Формирование детского творчества в процессе внеурочной деятельности учащихся 6 классов
статья по физике (6 класс) на тему
Психологи утверждают [6 и др.], что творчество – высшая форма человеческой активности и самостоятельности. Творческие способности – это способности понять необходимость и возможность создания нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_detskogo_tvorchestva_v_protsesse_vneurochnoy.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сазонова Т. Н.
Самарская обл., г. о. Кинель
ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка.
Формирование детского творчества в процессе внеурочной
деятельности учащихся 6 классов
Развитие творческих способностей школьников – одна из главных задач обучения. Эту проблему рассматривали такие ученые, как Б.П. Есипов [4], И.Т. Огородников [10], И.Я. Лернер [7, 9], В.Г. Разумовский [13, 14].
Психологи утверждают [6 и др.], что творчество – высшая форма человеческой активности и самостоятельности. Творческие способности – это способности понять необходимость и возможность создания нового. Творческое начало заложено в природе каждого человека. Все дети активные творцы. Они рисуют и поют, строят дома и покоряют неведомые миры. Создают свое, "новое, никому ранее не приходящее в голову". Однако с годами эта способность у ребят исчезает, что является большой потерей как для личности, так и для общества в целом. "Если представить пирамиду разума, вершина такой пирамиды - выдающиеся умы человечества. Чем ниже слой, тем он мощнее, шире и моложе по возрасту. Как высота и мощь дерева зависят от силы и крепостей корней, так устойчивость пирамиды зависит от прочности ее фундамента. Что же в основании? Где изначальный источник человеческого разума, резерв науки и технического прогресса? Ответ может быть только один: дети" [12, с.7]. Все знания, колоссальная информация, накопленные человечеством, непрерывно передаются новым поколениям. И от того, насколько хорошо организована система передачи опыта и знаний, во многом зависит прогресс общества, его движение вперед". Следовательно, главной задачей учителя при решении такой проблемы как развитие творческих способностей, является поиск путей и средств, формы организации творческой деятельности учащихся в процессе внеурочной деятельности, поскольку творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности.
Эффективность развития творческих способностей учащихся 6 класса зависит от учета их психологических и возрастных особенностей. Особенности детей раскрываются в кружках.
Для развития творческих способностей школьников большие возможности открываются в кружковой работе. В качестве завершающего элемента по какой-либо изученной теме на кружковом занятии, являются изготовление учащимися прибора или макета, по данной теме. Каждый раз, после подробного рассмотрения темы за 7 класс, ученик призван творить: он думает, воображает, сравнивает, решает, воплощает свои идеи в реальную конструкцию. В одном случае это – изобретение, в другом – полезный прибор для класса, в третьем – пособие или игрушка для малышей. Но в каждой конструкции заложен физический смысл, в каждую внесено что-то свое новое, придуманное самим ребенком. И пусть сама идея прибора или какой-либо конструкции не новая, и принадлежит она не детям, и реализуется она под руководством педагога, но и такая деятельность учащихся будет иметь творческий характер. Замечательный советский психолог Л.С. Выготский писал: "… высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным членам общества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека" [2, с.7]. Таким образом, деятельность учащихся, когда они в процессе работы что-то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят "йоту нового", представляет не что иное, как творчество младших подростков. И пусть пока эта творческая работа учащихся 6 классов протекает на уровне субъективной новизны – открытия для себя, в дальнейшем, чем ученик будет становится старше, тем больше возможностей и ее объективизации.
И опираясь на свой хоть и небольшой опыт, я могу с точностью сказать, что даже моделируя различные технические объекты, дети никогда в точности не придерживаются оригинала. Они рассматривают его по-своему, вносят новые, пусть незначительные изменения, дополнения и пр.
С точки зрения виднейшего теоретика и экспериментатора учебной деятельности В.В. Давыдова для формирования внутренней мотивации, подлинно устойчивого интереса для школьника важен не частный случай (сделал прибор или игрушку), а нахождение общего принципа построения объектов данного типа, раскрытие общих закономерностей построения, а также на осознании физического явления положенного в устройство данной конструкции. Например, практической работы: изготовить устройство для демонстрации относительности движения, для демонстрации инерции и т.д.
Как правило, школьникам очень нравится что-нибудь конструировать и изобретать. Получая такие задания ученики уже сейчас в 6 классе начинают более внимательно относится к занятиям на кружке, а, следовательно, и к учебному материалу, и к предмету "Физика" в целом. Практическое творчество учащихся можно рассматривать как ключик в овладении определенными знаниями по физике. Организовать работу учащихся полезно таким образом, чтобы были исключены трудоемкие операции, не способствующие развитию детей, а лишь отвлекающие их от сути исследуемого явления. Такое условие делает процесс захватывающим для школьников, которые стремятся как можно скорее воплотить свои проекты "в жизнь".
Выполняя такие задачи с элементами технического моделирования и конструирования, учащиеся не только удовлетворяют свою любознательность, но и видят результат своей деятельности (изготовленный ими прибор или макет). Полученный результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует дальнейшую творческую активность учащихся. Результативность каждого выполненного творческого задания тесно связано с развитием у школьников творческого мышления. При решении задач учащиеся как бы переносят свои знания и умения, полученные на занятиях кружка и при изучении различных учебных дисциплин на создание того или иного прибора, той или иной конструкции.
