финансовая грамотность в школе
учебно-методический материал (9 класс)
Цель моей методической разработки - показать, как можно финансово образовать учащихся в рамках учебных предметов истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_v_shkole.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность в школе
Актуальность темы настоящей статьи определена тем, что финансовое образование детей - приоритет всей национальной стратегии, сосредоточенной на повышении общего уровня финансовой грамотности в нашей стране.
В настоящее время, вопрос о внедрении элементов финансовой грамотности в базовую школьную программу решен не полностью, несмотря на то, что последние годы над этим вопросом особо активно работают: Министерство финансов, Центр финансовой грамотности НИФИ Минфина РФ, методические центры на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
К 2023 году изучение финансовой грамотности должно охватить 100% школьников и студентов. Финансовое образование школьников будет проходить в рамках уроков - начальной школе на уроках математики и окружающего мира, а для 5-11 классов – на обществознании, математике и географии.
Финансовая грамотность - это сочетание осведомленности, знаний, навыков, отношения и поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения индивидуального финансового благополучия.
Недавние события, связанные со вспышкой COVID-19, стали резким напоминанием о важности финансовой грамотности, поскольку каждый человек и нация сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами и экономическими спадами. Следует сказать, что экономический рост страны поддерживается уровнем финансовой грамотности населения. В грамотном обществе всегда легче понять финансовые процессы, которые могут повлиять на благосостояние и защитить от потенциальных потерь из-за преступности в финансовом секторе.
Финансовая грамотность - важный инструмент для создания экономической стабильности, характеризующийся хорошим финансовым менеджментом. Дисбаланс финансового управления, например, расходы, превышающие доход, могут привести к финансовому кризису. Масштабный и личный финансовый кризис могут иметь последствия для экономической нестабильности в стране.
Бесспорно, финансовая грамотность важнейший навык необходимый молодому поколению, так как 21 век требует от людей ряда навыков, помогающих преуспеть в жизни. Молодым людям необходимы навыки, которые можно передавать между профессиями, например: решение проблем, коммуникативные навыки, цифровая грамотность, командная работа, навыки презентации, критическое мышление, творчество и финансовая грамотность.
На мой взгляд, начало финансовому образованию в жизни ребенка должно быть положено уже в раннем возрасте. Дети узнают о деньгах через неформальный и формальный опыт, а это означает, что финансовая грамотность начинается дома, когда дети естественным образом наблюдают за деньгами или узнают о них от своих родителей. Как известно, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что включение финансового образования в школьную программу является эффективным и широко доступным способом для всего молодого поколения. Действующая система образования РФ также стремится к тому, чтобы у детей процесс понятия финансов происходил на занятиях в школе - при получении информации, позволяющей принимать информированные и эффективные решения.
Финансовая грамотность детей, формируемая в условиях школы, предполагает его способность понимать финансы. Её можно разделить на два аспекта, а именно, знания и навыки.
Навык финансовой грамотности - один из основных для достижения лучшей жизни и избежания финансовых проблем. Процесс включения «реальной математики» в существующую учебную программу может показаться сложной задачей. Однако учащиеся начальной и средней школы жаждут финансовой грамотности и стремятся узнать о деньгах. Они уже находятся на ранних стадиях развития своего финансового духа, поэтому именно в школе следует продемонстрировать детям всю важность финансового образования.
Примечательно, что высокий уровень финансовой грамотности ребенка школьного возраста характеризуется не только владением знаниями или информацией о финансах, но и умением использовать их «на практике» - для достижения финансового «роста». С каждым годом, все большее количество стран, признавая важность финансовой грамотности, включают финансовое образование в школьные программы. Однако, есть некоторые препятствия, которые важно преодолеть: отсутствие политической воли, недостаток ресурсов и материалов, переполненность учебных планов и недостаточный уровень финансовой грамотности самих педагогов.
Я считаю, что финансовое образование в школах должно стать частью скоординированной национальной стратегии, для обеспечения его актуальности и долгосрочной устойчивости. Педагогам следует понимать, что финансовые знания и навыки напрямую зависят и от финансового отношения/подхода. При «мудром» подходе к финансам, финансовые навыки проявляются в процессе определения индивидуальных финансовых целей, организации финансового планирования, а также управления финансами, принятия качественных финансовых решений.
