Рабочая программа дополнительного образования по курсу "Этикет"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная программа рассчитана на воспитанников 5-9 классов кадетского корпуса. Изучение этикета заложено в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность: они носят военную форму, и по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах, будет складываться общественное мнение не только о каждом из них в отдельности, но и о кадетском корпусе в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_5-9.docx | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение Мурманской области кадетский корпус
«Североморский кадетский корпус»
«Утверждаю»
Директор ГОБОУ МОКК «Североморский кадетский корпус»
_______________
«____» ________________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ
«ЭТИКЕТ»
5 – 9 класс
Автор - педагог дополнительного образования
Калинина Нелли Ивановна
г. Североморск
2017
ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реальность подтверждает, что социальная потребность в этикете существует. Сегодня в современном деловом мире обстоятельства складываются таким образом, что успех профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, клиентов, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения. Кроме того, межличностные отношения сильно влияют на эмоции, настроение и, наконец, успешность деятельности каждого человека
Данная программа рассчитана на воспитанников 5-9 классов кадетского корпуса. Изучение этикета заложено в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность: они носят военную форму, и по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах, будет складываться общественное мнение не только о каждом из них в отдельности, но и о кадетском корпусе в целом.
Несмотря на исторические изменения, повлиявшие на правила поведения, выработались общечеловеческие нормы, которые используются людьми в тех или иных ситуациях. Этикет тесно взаимосвязан с наукой о нравственности и морали – этикой. Практическое значение его состоит в том, что он дает людям возможность использовать уже готовые формы вежливости для общения с различными социальными слоями на разных уровнях.
Этикет - своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в общественных местах, в транспорте, принятых в данном обществе.
Под этикой понимают науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми он руководствуется в жизни, а под этической культурой – сформированность и гуманистическую направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу, своей Родине. Этикет, таким образом, представляет собой конкретно-прикладной аспект этики, выраженный в определенных правилах поведения человека в различных местах и ситуациях.
АКТУАЛЬНОСТЬ
У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения. Но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа.
Современное общество находится в условиях, когда общение становится необходимо важным. Разнообразные формы общения пронизывают всю человеческую деятельность. Жители крупных городов и сёл ежедневно имеют многочисленные социальные контакты. Культура поведения и этикет в этой связи не только не теряют своего значения, но и становятся актуальными.
Современная школа мало занимается проблемами социализации личности, социально – речевой подготовкой к жизни вне школьных стен. Ученики почти ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально – психологическом климате, об этике служебных отношений. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений остро необходимы начинающему работнику.
Жизненно важно воспитать в обучающихся основные качества, определяющие социальную ценность каждого члена любого трудового коллектива: глубокую благожелательность к людям вообще и строгую дисциплину в отношении к своим трудовым обязанностям.
Основные цели курса:
1)усвоение основных этикетных знаний и умений;
2)формирование и совершенствование норм этической культуры, норм общечеловеческой морали, призванных регулировать поведение кадет, выражать направленность их повседневного человеческого общения, ориентировать как сознательного субъекта поведения на дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому, сочувствие и помощь по отношению к слабому, проявление великодушия, порядочности, благородства.
Основные задачи курса:
1)познакомить с историей этикета, видами этикета;
2)познакомить обучающихся со сводом правил поведения, регулирующих проявление человеческих отношений;
3)воспитать уважение к ряду моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений: вежливости, тактичности, скромности и точности;
4)содействовать формированию благовоспитанных, грамотных, культурных, самодостаточных членов нашего общества;
5)через интеграцию культурологических знаний, умений, навыков облегчить стремление учащихся сбалансировать личные и общественные интересы.
Формы проведения занятий по факультативному курсу:
1.Лекции.
2.Беседы.
3.Практические занятия с элементами тренинга.
4.Тестирование.
Методы обучения:
1.Наблюдение.
2.Игра (творческая, сюжетно-ролевая, режиссёрская).
3.Проблемно-поисковый (создание и постановка проблемных ситуаций).
4.Моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения.