Традиционно считается, что в учебном процессе по физике к творческим заданиям целесообразно относить все те задания, принцип выполнения которых не указан, а часто и не известен учащимся. Он должен быть установлен ими самостоятельно в ходе анализа задания на основе имеющихся знаний. Желательно, чтобы педагог лишь подвел ученика к проблемной ситуации, а тот уже сам пытался формулировать проблему, определить содержание своей работы, средства и методы для достижения результата. Важным моментом в этой работе должно стать обеспечение глубокого понимания учащихся учебного материла, излагаемого на занятиях кружка. Лишь на фоне системной работы, обеспечивающей знание материала, учащиеся могут применять различные приемы и задания, требующие от обучаемых самостоятельного решения познавательных задач.
Таким образом, развитие творческих способностей школьников 6 класса кружковая работа открывает большие возможности. В качестве заданий творческого характера, можно использовать и такие задания, как составление загадок, индивидуальное и коллективное написание сказок, рекламы, изготовление макетов, моделей, рисунки. Г.И. Щукина отмечает: "творческие работы учащихся, активизируя эмоционально волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьника" [18, с.17].
Г.И. Щукина отмечает, что именно в младшем подростковом возрасте, даже оформление классных записей в тетрадях, содержат в себе творческий подход учеников.
Творческие задания приобщают учащихся к физической науке. Это мощный стимул познавательного процесса, пробуждающий учащихся постоянно искать что-то новое и приникать в его смысл. И на наш взгляд, учащиеся, которые на моем кружке занимались творческой деятельностью, в дальнейшем (в 7 классе) будут уже иметь "живой, яркий, сильный и глубокий интерес" к физике. Следовательно, кружок выступает, как один из путей повышения эффективности научения детей физике.
Таким образом, из рассмотренного видно, что в ходе подготовки детей к систематическому курсу физики 7 класса путем внеурочной деятельности школьников 6 класса, можно осуществить вполне полноценный процесс учебно-воспитальной работы, сориентированный на развитие творческих способностей учащихся и их подготовку к труду.
Проблема развития творческих способностей исследуется многими психологами и педагогами [1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13-16, 17]. В этой области также известны методические разработки Е.А. Самойлова [17].
Известный советский педагог и психолог П.П. Блонский справедливо указывал на то, что пустая голова не рассуждает, но чем больше знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать. Речь идет о том, чтобы сам процесс приобретения знаний был активным и творческим и не сводился к простому усвоению информации, исходящей от учителя, чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний.
Мы часто недооцениваем интеллектуальные возможности школьников. Даем мало пищи для умственной деятельности детей 11-12 летнего возраста. Главное здесь отсутствуют упражнения, проблемы, задачи, позволяющие ученику двигаться вперед. Отсюда торможение, задержка в развитии детей.
Известно, что, чем раньше и интенсивнее развивается детский интеллект, тем крепче закладываются фундамент для последующей, постоянной и все нарастающей умственной работы. Следовательно, чем раньше начнем знакомить детей с физикой, тем крепче у ребенка закрепятся знания из области этой науки.
В результате волевых действий достигается намеченная цель. Это позволяет школьнику соотнести итог деятельности с ее целью и мотивацией (очень хотел сделать прибор, чтобы он работал). Если они совпадают (прибор получился, прекрасно работает), то ученик испытывает радость, получает удовлетворение от работы, переживает успех. А новые переживания, связанные у школьника с успехом, ведут к новым усилиям, радости, удовлетворении, стимулирующих дальнейшую работу.
Так, преодолевая одно затруднения за другим, ученик переходит от одного успеха к другому, в результате у школьника формируется опыт творческой деятельности. Именно опыт играет существенную роль в развитии личности процессе технического творчества.
Литература
- Войцеховский Б.Т. Развитие творчества учащихся при конструировании. Из опыта работы. Под ред. чл. кор. АПН А.В. Перышкина. - М.: Учпедгиз, 1962.- 156с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.
3. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 217-219.
4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 115.1961.
5. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - V Просвещение, 1976. -303 с.
7. Лернер Н.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. - В кн. Научное творчество. М., 1969.
8. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
9. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. - М.: Знание, 1985.-80 с.
10. Огородников И.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока. // Народное образование. -1973. - № 4.
11. Пономарев 51.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.-280с.
12. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителей / П.Н. Андрианов, М.А. Талагузова, Л.А. Какжова и др.; Под ред. П.Н. Андрианова, М.А. Талагузова. - М.: Просвещение, 1990. - 110 с., ил.
13. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975. -272 с.
14. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. - М.: Учпедгиз, 1961. - 147 с.
15. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1966. - 155 с.
16. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в 7 классе. - М.: Просвещение, 1967. -154 с.
17. Самойлов Е.А. Психолого-дидактические основы формирования продуктивной деятельности школьников при обучении физике, научно-техническому творчеству и изобретательству. Метод, пособие.
18. Шамаш С.51.. Эвенчик Э.Е., Орлов Е.А. Методика преподавания физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
19. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.-С. 19-20.
20. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - 352 с.
159. Шамаш С.51.. Эвенчик Э.Е., Орлов Е.А. Методика преподавания физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.
Сообщение для "круглого стола" в рамках проведения методической недели. Содержит текст выступления, презентацию и несколько полезных правил по данной теме....
Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения
Анализ работы педагога-психолога в классе компенсирующего обучения...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»
Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...
Конкурсная деятельность, как фактор реализации и формирования художественно-исполнительских знаний, умений, навыков учащимися класса скрипки.
Проект разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности «Инструментальное исполнительство» (скрипка)...
«Конкурсная деятельность, как фактор реализации и формирования художественно-исполнительских знаний, умений, навыков учащимися класса скрипки».Отчет проекта
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей. С педагогической точки зрения созданная в проекте ситуация успеха - это целена...