Педагогическая копилка. Финансовая грамотность в школе
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Боронова Елена Николаевна

В настоящее время финансовая грамотность – это  экономическая  безопасность, благосостояние граждан.

Проблема финансовой грамотности одна из важнейших и сложных в нашей стране; связана с ограниченным представлением о финансах вообще и финансовых услугах в частности;  неспособности приспособиться к меняющейся экономической ситуации, потери накоплений.

В своей работе я рассматриваю конкретную контактную аудиторию школы в рамках проекта финансовой грамотности (приоритетного курса образовательного учреждения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность в школе. Обмен опытом /2019 год/

Комментарий к слайдам

1.Здравствуйте! Меня зовут Боронова Елена Николаевна.

Тема моего доклада: финансовая грамотность населения - выбрана не случайно. Как известно, курс ФГ (финансовой грамотности) сознательно построен таким образом, что процесс финансового воспитания касается не только наших детей, но и их родителей, педагогов-предметников (которые с 2018/19 учебного года внедряют в обучающий  процесс своего предмета элементы финансовой науки) через образовательную среду школы.

Хотелось бы поделиться опытом, достигнутыми результатами, планами на будущее.

 2.Моя педагогическая практика реализации такого масштабного проекта началась с курса повышения квалификации, организованного администрацией школы № 9 по продвижению финансовой грамотности в нашем учебном заведении.

В этой непростой задаче  мне помогло сотрудничество с коллегами по курсовой подготовке, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, «Высшая школа экономики»,  Институт экономической политики имени Егора  Гайдара.  

Цель государственного участия в моем образовании - создание  потенциала моей эффективной работы с учащими, информационная/ методическая поддержка  и  распространение финансовой грамотности через предметный курс, созданный и реализуемый в нашей школе.

3.Федеральные каналы, газеты, интернет-сайты - широко освещают внедрение президентской программы в городах России, Нижегородской области.

4.С 2017 года нашей школой выбран президентский курс «Финансовая грамотность учащихся».

Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

5.«Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для дополнительного образования учащихся, впервые разработанная в России.

Для  курса создан учебно-методический комплект, включающий материалы для школьников, учебную программу, методические рекомендации для педагога, контрольные измерительные материалы и материалы для родителей.

Все учебные материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности — для самообразования учащихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями.

6.В нашей школе «Финансовая  грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы школьников  5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов. Может быть дополнен проектной деятельностью с учащимися из расчета 34 часа (1 час в неделю).

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают

формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений,

приобретение опыта применения полученных знаний  для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

7.Основные содержательные линии курса представлены здесь, на слайде

8.Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания / литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей / включают задачи, графики / диаграммы, игры, мини-исследования / проекты.

В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации в  публичных выступлений.

9.Так, личностными результатами изучения курса «Ф Г» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества / государства;
  • понимание экономических проблем, финансовых связей;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, доходности  на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности;
  • планирование собственного бюджета
  • развитие навыков сотрудничества в игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений

10.При изучении курса  использую такие  активные и интерактивные методы обучения как:

  •     «один - два - вместе»;
  •     «мозговой штурм»;
  •     «сетка принятия решений»;
  •      « мини-исследование»;
  •     «диаграмма связей»;
  •     «эссе».

11.Проблема финансовой грамотности является одной из важнейших и  сложных.

Это связано с ограниченным представлением о финансах;  неспособности подстроиться к меняющейся экономической ситуации, потери накоплений.

 12. Напоминаю. С  25 сентября 2017 года в нашей стране была принята «Стратегия повышения финансовой грамотности населения». Она нацелена на увеличение численности финансово образованных граждан.

Её задачи: повышение охвата и качества финансового образования; информированности населения; обеспечение необходимой базы методических ресурсов; разработка механизмов взаимодействия государства и общества для повышения финансовой грамотности школьников, студентов, пенсионеров; граждан, склонных к риску.

Это направление выбрано и мною, учителем экономики, преподавателем финансовой грамотности совместно с администрацией школы.

13.Финансовая грамотность. Так что же это такое?! По-сути, очень непростой вопрос, так как разные люди понимают его по-разному. Это понятие субъективное, даже порою, философское.  И тем не менее: - это четкое представление того, как работают деньги,  как их зарабатывают, управляют  ими.

Учёт делается на особенностях финансово грамотного человека, которые представлены здесь на слайде

      14.С 2017/18 учебного года я реализую  президентскую программу повышения качества знаний учащихся и их родителей через прикладной курс «Финансовая грамотность».  Мною задействованы не только школьники, предметно изучающие финансовую грамотность в форме факультатива (с 5-го по 7-ой класс), но и их родители, ученики старших классов через предмет «Экономика», новостные ленты сообщества школы, творческие и интеллектуальные мастерские.

