Рабочая программа "Юный краевед"
рабочая программа (8 класс)

Ясавиева Эльвира Дульфатовна

Программа «Юный краевед» туристско-краеведческого направления разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

 • Конвенцией о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.

•  Конституцией Российской Федерации

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Приказом МОиН РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Приказом МОиН РТ №1465/14 от 20.03.2014 «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»

  • Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года; 
  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
  • Указом Президента РФ «Об основных направлениях молодежной политики»;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Решением Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18.01.2000 № ½ «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003г. Ms28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_yasavieva_elvira_dulfatovna_yunyy_kraeved.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ» АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИНЯТА

на заседании Педагогического совета

протокол № 1

от «22» августа 2023 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов»

_______________В.В.Федорова

Приказ № 186-ОД от «22»августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Направленность: туристско-краеведческая

Возраст учащихся: 9-15 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

Первый год обучения

Автор-составитель:

Ясавиева Эльвира Дульфатовна,

педагог дополнительного образования

АГРЫЗ 2023

Информационная карта образовательной программы

1.

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества "Радуга талантов" Агрызского муниципального района Республики Татарстан

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»

3.

Направленность программы

туристско-краеведческая

4.

Сведения о разработчиках

4.1.

ФИО, должность

Ясавиева Эльвира Дульфатовна, педагог дополнительного образовния

4.2.

ФИО, должность

5.

Сведения о программе:

5.1.

Срок реализации

1 год

5.2.

Возраст обучающихся

9-15

5.3

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

- форма организации содержания и учебного процесса

- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

- модифицированная

- соответствие образовательной программы возрастным и индивидуальным особенностям детей

- игра, беседа, лекции, походы, экскурсии

5.4.

Цель программы

Формирование патриотизма и гражданственности через, знакомство учащихся с историко - культурным наследием Салауши   Агрызского района Республики Татарстан

5.5.

Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Стартовый уровень

 

6.

Формы и методы образовательной деятельности

Фестивали, тематические праздники, экскурсии и походы по родному краю, беседы, уроки мужества.

7.

Формы мониторинга результативности

Тест, проектные работы, проверочные задания, творческие работы, зачёты.

8.

Результативность реализации программы

Знать историю своей семьи, своего народа, происхождение своего имени и фамилии, семейные традиции, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба, знать растительный и животный мир родных мест.

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

2023 год в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., на основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 9.11.2018 № 196, с внедрением реализацией стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, программа обновляется ежегодно.

10.

Рецензенты

Методический совет МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов»

Оглавление 

  1. Информационная карта образовательной программы..............................................2
  2. Оглавление....................................................................................................................4
  3. Пояснительная записка ………………………………………...................................5
  4. Учебный (тематический) план ……………………………………………………...8
  5. Содержание программы……………………………………. ...........................……..8  
  6. Организационно-педагогические условия реализации программы ………..........10
  7. Формы контроля ………………………………………………………….................11
  8. Оценочные материалы ……………………………………………………...............11
  9. Список литературы ……………………………………………………………........11
  10. Приложения ………………………………………………………………… ……...12

 Пояснительная записка

Программа «Юный краевед» туристско-краеведческого направления разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов: 

 • Конвенцией о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.

•  Конституцией Российской Федерации

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Приказом МОиН РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Приказом МОиН РТ №1465/14 от 20.03.2014 «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»

  •  Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  •  Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года;  
  •  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
  •  Указом Президента РФ «Об основных направлениях молодежной политики»;
  •  Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  •  Решением Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18.01.2000 № ½ «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
  •  Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003г. Ms28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
  •  Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  •  Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  •  Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г до 2023 №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
  •  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г №41 г. Москва «Об утверждении СанПин2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  •  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  •  Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих образовательных программ педагогов дополнительного образования детей.
  •  Уставом МБОУ ДОД ЦВР;
  •  Положением о порядке разработки и утверждении рабочих программ.

 Актуальность программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.  

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа мари будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает «пришвинская» фраза: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Отличительной особенностью программы являются занятия, которые представляет широкие возможности для творческой деятельности педагога.  Это   использование межпредметных связей с такими учебными дисциплинами, как история, география, марийская, татарская литература, технология и др. Программа «Юный краевед-1», послужит основой для осуществления нравственного развития на дальнейших этапах обучения, и будет содействовать профилактике активной жизненной позиции учащихся.

Цель - формирование патриотизма и гражданственности через знакомство учащихся с историко-культурным наследием Салауши Агрызского района Республики Татарстан;

Цель курса конкретизируют следующие задачи:

  1. Изучить прошлое и настоящее марийского народа, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе.
  2. Воспитать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
  3. Активизировать поисковую деятельность учащихся.
  4. Выработать умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  5. Способствовать формированию у учащихся навыков информационной культуры, использованию Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  6. Пополнить фондов школы работами учащихся по краеведению.
  7. Способствовать воспитанию толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Татарстан, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
  8. Изучать природу родного края, её ресурсов, воспитать экологически грамотного поведения в природе.

