Профессиональная ориентация учащихся на уроке.
учебно-методический материал (6, 7, 8, 9 класс)
Настоящая статья посвящена описанию опыта профориентационной работы, проводимой образовательным учреждением с обучающимися школы. Особое внимание уделено работе с обучающимися, имеющими ограничения в здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bobrovoy_1.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « СОШ №2»
г. Советский Советского района,ХМАО-Югра
учитель физики
Боброва Т.В.
Профессиональная ориентация учащихся на уроке.
Аннотация. Настоящая статья посвящена описанию опыта профориентационной работы, проводимой образовательным учреждением с обучающимися школы. Особое внимание уделено работе с обучающимися, имеющими ограничения в здоровье.
На современном этапе развития общества особое место занимает вопрос об адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изменяющимся условиям социальной среды. Именно эти люди на рынке труда являются менее защищенными, неконкурентоспособными. Полноценное вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь в настоящее время встречает значительные трудности. Это обусловлено ограничениями на получение равноценного общего и профессионального образования.
В МБОУ « СОШ №2» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Среди них дети с нарушениями интеллекта и различными отклонениями в развитии.
Основная задача нашего образовательного учреждения – воспитание, развитие, трудовая подготовка и адаптация в окружающем мире таких детей.
Безусловно, профориентационная работа ведется со всеми обучающимися школы и на разных ступенях обучения преследуются определенные профориентационные цели.
Профориентация – это сложный, противоречивый и длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте и продолжается до момента сознательного выбора профессии в юности. Необходимо помочь выпускникам выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно трудиться в рабочем коллективе.
В нашем образовательном учреждении педагог трудового обучения, классный руководитель и педагоги- психологи работают в тесном контакте, создавая благоприятные условия для профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, решая задачи:
- формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
- выявление индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению видов трудовой и профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания;
- формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору;
- всестороннее развитие личности школьника с ограниченными возможностями, развитие их мышления и творческих способностей;
- повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации;
Для того, чтобы выпускник нашего образовательного учреждения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которую мы реализуем посредством проведения викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступлений ребенка в роли помощника взрослых специалистов (дворников, сантехников, вахтеров и др.).
В своей работе используем различные методы и приемы:
- диагностические (ДДО Климова, рефлексия, самооценивание),
- словесные (использование объяснений, диалог, дискуссия),
- наглядные (использование мультимедийной презентации),
- практические (выполнение заданий с целью закрепления новых сведений о сферах профессиональной деятельности, профессиях, специальностях, работа с дидактическим материалом);
Специальный психолог ведет психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, решая задачи профессиональной ориентации в пяти направлениях: диагностическом, консультационном, профилактическом, просветительском и коррекционно-развивающем. Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст «особенного» ребенка и формы взаимодействия с ним. Так как уровень учебной мотивации у таких детей значительно снижен, приоритетным направлением в нашей работе является формирование и развитие мотивации трудовой деятельности.
Сегодня насчитывается свыше 40 тысяч профессий, и каждый день появляются новые. Среди такого многообразия профессий, предстоит выбрать всего лишь одну. Как найти ту единственную свою профессию, чтобы она тебя устраивала?
Будущие выпускники, обучающиеся по адаптированным программам, знакомятся с профессиями, которые они могут получить в нашем регионе (ХМАО)
- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства;
- слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной аппаратуре, слесарь механосборочных работ);
- строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр, монтажник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник, лепщик, штукатур);
- электротехническое производство (обмотчик эл. машин);
- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, столяр);
- общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки);
- общие профессии керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий (гончар);
- производство текстильной галантереи (кружевница, ручное ткачество, вышивальщица текстильно-галантерейных изделий);
- трикотажное производство (вязальщица изделий из полотна);
- производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви);
- швейное производство (вышивальщик, копировщик, швея);
- общие профессии полиграфического производства (выборщик, машинист упаковочной машины);
- брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик);
- рекламно-оформительские и макетные работы;
- производство игрушек (заготовщик материала и деталей игрушек, сборщик игрушек);
- общие профессии производства художественных изделий (полировщик художественных изделий, сушильщик заготовок и художественных изделий, шпаклевщик, выжигальщик по дереву, оклейщик изделий из бересты, резчик по дереву и бересте, сборщик изделий из кожи и меха);
- зеленое и сельское хозяйство;
-животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта);
- хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов;
- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (дворник, санитарка, садовник, уборщик служебных помещений).
Педагог ведет кружковую работу с целью развития интересов, склонностей и творческих способностей учащихся. Творческие работы наших детей неоднократно отмечены грамотами и дипломами на районных и окружных выставках и конкурсах.
В процессе работы происходит познание особенностей трудовой жизни, смысла труда, его стоимости, нормативных требований производства. На этом этапе идет активная работа по вовлечению обучающихся в общественно полезный и производительный труд, в работу кружков и во внеклассную работу по профилю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся"
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)
Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...
Профессиональная ориентация учащихся в современных условиях
Статья раскрывает сущность, а так же актуальность профессональной ориентации учащихся на современном этапе. Так же, в данной публикации отражены некоторые проблемы и направления, ...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики.
Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики....
«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда.»
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умен...
Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.
Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...