Теоретические аспекты создания комплекса показателей оценки качества воспитательной деятельности в дополнительном образовании туристско-краеведческой направленности.
учебно-методический материал
В настоящее время одной из главных задач модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования. Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания комплекса показателей оценки работы учебных заведений.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании в РФ", где образование понимается как неразрывное единство воспитания и обучения, осуществление воспитательной деятельности есть нормативная функция образовательного учреждения.
В настоящее время в нашем регионе реализуется государственная программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы. Одно из направлений данной программы – создание комплекса показателей оценки качества воспитательной деятельности в образовательной организации (ОО), выработка единых подходов и единого понимания критериев оценки такой деятельности в Санкт-Петербурге, с учетом сложности выявления объективных показателей ее качества. При этом выделяют следующие аспекты оценки качества воспитательной деятельности, которые необходимо разработать: оценка уровня воспитанности учащихся; оценка качества выполнения воспитательной функции администрацией и педагогами ОО; оценка качества проведения воспитательных мероприятий в ОО; оценка уровня развития воспитательной комплекса показателей образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты создания комплекса показателей оценки качества воспитательной деятельности в дополнительном образовании туристско-краеведческой направленности.
§ Воспитательная деятельность в образовательных организациях
В этом параграфе нами будут рассмотрены такие понятия как «воспитание», «воспитательная деятельность» и «качество воспитания», потому как мы считаем, что не имея полного представления о смысловом наполнении этих понятий, невозможно определить показатели оценки качества воспитательной деятельности.
«Воспитание» как понятие трактуется по-разному. В широком педагогическом смысле «воспитание» в словаре-справочнике Д.Е. Яковлева «Дополнительное образование детей» понимается как «процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной комплекса показателей, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых» [27,с.4]. В Российской педагогической энциклопедии «воспитание» трактуется как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется» [19,с.45].
В учебном пособии под редакцией В.А. Сластенина «воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [21,с.343]. Деятельность педагогов, исходя из этого определения, называется «воспитательной работой».
Кроме этого различают различные виды воспитания. Основаниями для классификаций служат направление воспитательной работы в образовательном учреждении, институциональный признак, стиль отношений между воспитателем и воспитанниками. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.
Как констатирует В.А. Сластенин, построение современной комплекса показателей воспитательной работы в образовательных организациях характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния:
- объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;
- стандартизация воспитательного процесса как следствие упрощенной трактовки понятия «личность», сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека;
- формализм и мероприятийность воспитания (обязательность для всех «эстафет», «маршрутов», «заветов»);
- авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей;
- разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;
- нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, образовательных организациях;
- слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений.
В рамках Концепции воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI века» категория «воспитание» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий:
- для становления комплекса показателей жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
- для включения подрастающих поколений в пространство петербургской культуры;
- для осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;
- для включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.
Цель воспитания в системе образования Санкт-Петербурга определяется как «воспитание человека, готового и способного:
- к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга;
- к гармонизации отношений с окружающим миром,
- к решению жизненных проблем различной степени сложности;
- к созидательной деятельности;
- к самостоятельному выбору здорового образа жизни» [9].
В рамках нашей работы мы будем рассматривать воспитание как «специальную воспитательную деятельность, имеющую целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека» [27,с.4], исходя из того, что в воспитании непосредственно участвует человек, а главной целью ставят позитивное изменение субъекта воспитания, то есть воспитанника.
Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения:
- Воспитание как целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности.
- Воспитание как целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в образовательных организациях.
- Воспитание как целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека.
В рамках одного из направлений программы развития комплекса показателей оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы (государственная программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге») существуют следующие аспекты: оценка уровня воспитанности учащихся; оценка качества выполнения воспитательной функции администрацией и педагогами ОО; оценка качества проведения воспитательных мероприятий в ОО; оценка уровня развития воспитательной комплекса показателей образовательного учреждения. Далее в нашей работе мы будем исходить из того, что в оценке качества выполнения воспитательной функции администрацией и педагогами и оценке уровня воспитанности учащихся воспитание рассматривается как деятельность; в оценке качества проведения воспитательного мероприятия воспитание – как процесс; в оценке уровня развития воспитательной комплекса показателей ОО воспитание – как система. Мы принимаем эти положения, они будут основой для создания комплекса показателей оценки качества воспитательной деятельности ОО.
