Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "МХК", 10 класс."
рабочая программа (10 класс)

Агаева Камила Зилфигаровна

Краткосрочный курс направлен на освоение программы МХК в дополнительном образовании, так как этот предмет из обязательного урочного плана был исключен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mhk_krastkosrochnyy_kurs_2023-2024_uch_god_10_klass.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 379

Кировского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением пед. совета

Протокол  №

УТВЕЖДЕНА

Приказом №

Руководитель образовательной организации

___________ Н. Ю. Коростышевская

Дополнительная общеразвивающая программа

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Возраст обучающихся: 15-17 лет

Срок освоения: 12 дней

:

Разработчик: Агаева Камила Зилфигаровна,

педагог дополнительного образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность. Программа имеет художественную направленность.

Адресат. Программа реализуется для учащихся 15-17 лет:

  • без требований к полу учащихся;
  • проявляющих интерес к художественному творчеству и желанию творческой реализации;
  • уровень знаний в этой области не важен.

Актуальность.

Из обязательной школьной программы убрали уроки мировой художественной культуры, это великое упущение для образовательной системы. Так как появилась возможность восполнить этот пробел с помощью дополнительного образования, я обратила внимание на теоретическую основу, после практического курса «Графика». Так как этот курс реализуется в дополнительном образовании, то в занятия я включила творческие задания, для закрепления теоретического материала. Состоит в том, что программа отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на решение актуальных проблем и соответствует социальном заказу общества. Этот курс позволяет в краткий срок познакомится с некоторыми произведениями мировой художественной культуры, углубиться в направлении эстетического восприятия жизни.

Уровень освоения –программа имеет общекультурный уровень

Объем и срок освоения. Программа реализуется в объеме 24 часа, 12 учебных дней.

Цель: развитие художественно-творческой активности в практических и теоретических занятиях по МХК.

Задачи:

Обучающие:

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Развивающие:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • развитие у воспитанников особенностей работы в области графический рисунок.
  • развитие мелкой моторики у воспитанников.

Воспитательные:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • отработка навыков работы в группах.

Организационно-педагогические условия.

Язык реализации.

Программа реализуется на русском языке.

Форма обучения.

Программа реализуется в очной форме обучения. 

Особенности реализации. 

При необходимости программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также в сетевой форме.

Условия приема на обучение.

На обучение по программе принимаются учащиеся 15-17 лет.

Условия формирования групп. Группы формируются из учащихся старших классов, приемущественно, с 10 класса.

Количество обучающихся в группе.

Количество обучающихся  в группах по программе с учетом вида деятельности, санитарных норм и норм наполняемости: 12 человек.

Форма организации учебного процесса. Форма организации учебного процесса при реализации программы – учебное занятие.

Формы организации занятий. Занятия по программе проводятся преимущественно всем составом группы, при необходимости (при подготовке номера для выступления) могут проводиться по малым группам, индивидуально. Программой предусматривается самостоятельная работа по заданию педагога.

Формы организации деятельности учащихся на занятии. 

  • Фронтальная (беседа, показ, объяснение);
  • в малых группах (работа над проектом);
  • выставка;
  • индивидуальная (для работы с одаренными детьми).

Материально-техническое оснащение. Учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью, мультимедийным оборудованием.

Индивидуальные принадлежности учащихся, необходимые для занятий, приобретаемые родителями:

  • художественный альбом(желательно с акварельными листами) А3;
  • краски (гуашь, акварель);
  • цветные карандаши/пастель;
  • тетрадь А4
  • пишущие принадлежности;
  • ластик;
  • стаканчик для воды;
  • тряпочка;
  • графические карандаши (м,тм,т);
  • Кисточки (№2, №4,№6).

Кадровое обеспечение.

Программа реализуется с приглашением преподавателя изобразительного искусства.

Планируемые результаты.

Личностные результаты: 

  1. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  2. эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
  3. высказывать своё отношение к художественным произведениям;
  4. понимать эмоции других людей, персонажей произведений, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты:

  1. определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
  2. учиться работать по предложенному руководителем плану определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;

Предметные результаты:

  1. умение анализировать произведения;
  2. умение понимать особенности языка произведений определённых авторов;
  3. умение понимать особенности произведений определённой эпохи.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Художественная культура Древнего Египта

2

1

1

Просмотр

2

Художественная культура Древней и Средневековой Индии

2

1

1

Просмотр

3

Художественная культура Древнего и Средневекового Китая

2

1

1

Просмотр

4

Художественная культура Японии

2

1

1

Просмотр

5

Античность колыбель европейской художественной культуры. Греция

2

1

1

Просмотр

6

Античная культура. Рим

2

1

1

Просмотр

7

Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

2

1

1

Просмотр

8

Художественная культура европейского средневековья

2

1

1

Просмотр

9

Художественная культура итальянского Возрождения

2

1

1

Просмотр

10

Художественная культура Северного Возрождения.

2

1

1

Просмотр

11

Художественная культура 17го века: многоголосие школ и стилей

2

1

1

Просмотр

12

Художестивенная культура европейского Просвещения.

