Финансовая грамотность в школе
элективный курс

Финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon buklet.pdf867.29 КБ
Файл dlya_zashchity_rp_po_fg.docx14.89 КБ
Файл master_klass_po_fg.docx32.27 КБ
Файл master_klass.pptx2.26 МБ
Файл rp_po_fg_6-7.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Для защиты программы курса

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов –  финансовой грамотности, основ потребительских знаний в средних старших классах  в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания учащихся о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем,  применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью  программы курса «Основы финансовой грамотности»  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.



Предварительный просмотр:

Мастер класс

Тема «Копить или тратить – что поможет быть счастливее»

занятие по программе элективного курса

«Основы экономики и финансовой грамотности»

Цель: 

*сформировать представление о финансовых знаниях, основах финансовой культуры ведения личного бюджета, умениях,  необходимых для поиска и использования финансовой информации, проектирования и создания личного финансового плана;

*развивать познавательный интерес, финансово-экономический образ мышления, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности;

*воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за экономические и финансовые решения; уважение к труду.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Ход занятия:

(Приветствие)                                                  (Слайд 1)

                                                                           «… они всегда,

                                                                            Во всякий возраст нам пригодны.

                                                                            Но юноша в них ищет слуг придворных.

                                                                             И, не жалея, шлёт туда, сюда.

                                                                             Старик же видит в них друзей надежных,

                                                                             И бережёт их как зеницу ока»

                                                                                                     А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»

Или ещё, «Для всех мы в изобилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет». О чем речь? О деньгах, о финансах…

Проблемный вопрос: 

Я: Так почему же они, т.е. деньги, то есть, то их нет? И как сделать так, чтобы они, т.е. деньги не заканчивались, а приумножались? Что для этого необходимо знать? Что значит «тратить с умом»?

Поговорим о финансовой грамотности. (Слайд 2 тема)

Ролик (4 мин) (о том, почему возникают финансовые трудности и как их избежать).

Я: почему не получается накопить? Большинство из нас поступает именно так. Получив доход, сначала платим по счетам – коммунальные услуги, кредиты и прочие платежи. Затем покупаем продукты, одежды и много других вещей и предметов нужных или не очень. Ещё часть денег на развлечения. «Отложу, что останется» - так думаем мы. И совершенно напрасно! Так как выясняется, что откладывать уже нечего. С накоплением опять ничего не получилось.  Знатоки дел финансовых утверждают, что есть пять волшебных шагов, которые может сделать каждый из нас, а именно 1) цель, 2) сумма, 3) план, сроки, 4)платить сначала себе, 5) никогда и ни в коем случае не трогать отложенные деньги.

Начнем прямо сейчас учиться рассчитывать деньги! Или тратить так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение. (Слайд 3 цели)

(Предлагаю поработать в группах. 10 мин работа, 5 мин на выступление)        

Группа № 1. Семья Ивановых

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, школьник, ребёнок д/сада).

Семья проживает в собственной квартире. У семьи есть свой приусадебный участок. Однако выплачивают потребительский кредит в размере 2500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 тысяч в год. Дочь учится в 11 классе. Маленький сын посещает детский сад и мечтает на день рождения получить скоростной велосипед стоимостью 13000 рублей.

Доходы семьи:

Заработная плата папы 15 000 рублей

Заработная плата мамы 8 000 рублей

Пенсия бабушки 7 000 рублей

Пособие на ребенка 500 рублей

Группа № 2. Семья Петровых

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, студент, школьник).

Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Бабушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе в общежитие (оплата общежития 1200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь учится в одном городе на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 11 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). Семья мечтает отправить бабушку на курорт подлечиться (стоимость путевки с дорогой , проживанием в санатории и лечением составляет 135000 рублей).

Доходы семьи:

Заработная плата папы 17 000 рублей

Заработная плата мамы 12 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Стипендия старшей дочери 1850 рублей

Зарплата средней дочери 3500 рублей

Плата за сданный в аренду гараж 1500 рублей

Группа № 3. Семья Сидоровых

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада).

Семья живет в собственной квартире. Старший сын ученик 11 класса, средний сын ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад. Семья выплачивает автокредит в размере 5000 рублей месяц. Средний сын занимается в музыкальной школе (оплата 1500 рублей в месяц), дочь занимается в Школе ремесел (оплата 1200 рублей в месяц). Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250000 рублей.