В понимании того, что есть «качество воспитания» нет единого мнения. Очевидна сложность определения и еще большая сложность того, как измерять и оценивать то, что здесь называется «качеством воспитания». Ситуация усугубляется также и тем, что само понятие «качество» как в отношении образования, так и в отношении воспитания часто используется в различных значениях.
В книге В.И. Андреева и М.В. Николаева [13,с.3] приведены некоторые подходы к определению «качества». Во-первых, понятие «качество» может быть применено для характеристики наивысших показателей и достижений в образовательной сфере. Например, говоря об успехах победителя олимпиад, он имеет высокое качество предметной подготовки, развития творческих способностей» [13,с.6]. Во-вторых, «качество» характеризует степень соответствия некоторой модели, стандарту, то есть характеризует степень соответствия цели образования или воспитания» [13,с.6]. В-третьих, «качество» отражает и характеризует степень соответствия, степень гарантии того, что ожидают от воспитанника, как субъекта воспитания. В-четвертых, «следует обратить внимание на то, что понятие «качество» многомерно и системно отражает процесс и (или) результат воспитательной деятельности с точки зрения того, что мы ожидаем в сравнении с тем, что мы реально имеем» [13,с.6].
В программе региональной комплекса показателей оценки качества общего и дополнительного образования С-Пб «качество образования» определяется как «совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми социально и личностно значимых проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет им заниматься другими видами деятельности, имеющими существенное значение для развития личности. Качество есть то, в какой степени набор собственных характеристик отвечает соответствующим требованиям. Качество является характеристикой продукта (товара или услуги). Его можно измерить непосредственно на соответствие определенному стандарту или опосредованно - при помощи оценки граждан/потребителей или степени воздействия» [16,с.5].
Обобщая все вышесказанное применительно к воспитанию, в данной работе мы будем использовать определение В.И. Андреева и М.В. Николаева: «Качество воспитания – это системная характеристика воспитания, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и (или) результата воспитательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и (или) результата воспитательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом» [15,с.7].
Изучение воспитательной деятельности и ее результатов – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена в первую очередь тем, что на состояние, эффективность и результат воспитательной деятельности влияют не только условия самого учреждения, но и внешняя по отношению к нему среда. Как утверждает Л.В. Байбородова, «в «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно» [15,с.41].
В информационно-методическом письме комитета по образованию «Воспитательная деятельность общеобразовательного учреждения» утвержденном приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от N 226 указаны основные этапы, регламентирующие воспитательную деятельность ОО:
- Концептуальное обоснование воспитательной деятельности.
- Создание воспитательной комплекса показателей, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс.
- Содержание воспитательной деятельности образовательного учреждения может быть структурировано как в логике программы воспитания, так и на основе выделения системообразующих качеств человека.
- Организация воспитательной деятельности в образовательном учреждении отражается в перспективном плане деятельности образовательного учреждения.
- Создание воспитательной службы образовательного учреждения, деятельность которой обеспечит координацию и организацию воспитательной деятельности всего образовательного учреждения.
- Использование гуманистических педагогических технологий в воспитательной деятельности.
- Методическое обеспечение воспитательной деятельности образовательного учреждения строится через повышение квалификации специалистов по воспитанию и научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.
- Анализ результативности воспитательной деятельности проводится в соответствии с целью воспитания ОО.
Подводя итог первого параграфа, сделаем следующие выводы:
- Воспитание есть специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
- Воспитание как явление можно рассматривать с трех позиций: как деятельность, как систему, как процесс.
- Качество воспитания – это системная характеристика воспитания, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и (или) результата воспитательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и (или) результата воспитательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.
§ Основные подходы оценки качества воспитательной деятельности в образовательной организации
В этом параграфе нами будут рассмотрены такие понятия как «воспитанность», «воспитательное мероприятие» и «воспитательная система», «воспитательная функция», так как мы считаем, что именно эти понятия являются объектами в оценке качества воспитательной деятельности в образовательных организациях, а их диагностика позволяет дать комплексную оценку воспитательной деятельности.
Проблема определения и диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой критериев качества образования. В научно-методических журналах и отдельных изданиях публикуется множество рекомендаций и руководств по диагностике воспитанности учащихся разных возрастных групп. В связи с обилием и разнообразием предлагаемых публикаций классному руководителю, непосредственно организующему воспитательный процесс и изучение его эффективности, легко растеряться. Какие диагностики выбрать? Когда и как проводить диагностику уровней воспитанности? Что понимать под «воспитанностью»? По каким критериям судить о «воспитанности»?
