Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий  многие компоненты  как общественно-научного, так и  естественнонаучного  цикла, позволяющий  формировать целостное  восприятие  мира.  Таким  образом, содержание  курса  представляет  собой  базовое  звено  в  системе  непрерывного  географического  образования.

Содержание  данного  курса  строится  на  основе  деятельностного  подхода и предполагает вовлечение  учащихся  в  разнообразную  учебную, исследовательскую  и  практическую  деятельность, что, в свою очередь, является  условием  приобретения  прочных  знаний, преобразования  их  в  убеждения   и  умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_kraevedenie.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая  программа  по  курсу « Географическое краеведение. Саратовская область 6  класс »  полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО),разработана  на  основе    авторской  программы  Л.В.Макарцевой   к учебнику «Географическое краеведение Саратовская область 6 класс » автор Л.В. Макарцева, Саратов: Лицей, 2007. На изучение предмета в учебном плане отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета.

Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий  многие компоненты  как общественно-научного, так и  естественнонаучного  цикла, позволяющий  формировать целостное  восприятие  мира.  Таким  образом, содержание  курса  представляет  собой  базовое  звено  в  системе  непрерывного  географического  образования.

Содержание  данного  курса  строится  на  основе  деятельностного  подхода и предполагает вовлечение  учащихся  в  разнообразную  учебную, исследовательскую  и  практическую  деятельность, что, в свою очередь, является  условием  приобретения  прочных  знаний, преобразования  их  в  убеждения   и  умения.

Основные цели курса:

  1. Расширять и углублять знания по географическому краеведению Саратовской области.
  2. Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания- развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений  за состоянием окружающей среды, решение географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  3.  Воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической  культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  4.  Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально -ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определённой территории;  самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
  5. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своего края во всём её географическом разнообразии  целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального её использования;

Общеобразовательные задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности обучающихся;
  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям;
  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей обучающихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании;
  • Развивать гибкость мышления и поведения объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств
  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

Предметные задачи:

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Саратовской области, о многообразии ее природных, хозяйственных особенностей;
  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки;
  • Развивать умение пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания;
  • Сформировать системное представление о крае, как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • Развивать представление о регионе как пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности;
  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе;
  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Результаты обучения предмета.

Личностные  результаты

Метапредметные  результаты

Предметные

I Учащиеся обязаны:

1.Развивать  любознательность  и  формировать  интерес  к  изучению  природы  методами  естественных  наук

2. Развивать  интеллектуальные  и  творческие  способности.

II Учащиеся  получат возможность:

1 Всесторонне изучить природу и население своей области, района

2. Воспитать  ответственное  отношение  к  природе

3. Осознать  необходимость   защиты  окружающей  среды.

4. Развивать мотивацию  к  изучению   различных  естественных  наук.

I Учащиеся  обязаны:

1. Овладеть  способами  самоорганизации учебной  деятельности:

а) уметь  ставить  цели  и  планировать  личную  учебную  деятельность;

б) оценивать собственный  вклад в  деятельность  группы;

в) проводить  самооценку  уровня личных  учебных  достижений

2. Сформировать навыки исследовательского характера:

а) формулировать  цели  учебного исследования (опыта, наблюдении);

б) составлять  план, фиксировать  результаты,

в) делать выводы  по  результатам  исследования.

II Учащиеся  получат  возможность:

1. Сформировать навыки   работы  с  информацией, т.е. уметь:

А)  вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала, отбирать источники  информации в  соответствии  с  учебной  задачей  или  реальной  жизненной  ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) использовать информацию, содержащуюся в географических картах

2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением  диалога  и  участием  в  дискуссии; участвовать  в  работе  группы  в  соответствии  с  обозначенной  целью.

I  Учащиеся  обязаны:

1. В ценностно-ориентационной  сфере -  формировать представление   об  одном  из  важнейших  способов  познания  человеком  окружающего  мира.

2. Формировать  элементарные навыки исследовательского  характера.

II Учащиеся  получат  возможность:

Применять  полученные  знания  и  умения: а) для решения  практических  задач  в  повседневной  жизни;

б) для  осознанного  соблюдения  норм  и  правил  безопасного  поведения в  природной  и  социальной  среде.