 15.Финансовая грамотность учащихся « В Контакте»  - результат инициативно-творческой группы учащихся школы. На страничках новостных сообществ ребята  знакомятся  с действующим законодательством; формируют  грамотное экономическое поведение;  осуществляют творческий подход к проблеме ресурсосбережения.

16.Ежегодное участие в онлайн – уроках финансовой грамотности, проектная деятельность учащихся, исследования школьников /  представление результатов тестирования финансовой грамотности учащихся на предметных неделях, в НОУ школьного, областного этапа позволяет не только отследить деятельность курса «Финансовая грамотность»,  но и обновлять созданную группу  «МБОУ СОШ № 9».

17.Финансовая деятельность в нашей школе - это эффективный способ реализации доступной экономической информации для обмена мнениями, интересами, творческими проектами в рамках государственной программы повышения финансовой грамотности.

В рамках творческой деятельности учащимися школы уже:

  • создан логотип сообщества «Финансовая грамотность учащихся»;
  • собираются и  обновляются тематические видеоролики;
  • обсуждаются экономические задания и игры;
  • формируются тесты и их результаты в диаграммах/таблицах;
  • выкладываются познавательные презентации, видео/ медиа-информация для пользователей интернет-сообщества и не только.

18.Финансовая грамотность – насущно необходимое знание для выживания в современном мире.  Она позволяет  человеку не зависеть от обстоятельств,  воли других людей, системы. Образованный человек сам выбирает те пути в жизни, которые для него наиболее привлекательны.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г. Балахна 2019 г. Автор: Боронова Елена Николаевна учитель экономики МБОУ СОШ № 9 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ конкурсный материал по тематическому направлению «Моя педагогическая находка»

Слайд 2

Слайд 3

СМИ о курсе «Финансовая грамотность» https://www.youtube.com/watch?v=73LQ0PK7RXU

Слайд 4

Реализация президентской программы МБОУ «СОШ № 9» с 2017/18 учебного года реализует президентскую программу повышения качества знаний учащихся и их родителей через прикладной курс «Финансовая грамотность»

Слайд 5

Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций https://fmc.hse.ru/methodology

Слайд 6

Пояснительная записка Цель курса: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Слайд 7

Основные содержательные линии курса: Деньги, их история, виды, функции; • Семейный бюджет; • Экономические отношения семьи и государства; • Семья и финансовый бизнес; • Собственный бизнес.

Слайд 8

Освоение содержания курса опирается на математика, история, география, обществознание, литература, другие

Слайд 9

Планируемые результаты Личностные: • осознание себя как члена семьи, общества, государства; понимание экономических проблем семьи, участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и личной ответственности; планирование собственного бюджета; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; участие в принятии решений о семейном бюджете Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать различные точки зрения; • умение излагать своё мнение; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться.

Слайд 10

Методы обучения: «мозаика»/ «один - два - вместе»/ «дерево решений»/ мозговой штурм»/ «сетка принятия решений»/ «исследование»/ «кейс»/ «аукцион»/ «диаграмма связей»/ «эссе»

Слайд 11

Слайд 12

Стратегия повышения финансовой грамотности населения

Слайд 13

Финансовая грамотность. А что это такое?!

Слайд 14

Практическая реализация проекта

Слайд 15

Практическая реализация проекта Создание школьного Интернет-сообщества

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Вывод: Там, где финансовая грамотность невысока, возможности экономического роста неизбежно ограничены. Повышение финансовой грамотности- наша приоритетная задача!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание финансовой грамотности в школе в рамках курса обществознания

В данной статье уделено внимание значимости формирования финансовой культуры населения современной России, изучению финансовой грамотности на уроках обществознания в школе....

Уроки финансовой грамотности в школе

Финансовая грамотность на уроках...

Для чего нужна финансовая грамотность в школе

Данная статья показывает всю важность финансовой грамотности  в образовательных учреждениях...

Современные методы обучения основам финансовой грамотности в школе.

Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей  современных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости не...

финансовая грамотность в школе

Цель моей методической разработки - показать, как можно финансово образовать учащихся в рамках учебных предметов истории и обществознания....

Доклад на педагогическом совете "Финансовая грамотность обучающихся"

Актуальность материала в связи с необходимостью ознакомить коллег с учебными  темами в рамках ФОП по обществознанию...