Мы попробуем ответить на эти вопросы. Прежде всего, проясним суть понятия «воспитанность». Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умений применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все, что касается поведения человека в социуме, его отношений к людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность.
Е.Л. Кабак определяет воспитанность, как «интегративную личностную характеристику, представляющую собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, которая обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении» [12,с.1]. При определении исходных положений изучения воспитанности учащихся необходимо исходить из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащегося осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания личности.
В качестве основного критерия воспитанности мы рассматриваем нравственную устойчивость личности, или, по определению В.Э. Чудновского, «способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях свои взгляды и убеждения». [25, с.4] Нравственная устойчивость определяет «автономизацию» человека в среде, умение противостоять ее негативным влияниям. Отсюда следует, что воспитывать у школьников нравственную устойчивость, означает формировать у них способность руководствоваться в своих действиях нравственными принципами и нормами, ориентироваться на нравственные ценности и идеалы. Показателем нравственной устойчивости личности являются сформированные личностные нравственные идеалы с высокой степенью действенности.
С нашей точки зрения, нравственный идеал – это образ совершенства; представление индивида о совершенной человеческой личности, руководствующейся в своих отношениях с окружающим миром высшими человеческими ценностями и целями. Содержание личностного нравственного идеала определяется системой ценностей, усвоенной индивидом (ценностными ориентациями), и суммой личностно значимых нравственных качеств.
Что касается оценки качества выполнения воспитательной функции администрацией и педагогами ОО, то здесь можем рассматривать классного руководителя и классного воспитателя в школе, а также педагога дополнительного образования детей.
В информационно-методическом письме комитета по образованию «Воспитательная деятельность общеобразовательного учреждения» утвержденном приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от N 226 в приложении 5 воспитательная деятельность классного воспитателя регламентируется следующими основными функциями:
1. Информационно-диагностическая:
- собирает необходимую информацию об учащихся класса;
- наблюдает и отслеживает особенности индивидуально-личностного развития учащихся;
- ведет соответствующую документацию. Конкретный набор необходимой документации уточняется администрацией образовательного учреждения.
2. Организационно-охранная:
- обеспечивает сохранность жизни и здоровья учащихся класса;
- контролирует посещаемость, дисциплину и успеваемость учащихся;
- организует самообслуживание учащихся.
3. Координационно-педагогическая:
- координирует свои усилия с учителями, работающими в классе.
4. Организационно-воспитывающая:
- определяет задачи воспитательной работы в классе;
- планирует и организует воспитательную работу в классе;
- подготавливает и участвует в общешкольных делах, внешкольных мероприятиях ;
- проводит индивидуальная работа с учащимися;
- анализирует результативность воспитательного процесса в классе.
В рамках нашей работы эти функции могут стать базовыми в оценке качества выполнения воспитательной функции педагогами ОО, но необходимо отметить и другой вариант оценки деятельности классного руководителя.
В 2006 году Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области был издан приказ № 216 от 21 марта «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности классного руководителя». В приложении к приказу приведена система оценки эффективности деятельности классного руководителя. Но, почему-то, в этой системе отсутствует воспитательная функция, а воспитательные задачи, решаемые педагогом, распределены по различным функциям и являются критериями (Приложение 1).
В оценке уровня развития воспитательной комплекса показателей образовательной организации необходимо для начала уточнить определение «воспитательная система». В.А. Сластенин определяет ее как «целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат» [21,с.447].
В.А. Сластенин выделяет четыре этапа развития воспитательной комплекса показателей школы. Первый этап - становление комплекса показателей. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной комплекса показателей, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Второй этап - отработка комплекса показателей. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со- управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования комплекса показателей, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности первого коллектива. Третий этап - окончательное оформление комплекса показателей. На данном этапе ученический коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Четвертый этап - перестройка воспитательной комплекса показателей, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису» комплекса показателей. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны» [21,с.450-451].
Для определения уровня сформированности воспитательной комплекса показателей школы В.А. Сластенин рассматривает две группы оценок предложенные Л. К. Гребенкиной: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Говоря о воспитательном мероприятии, необходимо отметить, что это педагогическая единица всей воспитательной работы учреждения образования. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы, её постоянной модернизации. В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам обязательно встречаются определенные вопросы, которые необходимо решать быстро и своевременно. Качество проведенного мероприятия часто определяется работой структурного подразделения, как системообразующего фактора, имеющего свои цель, задачи, результат и пр. Современное воспитательное мероприятие должно соответствовать смыслу модернизации воспитательной работы учреждения образования в целом. В оценке качества проведения воспитательного мероприятия многие образовательные организации в своей практике используют общую схему анализа воспитательного мероприятия (Приложение 7). Схема включает следующие блоки:
- Общие сведения.