Содержание учебного предмета

Параграф №1

История исследования Саратовского края 1 час

Параграф № 2

Географическое положение 2 часа. Практическая работа №1 «Описание географического положения области»

Параграф №3

Тектоника и геологическое строение 2 час

Параграф №4

Рельеф 2 часа Практическая работа №2 «Особенности рельефа области»

Параграф №5

Минеральные ресурсы 2 часа  Практическая работа №3 «Полезные ископаемые области»

Параграф №6

Климат 2 часа  Практическая работа №4 «Описание климата нашей местности»

Параграф №7

Внутренние воды 2 часа  Практическая работа №5  «Экологические проблемы Волги»

Параграф №8

Почвы 2 часа

Параграф №9

Растительность 2 часа  Практическая работа №6 «Растительность нашей местности»

Параграф №10

Животный мир 2 часа

Параграф №11

Природные зоны 2 часа  Практическая работа №7 «Характеристика степной зоны»

Параграф №12

Охраняемые памятники природы 2 часа

Параграф №13

Экология 2 часа  Практическая работа №8  «Экологические проблемы нашего села»

Параграф №14

Население 2 часа

Параграф №15

Города 2 часа  Практическая работа №9  «Города правобережья и левобережья», экскурсия «Природные особенности нашего села»

Планируемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

  • Суть понятия «краеведение»;
  • Источники комплексного изучения Саратовской области;
  • Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
  • Особенности освоения территории;
  • Особенности природы и ресурсно-природный потенциал области;
  • Правила поведения на природе;
  • Правила проведения практических работ об особенности экономико-географического положения области;
  • Особенности национального состава и населения области;
  • Экологические проблемы и пути их решения.

Обучающиеся должны уметь:

  • Вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
  • Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
  • Давать описание природных объектов;
  • Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
  • Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы.

Результаты программы:

  1. Приобщение подростков к изучению родного края
  2. Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию  отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
  3. Повышение географических и коммуникативных компетенций обучающихся в школе;
  4. Воспитание настоящих хозяев своей земли.

Количество учебных часов.

№ п.п

Название темы

Кол.часов

Практическая работа

1

История исследования Саратовского края

2

2

Географическое положение

2

 Практическая работа №1 «Описание географического положения области»

3

Тектоника и геологическое строение

2

4

Рельеф

2

Практическая работа №2 «Особенности рельефа области»

5

Минеральные ресурсы

2

Практическая работа №3 «Полезные ископаемые области»

6

Климат

2

Практическая работа №4 «Описание климата нашей местности»

7

Внутренние воды

2

Практическая работа №5  «Экологические проблемы Волги»

8

Почвы

2

9

Растительность

2

Практическая работа №6 «Растительность нашей местности»

10

Животный мир

2

11

Природные зоны

2

Практическая работа №7 «Характеристика степной зоны»

12

 Охраняемые памятники природы

2

13

Экология

2

Практическая работа №8  «Экологические проблемы нашего села»

14

Население

2

15

Города

2

Практическая работа №9  «Города правобережья и левобережья»,

16

Резерв

4

экскурсия «Природные особенности нашего села»

Итого 34 часа

Средства обучения.

п/п

1

Тематические  карты.

3 экз.

2

Коллекция горных  пород.

15 экз.

3

Интерактивные  карты  по  географии

1экз.

4

Классная  доска   с  набором  магнитов

1экз.

Рабочая программа рассчитана на применение следующего УМК

  1. Иванова В.Н. «География», Волгоград, изд-во  «Учитель», 2009 год
  2. Макарцева Л.В. «Географическое краеведение. Саратовская область», 6 класс, Саратов: изд-во «Лицей», 2009 год
  3. Макарцева Л.В. Рабочая тетрадь«Географическое краеведение. Саратовская область», 6 класс, Саратов: изд-во «Лицей», 2009 год

ЦОР

1    Мультимедийные презентации.

2    Интернетресурсы:

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города Росси

Раздел

Тема

Кол.

часов

Планируемые результаты

Д/З

Образова

тельные

ресурсы

Дата

Предметные

УУД

Метапред-метные УУД

Личностные

УУД

план

факт

1

История исследования

Саратовского края

1

знать понятие «краеведение», «географические исследоваения»

формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему

развитие интереса к предмету

П.1

2

История исследования

Саратовского края

1

формирование   представлений    о Великих  географических  открытиях

работа с Интернет-ресурсами

уметь  находить и  анализировать  в  разных  источниках  географическую

информацию  

р/т

3

Географическое положение

1

знать когда и где основана Саратовская область, ее координаты

работа с Интернет-ресурсами

использовать  приобретенные  знания  и умения  в  практической  деятельности  и  повседневной жизни

П.2

4

Географическое положение

1

Уметь работать с картой Саратовской области

работа с Интернет-ресурсами

уметь  находить  в  разных  источниках  географическую

информацию  

р/т

5

Тектоника и геологическое

строение

1

формирование   представлений   о геологии, древних эпохах

умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность;

развитие любознательность, формировать интерес к изучению при-роды

6

Рельеф

1

формирование   понятий «рельеф »,  его виды в Саратовской области

уметь    определять  на местности   виды рельефа

работа в группе, оценка и самооценка

П.4

ИКТ

7

Рельеф

1

уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Саратовской обл.