Доходы семьи:

Заработная плата папы 22 000 рублей

Заработная плата мамы 10 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Плата за сданную в аренду квартиру 5500 рублей

Группы получают задание. 

(деятельностный подход)

Данные оформляют в таблицу «Бюджет семьи».

Задание для группы № 1. «Продовольственная корзина»

Участникам необходимо выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины «семьи» на месяц из 26 предложенных. При выборе продуктов, необходимо учитывать условия именно виртуальной семьи, роль которой они играют. Также участникам необходимо сделать запись в расходах в таблице «Бюджет семьи». Если 10 основных продуктов выбраны участниками правильно, то на приобретение продовольственной корзины они потратят от 2000 рублей до 10000 рублей.
Свой выбор игроки должны обосновать. Во всех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:
 1) хлеб 2) сахар 3) масло 4) мясо 5) рыба 6) молоко 7) яйцо 8) картофель 9) овощи 10) фрукты.

Стоимость выбранных продуктов (на месяц)

Хлеб

От 10 руб.

Сахар

От 30 руб./кг

Минеральная вода

От 12 руб.

Сливочное масло

От 100 руб./кг

Кукурузные хлопья

35 руб.

Масло растительное

От 40 руб.

Рыба

От 100 руб.

Кальмар сушенный

От 50 руб.

Газированные напитки

От 15 руб.

Молоко

От 30 руб.

Яйцо

От 50 руб.

Майонез

От 15 руб.

Картофель

От 17 руб./кг

Сухофрукты

От 100 руб.

Овощи  (морковь, лук, свекла, капуста,  др.)

От 10-30 руб.

Соль

От 9 руб.

Креветки

От 50 руб.

Кондитерские изделия

От 20 руб.

Сельдь иваси

От 100 руб.

Финики сушенные

От 100 руб.

Маринады

От 50 руб.

Сало копченое

От 100 руб.

Орешки соленые

От 40 руб.

Конфеты

От 20 руб.

Чипсы

От 30 руб.

Мясо

От 200 руб.

Задание для группы № 2. «Образование»

Участникам предлагается выбрать один из вариантов образования ребенка, исходя из доходов «семьи». Ответ необходимо обосновать и сделать запись о расходах в таблице «Бюджет семьи».

Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребенком.

1. В одном из колледжей города (образование бесплатно, целевые взносы – 2500 руб. в год)

2. В колледже при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 139000 руб. в год

3. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 600000 руб. в год.

4. В обычном российском университете в другой области (общежитие предоставляется), за 40000 руб. в год

5. В университете нашего города на бюджетной основе (при условии успешной сдачи ЕГЭ, но для этого необходимо воспользоваться услугами репетитора по математике и физике. Услуги репетитора – 500 руб. за одно занятие).

Задание для группы № 3.

«Копим на мечту»

Участникам,  используя исходные данные для конкретной «семьи», необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты. Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.

Необходимая сумма на осуществление мечты

Варианты экономии семейного бюджета

Возможные сроки осуществления мечты.

Группы выступают, аргументируя свои решения, определяют, какой бюджет получился? (дефицит, профицит, баланс) (Слайд 3 схема)

Я: тратить так, чтобы деньги приносили пользу и удовлетворение оказывается совсем непросто. Что значит рационально жить? Может быть, это значит знать основы финансовой грамотности. Ответы попробуем поискать в вопросах.               (10 -15 мин?)

(метод критического мышления)

Предлагаю выбрать вид вопросов (с ромашки Блума) и, поработав с текстом задать вопросы другим группам.

«Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе, как накопления, так и траты денег: «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). «Деньгами надо управлять, а не служить им» Сенека Луций Анней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

Что лучше — копить или тратить?

Каждую из этих моделей поведения можно назвать выгодной, если учесть следующие факторы:

1. Что дает накопление?

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

- накопление дает возможность делать значительные приобретения.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях

2. Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Что же подходит именно вам?

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.

- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. «Вот мы откладываем, откладываем деньги, а жизнь вдруг — бац, и кончилась». Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?

Иногда стоит просто выбрать золотую середину, уравновесить потребность тратить и желание обезопасить себя.

