Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла, позволяющий формировать целостное восприятие мира. Таким образом, содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода и предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_kraevedenie.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу « Географическое краеведение. Саратовская область 6 класс » полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО),разработана на основе авторской программы Л.В.Макарцевой к учебнику «Географическое краеведение Саратовская область 6 класс » автор Л.В. Макарцева, Саратов: Лицей, 2007. На изучение предмета в учебном плане отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла, позволяющий формировать целостное восприятие мира. Таким образом, содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода и предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.
Основные цели курса:
- Расширять и углублять знания по географическому краеведению Саратовской области.
- Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания- развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решение географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- Воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально -ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своего края во всём её географическом разнообразии целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального её использования;
Общеобразовательные задачи:
- Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности обучающихся;
- Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям;
- Способствовать развитию творческих исследовательских способностей обучающихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании;
- Развивать гибкость мышления и поведения объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств
- Способствовать воспитанию экологического сознания.
Предметные задачи:
- Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Саратовской области, о многообразии ее природных, хозяйственных особенностей;
- Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки;
- Развивать умение пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания;
- Сформировать системное представление о крае, как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- Развивать представление о регионе как пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности;
- Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе;
- Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.
Результаты обучения предмета.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
I Учащиеся обязаны: 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Учащиеся получат возможность: 1 Всесторонне изучить природу и население своей области, района 2. Воспитать ответственное отношение к природе 3. Осознать необходимость защиты окружающей среды. 4. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук. | I Учащиеся обязаны: 1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений 2. Сформировать навыки исследовательского характера: а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, в) делать выводы по результатам исследования. II Учащиеся получат возможность: 1. Сформировать навыки работы с информацией, т.е. уметь: А) вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала, отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; б) систематизировать информацию; в) использовать информацию, содержащуюся в географических картах 2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | I Учащиеся обязаны: 1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные навыки исследовательского характера. II Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде. |
Содержание учебного предмета
Параграф №1
История исследования Саратовского края 1 час
Параграф № 2
Географическое положение 2 часа. Практическая работа №1 «Описание географического положения области»
Параграф №3
Тектоника и геологическое строение 2 час
Параграф №4
Рельеф 2 часа Практическая работа №2 «Особенности рельефа области»
Параграф №5
Минеральные ресурсы 2 часа Практическая работа №3 «Полезные ископаемые области»
Параграф №6
Климат 2 часа Практическая работа №4 «Описание климата нашей местности»
Параграф №7
Внутренние воды 2 часа Практическая работа №5 «Экологические проблемы Волги»
Параграф №8
Почвы 2 часа
Параграф №9
Растительность 2 часа Практическая работа №6 «Растительность нашей местности»
Параграф №10
Животный мир 2 часа
Параграф №11
Природные зоны 2 часа Практическая работа №7 «Характеристика степной зоны»
Параграф №12
Охраняемые памятники природы 2 часа
Параграф №13
Экология 2 часа Практическая работа №8 «Экологические проблемы нашего села»
Параграф №14
Население 2 часа
Параграф №15
Города 2 часа Практическая работа №9 «Города правобережья и левобережья», экскурсия «Природные особенности нашего села»
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
- Суть понятия «краеведение»;
- Источники комплексного изучения Саратовской области;
- Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
- Особенности освоения территории;
- Особенности природы и ресурсно-природный потенциал области;
- Правила поведения на природе;
- Правила проведения практических работ об особенности экономико-географического положения области;
- Особенности национального состава и населения области;
- Экологические проблемы и пути их решения.
Обучающиеся должны уметь:
- Вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
- Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
- Давать описание природных объектов;
- Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
- Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы.
Результаты программы:
- Приобщение подростков к изучению родного края
- Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
- Повышение географических и коммуникативных компетенций обучающихся в школе;
- Воспитание настоящих хозяев своей земли.
Количество учебных часов.