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

р/т

8

Минеральные ресурсы

1

формирование понятий «минеральные ресурсы», их виды

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

П.5

9

Минеральные ресурсы

1

уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Саратовской обл.

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

р/т

10

Климат

1

формирование понятий «климат», «погода», «циклон», «антициклон»

уметь    определять  на местности   виды рельефа

работа в группе, оценка и самооценка

П.6

ИКТ

11

Климат

1

формировать понятие  об особенностиях времен года области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

р\т

12

Внутренние воды

1

формирование понятий «внутренние воды», их виды

уметь находить на карте реки и озера области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

П.7

ИКТ

13

Внутренние воды

1

уметь показывать на глобусе и картах внутренние воды Саратовской области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

р/т

ИКТ

14

Почвы

1

формирование понятий «почвы», виды почв Саратовской области

уметь работать с почвенной картой области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

П.8

15

Почвы

1

уметь показывать на глобусе и картах почвы Саратовской области

уметь работать с почвенной картой области

уметь применять географические знания в реальной жизни

р/т

16

Растительность

1

формирование понятий «растительность», ее виды в Саратовской области

знать виды растительности, их расположение по территории области

уметь применять  знания о лекарственных растениях в реальной жизни

П.9

ИКТ

17

Растительность

1

формировать понятие об особенностях расположения растительных зон области

знать виды растительности, их расположение по территории области

уметь применять  знания о лекарственных растениях в реальной жизни

р\т

ИКТ

18

Животный мир

1

формирование понятий «фауна», виды животных области

знать виды животных, где обитают в области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

П.10

ИКТ

19

Животный мир

1

формирование понятий «фауна», виды животных области

знать виды животных, где обитают в области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

р/т

ИКТ

20

Природные зоны

1

формирование понятий «природные зоны», их виды в области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа в группе, оценка и самооценка

П.11

21

Природные зоны

1

формирование понятий «природные зоны», их виды в области

уметь работать с картой «природные зоны Саратовской области»

работа в группе, оценка и самооценка

р/т

ИКТ

22

Охраняемые памятники

природы

1

Формировать понятия «национальный парк», «заказник» «урочище», «дол»

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа в группе, оценка и самооценка

П.12

ИКТ

23

Охраняемые памятники

природы

1

Формировать понятия «национальный парк», «заказник» «урочище», «дол»

работа с Интернет-ресурсами

уметь  находить  в  разных  источниках  географическую

информацию  

р/т

ИКТ

24

Экология

1

Формировать понятие «экология», ее состояние в области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа в группе, оценка и самооценка

П.13

ИКТ

25

Экология

1

Формировать понятие «экология», ее состояние в области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

р/т

ИКТ

26

Население

1

формировать понятие «население», «демография», «национальность»

уметь работать с картой «население Саратовской области»

работа в группе, оценка и самооценка

П.14

ИКТ

27

Население

1

формировать понятие «население», «демография», «национальность»

уметь работать с картой «население Саратовской области»

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

р/т

28

Города

1

формировать понятия «город», «административный центр»

уметь работать с административной картой области

работа в группе, оценка и самооценка

П.15

ИКТ

29

Города

1

формировать понятия «город», «административный центр»

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

развитие любознательности, формировать интерес к изучению предмета

р/т

ИКТ

30

Природные

особенности нашего

села

1

познакомиться с географическими собенностями нашего села

уметь находить на карте Духовницкий район, с Дмитриевка

уметь применять географические знания в реальной жизни

П.16

31

Природные

особенности нашего

села

1

32

Итоговое тестирование

1

Всего-34 часа.   Резерв- 2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....

Рабочая программа ФГОС 5 класс для неделимых классов

Рабочая программа для 5 класса, разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, составлена на 70 часов, на 35 учебных недель по 2 часа в неделю. Программа предназначена  для неделимых классо...

Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...

Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...