Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Графика".
рабочая программа

Агаева Камила Зилфигаровна

Краткосрочный курс в дополнительном образовании "Графика " является подспорьем в изучении изобразительного искусства в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_grafika._kratkosrochnyy_kurs._2023-2024_uch_god_docx.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 379

Кировского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением пед. совета

Протокол  № 16 от 30.08.2023

УТВЕЖДЕНА

Приказом № 96.1-ОД от30.08.2023

Руководитель образовательной организации

___________ Н. Ю. Коростышевская

Дополнительная общеразвивающая программа

«ГРАФИКА»

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок освоения: 6 дней

:

Разработчик: Агаева Камила Зилфигаровна,

педагог дополнительного образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность. Программа имеет художественную направленность.

Адресат. Программа реализуется для учащихся 11-15 лет:

  • без требований к полу учащихся;
  • проявляющих интерес к художественному творчеству и желанию творческой реализации;
  • уровень знаний в этой области не важен.

Актуальность.

Состоит в том, что программа отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на решение актуальных проблем и соответствует социальном заказу общества. Этот курс позволяет в краткий срок углубиться в направлении графики.

Уровень освоения –программа имеет общекультурный уровень

Объем и срок освоения. Программа реализуется в объеме 12 часов, 6 учебных дней.

Цель: развитие художественно-творческой активности в практических занятиях по искусству «Графика».

Задачи:

Обучающие:

  • обучение воспитанников новыми нетрадиционным техникам изображения.

Развивающие:

  • развитие у воспитанников навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • развитие у воспитанников особенностей работы в области графический рисунок.
  • развитие мелкой моторики у воспитанников.

Воспитательные:

  • отработка навыков работы в группах.

Организационно-педагогические условия.

Язык реализации.

Программа реализуется на русском языке.

Форма обучения.

Программа реализуется в очной форме обучения. 

Особенности реализации. 

При необходимости программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также в сетевой форме.

Условия приема на обучение.

На обучение по программе принимаются учащиеся 11-15 лет.

Условия формирования групп. Группы формируются разновозрастные.

Количество обучающихся в группе.

Количество обучающихся  в группах по программе с учетом вида деятельности, санитарных норм и норм наполняемости: 15 человек.

Форма организации учебного процесса. Форма организации учебного процесса при реализации программы – учебное занятие.

Формы организации занятий. Занятия по программе проводятся преимущественно всем составом группы, при необходимости (при подготовке номера для выступления) могут проводиться по малым группам, индивидуально. Программой предусматривается самостоятельная работа по заданию педагога.

Формы организации деятельности учащихся на занятии. 

  • Фронтальная (беседа, показ, объяснение);
  • в малых группах (работа над проектом);
  • выставка;
  • индивидуальная (для работы с одаренными детьми).

Материально-техническое оснащение. Учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью, мультимедийным оборудованием.

Индивидуальные принадлежности учащихся, необходимые для занятий, приобретаемые родителями:

  • художественный альбом(желательно с акварельными листами) А3;
  • краски (гуашь, акварель);
  • цветные карандаши/пастель;
  • восковые мелки;
  • ластик;
  • стаканчик для воды;
  • тряпочка;
  • фартук;
  • графические карандаши (м,тм,т);
  • Ножницы;
  • цветная бумага;
  • Губка для мытья посуды;
  • Кисточки (№2, №4,№6).

Кадровое обеспечение.

Программа реализуется с приглашением преподавателя изобразительного искусства.

Планируемые результаты.

Личностные результаты: 

эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
  • учиться работать по предложенному руководителем плану определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;

Предметные результаты:

умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Вводная беседа. Графика. Цветочная симметричная композиция.

2

1

1

Просмотр

2

Наброски человеческой фигуры. Сказочный герой.

2

1

1

Просмотр

3

Линейный орнамент.

2

1

1

Просмотр

4

Силуэтные изображения.

2

1

1

Просмотр

5

Композиция пейзажа. Гравюра.

2

1

1

Просмотр

6

Итоговое занятие. Точка - средство графики.

2

1

1

Просмотр

Итого:

12

6

6


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • обучение воспитанников новыми нетрадиционным техникам изображения.

 Развивающие:

  • развитие  у воспитанников навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • развитие у воспитанников особенностей работы в области графический рисунок.
  • развитие мелкой моторики у воспитанников.