5.Проектная деятельность.
Основные принципы работы:
1.Сознательности и активности воспитанников.
2.Принцип доступности.
3.Принцип прочности усвоения знаний.
4.Принцип связи теории с практикой.
Основные способы (критерии) оценивания результативности:
1. Психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности кадетов.
2. Рейтинговые оценки.
3. Выполнение заданий и тестирование.
Преподаватель с учетом образовательных запросов и интересов кадет может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных часов. Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Количество часов в неделю – 1, в год - 34 ч.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны усвоить основные понятия данного курса: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и др, а также виды этикета (речевой, воинский, деловой и др).; иметь чёткое представление о воспитанном и культурном человеке; соблюдать кадетский этикет, владеть культурой речи; соблюдать правила поведения в общественных местах и этикет посещения массовых мероприятий; уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести, достоинства; уметь уважать вкусы и взгляды других людей, стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1984.
2.Подоляк Я.В. Офицеру об этикете. – М.: Воениздат, 1991.
3.Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб.-метод.пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
4.Эстетика: Методический материал / Сост. С.В. Гальперин. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1993.
5.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Серия "Закон и общество". Ростов – на – Дону, "Феникс", 2003.
6.Корабельный устав Военно – Морского Флота (введен в действие приказом главнокомандующего Военно – Морским Флотом от 1 сентября 2001 года №350). – М.: Военное издательство, 2002.
7.Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК,2003.
8.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2003.
9.Этикет: умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. – М.: ООО "Цитадель" – ТОО "Триада", 1996.
10.Энциклопедия будущего Адмирала. Санкт-Петербург, «ПОЛИГОН», 2004 г.
11.Современный этикет. – Германия, изд-во "Фалькен", перевод изд-во "Кристина и К", 1996.
12.Кладовщикова Л.Ю., Долгополова С.В. Искусство принимать гостей. – Архангельск, 1991.
13.Дунцова К.Г., Станкевич Г.П. Этикет за столом. – М.: "Экономика", 1990.
14.Как красиво накрыть стол. Пер. с нем. ЗАО "Компания "АСТ – ПРЕСС", 1996.
15.Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как … обрести взаимопонимание с людьми. – СПб,: "ЭКОНОМИ ЧЕСКАЯ ШКОЛА", 1993.
16.Умеете ли Вы общаться?: Книга для учащихся/И.Н. Горелов и др. – М.: Просвещение, 1991.
17. Потапов С., Вакса Ольга. Практическая психология. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. Москва. «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
18. Золотухина-Аболина Е.В. Основы светской этики. Книга для учителей. Ростов-на Дону, «ФЕНИКС», 2013 г.
19.Байбурин А. К. , Топорков А, Л. У истоков этикета. Л., 1990.
20.Военная психология // Под ред. Н. Ф. Феденко.М., 1978.
21.Военно-морской протокол и церемониал. М., 1979.
22.Воронов В. А. Служат в роте товарищи. М., 1987.
23.Ефимов И. Е Нет уз святее товарищества. М.,1988.
24.Звезды подвига. На Земле Афганистана. Кн. 3. М.,1991.
25.Здориков С. Сила Отечества — в патриотизме его сыновей // Ориентир. 1995. № 5.
26. Кузнецов Н. Нам помогало братство фронтовое// Ориентир. 1995. № 5.
27.Миронов В. Государственность. Духовность. Патриотизм. Нравственные компоненты военной реформы // Армия. 1994. № 11—12.
28.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994.
29.Панкратов В. Н. Культура общения офицера. М.1993.
30.Платонов Б. Н. Воинский этикет. М., 1983.
31.В Подоляк Я. Офицеру об этикете. М., 1991.
32.Психологический практикум командира. М., 1996.
33.Социальная и военная психология // Под peд. Н. Ф. Феденко М., 1990.
34.Хороший тон: сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. М., 1991.