Возьмите листок бумаги и ручку и распишите ежемесячные доход и траты семьи.

Оставшуюся сумму поделите таким образом, чтобы часть ее шла на «подушку безопасности», а часть - на приятные расходы. Сделайте 2 эти графы обязательными для себя.

 Уровень финансовой свободы определяется тем, какое количество времени человек сможет прожить без основного источника дохода, не меняя свой образ жизни»

Вопросы, ответы, обмен мнениями…

Я: копить или тратить, что поможет быть счастливее?

Дадим совет друг другу как управлять деньгами ……………… (Слайд 9 шагов)

Итоги (каждый участник получит буклет с советами)

Всем финансового благополучия!

13 советов управления деньгами от учащихся МАОУ ПСОШ № 1

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это  тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы», нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

13.Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

Копить и тратить – стать богаче и счастливее! Успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «… они всегда, во всякий возраст нам пригодны. Но юноша в них ищет слуг придворных. И, не жалея, шлёт туда, сюда. Старик же видит в них друзей надежных, И бережёт их как зеницу ока» А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»

Слайд 2

Копить и тратить – стать богаче и счастливее…

Слайд 3

Рассчитать расходы семьи с учётом доходов. Данные оформить в таблицу. Задание:

Слайд 4

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, школьник, ребёнок д/сада). Семья проживает в собственной квартире. У семьи есть свой приусадебный участок. Однако выплачивают потребительский кредит в размере 2500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 тысяч в год. Дочь учится в 11 классе. Маленький сын посещает детский сад и мечтает на день рождения получить скоростной велосипед стоимостью 13000 рублей. Доходы семьи: Заработная плата папы 15 000 рублей Заработная плата мамы 8 000 рублей Пенсия бабушки 7 000 рублей Пособие на ребенка 500 рублей Семья Ивановых

Слайд 5

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, студент, школьник). Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Бабушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе в общежитие (оплата общежития 1200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь учится в одном городе на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 11 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). Семья мечтает отправить бабушку на курорт подлечиться ( стоимость путевки с дорогой , проживанием в санатории и лечением составляет 135000 рублей). Доходы семьи: Заработная плата папы 17 000 рублей Заработная плата мамы 12 000 рублей Пенсия бабушки 9 000 рублей Стипендия старшей дочери 1850 рублей Зарплата средней дочери 3500 рублей Плата за сданный в аренду гараж 1500 рублей Семья Петровых

Слайд 6

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада). Семья живет в собственной квартире. Старший сын ученик 11 класса, средний сын ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад. Семья выплачивает автокредит в размере 5000 рублей месяц. Средний сын занимается в музыкальной школе (оплата 1500 рублей в месяц), дочь занимается в Школе ремесел (оплата 1200 рублей в месяц). Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250000 рублей. Доходы семьи: Заработная плата папы 22 000 рублей Заработная плата мамы 10 000 рублей Пенсия бабушки 9 000 рублей Плата за сданную в аренду квартиру 5500 рублей Семья Сидоровых

Слайд 7

Б Дефицит Профицит Баланс

Слайд 8

Ромашка Блума

Слайд 10

Удачи и финансового благополучия!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Основы экономики и финансовой грамотности» для 6 -7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе авторской программы Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.), а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/ 

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ ПСОШ № 1

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МАОУ ПСОШ № 1 от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Программа курса рассчитана на 35 учебных часов (17 часов в год). Ключевой целью программы является развитие компетенций финансовой грамотности детей среднего школьного возраста, формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.

Программа позволяет получить представление о задачах, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного курса. Конкретизировано содержание предметных тем образовательного стандарта, указано распределение учебных часов по разделам курса и учтена последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы МАОУ ПСОШ № 1, местных социально-экономических условий.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

* освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного бюджета, умений необходимых для поиска и использования финансовой информации, проектирования и создания личного финансового плана;

* овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности защиты прав как потребителей финансовых услуг;

* развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи изучения курса:

* формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

* формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

* формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

* формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

* формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

* обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Общая характеристика учебного курса.

