Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"
рабочая программа (9 класс) по теме

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erudit.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 73»

 

Программа творческого объединения «Эрудит»

               

         

                                                                                     

                                                                                     Программа рассчитана на                                                                                      

              учащихся 9-11 классов

                                                                                

                                                                                   

                                                                                                 

                                                                                                                   

        Срок реализации программы

                                                                                             один год 2012-2013 уч.г.

                                                                                             Руководитель объединения:

учитель математики Н.Н.Туруло.

 

г. Архангельск 2012 год

Пояснительная записка.

Программа предназначена для проведения занятий в творческом объединении на основе игры «Что? Где? Когда?» и сопутствующих ей играх. Программа направлена на расширение кругозора учащихся в различных областях науки.

Новизна и актуальность программы состоит в том, что это творческое объединение расширяет знания не по одному предмету, а охватывает широкий спектр областей и предполагает проведение в школе марафона игры «Что? Где? Когда?»

Целью программы является обучение учащихся приёмам и навыкам игры «ЧГК» (и смежных с ней игр), а на основе этого – расширение у них интеллектуальных навыков; развитие эрудиции, логики, фантазии; обучение собранности, умению принимать решения в критических ситуациях; привитие любви к работе с книгой и другими источниками знаний.

Отличительной особенностью программы от общеобразовательной является то, что она выходит за рамки школьной программы.

Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов.

Срок реализации: один год.

Занятия проходят 2 раза в неделю в форме теоретических, практических, групповых и индивидуальных занятий.

В ходе реализации данной программы ожидается повышение интеллектуальности членов творческого объединения, что положительно скажется на результатах участия в городском чемпионате игр «Что? Где? Когда?»

Данная программа разработана на основе авторской программы Е. А. Ципляевой, Волгоград: Учитель, 2009.


Учебно-методический план

 


п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Водное занятие. Инструктаж.

1

1  

 

2

Основы успешности в игре

28

3

25

а

Игра-дело серьёзное

10

1

9

б

Распределение ролей в команде. Принцип игры в команде

1

1

в

Работа с литературой

17

2

15

3

Изготовление реквизита к играм

8

8

4

Виды игр

7

1

6

а

Брейн-ринг

2

1

1

б

Своя игра

2

2

в

Нетрадиционные формы игр

а) «Эрудит-лото»

б) «Веришь- не веришь»

в) «Перевёртыши»

       


1

1

1



1

1

1

5

Работа ведущего

2

1

1

6

Эрудиты в городском чемпионате игр.

6

6

7

Эрудиты в школе

8

8

Итого:

60

6

          54


 Содержание программы

1. Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Игра «ЧГК» в нашем городе.

2. Принцип игры в команде. Команда – единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.

3. Распределение ролей в команде. Функции капитана, генератора идей, критика.

4. Игра-дело серьёзное. Классификация игр. Виды игр: командные, массовые, индивидуальные. Как составить игру, конкурсную программу. Интеллектуальные игры. Типы интеллектуальных игр. Правила и законы простейших интеллектуальных игр. Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр. Правило составления вопросов.

5. Работа с литературой. Основные принципы работы с книгой. Специфические приёмы работы с книгой. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, чёткий источник информации. Как работать над вопросом.

6. Работа ведущего.  Непринуждённое общение с залом-это целое искусство. Техника речи, умение импровизировать, знание правил игры и ответов на вопросы.

7. Игра «Эрудит-лото». Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото».

8. Нетрадиционные формы интеллектуальных игр.

- «Откажись или удвой»

- «Реалии»

- «Веришь – не веришь»

- «Надуваловка»

- перевёртыши, шароиды и др.

9. Отработка игры в шестёрках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.

10. Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Обработка взаимодействия для «Брейн-ринга».

11. Особенности «Своей игры». «Своя игра» - игра некомандная. Особенности вопросов и хода игры.

12. Эрудиты в школе. Марафон игры ЧГК в школе среди 5-11 классов. Отбор вопросов и проведение игры для 3-4 классов.


Образец вопросов к игре «ЧТО?ГДЕ?КОГДА?