Адресат программы: Программа ориентирована на детей в возрасте от 9 до 15 лет. Формируется разновозрастная группа, так как дети, приходящие в объединение, как правило, с разной степенью подготовки, разной мотивацией. Форма обучения – очная.

Объём программы: Общее количество часов за 1 год – 72.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий:

  • фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела
  • художественное творчество учащихся;
  • экскурсии и походы по родному краю;
  • устные журналы, беседы
  • встречи с ветеранами, Уроки мужества;
  • просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции
  • сбор и оформление материалов для школьного музея;
  • выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  • Походы,
  • Работа в архивах
  • Конференции
  • Работа с документами
  • Исследовательская деятельность.
  • Контроль за усвоением материала в виде тестирования, викторин, исследовательских работ (разработанные формы по подведении итогов реализации программы представлены в приложениях)

Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

            Методы реализации программы:

  • репродуктивный метод;
  • поисковый метод
  •  индивидуальная работа;
  •  работа в парах;
  •  групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.

Срок освоения программы - 1 год.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раз в неделю по 40 минут.

         Задача занятий в группе дополнительного образования - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе и районе. Эстетической категорией выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле, чувство патриотизма, любви к Родине.

Широко используются местные ресурсы: музей школы, исследовательские работы, выполненные учащимися, культурные учреждения села. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Планируемые результаты:

  • знать историю своей семьи,  своего народа, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • знать историю происхождения своего села, школы,  района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
  • знать растительный и  животный мир родных мест, охраняемые виды;
  • уметь экологически грамотно вести себя в природе;

Занятия дополнительного образования способствуют обучению навыкам общения, коммуникабельности, наблюдательности, сообразительности, умению вести исследовательскую работу. 

Учебный (тематический) план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

Раздел 1.Знай и люби свой родной край 

1

Знай и люби свой край

4

3

1

экскурсии

анкета

Раздел 2.Географическое краеведение

2

Географическое краеведение

11

7

4

Раздел 3.Историческое краеведение

3

Историческое краеведение

23

12

6

беседы

опрос

                                         Раздел 4.Моя семья

4

Моя семья

3

2

1

Раздел 5.Моё село в годы ВОВ

5

Историческое краеведение

6

3

3

анкетирование

Раздел 6.Колхозное движение

6

Колхозное движение  

9

5

4

опрос

Раздел 7.Моя школа

7

Моя школа  

16

10

6

Раздел 8.Итоги работы кружка

8

Итоги работы кружка

3

2

1

Итого часов

72

46

26

   

Содержание программы

ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ РОДНОЙ КРАЙ

Цель: обогатить детей знаниями, раскрывающими о краеведческой науке, человеке и его окружении, об источниках изучения родного края.

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей г. Агрыза, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Содержание этого блока занятий дополнительного образования   содействует    формированию практических   умений   ориентироваться   в   окружающем   мире, знать природу родного края.

Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский метод. Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Физические карты России, Агрызского района, Республики Татарстан, иллюстрации растительного и животного мира района, республики, таблицы природных зон, экспонаты школьного музея,
  • Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».

Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, презентации, участие в конкурсах, мероприятиях районного и республиканского уровня

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Цель: познать природу родного края, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

Формы занятий: конкурсы, беседы, экскурсии в школьный музей, просмотр альбома к 100-летию ТССР, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.    

Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.

Основная задача педагога состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Карта Агрызского района, иллюстрации, экспонаты школьного музея.

Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, презентации. Итоговой формой контроля могут быть: защита проектов учащимися, учебная конференция, выставка творческих работ и т.д.

 ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ        

Цель: изучить прошлое, историю района, особенности заселения территории.  Прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.

Формы занятий: конкурсы, беседы, экскурсии в школьный музей, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.

Большое внимание уделяется практическим работам приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать  рисунок родного места в селе и т.д.

Основная задача педагога состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.

МОЯ СЕМЬЯ

Цель: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные  связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются педагогом и затем воспроизводятся учащимися.  

Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», презентации и т. д.

МОЁ СЕЛО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ

Цель: Изучить вклад односельчан в дело приближения Победы. Вклад односельчан в годы Великой отечественной войны.

Форма занятий, беседы, просмотр видеофильмов, презентации, составленные учениками, поиск фотографии в семейном альбоме, анализ карт

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как
 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский.  

Практические работы. Определение по картам места захоронения родственников- участников ВОВ, или места боевых действий, где принимали участие. 