Программа курса «Основы финансовой грамотности» предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности и направлена на:

* создание условий для развития финансовой грамотности ребенка;

* развитие мотивации к познанию и развитию критического мышления;

* обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

* приобщение детей к современным общечеловеческим ценностям;

* профилактику асоциального поведения;

* создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

* интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

* укрепление психического и физического здоровья.

Основные содержательные линии курса:

* Деньги, их история, виды, функции;

* Семейный бюджет;

* Экономические отношения семьи и государства;

* Семья и финансовый бизнес;

* Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, схемами, таблицами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Основные принципы обучения, предусмотренные программой:

* метапредметность - освоение универсальных способов действий, с помощью которых учащийся сможет сам добывать необходимую информацию;

* наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, рисунков, таблиц;

* системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе;

* гуманизация воспитательного процесса – построение занятий с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.

Педагогические технологии.

Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей……….

Программа ориентирована на УМК:

1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы дляучащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

2.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

3.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2016.

4.Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 

Планируемые результаты

Личностными результатами являются:

* осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

* овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

* развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

* развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами являются:

Познавательные:

* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

* использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

* формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

* овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

* овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

* понимание цели своих действий;

* планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

* проявление познавательной и творческой инициативы;

* оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

* адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

* составление текстов в устной и письменной формах;

* готовность слушать собеседника и вести диалог;

* готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

* умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

* определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами являются:

* понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

* формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;

* понимание и правильное использование экономических терминов;

* освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

* приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

* развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

* развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Основное содержание курса

Название темы

Количество часов

Доходы и расходы семьи

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

10

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. Семейный бюджет.

6

Семья и государство: как они взаимодействуют

Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

6

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

12

Что такое финансовая грамотность

Итоговое занятие

1

Тематический план курса

Название темы

Всего часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Доходы и расходы семьи

10

4

6

Составление семейного бюджета

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

2

4

Ролевая игра

Квест игра

Семья и государство: как они взаимодействуют

6

2

4

Мини-исследование

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

6

2

4

Составление личного финансового плана

Что такое финансовая грамотность

1

0

1

Тестирование

Итого

35

13

22

Календарно-тематическое планирование курса

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности

Задание

Доходы и расходы семьи (10 ч)

Планируемые результаты:

Предметные

*Познакомиться с понятием финансовой грамотности;

*Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег-преступление;

*Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате;

*Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги;

*Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами;

Метапредметные

*Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

*Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

*Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

*развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

1

Введение. Что изучает курс «Основы финансовой грамотности?

Почему так важно изучать финансовую грамотность? Чему вы можете научиться на занятиях финансовой грамотности?

Осуществлять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

2-3

Что такое деньги?

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Читать, осмысливать и пересказывать текст учебника, подтверждать примерами о роли денег в современном обществе, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать необходимую информацию из различных видов наглядности, анализировать различные источники

Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Перечислять виды денег. Приводить примеры товарных денег.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

Пословицы и поговорки о деньгах.

Синквейн.

4-5

Доходы семьи.

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Описывать виды заработной платы.

Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Приводить примеры кредитов.

Задание в тетради.

6-7

Расходы семьи.

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Классифицировать виды благ.

 Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Таблица «Доходы и расходы семьи».

8-9

Семейный бюджет.

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

Описывать формы сбережений.

Описывать последствия превышения расходов над доходами.

Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

Задание в тетради.

10

Доходы и расходы семьи.

Повторение изученного.

Аукцион знаний.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6ч)

Планируемые результаты:

Предметные

* описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи;

*различать обязательное и добровольное страхование, объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования.

Метапредметные:

*Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

*Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

*Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

Личностные:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

*развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

11-12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи)

Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

13-14

Страхование.

Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Различать обязательное и добровольное страхование.

Объяснять, почему существует обязательное страхование.

Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

Сравнивать различные виды страхования.

Встреча с сотрудниками страховой компании.

Задание в тетради.

15-16

Как спасти деньги от инфляции.

Понятие инфляции. Как спасти деньги от инфляции.

Объяснять, что такое и почему происходит инфляция

Работать с источниками, таблицами.

Встреча с сотрудниками банка.

Задание в тетради.

Семья и государство: как они взаимодействуют (6ч)

Планируемые результаты:

Предметные:

*Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье;

*Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах;

*Как принять решение о налогах и сборах;

Метапредметные:

*Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

*Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

*Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Личностные:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

*развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

17-18

Налоги.