Эта эра началась четвертого октября 1957 г. (Космическая)

Все проступки учеников гимназии немедленно заносились в этот зловещий журнал. (Кондуит)

В этом московском учреждении звёздное небо всегда безоблачно. (Планетарий)

Переведите с норвежского «след на склоне». (Слалом)

На эмблеме этого вида спорта изображены щётка и метла. (Керлинг)

Обычно снегурочку называют внучкой деда Мороза. А в сказке Островского она не внучка, а дочка. А как звали её маму? (Весна)

Эта птица с одинаковым усердием подстерегает рыбу у воды, мышь у норы, лягушку у болота. (Цапля)

В ходе Олимпийских игр древнегреческие атлеты метали диски. А из чего они изготовлялись? (Камень)

Если этого хватает, свистеть на яхте нельзя. А вот когда вовсе нет, даже не возбраняется, а рекомендуется посвистеть. (Ветер)

Этот танец с характерным покачиванием бедер бразильцы на своем языке почему-то именуют «удар палкой». (Ламбада)

Настоящую мамалыгу можно приготовить из такой муки. (Кукурузная мука)

Эту сказку ключницы Пелагеи поведал нам С.Т. Аксаков. (Аленький цветочек)

Эту европейскую столицу на Руси называли Стекольной: Стекольна-город. (Стокгольм)

В Петропавловске-Камчатском полночь, а который час в Архангельске? (15.00)

Только одно млекопитающее способно пережить и слона, и кита. (Человек)

Кому слон обязан своим хоботом, если верить Киплингу? (Крокодилу)

Английский математик де Морган считал его загадочным числом, «которое лезет в дверь, в окно и через крышу». (Число )

Эту приятную для глаз и разорительную для кошелька вещь французы считают искажением истины. Без перевода не догадаешься. (Макияж)

Этот экзотический плод именую аллигаторовой грушей. Он по вкусу не только аллигаторам. (Авокадо)

День этого животного американцы отмечают 2 февраля. (День сурка)

В этом балете Большого театра на сцену взгромоздили огромные часы. («Золушка»)

Английский критик Конноли подметил, что те, «У кого люди вызывают не любовь, а любопытство, должны писать не романы, а …». Что? (Афоризмы)

Какому научному термину один юный джентльмен, если верить Мелихану, дал следующее – вполне логичное – объяснение: «это когда в животе все спокойно»? (Флора)

) В. Скотт сказал: «Хрусталь и сердце потеряли бы свою цену, если бы …» (… они не были хрупкими

                                           

                                                     Вопросы второго тура игры в школе

Достоевский однажды сказал: «Если бы нам с С. Тургеневым пришлось жить рядом, мы бы жили, как кот Матрос и Астроном». Кто эти легендарные мореплаватель и учёный? (Кот и собака)

Закончите двустишье некоего Л. Турчинского: «О том, что наша жизнь- игра, всех лучше знают…» (Шулера)

Французские учёные установили, что мужчина в среднем за свою жизнь съедает 5 кг. Этого продукта. Хотя сам продукт малосъедобен, процесс его поедания полезен для здоровья. Как называется этот продукт? (Губная помада)

Опытные водители считают предаварийной ситуацией падение перед их автомобилем футбольного или волейбольного мяча. Чем вызван их страх перед таким хрупким предметом? (Вслед за мячом бежит ребёнок)

22 года алма-атинский пушкинист Данилов пытался установить девичью фамилию некоей Яковлевой. В итоге оказалось, что её девичья фамилия была Матвеева. А как звучит её имя и отчество? (Арина Родионовна)

Вряд ли кто-то из вас знает турецкий язык. И тем не менее скажите по-турецки «простокваша». (Йогурт)

Чем более опытен тот, кто занимается, тем у него темнее. (Пояс у борцов)

По данным ВОЗ одной из профессиональных болезней учителей является полиоз. Болезнь эта не смертельна, но рано или поздно поражает каждого человека, за исключением некоторых, которые сами этому не рады. Учителей полиоз поражает раньше срока. Назовите основной симптом этой болезни. (Седые волосы)

Эти 3 звезды телеэкрана известны всем. Шатена зовут Филипп, блондина - Степан, а как зовут Лысого? (Хрюша)

Что было совсем коротенькое у Дж. Кука, подлиннее у Оливера Кромвеля, совсем длинное у Немировича-Данченко, вообще не было у Клеопатры, а у римского папы есть, но он никогда этим не пользуется. (Фамилия)

Англичане говорят о ней, что она имеет 6 лиц и 21 глаз. (Игральная кость)

Первый получил своё название благодаря своим размерам, 2 – из-за способности давать дополнительную информацию, 3 прославился своим месторасположением, 4 – предпочитает выступать инкогнито. Как именуют пятый? (Мизинец)