Календарно-тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Дата |
1. | Введение. Из истории этикета. | 6 | |
История появления этикета в России. Основные понятия. Виды этикета. Традиции воспитания. Родительский дом-начало начал. Воспитание дворян. Воспитание полководца Суворова. Диагностика уровня воспитанности обучающихся. | 1 1 1 1 1 1 | ||
2. | Я - Гражданин России. Мои права и обязанности. | 4 | |
Правила поведения воспитанников кадетского корпуса. Устав. Торжественная клятва морского кадета МЧС. Самовоспитание. Нравственность. Поступок и проступок. Этика долга. | 1 1 2 | ||
3. | Речевой этикет. Уроки вежливости. | 3 | |
Язык-друг или враг ? Слово - не воробей! Разговор по телефону. Этикет виртуального общения в Интернете. Смс. Пословицы и поговорки на моральные темы. | 1 1 1 | ||
4. | Этикет на каждый день. | 5 | |
Встречают по одёжке… Мой внешний вид. Правила ношения кадетской формы. Кушать подано! Правила поведения за столом. Этикет поведения в общественных местах. Этикет посещения массовых мероприятий. | 1 1 1 1 1 | ||
5. | Воинский этикет. | 16 | |
Понятие о воинском этикете и культуре поведения военнослужащего в обществе. Исторические основы воинского этикета и культуры общения военнослужащих. Честь и достоинство Александра Невского. | 3 11 2 | ||
Итого | 34 |
6 класс (34 часа)
№ | ТЕМА | Всего часов | Дата |
1. | Общество и этикет. Личность и общество (тренинг) | 2 | |
2. | Манеры и их социальная значимость. | 4 | |
Этикет знакомства, приветствия, прощания, дружбы, невербального общения. Типы рукопожатий и типы характеров. | 2 2 | ||
3. | Зачем нужна нравственность? | 6 | |
Нравственный поступок. Подчинение или своеволие? Идеал справедливости. Добро и зло. Любовь как тема морали. | 2 2 2 | ||
4. | Этикет на каждый день. | 3 | |
Культура внешнего вида. Правила и стиль поведения человека. | 1 2 | ||
5. | Речевой этикет. | 2 | |
Правила для говорящего и слушающего. Монолог. Диалог. Беседа. Диспут. | 2 | ||
6. | Деловой этикет. | 3 | |
Деловой стиль. Деловые бумаги. Культура делового общения. Служебный этикет, этика, служебная этика. | 1 1 1 | ||
7. | Воинский этикет. | 10 | |
Воинский этикет как разновидность служебно-профессионального этикета. Честь мундира. Правила поведения военнослужащих на службе и в обществе. Служебный этикет работников МЧС. | 2 2 3 3 | ||
8. | Государственная и патриотическая символика. | 2 | |
9. | Этикет народов мира. | 2 | |
Итого | 34 |
7 класс (34 часа)
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Дата |
1. | Введение. | 3 | |
Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. | 1 | ||
Коллективизм и справедливость. Интернациональные и национальные особенности этикета. | 1 1 | ||
2. | Этикет на каждый день. | 4 | |
Этикет знакомства, приветствия, прощания, дружбы, невербального общения. Типы рукопожатий и типы характеров. Речевой этикет: правила для говорящего и слушающего. Правила и стиль поведения человека. | 1 1 1 1 | ||
3. | Моральный долг. Нравственные ценности. | 8 | |
Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство. Совесть. Поступки. Обязанности. Самоконтроль. Доверие и доверчивость. Милосердие и сострадание. Правда и ложь. Честь и достоинство. Терпимость и терпение. Мужество. Равнодушие и жестокость. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
4. | Воинский этикет и культура общения морских кадетов. | 9 | |
Этикет для кадет в русской армии 18 века. Наказания за провинности в старом русском флоте. Особенности кадетского этикета: поведение в строю, походка, основные понятия риторики. Внешняя и внутренняя воспитанность. Начальники и подчиненные, приказ и самодисциплина. От традиций русского военного этикета, воинских ритуалов к кадетским традициям и нравам. | 1 1 3 2 2 | ||
5. | Понятие о флотском (корабельном) этикете как части общевоинского этикета. | 8 | |