Налоги - обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Объяснять, почему государство собирает налоги.

Приводить примеры налогов.

Описывать, как и когда платятся налоги.

Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Встреча с сотрудниками ФНС РБ по Джидинскому району. Презентация слайдов «Зачем нужны налоги?»

19-20

Социальные пособия.

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

Находить информацию о социальных выплатах.

Встреча с сотрудниками ОСЗН.

Работа с интернет ресурсами.

21-22

Государство – это мы!

Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

Защита проектов.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (6ч)

Планируемые результаты:

Предметные:

*Объяснять понятие инфляции, причины обесценивания денег, приводить примеры способов сохранить деньги от инфляции;

*Приводить примеры банковских услуг, описывать условия вкладов и кредитов, находить информацию о вкладах и кредитах, объяснять причины и последствия решений о взятии кредита;

*Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки;

*Приводить примеры валют разных стран, объяснять, что такое валютный курс, находить информацию о валютных курсах, проводить расчеты с валютными курсами;

*Объяснять причины и виды благотворительности, роль благотворительности для общества и человека;

*Объяснять, что такое финансовый план, перечислять основные компоненты финансового плана, объяснять значение финансового плана для человека.

Метапредметные:

*Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

*Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

*Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

Личностные:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

*развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

23-24

Что такое банк?

История возникновения и развития банковской системы. Банки РФ. Банки и филиалы в РБ, в Джидинском районе.

Работать с разными видами источников.

Доклады и сообщения. Презентация слайдов.

25-26

Банковские услуги.

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Приводить примеры банковских услуг.

Описывать условия вкладов и кредитов.

Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

 Объяснять, почему и как страхуются вклады.

Находить информацию о вкладах и кредитах.

Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

Объяснять условия кредита, приводить примеры.

Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

Экскурсия в сбербанк.

27-28

Собственный бизнес.

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

Объяснять, что такое бизнес-план.

Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Буклет «Мой первый финансовый план»

29-30

Валюта в современном мире.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Приводить примеры валют разных стран.

Объяснять, что такое валютный курс.

Находить информацию о валютных курсах.

Проводить расчёты с валютными курсами.

Доклады, сообщения. Презентация слайдов «Валюты мира»

31-32

Что такое благотворительность?

Что такое благотворительность? Значение помощи людям.

Объяснять, как и почему частные организации занимаются благотворительностью.

Объяснять, что такое благотворительность

Приводить примеры благотворительности из Интернета и СМИ.

Анализировать примеры, делать выводы

СМИ, интернет ресурсы.

33-34

Личный финансовый план.

Финансовые цели. Как найти дорогу к своей мечте.

Буклет, лепбук  «Мой первый финансовый план» или «Как накопить подростку на мечту»

35

Итоговое занятие

Деловая игра «Финансовая грамотность»

Учебно-методический комплект:

  1. Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
  2. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  6. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
  2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
  3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;
  4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
  5. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
  6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
  7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
  8. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
  9. http://www.banki.ru/products/deposits/
  10. http://www.sravni.ru/vklady/
  11. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
  12. http://www.ndscalc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка. Финансовая грамотность в школе

В настоящее время финансовая грамотность – это  экономическая  безопасность, благосостояние граждан.Проблема финансовой грамотности одна из важнейших и сложных в нашей стране; связана ...

Преподавание финансовой грамотности в школе в рамках курса обществознания

В данной статье уделено внимание значимости формирования финансовой культуры населения современной России, изучению финансовой грамотности на уроках обществознания в школе....

Уроки финансовой грамотности в школе

Финансовая грамотность на уроках...

Для чего нужна финансовая грамотность в школе

Данная статья показывает всю важность финансовой грамотности  в образовательных учреждениях...

Современные методы обучения основам финансовой грамотности в школе.

Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей  современных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости не...

финансовая грамотность в школе

Цель моей методической разработки - показать, как можно финансово образовать учащихся в рамках учебных предметов истории и обществознания....

Сертификат участника на портале "Солнечный свет" по теме: «Основы финансовой грамотности в школе», 2022г.

Сертификат участника на портале "Солнечный свет" по теме: «Основы финансовой грамотности  в школе», 2022г....