Рабочая программа "Юный краевед"
рабочая программа (8 класс)
Программа «Юный краевед» туристско-краеведческого направления разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
• Конвенцией о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
• Конституцией Российской Федерации
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказом МОиН РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Приказом МОиН РТ №1465/14 от 20.03.2014 «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»
- Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
- Указом Президента РФ «Об основных направлениях молодежной политики»;
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Решением Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18.01.2000 № ½ «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003г. Ms28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_yasavieva_elvira_dulfatovna_yunyy_kraeved.docx | 44.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ» АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета протокол № 1 от «22» августа 2023 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов» _______________В.В.Федорова Приказ № 186-ОД от «22»августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Направленность: туристско-краеведческая
Возраст учащихся: 9-15 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Первый год обучения
Автор-составитель:
Ясавиева Эльвира Дульфатовна,
педагог дополнительного образования
АГРЫЗ 2023
Информационная карта образовательной программы
1. | Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества "Радуга талантов" Агрызского муниципального района Республики Татарстан |
2. | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» |
3. | Направленность программы | туристско-краеведческая |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1. | ФИО, должность | Ясавиева Эльвира Дульфатовна, педагог дополнительного образовния |
4.2. | ФИО, должность | |
5. | Сведения о программе: | |
5.1. | Срок реализации | 1 год |
5.2. | Возраст обучающихся | 9-15 |
5.3 | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - модифицированная - соответствие образовательной программы возрастным и индивидуальным особенностям детей - игра, беседа, лекции, походы, экскурсии |
5.4. | Цель программы | Формирование патриотизма и гражданственности через, знакомство учащихся с историко - культурным наследием Салауши Агрызского района Республики Татарстан |
5.5. | Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы) | Стартовый уровень
|
6. | Формы и методы образовательной деятельности | Фестивали, тематические праздники, экскурсии и походы по родному краю, беседы, уроки мужества. |
7. | Формы мониторинга результативности | Тест, проектные работы, проверочные задания, творческие работы, зачёты. |
8. | Результативность реализации программы | Знать историю своей семьи, своего народа, происхождение своего имени и фамилии, семейные традиции, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба, знать растительный и животный мир родных мест. |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | 2023 год в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., на основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 9.11.2018 № 196, с внедрением реализацией стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, программа обновляется ежегодно. |
10. | Рецензенты | Методический совет МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов» |
Оглавление
- Информационная карта образовательной программы..............................................2
- Оглавление....................................................................................................................4
- Пояснительная записка ………………………………………...................................5
- Учебный (тематический) план ……………………………………………………...8
- Содержание программы……………………………………. ...........................……..8
- Организационно-педагогические условия реализации программы ………..........10
- Формы контроля ………………………………………………………….................11
- Оценочные материалы ……………………………………………………...............11
- Список литературы ……………………………………………………………........11
- Приложения ………………………………………………………………… ……...12
Пояснительная записка
Программа «Юный краевед» туристско-краеведческого направления разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
• Конвенцией о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
• Конституцией Российской Федерации
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказом МОиН РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Приказом МОиН РТ №1465/14 от 20.03.2014 «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»
- Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
- Указом Президента РФ «Об основных направлениях молодежной политики»;
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Решением Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18.01.2000 № ½ «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003г. Ms28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г до 2023 №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г №41 г. Москва «Об утверждении СанПин2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих образовательных программ педагогов дополнительного образования детей.
- Уставом МБОУ ДОД ЦВР;
- Положением о порядке разработки и утверждении рабочих программ.
Актуальность программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа мари будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает «пришвинская» фраза: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Отличительной особенностью программы являются занятия, которые представляет широкие возможности для творческой деятельности педагога. Это использование межпредметных связей с такими учебными дисциплинами, как история, география, марийская, татарская литература, технология и др. Программа «Юный краевед-1», послужит основой для осуществления нравственного развития на дальнейших этапах обучения, и будет содействовать профилактике активной жизненной позиции учащихся.
Цель - формирование патриотизма и гражданственности через знакомство учащихся с историко-культурным наследием Салауши Агрызского района Республики Татарстан;
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- Изучить прошлое и настоящее марийского народа, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе.
- Воспитать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
- Активизировать поисковую деятельность учащихся.
- Выработать умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Способствовать формированию у учащихся навыков информационной культуры, использованию Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
- Пополнить фондов школы работами учащихся по краеведению.
- Способствовать воспитанию толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Татарстан, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- Изучать природу родного края, её ресурсов, воспитать экологически грамотного поведения в природе.
Адресат программы: Программа ориентирована на детей в возрасте от 9 до 15 лет. Формируется разновозрастная группа, так как дети, приходящие в объединение, как правило, с разной степенью подготовки, разной мотивацией. Форма обучения – очная.
