Опыт работы по теме самообразования:"Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрально - игровой деятельности"
проект
Проект по теме самообразования:"Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрально-игровой деятельности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №42 «Сказка»
п. Каменоломни
Проект в рамках темы самообразования:
"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально- игровой деятельности"
подготовила: воспитатель Шилкина Е.А.
п.Каменоломни 2023г
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально - игровой деятельности
Пояснительная записка
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых норм, т. е овладением грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте ».
Актуальность
К сожалению, в современном мире, всѐ чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. В следствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Выбор темы актуален и обусловлен тем, что у детей слабо развита связная речь, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать рассказы. Поэтому мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
На основании актуальности мною был разработан проект для детей 5-6 лет
Тема проекта: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Срок реализации –долгосрочный (сентябрь 2022 - май 2023 год)
Возраст детей: 5 – 6 лет
Разработал: воспитатель группы «Семицветик» МБДОУ Детский сад № 42 "Сказка"поселок Каменоломни: Шилкина Е.А.
Вид проекта: групповой
Новизна:Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Цель проекта:
Формирование связной монологической и диалогической речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде группы.
Задачи проекта:
- Изучить имеющийся опыт по развитию речи старших дошкольников с помощью театрализованной деятельности;
- Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей. Наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений, посредством театрализованной деятельности.
- Способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи), творческого воображения;
- Определить систему развивающего взаимодействия по проблеме с детьми и их родителями в рамках проекта;
- Создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Ожидаемый результат:
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Этапы проекта:
1.Организационный
Мною была проведена педагогическая диагностика речевого развития детей на начало учебного года. В основе диагностики лежит система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей.Достижения детей оцениваются путем наблюдений, бесед, создания педагогических ситуаций, бесед с родителями, что представляет собой низкоформализованные методы оценки.
Диагностика проводится по листам оценки, соответствующим возрастной группе, которую посещает ребенок. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «высокий». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «средний». Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), ставится оценка «низкий».
В ходе диагностики оценивались следующие показатели речевого развития ребенка.
1) Инициативен в общении со всеми взрослыми, свободно ведѐт диалог со сверстниками и взрослыми.
2) Поддерживает тему разговора, возникшего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на разные темы.
3) Свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, грамматически правильно строит сложные предложения.
4) Проявляет интерес к книгам, знает наизусть несколько стихотворений. Передаѐт содержание сказок, небольших рассказов, использует образные выражения.
5) По собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг).
6) Выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости.
7) Стремится грамматически правильно строить высказывания.
8) Рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой.
9) Может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам), по набору игрушек.
В обследовании приняли участие 25 детей.
Высокий уровень развития связной речи у 5 детей, что составляет 20%. Дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.
Средний уровень развития связной речи у 13 детей, что составляет 52 %.
Дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы. 28 % детей показали низкий уровень речевого развития. Эти дети малоактивны и в общении с детьми и педагогом, редко пользуется формами речевого этикета, испытывают затруднения в последовательном изложении своих мыслей, не точно передают содержание услышанного, словарь детей скуден, не умеют задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершают диалог.(Приложение 1)
Данные результаты побудили меня искать технологии, способствующие развитию связной речи детей. Также было проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи в семье».
В анкетировании приняло участие 25 родителей воспитанников. (Приложение 2)
Исходя из итогов анкетирования, сделан вывод о том, что родители в большинстве своѐм не знают, как правильно развивать речь детей, какие методы и средства необходимо использовать.
2.Практический
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1.Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007 2.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009 3.Антипина А.Е. «театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003 4.Интернет ресурсы. 5.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию) | |
Работа с детьми | Сентябрь | Беседа: "Что такое театр"( Приложение 3) | ||
Октябрь | Беседа - диалог :"Театральные профессии" (Приложение 4) | |||
Ноябрь | Загадки о театре:"Отгадайте без оглядки театральные загадки"(Приложение 5) | Отгадывание загадок | ||
Декабрь | Игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата. (Приложение № 6) | Выполнение упражнений | ||
Январь | Ритмопластика (Приложение № 7) | Выполнение движений с музыкальным сопровождением | ||
Февраль | Выразительно читать стихотворный текст; умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. Ролевой диалог героев сказки "Кот,петух и лиса". | Русская народная сказка «Кот,петух и лиса". | ||
Март | Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой) | Картотека: «Мимические упражнения Театральных этюдов» | ||
Апрель | Работа над выразительностью интонировать голоса героев сказки. | Показ на фланолеграфе сказок « теремок»,«репка », «Курочка ряба» и «Колобок» | ||
Май | Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. | Инсценировка сказкиПоказ сказки «Маша и медведь» | ||
Май | Викторина по сказкам К. И. Чуковского (Приложение 9) | Упражнение "Расскажи сказку" | ||
В течении года | Психогимнастика - игры, упражнения, этюды по проживанию эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста (Приложение 8) | |||
Работа с семьей | Сентябрь | Предложение родителям – посещение театра. | Беседа «Как поддержать у детей интерес к театру» | |
Ноябрь | Консультация « Роль театрализованной деятельности в развтии речи дощкольников" | Подбор консультаций по данной теме. | ||
Декабрь | Подготовка к новогоднему утреннику Изготовление атрибутов к празднику. | Новогодний утренник. | ||
Январь | Рассказ родителям об особенностях настольного театра. | Изготовление атрибутов (трафареты, настольный театр) | ||
Февраль | Консультация для родителей «Приобщение детей к театральному искусству» | Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок | ||
Апрель | Флешмоб "Сказка рядом" | Изготовление атрибутов масок и костюмов. | ||
Май | Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста (гр."Семицветик") на конец 2023 учебного года (Приложение 10) 1.Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. 2.Фотоотчет для родителей о проделанной работе с детьми . | Выступление на педсовете. |
3.Итоговый (мониторинг выполнения задач проекта):
1.Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;
2. Развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова,жесты,мимику,движения);
3. Повысился уровень выразительности речи, владения голосом, телом, пластикой движений;
4. Работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче, дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам;
5. Повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками данного проекта. 6.Проектный метод активно формировал навыки сотрудничества педагогов с родителями, и, что немаловажно, улучшил и разнообразил отношения детей с родителями.Технология проектирования мотивировала наших детей стать активными участниками воспитательного процесса, а это, несомненно, едет к разностороннему развитию детей.
Заключение:Благодаря проделанной работе дети стали активнее и сознательнее пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в разных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появилась любознательная активность к самостоятельному познанию, размышлению.
Непременно в ходе реализации проекта у детей появится эмоциональный подъем, проявятся позитивные качества характера (находчивость, взаимоподдержка, смелость, умения сопереживать, поддерживать, приходить усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"
Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Театрализованная деятельность...
Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
План работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"...