Рабочая программа творческого объединения «Край мой Смоленский»
рабочая программа
Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kray_moy_smolenskiy.docx | 48.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУДО «ЦРТДиЮ»
от «30» августа 2021 г. ____________ С.Н.Киринкина
протокол №1 «30» августа 2021г. приказ №167-о
Рабочая программа
творческого объединения
«Край мой Смоленский»
на 2021-2022 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мой родной край»
(первый год обучения)
Форма реализации программы: групповая
Количество часов по программе в неделю: 2 час.
Количество часов по программе: 36 часов.
Количество учащихся: 20
возраст учащихся: 9-14 лет.
Составитель:
Логутенкова Олеся Владимировна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой родной край» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№ 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом МБУДО «ЦРТДиЮ».
Актуальность программы заключается в том, что программа является востребованной среди учащихся и родителей (законных представителей), выполняя социальный заказ на обучение по туристско – краеведческому направлению, который подтвержден результатом мониторинга качества образовательных услуг в МБУДО «ЦРТДиЮ».
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Благодаря тематическому содержанию программы ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Родной край, малая родина - то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин «краеведение», возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.
Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Но, чтобы любить родной край, надо его хорошо знать.
Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями. Благодаря краеведению формируются такие важные качества как патриотизм, гражданская ответственность, любовь к малой родине. Краеведческая база зачастую пополняется фактами, почерпнутыми из исследовательских работ школьников. Это, в свою очередь, дает возможность юным краеведам проявить себя в творческой и научной работе.
Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Срок реализации: 36 часов, 2 часа в неделю. Программа реализуется по полугодиям (с сентября по декабрь и с января по май) с разными группами учащихся.
Обучение детей с ОВЗ и инвалидов – принимаются дети с ОВЗ и дети- инвалиды, которым по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии рекомендованы занятия по дополнительным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности в общих группах.
Цель программы: развитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.
Задачи программы:
Образовательные
- познакомить с краеведческой литературой, научить отбирать документально точный материал, делать презентации своих работ;
- познакомить с информацией о городе Смоленске, памятных местах и событиях, знаменитых людях Смоленской области;
- обучить умениям и навыкам краеведческой работы, научно-исследовательской деятельности.
Развивающие
- развитие у детей духовно-нравственной, эстетической, физической, экологической культуры, культуры коммуникации и досуга;
- развивать у учащихся любознательность и познавательный интерес; логическое мышление, кругозор;
- создать условия для максимального развития способностей учащихся, их самореализации, исходя из природных задатков, объективных возможностей.
Воспитательные
- содействовать формированию гармоничного развития личности учащихся, гуманному отношению к окружающей среде, бережному отношению к памятникам истории и культуры;
- способствовать сформированию активной жизненной позиции, основанной на эстетических и культурных нормах
- способствовать воспитанию патриотизма, чувства уважения к людям, прославившим свой край, любви к родному краю.
Формы организации образовательной деятельности
Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:
-экскурсии по улицам города, к зданиям, к памятным местам.
-рассказы об интересных фактах и событиях;
-беседы;
-чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы;
-просмотры документальных фильмов;
-встречи с участниками исторических событий, деятелями культуры, интересными людьми;
-занятия на базе библиотеки города;
-игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные;
-создание альбомов, книг и др.;
-проектная деятельность,
- викторины;
-оформление выставок работ, книг с иллюстрациями, фотоматериалов, детского творчества и др.;
-слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов, пение, танцы, хороводы Смоленского края;
-участие в праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях.
Используемые технологии и методы работы
Применяются педагогические технологии: развивающего обучения, здоровье сберегающие, информационно - коммуникативные (видео, презентация, интернет - ресурсы). Проектные, игровые технологи. Используется объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический метод.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Предметные результаты отражают:
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о Смоленском крае.
- достижение необходимого овладения элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.
учащийся должен знать:
- необходимый исторический и справочный материал по программе;
- основные знаменательные даты, события, отличать символику своего края;
- фамилии знаменитых смоленских поэтов, художников, композиторов и их произведения;
- название и месторасположение основных достопримечательностей своего края, памятников истории и культуры; называть памятники героям и замечательным людям;
- правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные
Учащиеся научатся:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные
Учащиеся научатся:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные
Учащиеся научатся:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Качественные свойства проявляются:
- в положительном отношении обучающихся к занятиям краеведческой деятельностью,
- накоплении знаний и формирование умений использовать природные ценности для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
- достижения личностно значимых результатов в индивидуальном совершенстве.