- Анализ подготовки мероприятия.
- Ход мероприятия.
- Общая оценка воспитательного мероприятия.
- Анализ деятельности воспитателя.
Такая схема считается примерной и приводится во многих периодических методических изданиях и Internet-источниках, в том числе на сайтах «Виртуальная педпрактика» [5], «Северо-Казахстанский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» [1], «Универчег» [22]. Как видно из схемы, непосредственно оценку воспитательного мероприятия определяет только один блок «Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы», состоящий из трех вопросов. Но такая структура оценки проведения воспитательного мероприятия не дает возможности определения однозначных результатов и сравнения их.
Подводя итог второго параграфа, сделаем следующие выводы:
- Главным критерием оценки воспитанности учащегося является нравственная устойчивость личности.
- Показателем нравственной устойчивости личности являются сформированные личностные нравственные идеалы.
- Содержание личностного нравственного идеала определяется системой ценностей, усвоенной индивидом (ценностными ориентациями), и суммой личностно значимых нравственных качеств.
- Воспитательная деятельность педагога можно оценить через выполнение им следующих функций: информационно-диагностической, организационно-охранной, координационно-педагогической, организационно-воспитывающей.
- Для определения уровня сформированности воспитательной комплекса показателей образовательного учреждения необходимо использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества.
- В практике оценки проведенного воспитательного мероприятия существует только общая схема анализа.
§ Показатели и критерии оценки качества воспитательной деятельности и их систематизация
В этом параграфе нами будут рассмотрены показатели оценки качества воспитательной деятельности в каждом из четырех ее аспектов, а именно оценка проведения воспитательного мероприятия, оценка уровня воспитанности учащихся, уровня сформированности воспитательной комплекса показателей и оценка качества выполнения воспитательной функции педагогическими кадрами образовательного учреждения.
В вопросе о воспитанности учащегося, ее оценке и диагностике, необходимо определить какую роль выполняет нравственный идеал. Выражая представления школьника о совершенной человеческой личности, нравственный идеал обладает большой эмоциональной силой и притягательностью и выполняет в силу этого важные воспитательные функции: целеполагания, регулятора поведения, стимула и мотива деятельности и самовоспитания.
Именно сформированные личностные нравственные идеалы являются показателем высокого уровня нравственной воспитанности личности. Изучение идеалов учащихся является первым шагом на пути к их целенаправленному формированию в воспитательном процессе.
Нравственным идеалам учащихся посвящено достаточное количество работ, особенно много диссертационных исследований было выполнено в 70-е – 80-е годы XX века.
Исследователями установлено, что в зависимости от содержания идеалы могут быть: 1) эгоистическими, т.е. содержащими качества личности, несущей зло окружающим людям, и включающими в себя исключительно материальные ценности и «мотивы собственного благополучия» [3, с.191], 2) гуманистическими, т.е. содержащими общезначимые нравственные качества и преимущественно духовные ценности и «мотивы, связанные с интересами других людей» [3, с.191].
По форме выражения принято различать: 1) конкретные идеалы – реально существующие или существовавшие лица (исторические или политические деятели, деятели культуры, науки, искусства, лица из ближайшего окружения: члены, семьи, сверстники, учителя, знакомые и др.) или герои книг, кинофильмов, спектаклей и т.п.; 2) собирательные идеалы – образы, созданные воображением носителя идеала из привлекательных нравственных качеств разных реальных личностей; 3) обобщенные идеалы – некие абстрактные образы, или совокупность нравственных качеств, духовно-нравственных ценностей, жизненных принципов, правил, или девиз, жизненное кредо, нравственная позиция.
Как утверждает С.Л. Фролова, в качестве критериев сформированности идеалов целесообразно использовать такие, которые можно диагностировать с помощью ниже указанных методов и методик:
1) наличие гуманистического идеала (конкретного, собирательного, обобщенного);
2) содержание идеала (совокупность духовно-нравственных ценностей, нравственных качеств; ценностные ориентации);
3) устойчивость мнения о нравственном идеале (правильное и полное представление о нравственном идеале, отсутствие противоречивых, взаимоисключающих суждений в ответах учащихся);
4) действенность идеала (активное стремление следовать идеалу), самовоспитание;
5) устойчивость личности (единство сознания и поведения).
