"Формирование естественно-научного мировоззрения в процессе внеурочной деятельности в 4 классе"
статья на тему
Выступление на методобъединении учителей физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность естественно-научного направления | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение стандартов нового поколения в начальной школе, заставило учителя по-новому подойти к обучению в целом. Целью педагога стало – развивать мышление ребенка, чтобы он занял достойное место в окружающем его мире. В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Современные требования к обучению младших школьников заставляют учителя ориентироваться на сдачу ВПР (выпускные проверочные работы). Как показывает практика, наибольшие затруднения учащиеся испытывают при выполнении работ по окружающему миру. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Этот вид деятельности является неотъемлемой частью в обучении. Без него невозможно представить себе современный урок. Но, как известно, учителю на уроке необходимо многое успеть: объяснить, проверить, закрепить и вложиться во временные рамки урока. Решить проблему нехватки времени можно с помощью внеурочной деятельности, которой сейчас уделяется столько внимания.
Внеурочная работа ведётся по нескольким направлениям, одно из них – общеинтеллектуальное. Реализация внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению – это обучение школьников осмыслению явлений окружающего мира, накоплению знаний и их использование в повседневной жизни с раннего возраста. Для расширения и углубления знаний обучающихся в нашей школе была апробирована программа «Я исследователь». Цель программы: формирование научного мировоззрения и мышления у младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Новизна программы состоит в том, что учащиеся приобретают навык работы с лабораторным оборудованием, учатся оформлять результаты своей работы, используя таблицы и графики, что способствует развитию аналитического, логического мышления школьников. Формирует познавательные УУД. Учитывая возрастные особенности, программа содержит творческие задачи проблемного и исследовательского характера. Стоит отметить, данный курс ведётся учителем физики, что позволяет соблюдать преемственность между начальной и средней школой. Реализация этой программы способствовала активизации самостоятельной познавательной деятельности ребёнка; углубила и расширила знания обучающего, об окружающем его мире. Школьник приобретает навык работы с лабораторным оборудованием, учится выдвигать гипотезу, аргументировано отстаивать свою точку зрения и делать вывод на основе результатов проведенного исследования. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к окружающему миру. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления об окружающем мире в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в проектной деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 3–4 класса, 2 года обучения.
На реализацию курса «Я-исследователь» в 3 классе отводится 34 ч. в год (1 час в неделю). В 4 классе отводится 34 ч. в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут во внеурочное время один раз в неделю.
75% содержания планирования направлено на активную практическую деятельность учащихся с лабораторным оборудованием в кабинете физики. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, подготовку и проведение практических конференций и внеклассных мероприятий, направленных на формирование мировоззрения школьника. Данный вид деятельности позволяет пополнить портфолио обучающегося.
Занятия строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Домашнее задание должно обязательно носить творческий характер. Важно отметить всех, кто выполнил эту работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций.
Приведу в пример несколько тем курса внеурочной деятельности:
- Физика в жизненных ситуациях (тысяча почему);
- Парад занимательных опытов (следует иметь в виду, что будет трудно наиболее восприимчивых и энергичных обучающихся переключить на другой вид деятельности);
Домашнее задание: дать объяснение реального случая с мошенниками.
- В чем секрет фокуса? (послушный поплавок, шарик на нити, притяжение монет к магниту и т.д.)
Домашнее задание: изготовить из пластиковой бутылки и пузырька модель «картезианского водолаза»
Работа над проектом начинается с постановки проблемы (задачи). Делаю это обычно одним из следующих способов:
создание проблемной ситуации (сообщение учителя или учащихся, ситуация на уроке, постановка опыта, демонстрация
модели и так далее);
анкетирование учащихся с целью выяснения интересующего их круга проблем.
Далее более конкретно определяется тематика проекта, его тип (кратковременный, долговременный, исследовательский, предметно-ориентированный, индивидуальный, групповой и так далее) и начинается работа над ним.
Приведу примеры некоторых кратковременных индивидуальных проектов.
Проект 1.
Изготовление прибора «Картезианский водолаз»
( создание проблемной ситуации, выявление желающих изготовить такой прибор, проведение исследований, демонстрация прибора в классе и анализ проведенной работы и возникавших в ее ходе проблем).
Проект 2. Изготовление действующей модели электрического звонка.
(ученик должен изготовить модель из отдельных деталей, разработав схему их расположения на монтажной плате, и продемонстрировать ее работу в классе).
Задача руководителя в проекте - сделать так, чтобы дети большую часть работы выполняли сами, без вмешательства взрослых. Очень сложно удержаться от подсказки, когда ученики «идут не туда». Но одна из задач проекта: формирование собственного опыта решения проблемы и тут надо дать учащимся и возможность ошибиться и возможность самостоятельно исправить свою ошибку. В процессе выполнения проекта я стараюсь не контролировать каждый шаг учеников, а помогать им только тогда, когда они обращаются за помощью. Но и оказывая помощь, стараюсь не давать готовые решения, а предлагать возможные варианты, чтобы у детей всегда была свобода выбора и уверенность в собственном решении поставленной задачи.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов основного общего образования. С помощью грамотно организованной внеурочной деятельности можно сделать образовательный процесс интересным, так как школа, прежде всего, должна пробуждать у ребёнка желание учиться и добиваться высоких результатов в обучении. Советую учителям физики активно включиться во внеурочную деятельность в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системное применение межпредметных связей как средство формирования естественно –научного мировоззрения учащихся основной школы.
Квалификационная работа...
Формирование детского творчества в процессе внеурочной деятельности учащихся 6 классов
Психологи утверждают [6 и др.], что творчество – высшая форма человеческой активности и самостоятельности. Творческие способности – это способности понять необходимость и возможность создания нового....
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Задания по формированию естественно-научной грамотности для учеников 6 класса
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследова...
«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...
Школьный музей – пространство для формирования общекультурной компетентности гимназиста в процессе внеурочной деятельности
Актуальность данной проблемы: - наблюдается снижение общественной активности- спад интереса к массовым мероприятиям, общественной работе-повышенный интерес к низкопробным досуговым мероприятиям, ...
Формирование естественно-научного мировоззрения на уроках физики
Статья-эссе содержит взгляды автора о влиянии естесственно-научных дисциплин на формирование естественно-научного мировоззрения. В статье содержатся некоторые примеры методов и историческая...