- воспитании у учащихся: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формировании ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формировании коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других вдов деятельности;
Способы проверки результативности
Способом проверки систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
Формы подведения итогов
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование.
Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие, участие в краеведческих конкурсах и викторинах.
В конце года обучения предполагается зачет в форме тестирования по темам программы, участия в конкурсах, викторинах разных уровней: учрежденческого, муниципального, регионального, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Учебный план 1 года обучения
36 часов – групповые занятия
Содержание и виды работы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Форма аттестации/ контроля |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | Входное тестирование |
«Древний город кривичей». История Земли Смоленской. Военное прошлое. Смоленск – город-герой. | 6 | 4 | 2 | Наблюдение Опрос |
Смоленск литературный. Достопримечательности Смоленска. | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, Опрос |
Наследие смоленских мастеров. Города и населённые пункты смоленской области. | 10 | 4 | 6 | |
Экскурсведение. Экскурсии. | 12 | 4 | 8 | |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование Защита проектов |
Итого: | 36 | 17 | 19 |
Календарный учебный график 1 года обучения (36часов)
Дата по плану | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Январь Сентябрь | 11.01.2022 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика | 1 | Учебное занятие | Беседа, анкетирование |
Январь Сентябрь | 13.01.2022 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика | 1 | Учебное занятие | Беседа, анкетирование |
Январь Сентябрь | 18.01.2022 | Рассказ об интересных фактах и событиях на тему: «Наши предки». «Град велик и мног людьми…». Викторина «Смоленск в 9-17 веках». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Январь Сентябрь | 20.01.2022 | Рассказ об интересных фактах и событиях на тему: «Наши предки». «Град велик и мног людьми…». Викторина «Смоленск в 9-17 веках». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Январь Сентябрь | 25.01.2022 | Древнейшая история земли Смоленской. Смоленск под властью Польско-литовского государства. Возвращение смоленских земель России. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Январь Сентябрь | 27.01.2022 | Древнейшая история земли Смоленской. Смоленск под властью Польско-литовского государства. Возвращение смоленских земель России. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Сентябрь | 01.02.2022 | Интеллектуальная игра «Смоленская крепостная стена – «ожерелье всея Руси». Великий русский зодчий Ф.С. Конь. История города в стихотворении Виктора Куневича «Крепостная стена». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Сентябрь | 03.02.2022 | Интеллектуальная игра «Смоленская крепостная стена – «ожерелье всея Руси». Великий русский зодчий Ф.С. Конь. История города в стихотворении Виктора Куневича «Крепостная стена». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Сентябрь | 08.02.2022 | Просмотр презентации «Военное прошлое Смоленщины»: монголо-татарское нашествие». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение Презентация |
Февраль Сентябрь | 10.02.2022 | Просмотр презентации «Военное прошлое Смоленщины»: монголо-татарское нашествие». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение Презентация |
Февраль Октябрь | 15.02.2022 | Сражение при Смоленске 5 августа 1812 года. М.И. Кутузов – титулованный князь Смоленский. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Октябрь | 17.02.2022 | Сражение при Смоленске 5 августа 1812 года. М.И. Кутузов – титулованный князь Смоленский. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Октябрь | 22.02.2022 | Практика: Оформление стенгазеты «Смоленск во время немецкой оккупации. Памятные места войны 1941-1945 годов». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Октябрь | 24.02.2022 | Практика: Оформление стенгазеты «Смоленск во время немецкой оккупации. Памятные места войны 1941-1945 годов». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Октябрь | 01.03.2022 | Экскурсия на Бурцеву гору. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Октябрь | 03.03.2022 | Экскурсия на Бурцеву гору. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Октябрь | 10.03.2022 | Библиотечное занятие на тему: «Приятно познакомиться: М. В. Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа» | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Март Октябрь | 15.03.2022 | Библиотечное занятие на тему: «Приятно познакомиться: М. В. Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа» | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Март Ноябрь | 17.03.2022 | Сказки Смоленского края Выставка рисунков по сказкам Смоленского края. Театрализованная игра по сказкам Смоленского края | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Ноябрь | 22.03.2022 | Сказки Смоленского края Выставка рисунков по сказкам Смоленского края. Театрализованная игра по сказкам Смоленского края | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Ноябрь | 24.03.2022 | Экскурсия в историка – художественный музей. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Март Ноябрь | 29.03.2022 | Экскурсия в историка – художественный музей. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Апрель Ноябрь | 31.03.2022 | М.И. Глинка - гениальный русский композитор. Оперы Глинки. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Апрель Ноябрь | 05.04.2022 | М.И. Глинка - гениальный русский композитор. Оперы Глинки. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Апрель Ноябрь | 07.04.2022 | Игра – викторина «Знаменитые люди Смоленщины». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Апрель Ноябрь | 12.04.2022 | Игра – викторина «Знаменитые люди Смоленщины». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Апрель Ноябрь | 14.04.2022 | Час поэзии в библиотеке по творчеству Н.И. Рыленкова | 1 | Урок- презентация | Наблюдение |
Апрель Ноябрь | 19.04.2022 | Час поэзии в библиотеке по творчеству Н.И. Рыленкова | 1 | Урок- презентация | Наблюдение |
Апрель Декабрь | 21.04.2022 | Состав Смоленской области: географическая карта и районные центры области. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Апрель Декабрь | 26.04.2022 | Состав Смоленской области: географическая карта и районные центры области. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Май Декабрь | 28.04.2022 | Рославль - история города. Князь Ростислав Мстиславович. Военное прошлое города. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Май Декабрь | 03.05.2022 | Рославль - история города. Князь Ростислав Мстиславович. Военное прошлое города. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Май Декабрь | 05.05.2022 | История Рославля в картинках (рисунки, фотографии), оформление выставки. | 1 | Учебное занятие | Прослушивание, Наблюдение |
Май Декабрь | 12.05.2022 | История Рославля в картинках (рисунки, фотографии), оформление выставки. | 1 | Учебное занятие | Прослушивание, Наблюдение |
Май Декабрь | 17.05.2022 | Итоговое занятие. Инструктаж по ТБ. Экскурсия «По улицам и площадям города Рославля» Подведение итогов за учебный год. Тестирование. | 1 | Учебное занятие | Беседа, Анкетирование |
Май Декабрь | 19.05.2022 | Итоговое занятие. Инструктаж по ТБ. Экскурсия «По улицам и площадям города Рославля» Подведение итогов за учебный год. Тестирование. | 1 | Учебное занятие | Беседа, Анкетирование |
36 |
Работа с родителями
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения |
1. | Консультации и индивидуальные беседы с родителями. | В течение года |
2. | Участие в проведении родительских собраний | В течение года |
Лично-творческий план педагога
№ п/п | Раздел плана | Задачи, содержание деятельности | Сроки выполнения | Реализация работы |
1. | Подбор и разработка материалов по теме самообразования «Использование проектного метода в работе с детьми как средство формирования любви к родному краю» | Повышение самообразования. | 2021-2022 г | Методическая разработка |
Методическая литература для педагога:
- Кононов В.А автор – составитель «Смоленщина приглашает». Исторический путеводитель. Смоленск 2007
- Иванов Ю.Г. «Смоленск – Щит России» Русич 2012г
- Иванов Ю.Г.; Агинская Е.Н.; Иванова О.Ю. «Страницы истории Смоленщины» Смоленск Русич 2007г
- Смирнов И.А. Смоленск – город русской славы. М.,1982
- Музеи Смоленщины. Туристический справочник. Смоленск, 2006
- Моя Смоленщина. Смоленск, 2004
- Атлас «Смоленская область», Смоленск, 2009
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
- Болотова С.А.Азбука Смоленского края: часть II. Мир истории: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
- Интернет ресурс :nnre.ru›uchebniki/yekskursovedenie_uchebnik/p3.php
Методическая литература для учащихся
- М.В. Исаковскйй. Стихи
- Н.И. Рыленков. Стихи
- А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
- С.Т. Коненков «Земля и люди», «Слово к молодым», «Мой век»
- Г.И. Сальников «Глинка в Смоленске»
- Мишин А. - составитель «Сказки Смоленского края» Издательство «Смядынь» Смоленск1991г
- Иванов Ю.Г. Иллюстрированная история Смоленска 1150 лет городу. Русич 2013г.
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть II. Мир истории: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010
При составлении программы использовалась следующая литература:
1. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» (краеведение) Болотина Л.А; выпуск -4-М ГОУ ЦРСДОД, 2002г,
2. Программы «Юный краевед», Дружинина О.М., Свердловск, 2012г.
3. Программы «Юный экскурсовод», Овсянникова Г.В., Москва2016г.
4. Интернет - ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"
Рабочая программа творческого объединения по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....
Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"
Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....
Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"
Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...
Рабочая программа творческого объединения учащихся по интересам "Юный математик"
Предлагаемый курс своим содержанием предназначен учащимся, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки ч...
Рабочая программа творческого объединения "Краеведение" для 5-9 классов
Дополнительная образовательная программа "Краеведение"Название: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»АвторСитников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготов...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...