Исходя из указанных положений, мы воспитанность и нравственный идеал «в чистом виде» определить нельзя, но можно установить его направленность, например, гуманистические/негуманистические, созидательные/несозидательные.
Определяя показатели оценки качества выполнения воспитательной функции педагогом, мы вернемся к двум системам воспитательных функций, рассмотренных в предыдущем параграфе.
В системе из информационно-методического письма комитета по образованию «Воспитательная деятельность общеобразовательного учреждения» можно выделить следующие показатели оценки качества выполнения воспитательной деятельности педагогом:
- наличие и ведение информационной базы учащихся;
- наличие и использование диагностического инструментария и результатов диагностики;
- наличие регламентирующей и отчетной документации;
- отслеживание и фиксация результатов развития, достижений учащихся;
- регламентированность взаимосвязи с субъектами образования;
- наличие плана воспитательной деятельности;
- рефлексия воспитательной деятельности.
На наш взгляд это не полный список показателей оценки качества выполнения воспитательной деятельности педагогом. Рассмотрев вторую систему оценки эффективности деятельности классного руководителя из приказа Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, мы пришли к выводу о том, что данная система является более полной и включает в себя функции из первого списка функций классного воспитателя, поэтому в рамках нашей работы мы адаптируем и модифицируем данную систему под воспитательную деятельность педагога:
Функции деятельности педагога | Показатели воспитательного результата деятельности педагога |
Аналитико-прогностическая | Наличие плана воспитательной деятельности педагога |
Анализ условий воспитания | |
Разработанность диагностики воспитанности учащихся и эффективности воспитательного процесса детского коллектива | |
Организационно-координирующая | Сплоченность детского коллектива |
Организация жизнедеятельности детского коллектива | |
Наличие родительского комитета и эффективность его работы | |
Организация самоуправления в детском коллективе, динамика становления комплекса показателей самоуправления коллектива | |
Взаимодействие педагога с другими участниками ОП ОО: учителями, родителями, специалистами ОО | |
Взаимосвязь детского коллектива с общественными и культурными организациями и учреждениями города (сельского поселения) | |
Коммуникативная | Благоприятный психологический климат в коллективе |
Регулирование межличностных отношений между учащимися и педагогическими работниками | |
Формирование коммуникативных умений участников детского коллектива | |
Отношение родителей к образовательному учреждению | |
Уровень воспитанности учащихся (по результатам диагностики ценностных ориентаций) | |
Социальной защиты и поддержки | Сформированность у учащихся базовых жизненных социальных навыков в соответствии с возрастом (информационных, семейной жизни, бытовых и т.д.) |
Контроля и коррекции | Рейтинг личных достижений учащихся (в спорте, общественной деятельности, творчестве и т.д.) |
Включенность учащихся в работу кружков, клубов, спортивных секций, детских объединений ОО города (сельского поселения) |
Как мы уже отмечали в параграфе для определения уровня сформированности воспитательной комплекса показателей школы В.А. Сластенин и Л. К. Гребенкина рассматривает две группы оценок: критерии факта и критерии качества.
«Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:
- упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);
- наличие сложившегося единого школьного коллектива;
- интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Критерии качества складываются из таких показателей, как:
- степень приближенности комплекса показателей к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной комплекса показателей;
- общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
- уровень воспитанности учащихся» [21,с.452].
В.А. Сластенин утверждает, что данные критерии условны и они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.
Респондент | Показатель | Блок-вопрос |
Эксперт | Достижение цели мероприятия | Насколько удалось достигнуть поставленных воспитательных целей и задач? (сопоставление с результатом) |
Эксперт | Актуальность мероприятия | Насколько актуально мероприятие для достижения поставленной цели |
Эксперт | Выбор форм и средств | Соответствие форм, методов и средств данному мероприятию |
Организатор | Отношение организатора к мероприятию | Насколько успешно в процентном соотношении прошло мероприятие, если 100% - максимально успешно, все задуманное реализовали, а 0% - отсутствие успеха и результата |
Рассмотренная в предыдущем параграфе схема анализа проведенного воспитательного мероприятия, не регламентирует участие в оценке организатора мероприятия (педагога) и привлеченного эксперта, поэтому в рамках нашей работы мы расширили спектр вопросов и определили их респондентов:
Именно такое распределение дает объективную оценку проведенного мероприятия, так как учитывается оценка не только эксперта, но и отношение организатора (педагога) к данному мероприятию.