2

1

1

Просмотр

Итого:

24

12

12


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Задачи:

Обучающие:

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Развивающие:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • развитие у воспитанников особенностей работы в области графический рисунок.
  • развитие мелкой моторики у воспитанников.

Воспитательные:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • отработка навыков работы в группах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ

Тема 1. Вводное занятие. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.

 Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства. Творческое задание.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство. Творческое задание.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты. Творческое задание.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в. Творческое задание.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады. Творческое задание.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура  Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета. Творческое задание.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре:   Библия.Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа. Творческое задание.

Тема 8. Художественная культура европейского  Средневековье и Возрождение: освоение христианской образности. Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Творческое задание.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения. Творческое задание.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании. Творческое задание.

Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.«переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера. Творческое задание.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл. Творческое задание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового        обучения,        технология        коллективного        взаимообучения,        технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного        обучения,        технология     дифференцированного        обучения,        технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения,      технология      исследовательской        деятельности,      технология      проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология и др.

Критерии и оценивание уровней предметных умений.

В представленной системе оценивания специальных предметных умений работы с произведениями мировой художественной культурой предложен уровневый подход. Разработанный комплекс критериев предназначен для оценивания уровня умений в баллах, исходя из стандартов и существующих критериев в области изобразительного искусства. Балльная оценка знаний с уровневым подходом способствует личностно-ориентированному обучению стимулирует к систематической работе, раскрытию творческих способностей.

Анализ учебных и творческих работ обучающихся по программе «МХК»:

1.Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.

2.Раскрытие темы:

  • осмысление темы и достижение образной точности;
  • импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
  • оригинальность замысла.

3.Композиция

  • знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
  • органичность и целостность композиционного решения.

Формы контроля и фиксации результатов: беседа, выставка, игра, конкурс, лекция, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие.

Информационные источники:

Список литературы для педагога:

Информационно-методическое сопровождение
Для учителя и учащихся

  1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10 класс, учебник 2013г.
  2. ЕмохоноваЛ.Г Мировая художественная культура, учебник 2009г.
  3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура, учебник 1999г.
  4. Забияко А.П. Начала древнерусской культуры, 2002г.
  5. Энциклопедический словарь юного музыканта, 1985г.
  6. Энциклопедия «Искусство» (в 3-х томах)2007г.
  7. 100 чудес света, 2002г.
  8. Лисовый И.А., Ревяко К.А. «Античный мир в терминах, именах, названиях», 1997г.
  9. Лучесской К. От пирамиды до телебашни, 1979г.
  10. Зелинский Ф.Ф. Мифы древней Эллады.
  11. Мелетинский Е.М. Мифологический словарь, 1991г.
  12. Шедевры русской живописи, 2006г.
  13. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера, 1981г.

Необходимая техника:

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Экран


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Форма занятия

Формы контроля

1.

Вводное занятие. Художественная культура Древнего Египта

Фронтальная  беседа, показ, объяснение

Просмотр

2

Художественная культура Древней и Средневековой Индии

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

3

Художественная культура Древнего и Средневекового Китая

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

4

Художественная культура Японии

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

5

Античность колыбель европейской художественной культуры. Греция

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

6

Античная культура. Рим

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

7

Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

Фронтальная  беседа, показ, объяснение

Просмотр

8

Художественная культура европейского средневековья

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

9

Художественная культура итальянского Возрождения

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

10

Художественная культура Северного Возрождения.

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

11

Художественная культура 17го века: многоголосие школ и стилей

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

12

Художестивенная культура европейского Просвещения.

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

Итого:

12 занятий по 2 часа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 379

Кировского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТ

Решением пед. совета

Протокол _________________

УТВЕЖДЕН

Приказом №_____ от_________

Руководитель образовательной организации

___________ Н. Ю. Коростышевская

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«ГРАФИКА»

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

2024

12.01.24

5.03.24

12

12

24

Каждый день по 2 академических часа

Проведение итоговой аттестации

Итоговая аттестация проводится в соответствии Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся отделения дополнительного образования детей ГБОУ СОШ № 379


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по курсу: оздоровительная гимнастика для 5-9 классов (количество часов в год - 68 часов)

Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей обучающихся 5-9 классов...

Рабочая программа дополнительного образования по курсу "Этикет"

Данная программа рассчитана на воспитанников 5-9 классов кадетского корпуса.  Изучение этикета заложено в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по курсу «Духовное воспитание на уроках английского языка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по курсу «Духовное воспитаниена уроках английского языка»...

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Графика".

Краткосрочный курс в дополнительном образовании "Графика " является подспорьем в изучении изобразительного искусства в школе....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Военная песня".

Краткосрочный курс дополнительного образования "Военная песня" направлен для подготовки вокальных номеров на концерт, приуроченный празднику  "День Победы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по курсу «Духовное воспитание на уроках английского языка»

Программа «Духовное воспитание на уроках английского языка» (далее – Программа) является многоступенчатым проектом языковой подготовки, реализующим идею целостной образовательной сре...

Рабочая программа дополнительного образования (элективного курса) "Шаг за шагом к экзамену"

Элективный курс русского языка «Шаг за шагом к экзамену» предназначен для обучающихся 8 класса. Рассчитан на 36 часов...