№ п.п | Название темы | Кол.часов | Практическая работа |
1 | История исследования Саратовского края | 2 | |
2 | Географическое положение | 2 | Практическая работа №1 «Описание географического положения области» |
3 | Тектоника и геологическое строение | 2 | |
4 | Рельеф | 2 | Практическая работа №2 «Особенности рельефа области» |
5 | Минеральные ресурсы | 2 | Практическая работа №3 «Полезные ископаемые области» |
6 | Климат | 2 | Практическая работа №4 «Описание климата нашей местности» |
7 | Внутренние воды | 2 | Практическая работа №5 «Экологические проблемы Волги» |
8 | Почвы | 2 | |
9 | Растительность | 2 | Практическая работа №6 «Растительность нашей местности» |
10 | Животный мир | 2 | |
11 | Природные зоны | 2 | Практическая работа №7 «Характеристика степной зоны» |
12 | Охраняемые памятники природы | 2 | |
13 | Экология | 2 | Практическая работа №8 «Экологические проблемы нашего села» |
14 | Население | 2 | |
15 | Города | 2 | Практическая работа №9 «Города правобережья и левобережья», |
16 | Резерв | 4 | экскурсия «Природные особенности нашего села» |
Итого 34 часа |
Средства обучения.
№ п/п | ||
1 | Тематические карты. | 3 экз. |
2 | Коллекция горных пород. | 15 экз. |
3 | Интерактивные карты по географии | 1экз. |
4 | Классная доска с набором магнитов | 1экз. |
Рабочая программа рассчитана на применение следующего УМК
- Иванова В.Н. «География», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009 год
- Макарцева Л.В. «Географическое краеведение. Саратовская область», 6 класс, Саратов: изд-во «Лицей», 2009 год
- Макарцева Л.В. Рабочая тетрадь«Географическое краеведение. Саратовская область», 6 класс, Саратов: изд-во «Лицей», 2009 год
ЦОР
1 Мультимедийные презентации.
2 Интернетресурсы:
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города Росси
№ | Раздел Тема | Кол. часов | Планируемые результаты | Д/З | Образова тельные ресурсы | Дата | |||
Предметные УУД | Метапред-метные УУД | Личностные УУД | план | ||||||
1 | История исследования Саратовского края | 1 | знать понятие «краеведение», «географические исследоваения» | формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему | развитие интереса к предмету | П.1 | |||
2 | История исследования Саратовского края | 1 | формирование представлений о Великих географических открытиях | работа с Интернет-ресурсами | уметь находить и анализировать в разных источниках географическую информацию | р/т | |||
3 | Географическое положение | 1 | знать когда и где основана Саратовская область, ее координаты | работа с Интернет-ресурсами | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | П.2 | |||
4 | Географическое положение | 1 | Уметь работать с картой Саратовской области | работа с Интернет-ресурсами | уметь находить в разных источниках географическую информацию | р/т | |||
5 | Тектоника и геологическое строение | 1 | формирование представлений о геологии, древних эпохах | умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность; | развитие любознательность, формировать интерес к изучению при-роды | ||||
6 | Рельеф | 1 | формирование понятий «рельеф », его виды в Саратовской области | уметь определять на местности виды рельефа | работа в группе, оценка и самооценка | П.4 | ИКТ | ||
7 | Рельеф | 1 | уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Саратовской обл. | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | уметь применять географические знания в реальной жизни | р/т | |||
8 | Минеральные ресурсы | 1 | формирование понятий «минеральные ресурсы», их виды | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | уметь применять географические знания в реальной жизни | П.5 | |||
9 | Минеральные ресурсы | 1 | уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Саратовской обл. | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | уметь применять географические знания в реальной жизни | р/т | |||
10 | Климат | 1 | формирование понятий «климат», «погода», «циклон», «антициклон» | уметь определять на местности виды рельефа | работа в группе, оценка и самооценка | П.6 | ИКТ | ||
11 | Климат | 1 | формировать понятие об особенностиях времен года области | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | уметь применять географические знания в реальной жизни | р\т | |||
12 | Внутренние воды | 1 | формирование понятий «внутренние воды», их виды | уметь находить на карте реки и озера области | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | П.7 | ИКТ | ||