Объём программы: Общее количество часов за 1 год – 72.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
- фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы
- встречи с ветеранами, Уроки мужества;
- просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции
- сбор и оформление материалов для школьного музея;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- Походы,
- Работа в архивах
- Конференции
- Работа с документами
- Исследовательская деятельность.
- Контроль за усвоением материала в виде тестирования, викторин, исследовательских работ (разработанные формы по подведении итогов реализации программы представлены в приложениях)
Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Методы реализации программы:
- репродуктивный метод;
- поисковый метод
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.
Срок освоения программы - 1 год.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раз в неделю по 40 минут.
Задача занятий в группе дополнительного образования - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе и районе. Эстетической категорией выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле, чувство патриотизма, любви к Родине.
Широко используются местные ресурсы: музей школы, исследовательские работы, выполненные учащимися, культурные учреждения села. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Планируемые результаты:
- знать историю своей семьи, своего народа, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
- знать историю происхождения своего села, школы, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды;
- уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия дополнительного образования способствуют обучению навыкам общения, коммуникабельности, наблюдательности, сообразительности, умению вести исследовательскую работу.
Учебный (тематический) план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
Раздел 1.Знай и люби свой родной край | ||||||
1 | Знай и люби свой край | 4 | 3 | 1 | экскурсии | анкета |
Раздел 2.Географическое краеведение | ||||||
2 | Географическое краеведение | 11 | 7 | 4 | ||
Раздел 3.Историческое краеведение | ||||||
3 | Историческое краеведение | 23 | 12 | 6 | беседы | опрос |
Раздел 4.Моя семья | ||||||
4 | Моя семья | 3 | 2 | 1 | ||
Раздел 5.Моё село в годы ВОВ | ||||||
5 | Историческое краеведение | 6 | 3 | 3 | анкетирование | |
Раздел 6.Колхозное движение | ||||||
6 | Колхозное движение | 9 | 5 | 4 | опрос | |
Раздел 7.Моя школа | ||||||
7 | Моя школа | 16 | 10 | 6 | ||
Раздел 8.Итоги работы кружка | ||||||
8 | Итоги работы кружка | 3 | 2 | 1 | ||
Итого часов | 72 | 46 | 26 |
Содержание программы
ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ РОДНОЙ КРАЙ
Цель: обогатить детей знаниями, раскрывающими о краеведческой науке, человеке и его окружении, об источниках изучения родного края.
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей г. Агрыза, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока занятий дополнительного образования содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский метод. Большое внимание уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Физические карты России, Агрызского района, Республики Татарстан, иллюстрации растительного и животного мира района, республики, таблицы природных зон, экспонаты школьного музея,
- Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, презентации, участие в конкурсах, мероприятиях районного и республиканского уровня
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Цель: познать природу родного края, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
Формы занятий: конкурсы, беседы, экскурсии в школьный музей, просмотр альбома к 100-летию ТССР, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.
Основная задача педагога состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Карта Агрызского района, иллюстрации, экспонаты школьного музея.
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, презентации. Итоговой формой контроля могут быть: защита проектов учащимися, учебная конференция, выставка творческих работ и т.д.
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Цель: изучить прошлое, историю района, особенности заселения территории. Прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
Формы занятий: конкурсы, беседы, экскурсии в школьный музей, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.
Основная задача педагога состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
МОЯ СЕМЬЯ
Цель: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются педагогом и затем воспроизводятся учащимися.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», презентации и т. д.
МОЁ СЕЛО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ
Цель: Изучить вклад односельчан в дело приближения Победы. Вклад односельчан в годы Великой отечественной войны.
Форма занятий, беседы, просмотр видеофильмов, презентации, составленные учениками, поиск фотографии в семейном альбоме, анализ карт
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский.
Практические работы. Определение по картам места захоронения родственников- участников ВОВ, или места боевых действий, где принимали участие.
Формы подведения итогов: проект «Мой прадед – участник ВОВ», презентации и т.д. участие в НПК, подготовка индивидуальных сообщений, составление видеоархивов «Живая память», буклетов «Они живут среди нас», оформление фотостенда «Вглядитесь в эти лица»
КОЛХОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: Познакомить с историей колхозного движения, основными этапами коллективизации. Воспитание трудолюбия, гордости за труд своих родителей
Формы занятий; беседы, экскурсия в местное сельскохозяйственное предприятие, составление презентации «моя семья и местный колхоз», конкурс рисунков, подготовка внеклассного мероприятия «Хлеб всему голова»
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Деятельности
Форма проведения итогов: выставки работ учащихся, презентации, соревнования, подготовка внеклассного мероприятия, подготовка индивидуальных сообщений.
