Рабочая программа творческого объединения «Край мой Смоленский»
рабочая программа
Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУДО «ЦРТДиЮ»
от «30» августа 2021 г. ____________ С.Н.Киринкина
протокол №1 «30» августа 2021г. приказ №167-о
Рабочая программа
творческого объединения
«Край мой Смоленский»
на 2021-2022 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мой родной край»
(первый год обучения)
Форма реализации программы: групповая
Количество часов по программе в неделю: 2 час.
Количество часов по программе: 36 часов.
Количество учащихся: 20
возраст учащихся: 9-14 лет.
Составитель:
Логутенкова Олеся Владимировна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой родной край» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№ 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом МБУДО «ЦРТДиЮ».
Актуальность программы заключается в том, что программа является востребованной среди учащихся и родителей (законных представителей), выполняя социальный заказ на обучение по туристско – краеведческому направлению, который подтвержден результатом мониторинга качества образовательных услуг в МБУДО «ЦРТДиЮ».
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Благодаря тематическому содержанию программы ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Родной край, малая родина - то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин «краеведение», возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.
Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Но, чтобы любить родной край, надо его хорошо знать.
Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями. Благодаря краеведению формируются такие важные качества как патриотизм, гражданская ответственность, любовь к малой родине. Краеведческая база зачастую пополняется фактами, почерпнутыми из исследовательских работ школьников. Это, в свою очередь, дает возможность юным краеведам проявить себя в творческой и научной работе.
Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Срок реализации: 36 часов, 2 часа в неделю. Программа реализуется по полугодиям (с сентября по декабрь и с января по май) с разными группами учащихся.
Обучение детей с ОВЗ и инвалидов – принимаются дети с ОВЗ и дети- инвалиды, которым по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии рекомендованы занятия по дополнительным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности в общих группах.
Цель программы: развитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.
Задачи программы:
Образовательные
- познакомить с краеведческой литературой, научить отбирать документально точный материал, делать презентации своих работ;
- познакомить с информацией о городе Смоленске, памятных местах и событиях, знаменитых людях Смоленской области;
- обучить умениям и навыкам краеведческой работы, научно-исследовательской деятельности.
Развивающие
- развитие у детей духовно-нравственной, эстетической, физической, экологической культуры, культуры коммуникации и досуга;
- развивать у учащихся любознательность и познавательный интерес; логическое мышление, кругозор;
- создать условия для максимального развития способностей учащихся, их самореализации, исходя из природных задатков, объективных возможностей.
Воспитательные
- содействовать формированию гармоничного развития личности учащихся, гуманному отношению к окружающей среде, бережному отношению к памятникам истории и культуры;
- способствовать сформированию активной жизненной позиции, основанной на эстетических и культурных нормах
- способствовать воспитанию патриотизма, чувства уважения к людям, прославившим свой край, любви к родному краю.
Формы организации образовательной деятельности
Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:
-экскурсии по улицам города, к зданиям, к памятным местам.
-рассказы об интересных фактах и событиях;
-беседы;
-чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы;
-просмотры документальных фильмов;
-встречи с участниками исторических событий, деятелями культуры, интересными людьми;
-занятия на базе библиотеки города;
-игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные;
-создание альбомов, книг и др.;
-проектная деятельность,
- викторины;
-оформление выставок работ, книг с иллюстрациями, фотоматериалов, детского творчества и др.;
-слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов, пение, танцы, хороводы Смоленского края;
-участие в праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях.
Используемые технологии и методы работы
Применяются педагогические технологии: развивающего обучения, здоровье сберегающие, информационно - коммуникативные (видео, презентация, интернет - ресурсы). Проектные, игровые технологи. Используется объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический метод.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Предметные результаты отражают:
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о Смоленском крае.
- достижение необходимого овладения элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.
учащийся должен знать:
- необходимый исторический и справочный материал по программе;
- основные знаменательные даты, события, отличать символику своего края;
- фамилии знаменитых смоленских поэтов, художников, композиторов и их произведения;
- название и месторасположение основных достопримечательностей своего края, памятников истории и культуры; называть памятники героям и замечательным людям;
- правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные
Учащиеся научатся:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные
Учащиеся научатся:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные
Учащиеся научатся:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Качественные свойства проявляются:
- в положительном отношении обучающихся к занятиям краеведческой деятельностью,
- накоплении знаний и формирование умений использовать природные ценности для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
- достижения личностно значимых результатов в индивидуальном совершенстве.
- воспитании у учащихся: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формировании ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формировании коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других вдов деятельности;
Способы проверки результативности
Способом проверки систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
Формы подведения итогов
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование.
Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие, участие в краеведческих конкурсах и викторинах.
В конце года обучения предполагается зачет в форме тестирования по темам программы, участия в конкурсах, викторинах разных уровней: учрежденческого, муниципального, регионального, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Учебный план 1 года обучения
36 часов – групповые занятия
Содержание и виды работы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Форма аттестации/ контроля |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | Входное тестирование |
«Древний город кривичей». История Земли Смоленской. Военное прошлое. Смоленск – город-герой. | 6 | 4 | 2 | Наблюдение Опрос |
Смоленск литературный. Достопримечательности Смоленска. | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, Опрос |
Наследие смоленских мастеров. Города и населённые пункты смоленской области. | 10 | 4 | 6 | |
Экскурсведение. Экскурсии. | 12 | 4 | 8 | |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование Защита проектов |
Итого: | 36 | 17 | 19 |
Календарный учебный график 1 года обучения (36часов)
Дата по плану | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Январь Сентябрь | 11.01.2022 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика | 1 | Учебное занятие | Беседа, анкетирование |
Январь Сентябрь | 13.01.2022 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика | 1 | Учебное занятие | Беседа, анкетирование |
Январь Сентябрь | 18.01.2022 | Рассказ об интересных фактах и событиях на тему: «Наши предки». «Град велик и мног людьми…». Викторина «Смоленск в 9-17 веках». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Январь Сентябрь | 20.01.2022 | Рассказ об интересных фактах и событиях на тему: «Наши предки». «Град велик и мног людьми…». Викторина «Смоленск в 9-17 веках». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Январь Сентябрь | 25.01.2022 | Древнейшая история земли Смоленской. Смоленск под властью Польско-литовского государства. Возвращение смоленских земель России. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Январь Сентябрь | 27.01.2022 | Древнейшая история земли Смоленской. Смоленск под властью Польско-литовского государства. Возвращение смоленских земель России. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Сентябрь | 01.02.2022 | Интеллектуальная игра «Смоленская крепостная стена – «ожерелье всея Руси». Великий русский зодчий Ф.С. Конь. История города в стихотворении Виктора Куневича «Крепостная стена». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Сентябрь | 03.02.2022 | Интеллектуальная игра «Смоленская крепостная стена – «ожерелье всея Руси». Великий русский зодчий Ф.С. Конь. История города в стихотворении Виктора Куневича «Крепостная стена». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Сентябрь | 08.02.2022 | Просмотр презентации «Военное прошлое Смоленщины»: монголо-татарское нашествие». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение Презентация |
Февраль Сентябрь | 10.02.2022 | Просмотр презентации «Военное прошлое Смоленщины»: монголо-татарское нашествие». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение Презентация |
Февраль Октябрь | 15.02.2022 | Сражение при Смоленске 5 августа 1812 года. М.И. Кутузов – титулованный князь Смоленский. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Октябрь | 17.02.2022 | Сражение при Смоленске 5 августа 1812 года. М.И. Кутузов – титулованный князь Смоленский. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Октябрь | 22.02.2022 | Практика: Оформление стенгазеты «Смоленск во время немецкой оккупации. Памятные места войны 1941-1945 годов». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Февраль Октябрь | 24.02.2022 | Практика: Оформление стенгазеты «Смоленск во время немецкой оккупации. Памятные места войны 1941-1945 годов». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Октябрь | 01.03.2022 | Экскурсия на Бурцеву гору. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Октябрь | 03.03.2022 | Экскурсия на Бурцеву гору. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Октябрь | 10.03.2022 | Библиотечное занятие на тему: «Приятно познакомиться: М. В. Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа» | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Март Октябрь | 15.03.2022 | Библиотечное занятие на тему: «Приятно познакомиться: М. В. Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа» | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Март Ноябрь | 17.03.2022 | Сказки Смоленского края Выставка рисунков по сказкам Смоленского края. Театрализованная игра по сказкам Смоленского края | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Ноябрь | 22.03.2022 | Сказки Смоленского края Выставка рисунков по сказкам Смоленского края. Театрализованная игра по сказкам Смоленского края | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Март Ноябрь | 24.03.2022 | Экскурсия в историка – художественный музей. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Март Ноябрь | 29.03.2022 | Экскурсия в историка – художественный музей. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Апрель Ноябрь | 31.03.2022 | М.И. Глинка - гениальный русский композитор. Оперы Глинки. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Апрель Ноябрь | 05.04.2022 | М.И. Глинка - гениальный русский композитор. Оперы Глинки. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение |
Апрель Ноябрь | 07.04.2022 | Игра – викторина «Знаменитые люди Смоленщины». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Апрель Ноябрь | 12.04.2022 | Игра – викторина «Знаменитые люди Смоленщины». | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Апрель Ноябрь | 14.04.2022 | Час поэзии в библиотеке по творчеству Н.И. Рыленкова | 1 | Урок- презентация | Наблюдение |
Апрель Ноябрь | 19.04.2022 | Час поэзии в библиотеке по творчеству Н.И. Рыленкова | 1 | Урок- презентация | Наблюдение |
Апрель Декабрь | 21.04.2022 | Состав Смоленской области: географическая карта и районные центры области. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Апрель Декабрь | 26.04.2022 | Состав Смоленской области: географическая карта и районные центры области. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Май Декабрь | 28.04.2022 | Рославль - история города. Князь Ростислав Мстиславович. Военное прошлое города. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Май Декабрь | 03.05.2022 | Рославль - история города. Князь Ростислав Мстиславович. Военное прошлое города. | 1 | Учебное занятие | Наблюдение, Прослушивание |
Май Декабрь | 05.05.2022 | История Рославля в картинках (рисунки, фотографии), оформление выставки. | 1 | Учебное занятие | Прослушивание, Наблюдение |
Май Декабрь | 12.05.2022 | История Рославля в картинках (рисунки, фотографии), оформление выставки. | 1 | Учебное занятие | Прослушивание, Наблюдение |
Май Декабрь | 17.05.2022 | Итоговое занятие. Инструктаж по ТБ. Экскурсия «По улицам и площадям города Рославля» Подведение итогов за учебный год. Тестирование. | 1 | Учебное занятие | Беседа, Анкетирование |
Май Декабрь | 19.05.2022 | Итоговое занятие. Инструктаж по ТБ. Экскурсия «По улицам и площадям города Рославля» Подведение итогов за учебный год. Тестирование. | 1 | Учебное занятие | Беседа, Анкетирование |
36 |
Работа с родителями
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения |
1. | Консультации и индивидуальные беседы с родителями. | В течение года |
2. | Участие в проведении родительских собраний | В течение года |
Лично-творческий план педагога
№ п/п | Раздел плана | Задачи, содержание деятельности | Сроки выполнения | Реализация работы |
1. | Подбор и разработка материалов по теме самообразования «Использование проектного метода в работе с детьми как средство формирования любви к родному краю» | Повышение самообразования. | 2021-2022 г | Методическая разработка |
Методическая литература для педагога:
- Кононов В.А автор – составитель «Смоленщина приглашает». Исторический путеводитель. Смоленск 2007
- Иванов Ю.Г. «Смоленск – Щит России» Русич 2012г
- Иванов Ю.Г.; Агинская Е.Н.; Иванова О.Ю. «Страницы истории Смоленщины» Смоленск Русич 2007г
- Смирнов И.А. Смоленск – город русской славы. М.,1982
- Музеи Смоленщины. Туристический справочник. Смоленск, 2006
- Моя Смоленщина. Смоленск, 2004
- Атлас «Смоленская область», Смоленск, 2009
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
- Болотова С.А.Азбука Смоленского края: часть II. Мир истории: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
- Интернет ресурс :nnre.ru›uchebniki/yekskursovedenie_uchebnik/p3.php
Методическая литература для учащихся
- М.В. Исаковскйй. Стихи
- Н.И. Рыленков. Стихи
- А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
- С.Т. Коненков «Земля и люди», «Слово к молодым», «Мой век»
- Г.И. Сальников «Глинка в Смоленске»
- Мишин А. - составитель «Сказки Смоленского края» Издательство «Смядынь» Смоленск1991г
- Иванов Ю.Г. Иллюстрированная история Смоленска 1150 лет городу. Русич 2013г.
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010.
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть II. Мир истории: учебное пособие по краеведению. - Смоленск, 2010
При составлении программы использовалась следующая литература:
1. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» (краеведение) Болотина Л.А; выпуск -4-М ГОУ ЦРСДОД, 2002г,
2. Программы «Юный краевед», Дружинина О.М., Свердловск, 2012г.
3. Программы «Юный экскурсовод», Овсянникова Г.В., Москва2016г.
4. Интернет - ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/01/picture-104752.jpg)
Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"
Рабочая программа творческого объединения по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....
Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"
Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-181892-1358516757.jpg)
Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"
Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177412-1357993386.jpg)
Рабочая программа творческого объединения учащихся по интересам "Юный математик"
Предлагаемый курс своим содержанием предназначен учащимся, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки ч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/27/picture-338510-1545894756.jpg)
Рабочая программа творческого объединения "Краеведение" для 5-9 классов
Дополнительная образовательная программа "Краеведение"Название: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»АвторСитников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-549113-1512134516.jpg)
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...