Государственный и Военно – морской флаги, их значимость в истории России, порядок их приветствия на берегу и на кораблях ВМФ РФ. Как приветствуют друг друга корабли, люди на кораблях. Салюты, парады, торжества на кораблях ВМФ РФ. Этикет несения дежурства моряками на кораблях и морскими кадетами МЧС в кадетском корпусе. Поддержание чистоты и порядка, хорошего здоровья морскими кадетами как часть флотских традиций и требование этикета. | 2 3 2 1 | ||
6. | Деловой этикет. | 2 | |
Взаимоотношения между начальниками и подчиненными. Форма обращения друг к другу. Деловая встреча и беседа. Понятие о визитных карточках. | 1 1 | ||
Итого | 34 |
8 класс (34 часа)
№ | ТЕМА | Всего часов | Дата |
1. | Принципы этикета: гуманность, целесообразность, эстетичность, следование традиции. Компоненты этикетного поведения: вежливость, тактичность, внимательность, точность. | 3 | |
2. | Функции современных средств информации и коммуникации. Этикет работы в Интернете. | 1 2 | |
3. | Экологическая культура и здоровый образ жизни. | 2 | |
4. | Речевой этикет. | 4 | |
Основные вербальные и невербальные средства общения. Этикетные ошибки. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. | 2 2 | ||
5. | Воинский этикет и культура общения военнослужащих. | 22 | |
Умение приветствовать начальников, друзей,знакомых, близких. Правила знакомства, обращения, извинения. Что значит быть воспитанным кадетом. Внешняя и внутренняя воспитанность. Общевоинские уставы РФ о вежливости. Какие черты характера, манеры являются отличительными для морского кадета. Точность, обязательность, аккуратность, доброта, взаимопонимание, уважение к другим, дружелюбие. Критерий оценки воспитанности кадета – его поступки. Права и обязанности кадета как норма этикета. Начальники и подчиненные, приказ и самодисциплина. Наказания за провинности в старом русском флоте. Меры воздействия к провинившимся в Армии и Флоте, к морским кадетам. Знакомство с требованиями Дисциплинарного устава ВС РФ и Правил внутреннего распорядка для кадетского корпуса. Особенности кадетского этикета: поведение в строю, походка, основные понятия риторики. От традиций русского военного этикета, воинских ритуалов к кадетским традициям и нравам. | 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 | ||
Итого | 34 |
9 класс (34 часа)
№ | ТЕМА | Всего часов | Дата |
1. | Основы современного этикета. | 2 | |
2. | Этикет профессионального самоопределения личности: ваш выбор, ваша профессия. | 2 | |
От учёбы к профессиональной карьере. | 2 | ||
3. | Жизненное и профессиональное самоопределение. | 4 | |
Типичные проблемы, препятствующие профессиональному выбору. Тенденции, определяющие состояние рынка труда и профессий 21 в. в России и за рубежом. | 2 2 | ||
4. | Воинский этикет и культура общения военнослужащих. | 12 | |
Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ как свод законов жизни военнослужащих армии и флота. Исполнительность, уважение к старшему по званию, дисциплинированность, аккуратность, такт и предупредительность. Правила этикета, регламентирующие отношения начальника с подчиненными. Значение каждой детали военной формы. Корпоративная ответственность армии. Правила поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также носящие ритуальный характер формы обращений и приветствий. Деятельность органов государственного и военного управления по созданию и развитию воинского этикета Красной Армии в 1918 - июне 1941 г. | 2 2 1 1 1 3 2 | ||
5. | Культура общения офицера. | 14 | |
Офицерская этика. Этика быта и семейной жизни офицера. Воинский устав и воинский этикет как регуляторы поведения сотрудников, носящих погоны. Служебные обязанности и хорошие манеры. Моральные регуляторы – честь, отвага, решительность, справедливость, верность долгу. Внешние факторы внутренней культуры: собранность, подтянутость, аккуратность. Чувство собственного достоинства и гордости за принадлежность к сословию военных. Речь как показатель культуры офицера. | 2 2 2 2 2 2 2 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...