МОЯ ШКОЛА.
Цель: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать себя частью большой дружной школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качеств
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;
Организационно-педагогические условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Занятие проводит педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование, первой квалификационной категории, владеющий основами методики обучения краеведению. Педагог умеет правильно подбирать материал для занятий и комбинировать его, последовательно применяет его в коммуникации с детьми, а также обладает личностно-профессиональными качествами, позволяющими успешно работать с данной возрастной категорией. Применительно к краеведческой деятельности, педагогу важно не только заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше, но и показать дальнейшую перспективу личностного роста каждого из, возможность широкого применения полученного краеведческого и информационно-коммуникативного опыта в жизни.
Материально-техническое обеспечение:
- Интернет
- Компьютер
- Проектор
- Просторный кабинет, столы, стулья
5.Доступ в интернет
6. сетевые образовательные ресурсы
Формы аттестации и контроля
Формы аттестации и контроля - выставки работ учащихся, презентации, соревнования, участие в конкурсах, составление буклетов.
Оценочные материалы
Оценка качества реализации программы включает в себя предварительный или вводный контроль, текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестайию обучающихся.
Критерии оценки результатов обучения распределены по степени выраженности знаний и приобретенных умений обучающихся по уравням:
Низкий уровень- обучающий имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке;
Средний уровень- запас знаний обучающегося близок к содержанию программы, допускаются незначительные ошибки в практической (репродуктивной) деятельности;
Высокий уровень- обучающий имеет полное четкое представление о предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятельно;
Очень высокий уровень-знания гибко переносятся и применяются в новых условиях.
Список литературы
Для учителя:
- Федеральный закон от 29.12.20112 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об образовании в Российской Федерации”
- Мартышин В.С. Твоя родословная: учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. – М.: “Школьная Пресса», 2000.
- Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе шк. обществ. – полит.
музеев: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
- И.Ю. Протащук. В24 Тематическое и поурочное планирование по основам
родоведения (генеалогии) – Казань: Издательство «Хәтер», 2009.
- Фокеева И.М. Национально – региональный компонент исторического
образования: Методическое пособие для учителя. – Казань: Татарское Республиканское издательство «Хәтер», 2003.
- Книги В.Н.Вахрина Страна Азёвия, Река жизни, Агрызский край: исторические страницы. – Казань: Издательство «Слово». – 2008.
- Репин В.И. История города Агрыза// Путь Победы, 1997 – 1998.
- Султанбеков Б.Ф., Харисова Л.А., Галямова А.Г. История Татарстана. ХХ век. 1917 – 1995 гг. IV часть: уч. пособие для общеобразовательных заведений. Казань: Хәтер, 1998.
- Семейные летописи. Доклады и исследовательские работы “Всероссийской
гуманитарно – просветительской конференции “История моей семьи – страница
многовековой истории Отечества”, Казань: “Идель – Пресс”, 2007.
- Введение в генеалогию (родоведение). Учеб. пособие для ст. кл.общеобразоват. учреждений/ Авт. – сост. И.Ю. Протащук. – 3-е изд., испр. и доп. Казань: Хәтер, 2009.
- Пашканг К.В., Родзевич Н.Н. Основные правила поведения учащихся в природе.
- Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка. Санкт-Петербург: “Petroc”, 1995 Багаундинова Ф.Г.
Для учеников:
- Раздаточный материал, красная книга Татарстана.
- Богатство жанров детского фольклора.
- Жизнь жанров фольклора: самые древние и самые молодые жанры.
- Загадки - отражение народного ума, наблюдательности и творческой фантазии.
- Пословицы и поговорки о родном крае.
- Журналы Наш Татарстан.
Приложения
Методические материалы
Информационное обеспечение программы предоставлено в виде фоно-, видео, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов.