Среди овощей это растение не пользуется популярностью. А зря – ведь доказано, что его регулярное потребление вдвое снижает риск заболеть раком, витаминов в нём много, а калорий мало. Кроме того, оно разрешило на некоторый период транспортную проблему. Каким образом? (Тыква-карета)

Черепаха – зелёная, а кот – ? (Ролан Быков)

«Ну, погоди!», «Серая шейка», «Курочка Ряба». Что завершает ряд, составленный из существ, аналогичных действующим лицам вышеперечисленных сказок? (Игла)

В каком спортивном состязании движение вперед ведет к поражению? (Перетягивание каната)

Доказано, что если вы съели несладкое яблоко, то практически заменили одну необходимую для человека операцию. Какую? (Чистку зубов)  

В одной из поваренных книг содержался следующий рецепт: «Положите неоткрытую банку сгущенного молока в кастрюлю и оставьте на огне четыре часа». Почему из-за него пришлось пустить под нож весь тираж книг? (Забыли написать, чтобы в кастрюлю налили воды)

Насыпая зерно в мерный сосуд, наши предки иногда это делали ровно, а иногда – с горкой. Высота этой горки равнялась примерно ширине указательного и среднего пальцев. Какое название получила соответствующая этой высоте мера длины? (Вершок)

Два Бориса – Крутнер и Замятин выпустили совместную книжку юмористических произведений. Название – вполне логично – послужил некий спортивный термин. Какой? (Двоеборье)

Что, по мнению Дж. Оруэлла, является самым быстрым способом завершить войну? (Потерпеть поражение)

По мнению военного летчика Льва Вяткина, он является типичным сказочным персонажем эпохи НТР. (Карлсон)

Как только эти две вещи оказываются на листе бумаги, он становится документом. (Дата и подпись)

По мнению французского мыслителя Элгози, везучие живут с ними, невезучие – без них, а негодяи – для них. (Деньги)

Вопросы третьего тура игры в школе

Эти капитаны брали противников в плен не как-нибудь, а улыбкой. (Капитаны КВН)

Без этого зверька вести диалог с компьютером гораздо труднее. (Мышь)

Ее полет на юг прервался из-за несвоевременного хвастовства. (Лягушка-путешественница)

Это время года в северном полушарии самое короткое – всего 89 суток. (Зима)

Зайчата весеннего приплода зовутся настовички, а осеннего – … (Листопаднички)

Так называются осветительные приборы на краю сцены по ее переднему краю. (Рампы)

Кашу из этой крупы многие недолюбливают, а зря. По мнению знатоков латыни, это подлинная жемчужина нашего стола. (Перловая крупа)

Так французы называют любое оконное стекло, а мы – только цветное, узорчатое. (Витраж)

Самый популярный его персонаж запомнился своим ростом, цветом волос и окраской ботинка. (Пьер Ришар)

Классическая схема детективного романа включает четыре вопроса: что, почему, как. Назовите четвертый. (Кто)

Название этого стекла произошло от греческого слова «лед». (Хрусталь)

Это пространство поблизости от хоккейных ворот напоминает нам о друге Винни-Пуха. (Пятачок)

Этот свирепый паук способен пообедать небольшой птичкой. (Птицеед)

Этих «червячков» любят в России не меньше, чем в их родной Италии. (Вермишель)

Лещина – дикий орех. А как зовется ее культурная форма? (Орех)

Осел из басни Крылова посоветовал Соловью поучится пению у этой птицы. (Петух)

Эта великая африканская река два раза пересекает экватор. (Конго)

Этот дачный инструмент состоит из полотна, вилки, ручки, стержня, ребра жесткости и тупейки. (Лопата)

На берегах этой реки стоял Цветочный город, где проживал Незнайка и другие коротышки. (Огурцовая река)

Лет сто назад именно так медики называли раствор девяти частей рафинада в пяти частях воды. (Сироп)

Эта наука изучает грибы. (Микология)

Эту рифму Незнайка предложил к слову «палка». (Селедка)

Он был приговорен к утоплению к загородному пруду как беспризорный, беспаспортный и безработный. (Буратино)

Именно эта буква отличает невоспитанного человека от необразованного. («Д»: невежа и невежда)

Используемая литература

Энциклопедии «Аванта+»

«Книги для умных «Своя игра»

«Что? Где? Когда?» для «чайников». Борис Левин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа «Творческая мастерская»

Программа «Творческая мастерская» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...