В завершение теоретического исследования нам необходимо обобщить и систематизировать набор показателей оценки качества воспитательной деятельности образовательного учреждения:
Аспект | Объект оценки | Критерии | Показатели |
Воспитанность учащихся | Уровень воспитанности | Нравственная устойчивость личности | Сформированность личностных нравственных идеалов |
Воспитательное мероприятия | Общая оценка проведенного воспитательного мероприятия | Целеполагание Соответствие форм Актуальность | Достижение цели мероприятия, актуальность мероприятия, правильность выбора форм и средств, отношение организатора к мероприятию |
Воспитательная система образовательного учреждения | Уровень развития воспитательной комплекса показателей | Критерии факта; критерии качества | Упорядоченность жизнедеятельности школы; наличие сложившегося единого школьного коллектива; интеграция воспитательных воздействий; концентрация педагогических усилий; степень приближенности комплекса показателей к поставленным целям; реализация педагогической концепции, идей и принципов; общий психологический климат школы; уровень воспитанности учащихся. |
Воспитательная деятельность педагога | Функции педагога аналитико-прогностическая; организационно-координирующая; коммуникативная; социальной защиты и поддержки; контроля и коррекции | Наличие плана воспитательной деятельности педагога. Анализ условий воспитания. Разработанность диагностики воспитанности учащихся и эффективности воспитательного процесса детского коллектива. Сплоченность детского коллектива. Организация жизнедеятельности детского коллектива. Наличие родительского комитета и его эффективность. Организация самоуправления в детском коллективе, динамика становления комплекса показателей самоуправления коллектива. Взаимодействие педагога с другими участниками ОП ОО. Взаимосвязь детского коллектива с общественными и культурными организациями и учреждениями города. Благоприятный психологический климат в коллективе. Регулирование межличностных отношений между учащимися и педагогическими работниками. Формирование коммуникативных умений участников детского коллектива. Отношение родителей к образовательной организации. Уровень воспитанности учащихся. Сформированность у учащихся базовых жизненных социальных навыков в соответствии с возрастом. Рейтинг личных достижений учащихся. Включенность учащихся в работу детских объединений ОО города |
Подводя итог третьего параграфа, сделаем следующие выводы:
- Главным показателем воспитанности учащихся являются личностные нравственные идеалы, а их сформированность указывает на уровень воспитанности.
- Показателями оценки качества выполнения воспитательной деятельности педагогом являются: наличие плана воспитательной деятельности педагога, анализ условий воспитания, разработанность диагностики воспитанности учащихся и эффективности воспитательного процесса детского коллектива, сплоченность детского коллектива, организация жизнедеятельности детского коллектива, наличие родительского комитета и эффективность его работы, организация самоуправления в детском коллективе, взаимодействие педагога с другими участниками ОП ОО, взаимосвязь детского коллектива с общественными и культурными организациями и учреждениями города, благоприятный психологический климат в коллективе, регулирование межличностных отношений между учащимися и педагогическими работниками, формирование коммуникативных умений участников детского коллектива, сформированность у учащихся базовых жизненных социальных навыков в соответствии с возрастом, рейтинг личных достижений учащихся, включенность учащихся в работу детских объединений ОО города.
- Показателями сформированности воспитательной комплекса показателей ОО являются: упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы); наличие сложившегося единого школьного коллектива; интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий; степень приближенности комплекса показателей к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной комплекса показателей; общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.
- В показателях оценки качества проведенного воспитательного мероприятия можно выделить следующие показатели: достижение цели, актуальность мероприятия, правильность выбор форм и средств, отношение организатора к мероприятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка качества воспитательной деятельности классного руководителя
В условиях модернизации российского образования, учитель остается ключевой фигурой. Вся его деятельность направлена на повышение качества образовательной деятельности, повышение уровня воспитанности ш...
Программа дополнительного образования туристско-краеведческого направления "История родного края"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников ...
Оценка качества обучения в системе дополнительного образования
Оценка качества обучения учащихся объединения "Закулисье" ЦДОД Заводского района г. Саратова....
Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования
Сегодня в педагогической науке не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание». В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка. Общая социальная функция воспит...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КРАЙ РОДНОЙ»
Программа дополнительного образования «Край родной» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Про...
Управление качеством образовательной деятельности в дополнительном образовании
Презентация на тему: Управление качеством образовательной деятельности в дополнительном образовании...
Механизмы интеграции учебно-воспитательной деятельности и дополнительного образования в формировании гражданской идентичности
Механизмы интеграции учебно-воспитательной деятельности и дополнительного образования в формировании гражданской идентичности...