Воспитательные:

  • отработка навыков работы в группах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Вводная беседа. Графика.

Теория: Знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков работы новыми материалами.

Практика: Знакомство на практике с графическими материалами, понятиями графики и средствами графики: линии, пятна, штриха и точки.

Материалы: бумага А3, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.

Цветочная симметричная композиция.

Теория: Знакомство с понятиями «линия» и «симметрия», композиционное решение листа, поиск выразительности рисунка и достижение «живой» линии, работа с калькой для перевода с черновика на мелованную бумагу изображения.

Практика: Зарисовка цветочной симметричной композиции в геометрической плоской фигуре.

Материалы: бумага А3, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.

2. Наброски человеческой фигуры.

Теория: Задачи: изучение анатомических особенностей строения тела человека, поиск выразительности линии.

Практика: Наброски человеческой фигуры по средствам линии.

Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.

Сказочный герой,

Теория: Задачи: композиционное решение листа, поиск выразительности силуэтного образа и его узнаваемости.

Практика: Изображение персонажа по средствам силуэта (сказочный герой, мифическое существо, исторический костюмированный герой).

Материалы: бумага А3, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.

3. Линейный орнамент.

Теория: изучение понятия «раппорт», построение углового элемента и продолжения с учетом имеющегося изображения и законов орнамента.

Практика: Копирование линейного орнамента и создание его продолжения и углового элемента.

Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.

4. Силуэтные изображения.

Теория: Задачи: получение знаний о силуэте и его видах, передача эмоционального состояния в работе по средствам различного материала в силуэте.

Практика: Упражнение на различие силуэтов.

Материалы: бумага А3, А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик, цветная бумага.

5. Композиция пейзажа. Гравюра.

Теория: Задачи: композиционное решение листа, перевод цветного изображения в ч/б, передача пространства и свето-тени, изучение особенностей изображения пейзажа в графике.

Практика: Пейзаж по средствам пятна - перевод цветного изображения в ч/б.

Материалы: бумага А3, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.

6. Итоговое занятие. Точка средство графики.

Теория: Задачи: изучение новых понятий и особенностей различных средств графики в передаче объема, пространства, деталей объектов.

Практика: Упражнение на переход пятна в точку.

Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового        обучения,        технология        коллективного        взаимообучения,        технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного        обучения,        технология     дифференцированного        обучения,        технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения,      технология      исследовательской        деятельности,      технология      проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология и др.

Критерии и оценивание уровней предметных умений.

В представленной системе оценивания специальных предметных умений работы в графике, предложен уровневый подход. Разработанный комплекс критериев предназначен для оценивания уровня умений в баллах, исходя из стандартов и существующих критериев в области изобразительного искусства. Балльная оценка знаний с уровневым подходом способствует личностно-ориентированному обучению стимулирует к систематической работе, раскрытию творческих способностей.

Анализ учебных и творческих работ обучающихся по программе «Графика»:

1.Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.

2.Раскрытие темы:

  • осмысление темы и достижение образной точности;
  • импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
  • оригинальность замысла.

3.Композиция

  • знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
  • органичность и целостность композиционного решения.

4.Рисунок

владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема

Формы контроля и фиксации результатов: беседа, выставка, игра, конкурс, лекция, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие.

Информационные источники:

Список литературы для педагога:

Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебное пособие / Т. В. Ильина; 2016 – 534 с.

Савельева А. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней; энциклопедия / Изд-во Оникс, 2006 - 192с.

Список литературы для учащихся:

Гусакова М. А., Аппликация. М. А. Гусакова,– М.: Просвещение, 1987.

Дикинс Р., Как научиться рисовать лица / Р. Дикинс, Я. Маккафферти. – М.: РОСМЭН, 2002. – 234 с.

Корнева Г., Бумага / Г. Корнева. – СПб.: Кристалл, 2001. – 127 с.

Одноралов Н.В., Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве/Одноралов Н.В. - М.,1983г.

Луковенко Б. А., Рисунок пером. / Б. А. Луковенко.– М.: Изобразительное искусство, 2000.- 86 с.