Контрольно-измерительные материалы (сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты)
-Макарова Т.Е. Юсупова В.В. Методики диагностирования обученности, мотивов умения. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности. Издательство МБУ ДО «ЦВО Творчество.» г. Самара 2019
Макарова Т.Е. Методика диагностирования личностного роста обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности. Издательство «ЦВО Творчество»
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный краевед-1»
№п\п | Месяц | Число | Форма занятия | Количество часов | Тема занятий | Форма контроля |
1 | инструктаж | 1 | Введение. Правила техники безопасности на занятиях | инструктажи | ||
2 | беседа | 1 | Краеведение – наука о родном крае. | анкетирование | ||
3 | Творческое задание. (подобрать пословицы, поговорки о родном крае) | 1 | Из истории археологии и краеведения. | |||
4 | презентация | 1 | Историко - краеведческие источники. Науки их изучающие. | |||
5 | Обзор фотографий | 1 | Заглянем в старину | |||
6-8 | экскурсия | 3 | Мира не узнаешь, не зная края своего. По дорогам родного края. | |||
9 | Рассказ, экскурсия | 1 | Топонимика. | |||
10 | экскурсия | 1 | Экология и краеведение | |||
11 | экскурсия | 1 | Реки Салауши, Иж и Кама | |||
12 | Сам.работа | 1 | «Мы ещё хоть куда, хоть и голова седа» |
| ||
13-14 |
| 2 | Топонимы моего края. Легенды и время. Окрестности Салауши | Зачетная работа | ||
15 | беседа | 1 | Положение села Салауши на карте Агрызского района | |||
16 | беседа | 1 | С чего всё начиналось. Наши древнейшие земляки. | |||
17 | Беседа, презентация | 1 | Занятие женского населения. Ткачество | |||
18-19 | презентация | 2 | Русский народный костюм: вчера сегодня завтра. | |||
20 | рассказ | 1 | Занятия мужского населения. | |||
21 | В гостях у бабушки Загадушки | 1 | Быт русского народа Традиции и обычаи края | |||
22 | Концерт | 1 | «Мамочка, милая мама, как тебя люблю!» | |||
23 | Беседа | 1 | Что я знаю о народных традициях | |||
24-25 26 | Беседа, игры, | 3 | Русские народные календарные праздники | |||
27 28 | Беседа, презентация | 2 | Обычаи и обряды старины. Свадьба. Свадебные песни Возьми девицу- раскрасавицу-величальные свадебные песни. | |||
29 30 | презентация | 2 | Похоронно- поминальный обряд. Поминальные песни | |||
31-32 | Прослушивание рекрутовских песен | 2 | Проводы в армию. Рекрутские песни | |||
33 | Рассказ о повериях | 1 | Народные приметы: хоть верьте, хоть проверьте. | |||
34 | беседа | 1 | Разговорная речь | |||
35-36 | презентация | 2 | Дружба русского и татарского народов | |||
37 | Сочинение. | 1 | Культура и быт народов проживающих в нашем районе. | |||
38 | беседа | 1 | Салауши в произведениях литературы | |||
39 | Интернет, всё знает | 1 | Откуда пошел мой род. История семьи Мухамадиевых,Сахиповых и др. | |||
40 | Сочинение –рассказ «Наша семейная реликвия» | 1 | Реликвии моей семьи. | |||
41 | Беседа | 1 | О чем рассказали фотографии из старого альбома | |||
42 | Сбор материала | 1 | Мы этот день приближали, как могли.. | |||
43 | Сбор материала | 1 | Мои односельчане – на фронтах Великой Отечественной войны | |||
44 | беседа | 1 | О человеческих судьбах опаленных войной. | |||
45 | беседа | 1 | Учитель равен солдату-герою. Война. Школа. Учитель | |||
46 | Встреча с участником беседа | 1 | Воины интернационалисты | |||
47 | 1 | Участники чеченской компании | ||||
48 | беседа | 1 | Из одного металла льют медаль за подвиг медаль за труд. | |||
49-50 | Работа в музее | 2 | История колхозного движения | |||
51 | Сбор материала | 1 | У каждого своя судьба | |||
52 | Сбор материала | 1 | Не позволяй душе лениться, дело мастера боится | |||
53 | Хлеборобы моей семьи | 1 | Хлеб – всему голова. | |||
54 | Встреча с мед работниками | 1 | Люди в белых халатах. | |||
55-56 | 2 | Экскурсия в сельхозпроизводство, где трудятся родители | ||||
5 7-58 | Сбор материала | 2 | История Салаушской школы | |||
59 | Сбор материала | 1 | Учителями славится Россия. | |||
60 | беседа | 1 | Не надо забывать учителей. | опрос | ||
61 | беседа | 1 | Махитова Лидия Хасановна– выдающийся педагог . | |||
62 | беседа | 1 | Гордость нашей школы. | опрос | ||
63 | беседа | 1 | Выпускники медалисты. | |||
64 | презентация | 1 | Из истории пионерии | |||
65 | презентация | 1 | Комсомольцы. | |||
66 | Видеоролик о спортсменах | 1 | Достижения в спорте. | |||
67-68 69 | Игры народов | 3 | Игры моего народа | Выставка творческих работ | ||
70 | Проект | 1 | Подводим итоги работы кружка. | Итоговая аттестация | ||
71-72 | поход | 2 | Однодневный поход |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/
Рабочая программа разработана на основе вариативной программы учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области. Программа опубликована в издании ...
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....
Рабочая программа кружка "Географ-краевед"
Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....
Рабочая программа кружка "Юный краевед"
Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...
Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)
Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...
Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»
Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...