Очевидно, что финансовые знания и навыки положительно коррелируют, так же как финансовые знания и финансовое отношение. Поэтому, финансовую грамотность школьника можно определить следующим образом: «Финансовая грамотность школьника – это наличие у него соответствующих знаний, навыков и отношения к повседневному/долгосрочному финансовому обеспечению или финансовому благополучию».
В большинстве стран, включение финансовых элементов в учебную программу школы демонстрирует, что содержание стандартов обучения не концентрируется на конкретной области или предмете. Тем не менее, большинство финансовых задач все-таки связаны с уровнем математики, учителям этого предмета необходимо вовлекать детей в процесс решения финансовых проблем, который приведет учащихся к критическому знанию и оценке при принятии решений. Отмечу, что согласно статистическим данным «Программы международной оценки образовательных достижений учащихся в 2020 году», около 45% стран, демонстрирующих отличные результаты в предмете «математика», занимают самые высокие позиции и в списке финансовой грамотности.
Высокое положительное значение указывает на сильную взаимосвязь между финансовой грамотностью и математикой среди учащихся. Именно математические навыки, такие как: рассуждение, построение графиков, использование числовых баз и соотношений/процентов, можно применять при решении различных финансовых задач.
Повышение мотивации учащихся к изучению математики позволит школьникам использовать математические концепции для планирования или организации своих привычек в расходах и повышении качества жизни осознанным, ответственным и независимым образом. Так как интеграция финансовой грамотности в образование постоянно увеличивается, деятельность учителей, выступающих в качестве проводников социальных изменений требует помощи и профессиональной поддержки для развития самоэффективности учителей.
Прежде чем учителя смогут ответить на «призыв» по улучшению финансовых знаний своих учеников, им потребуется собственное базовое образование в области финансовой грамотности. С 2018 года в нашей стране началась разработка основных программ о методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов. Они направлены на повышение квалификации учителей обществознания, математики, географии, английского языка, ОБЖ, истории и информатики. К 2021 году программу освоили около 10 тыс. учителей. Кроме того, начиная с 2021 года, на базе региональных и межрегиональных центров, каждый год будут проходить обучение не менее 5 тыс. учителей. В настоящее время, по каждой из программ, уже предусмотрены все необходимые учебно-методические и контрольно-измерительные материалы для учителей, а также родителей и учеников 2-11 классов. Их число составило 17 млн экземпляров пособий, которые уже поступили более чем в 51 российский регион. В рамках проекта Минфина России, направленного на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в России, в некоторых городах уже организованы курсы повышения квалификации учителей по программе: «Финансовая грамотность педагога». Осваивая данную программу, учителя могут не только повысить уровень своей финансовой грамотности, но и изучить эффективные меры обучения детей финансовой грамотности в рамках урока.
Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что финансовое образование должно начинаться как можно раньше и продолжаться до конца школьного курса. В идеале, финансовое образование должно быть отдельным предметом школьной программы, но его интеграция в другие предметы, такие как математика, география, право также может быть весьма эффективным, при соблюдении главного условия – это возрастное соответствие материала. Финансовое образование детей на уроках обязательно должно соответствовать их возрасту, так как потребности и способность и осознанию детей и молодежи значительно отличаются от потребностей взрослых. В свою очередь, учителя должны быть надлежащим образом подготовлены и обеспечены ресурсами, осведомлены о важности финансовой грамотности и соответствующих педагогических методах. Также следует обеспечить для педагогов постоянную поддержку в виде обучения, направленного на совершенствование собственного уровня финансовой грамотности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая копилка. Финансовая грамотность в школе
В настоящее время финансовая грамотность – это экономическая безопасность, благосостояние граждан.Проблема финансовой грамотности одна из важнейших и сложных в нашей стране; связана ...
Преподавание финансовой грамотности в школе в рамках курса обществознания
В данной статье уделено внимание значимости формирования финансовой культуры населения современной России, изучению финансовой грамотности на уроках обществознания в школе....
Уроки финансовой грамотности в школе
Финансовая грамотность на уроках...
Для чего нужна финансовая грамотность в школе
Данная статья показывает всю важность финансовой грамотности в образовательных учреждениях...
Современные методы обучения основам финансовой грамотности в школе.
Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей современных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости не...
Финансовая грамотность в школе
Финансовая грамотность...
Сертификат участника на портале "Солнечный свет" по теме: «Основы финансовой грамотности в школе», 2022г.
Сертификат участника на портале "Солнечный свет" по теме: «Основы финансовой грамотности в школе», 2022г....