Митителло К., Аппликация. Техника и искусство. К. Митителло. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.-

Михайлов А. М., Искусство акварели. А. М.Михайлов. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Сэвидж Хаббард К., Приключения в мире живописи / К.Сэвидж Хаббард, Р. Спейшер.  – М.: РОСМЭН, 2003.- 434 с.

Сокольникова Н.М., Основы рисунка. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. Н.М. Сокольникова. - Обнинск. Титул, 2006.- 286с.

Левин С.А., Рисунок и живопись / С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, – М.: Просвещение, 1981. - 384 с.

Список литературы для родителей:

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 1 класс: учеб. пособие / Л.А. Неменская под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016. -316 с.

Кузин В.С. Психология / В.С Кузин. - Высшая школа 1982. - 125 с.

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя: учеб. пособие / Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 2004. – 289 с.

Свиридова О.В. Предметные недели в школе. Изобразительное искусство (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки): учеб. пособие / О.В. Свиридова – Учитель. Волгоград, 2008. – 164с.

Интернет-источники

Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/;  http://www.edu.ru/.

Единая Интернет - коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/collection/

Архив учебных программ и презентаций: http://www.rusedu.ru/matematika/list_30.html

Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

Газета Искусство http://art.1september.ru/index.php

Изобразительное искусство в школе: http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00

Искусство: http://www.alleng.ru/edu/art1.htm

Видеоуроки в сети Интернет: http://videouroki.net/

Всем, кто учится: http://www.alleng.ru/

Примеры живописи, жанры, стили, различные техники и направления: http://fb.ru/article/213829/primeryi-jivopisi-janryi-stili-razlichnyie-tehniki-i-napravleniya

Искусство конец 19 века начало 20 века: https://refdb.ru/look/2383966.html

Как нарисовать пейзаж https://artrecept.com/zhivopis/peyzazh/kak-risovat-peyzazhy

Стили и направления в изобразительном искусстве: http://becmology.ru/blog/art/art_style.htm

Примеры живописи, жанры, стили, различные техники и направления: http://fb.ru/article/213829/primeryi-jivopisi-janryi-stili-razlichnyie-tehniki-i-napravleniya

http://fb.ru/article/213829/primeryi-jivopisi-janryi-stili-razlichnyie-tehniki-i-napravleniya

Игры с Логическими блоками Дьенеша;  https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-blokami-denesha-1258765.html

Оценка знаний и умений школьников: http://studopedia.ru/6_126114_otsenka-znaniy-i-umeniy-shkolnikov-po-izobrazitelnomu-iskusstvu.html

Рабочая программа по графической композиции (графике)1-4 классов ГБОУ ДОД г.Москвы «ДХШ им. М.А. Врубеля» (автор Салахян О.А.)

https://docplayer.ru/62286781-Rabochaya-programma-po-graficheskoy-kompozicii-grafike-1-4-klassov-gboudod-g-moskvy-dhsh-im-m-a-vrubelya.html

Нетрадиционные техники для детей и взрослых: методическое пособие:

https://www.ggorodmasterov.ru/netradicionnye-tehniki-programma/

        Образовательные ресурсы Интернета - Искусство. https://alleng.org/edu/art3.htm


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Форма занятия

Формы контроля

1.

Вводная беседа. Графика. Цветочная симметричная композиция.

Фронтальная  беседа, показ, объяснение

Просмотр

2

Наброски человеческой фигуры. Сказочный герой.

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

3

Линейный орнамент.

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

4

Силуэтные изображения.

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

5

Композиция пейзажа. Гравюра.

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

6

Итоговая работа: Точка средство графики.

Фронтальная беседа, показ, объяснение

Просмотр

Итого:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 379

Кировского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТ

Решением пед. совета

Протокол _________________

УТВЕЖДЕН

Приказом №_____ от_________

Руководитель образовательной организации

___________ Н. Ю. Коростышевская

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«ГРАФИКА»

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

6

12

Каждый день по 2 академических часа

Проведение итоговой аттестации

Итоговая аттестация проводится в соответствии Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся отделения дополнительного образования детей ГБОУ СОШ № 379


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "МХК", 10 класс."

Краткосрочный курс направлен на освоение программы МХК в дополнительном образовании, так как этот предмет из обязательного урочного плана был исключен....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Военная песня".

Краткосрочный курс дополнительного образования "Военная песня" направлен для подготовки вокальных номеров на концерт, приуроченный празднику  "День Победы"....

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....