13 | Внутренние воды | 1 | уметь показывать на глобусе и картах внутренние воды Саратовской области | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | уметь применять географические знания в реальной жизни | р/т | ИКТ | ||
14 | Почвы | 1 | формирование понятий «почвы», виды почв Саратовской области | уметь работать с почвенной картой области | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | П.8 | |||
15 | Почвы | 1 | уметь показывать на глобусе и картах почвы Саратовской области | уметь работать с почвенной картой области | уметь применять географические знания в реальной жизни | р/т | |||
16 | Растительность | 1 | формирование понятий «растительность», ее виды в Саратовской области | знать виды растительности, их расположение по территории области | уметь применять знания о лекарственных растениях в реальной жизни | П.9 | ИКТ | ||
17 | Растительность | 1 | формировать понятие об особенностях расположения растительных зон области | знать виды растительности, их расположение по территории области | уметь применять знания о лекарственных растениях в реальной жизни | р\т | ИКТ | ||
18 | Животный мир | 1 | формирование понятий «фауна», виды животных области | знать виды животных, где обитают в области | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | П.10 | ИКТ | ||
19 | Животный мир | 1 | формирование понятий «фауна», виды животных области | знать виды животных, где обитают в области | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | р/т | ИКТ | ||
20 | Природные зоны | 1 | формирование понятий «природные зоны», их виды в области | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор | работа в группе, оценка и самооценка | П.11 | |||
21 | Природные зоны | 1 | формирование понятий «природные зоны», их виды в области | уметь работать с картой «природные зоны Саратовской области» | работа в группе, оценка и самооценка | р/т | ИКТ | ||
22 | Охраняемые памятники природы | 1 | Формировать понятия «национальный парк», «заказник» «урочище», «дол» | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор | работа в группе, оценка и самооценка | П.12 | ИКТ | ||
23 | Охраняемые памятники природы | 1 | Формировать понятия «национальный парк», «заказник» «урочище», «дол» | работа с Интернет-ресурсами | уметь находить в разных источниках географическую информацию | р/т | ИКТ | ||
24 | Экология | 1 | Формировать понятие «экология», ее состояние в области | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор | работа в группе, оценка и самооценка | П.13 | ИКТ | ||
25 | Экология | 1 | Формировать понятие «экология», ее состояние в области | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | р/т | ИКТ | ||
26 | Население | 1 | формировать понятие «население», «демография», «национальность» | уметь работать с картой «население Саратовской области» | работа в группе, оценка и самооценка | П.14 | ИКТ | ||
27 | Население | 1 | формировать понятие «население», «демография», «национальность» | уметь работать с картой «население Саратовской области» | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | р/т | |||
28 | Города | 1 | формировать понятия «город», «административный центр» | уметь работать с административной картой области | работа в группе, оценка и самооценка | П.15 | ИКТ | ||
29 | Города | 1 | формировать понятия «город», «административный центр» | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор | развитие любознательности, формировать интерес к изучению предмета | р/т | ИКТ | ||
30 | Природные особенности нашего села | 1 | познакомиться с географическими собенностями нашего села | уметь находить на карте Духовницкий район, с Дмитриевка | уметь применять географические знания в реальной жизни | П.16 | |||
31 | Природные особенности нашего села | 1 | |||||||
32 | Итоговое тестирование | 1 | |||||||
Всего-34 часа. Резерв- 2 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....
Рабочая программа ФГОС 5 класс для неделимых классов
Рабочая программа для 5 класса, разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, составлена на 70 часов, на 35 учебных недель по 2 часа в неделю. Программа предназначена для неделимых классо...
Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса
Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...
Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса
Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...