическое планирование 1 год обучения (1 кл,2021-22г.)

Тема

Кол-во час.

Дата

Корректировка

1

Введение. Что изучает краеведение?

1

2

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра – частица России

1

3

Мой край на карте Родины.

1

4

Столица ХМАО-Югры - Ханты-Мансийск.

1

5

Достопримечательности Ханты-Мансийска

1

6

Моя малая родина- мой город

1

7

Достопримечательности города Когалыма

1

8

Творческая работа. Любимый город

1

9

«Я по улицам иду». Улицы города

1

10

Моя улица.

1

11

Творческая работа на тему "Осень в родном краю"

1

12

Деревья родного края

1

13

Грибы в нашем краю.

1

14

Творческая работа "Грибное лукошко"

1

15

Охрана природы.

1

16

«Прислушаемся к природе» (природа-наш дом)

1

17

Творческая работа "Я рисую зиму".

1

18

Зимние пейзажи родного края.

1

19

Лес зимой.

1

20

Животные зимой.

1

21

Традиции празднования нового года в России.

1

22

Творческая работа «Новый год на пороге»

1

23

Какие птицы обитают в ХМАО-Югре

1

24

Помоги птицам зимой. Изготовление кормушки.

1

25

Животные нашего края.

1

26

Животные нашего округа

1

27

Животные, занесенные в Красную книгу.

1

28

Что такое заповедник?

1

29

Символика России: герб, флаг, гимн

1

30

Творческая работа «Символика России»

1

31

Москва - столица России.

1

32

Моя родина - Россия. Народы России

1

33

Великий праздник – День Победы!

1

34

Обобщающий урок

1

Итого

34 ч

Тематическое планирование 2 год обучения (4 кл,2021-22г.)

Тема

Содержание теоретической части занятия

Кол-во час.

Дата

Корректировка

1

Край, в котором я живу.

Цели и задачи курса

1

2

Что такое семья?

Понятие «семья»

1

3

Дружная югорская семья

Народы, населяющие территорию ХМАО

1

4

Дорожите своим именем. Тайны наших имен

Что такое имя? Разнообразие и значение наших имен.

1

5

Моя фамилия.

Корни фамилии.

1

6

Заключительное занятие по теме «Я и моя семья»

1

7

Сезонные изменения в природе.

Путешествие в Югорский зимний лес

1

8

Многообразие растительного мира Югры

Растительный мир Югры

1

9

Многообразие животного мира Югры

Животный мир Югры

1

10

Животный и растительный мир Югры

Игровая программа

1

11

Красная книга Югры

Животные под охраной закона

1

12

Травы Югры

Разнообразие трав

1

13

Зеленая аптека Югры

Лекарственные травы

1

14

Посещение краеведческого музея

1

15

Начало пути

История школы

1

16

Памятники Когалыма

Виртуальная экскурсия по городу

1

17

Край, в котором я живу.

Нефть – черное золото Югры

1 ч

18

Герб, флаг ХМАО

Знакомство с символами ХМАО-югры

1

19

Дружная югорская семья

Народы, населяющие территорию ХМАО

1

20

Мои земляки – участники Великой Отечественной войны

1

21

Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта

Особенности пословиц и поговорок. Сказок и рассказов народов Севера, непосредственная связь с природой. Нравственное начало.

1

22

Сказки и рассказы народов Югры

1

23

Фольклорные праздники (Медвежий праздник)

Медвежий праздник.

1

24

Фольклорный праздник (Вороний праздник)

Вороний праздник

1

25

Быт ханты и манси

Основные занятия ханты, манси.

1

26

Одежда народов Севера

Как одеваются коренные народы

1

27

Югорский лес весной

Сезонные изменения  в природе.

1

28

Что нам дает лес

1

29

Города нашего края

Виртуальная экскурсия по городам Югры

1

30

Писатели и поэты Югры

Презентация

1

31

Художники Югры

Презентация

1

32

Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры

1

33

«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер

1

34

Обобщающий урок

1

Итого

34

Список литературы для учителя:

1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г

2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г

3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г

4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.

5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.

6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.

7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.

8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.

Список литературы для детей:

1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов

2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2010г.

3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.

4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Краеведение

Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях...

Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл

Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Че­ляби...

рабочая программа краеведение 5 кл

Рабочая программа "краеведение" для 5 класса Новосибирской области, разработана для сельской школы....

Рабочая программа краеведение

Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое  краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. -   Нижний Новгород: Ниро, 2011 год. П...

Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс

Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий  многие компоненты  как общественно-научного, так и  естественнонаучного  цикла, позволяющий  формировать целостно...

Рабочая программа "Краеведение. НИСК"

             Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее времяназрела  необходимость возрождения духовности, изучения культуры своег...

Рабочая программа "Краеведение. Край наш Тульский"

Дополнительная общеразвивающая программа по историческому краеведению Тульского края...