Формы подведения итогов: проект «Мой прадед – участник ВОВ», презентации и т.д. участие в НПК, подготовка индивидуальных сообщений, составление видеоархивов «Живая память», буклетов «Они живут среди нас», оформление фотостенда «Вглядитесь в эти лица»

КОЛХОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель: Познакомить с историей колхозного движения, основными этапами коллективизации. Воспитание трудолюбия, гордости за труд своих родителей

Формы занятий; беседы, экскурсия в местное сельскохозяйственное предприятие, составление презентации «моя семья и местный колхоз», конкурс рисунков, подготовка внеклассного мероприятия «Хлеб всему голова»

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные  связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.   Деятельности

Форма проведения итогов: выставки работ учащихся, презентации, соревнования, подготовка внеклассного мероприятия, подготовка индивидуальных сообщений.

 МОЯ ШКОЛА.

Цель: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать себя частью большой дружной школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качеств

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;

Организационно-педагогические условия реализации программы

  Кадровое обеспечение

Занятие проводит педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование, первой квалификационной категории, владеющий основами методики обучения краеведению. Педагог умеет правильно подбирать материал для занятий и комбинировать его, последовательно применяет его в коммуникации с детьми, а также обладает личностно-профессиональными качествами, позволяющими успешно работать с данной возрастной категорией. Применительно к краеведческой деятельности, педагогу важно не только заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше, но и показать дальнейшую перспективу личностного роста каждого из, возможность широкого применения полученного краеведческого и  информационно-коммуникативного опыта в жизни.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Интернет
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Просторный кабинет, столы, стулья

  5.Доступ в интернет

  6. сетевые образовательные ресурсы

Формы аттестации и контроля

Формы аттестации и контроля - выставки работ учащихся, презентации, соревнования, участие в конкурсах, составление буклетов.

Оценочные материалы

Оценка качества реализации программы включает в себя предварительный или вводный контроль, текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестайию обучающихся.

 Критерии оценки результатов обучения распределены по степени выраженности знаний и приобретенных умений  обучающихся по уравням:

Низкий уровень- обучающий имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке;

Средний уровень- запас знаний обучающегося близок к содержанию программы, допускаются незначительные ошибки в практической (репродуктивной) деятельности;

Высокий уровень- обучающий  имеет полное четкое представление о предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятельно;

Очень высокий уровень-знания гибко переносятся и применяются в новых условиях.

Список литературы

 

Для учителя:

  1. Федеральный закон от 29.12.20112 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об образовании в Российской Федерации”
  2. Мартышин В.С. Твоя родословная: учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. – М.: “Школьная Пресса», 2000.
  3. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе шк. обществ. – полит.

музеев: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

  1. И.Ю. Протащук. В24 Тематическое и поурочное планирование по основам  

родоведения (генеалогии) – Казань: Издательство «Хәтер», 2009.

  1. Фокеева И.М. Национально – региональный компонент исторического

образования: Методическое пособие для учителя. – Казань: Татарское Республиканское издательство «Хәтер», 2003.

  1. Книги В.Н.Вахрина  Страна Азёвия, Река жизни, Агрызский край: исторические страницы. – Казань: Издательство «Слово». –  2008.
  2. Репин В.И. История города Агрыза// Путь Победы, 1997 – 1998.
  3. Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Галямова А.Г. История Татарстана. ХХ век.  1917 – 1995 гг. IV часть: уч. пособие для общеобразовательных заведений. Казань: Хәтер, 1998.
  4. Семейные летописи. Доклады и исследовательские работы “Всероссийской  

гуманитарно – просветительской конференции “История моей семьи – страница

многовековой истории Отечества”, Казань: “Идель – Пресс”, 2007.

  1. Введение в генеалогию (родоведение). Учеб. пособие для ст. кл.общеобразоват. учреждений/ Авт. – сост. И.Ю. Протащук. – 3-е изд., испр. и                 доп. Казань: Хәтер, 2009.
  2. Пашканг К.В., Родзевич Н.Н. Основные правила поведения учащихся в     природе.          
  3. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка.  Санкт-Петербург: “Petroc”, 1995 Багаундинова Ф.Г.

Для учеников:

  1. Раздаточный материал, красная книга Татарстана.
  2. Богатство жанров детского фольклора.        
  3. Жизнь жанров фольклора: самые древние и самые молодые жанры.        
  4. Загадки - отражение народного ума, наблюдательности и творческой фантазии.
  5. Пословицы и поговорки о родном крае.
  6. Журналы Наш Татарстан.

Приложения

Методические материалы

Информационное обеспечение программы предоставлено в виде фоно-, видео, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов.

Контрольно-измерительные материалы (сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты)

-Макарова Т.Е. Юсупова В.В. Методики диагностирования обученности, мотивов умения. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности. Издательство МБУ ДО «ЦВО Творчество.» г. Самара 2019

Макарова Т.Е. Методика диагностирования личностного роста обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности. Издательство «ЦВО Творчество»

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный краевед-1»

№п\п

Месяц

Число  

Форма занятия

Количество часов

Тема занятий

Форма контроля

1

инструктаж

1

Введение. Правила техники безопасности на занятиях

инструктажи

2

беседа

1

Краеведение – наука о родном крае.

анкетирование

3

Творческое задание. (подобрать пословицы, поговорки о родном крае)

1

Из истории археологии и краеведения.

4

презентация

1

Историко - краеведческие источники. Науки их изучающие.

5

Обзор фотографий

1

Заглянем в старину

6-8

экскурсия

3

Мира не узнаешь, не зная края своего.

По дорогам  

родного края.

9

Рассказ, экскурсия

1

Топонимика.

10

экскурсия

1

Экология и краеведение

11

экскурсия

1

Реки Салауши, Иж    и Кама

12

 Сам.работа

1

«Мы ещё хоть куда, хоть и голова седа»  

 

13-14

 

2

Топонимы моего края.

Легенды и время.

Окрестности Салауши

Зачетная работа

15

  беседа

1

Положение села Салауши на карте Агрызского района

16

беседа

1

С чего всё начиналось.

Наши древнейшие земляки.

17

Беседа, презентация

1

Занятие женского населения. Ткачество

 18-19

презентация

2

Русский народный  костюм: вчера сегодня завтра.

20

рассказ

1

Занятия мужского населения.

21

В гостях у бабушки Загадушки

1

Быт русского  народа

Традиции и обычаи края

22

Концерт

1

«Мамочка, милая  мама, как тебя  люблю!»

23

Беседа

1

Что я знаю о народных традициях

 24-25

26

Беседа, игры,

3

 Русские народные  календарные  праздники

27

28

Беседа, презентация

2

Обычаи и обряды старины.  Свадьба. Свадебные песни Возьми девицу- раскрасавицу-величальные свадебные   песни.

29

30

презентация

2

Похоронно- поминальный обряд. Поминальные песни

31-32

Прослушивание рекрутовских песен

2

Проводы в армию. Рекрутские песни

33

Рассказ о повериях

1

Народные приметы: хоть верьте, хоть проверьте.

34

беседа

1

 Разговорная речь

35-36

презентация

2

Дружба русского  и татарского народов

37

Сочинение.

1

Культура и быт народов проживающих в нашем районе.

38

беседа

1

 Салауши в произведениях литературы

39

Интернет, всё знает

1

Откуда пошел мой род.

История семьи Мухамадиевых,Сахиповых и др.

40

Сочинение –рассказ «Наша семейная реликвия»

1

Реликвии моей семьи.

41

Беседа

1

О чем рассказали фотографии из старого альбома

42

Сбор материала

1

Мы этот день приближали, как могли..

43

Сбор материала

1

Мои односельчане – на фронтах Великой Отечественной войны

44

беседа

1

О человеческих судьбах опаленных войной.

45

беседа

1

Учитель равен солдату-герою. Война. Школа. Учитель

46

Встреча с участником беседа

1

Воины интернационалисты

47

1

Участники чеченской компании

48

беседа

1

Из одного металла льют медаль за подвиг медаль за труд.

49-50

Работа в музее

2

История колхозного движения

51

Сбор материала

1

У каждого своя судьба

52

Сбор материала

1

Не позволяй  душе лениться, дело мастера боится

53

Хлеборобы моей семьи

1

Хлеб – всему голова.

54

Встреча с мед работниками

1

Люди в белых халатах.

55-56

2

Экскурсия в сельхозпроизводство, где трудятся родители

5 7-58

Сбор материала

2

История   Салаушской   школы

59

Сбор материала

1

Учителями   славится Россия.

60

беседа

1

Не надо забывать учителей.

опрос

61

 беседа

1

Махитова Лидия Хасановна– выдающийся  педагог .

62

 беседа

1

Гордость нашей школы.

опрос

63

беседа

1

Выпускники медалисты.

64

презентация

1

Из истории пионерии

65

презентация

1

Комсомольцы.  

66

Видеоролик о спортсменах

1

Достижения в спорте.  

67-68

69

Игры народов

3

Игры моего народа

Выставка творческих работ

 70

Проект

1

Подводим итоги работы кружка.

Итоговая аттестация

71-72

поход

2

Однодневный поход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе вариативной программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании ...

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа кружка "Географ-краевед"

Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...

Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)

Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”.  При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...

Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»

Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...