Рабочая программа творческого объединения "Краеведение" для 5-9 классов
рабочая программа по географии по теме
Дополнительная образовательная программа "Краеведение"
Название: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»
Автор | Ситников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготовской ООШ" |
По степени авторского вклада
| Адаптированная |
Направленность
| Краеведческая |
По уровню усвоения содержания
| Базовая |
По уровню усвоения содержания программы и организации педагогической деятельности
| Предметная |
По форме организации детских формировании | Групповая |
По возрасту обучения детей | 12-16 лет |
По приоритетному целеполаганию | Учебная |
По срокам реализации | 2 года |
По контингенту
| Общая |
По степени творческого подхода
| Репродуктивно-продуктивная |
По степени реализации программы | Полностью |
Год составления программы
| 2012год |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kraevedenie_2012-2013_2013-2014.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
творческого объединения
«Краеведение»
Сроки реализации: 2 года
Возраст детей: 11-16 лет
(5-9 класс)
Руководитель: Ситников Сергей Игоревич
2012-2013 год
ПАСПОРТ
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа "Краеведение"
Название: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»
Автор | Ситников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготовской ООШ" |
По степени авторского вклада | Адаптированная |
Направленность | Краеведческая |
По уровню усвоения содержания | Базовая |
По уровню усвоения содержания программы и организации педагогической деятельности | Предметная |
По форме организации детских формировании | Групповая |
По возрасту обучения детей | 12-16 лет |
По приоритетному целеполаганию | Учебная |
По срокам реализации | 2 года |
По контингенту | Общая |
По степени творческого подхода | Репродуктивно-продуктивная |
По степени реализации программы | Полностью |
Год составления программы | 2012год |
Программа
Пояснительная записка
По содержанию программа познавательная, уровень освоения программы углубленный.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам школьного музея, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины. Эта Программа помогает сохранить то, что веками создавалось русским народом, что так стараются заменить сегодня западной культурой различные средства массовой информации.
Главные цели:
- Создать условия для развития личности каждого члена коллектива через познание и самоопределение себя в культуре малой Родины;
- Создать условия для развития личности в краеведческой деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Познакомиться с историей своего рода, семьи, села.
- Научиться основам музейного дела, применять эти умения на практике, применяя различные формы краеведческой работы на территории села, с его жителями
- Через деятельность, творчество, отношения сформировать гуманистический микроклимат, создать условия для развития самореализации, самоопределения каждого члена коллектива
Методические приемы.
Основными методическими приемами являются:
- Исследовательская деятельность.
- Поисковая деятельность.
- Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
- Индивидуальная работа с учащимися и преподавателями
(подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.)
- Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).
В основу программы положены следующие принципы образования:
- природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят),
- культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями),
- деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
Главным условием реализации программы является наличие комплексного краеведческого музея, наличие большого качества краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач важен правильный отбор материала, интересные формы работы, самостоятельное творческое отношение ребят к делу.
Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках истории, географии, дополняют эти знания региональным компонентом.
Основные принципы построения программы:
Программа состоит из 144 учебных часов, рассчитана на 2 года. В первый год реализации программы работа направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свое село, приобретают первоначальные знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего села, края. Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, знаниями о прошлом, с археологией, используют археологический материал в школе, различные архивные документы в учебно- воспитательной работе, выявляют архивные документы , связанные с историей села, школы.
Итогом первого года обучения является краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. Эти творческие работы в дальнейшем могут использовать классные руководители, экскурсоводы, учителя истории и ОБЖ.
Второй год обучения включает изучение основ музейного дела, основываясь на разделах музея и их материалах. Учащиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним ( оформляют паспорта экспонатов, составляют экскурсии, занимаются поисково- исследовательской деятельностью, проводят экскурсии). Учет знания в баллах на каждом занятии не проводится, но при анализе каждый получает качественную оценку своей деятельности. При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.
Средства, необходимые для реализации Программы
- Канцелярские принадлежности;
- Фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Магнитофон
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Экспедиция.
Работа в архивах.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Работа в музейной комнате
Ролевые игры
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Беседа 1час
1.Письменные источники. 8 час
Письменные источники-знания о прошлом. Беседа.
Древнейшие рукописные памятники : рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники.
Беседа с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.
Значение журнальных, газетных публикаций. Лекция
Практическое занятие. Знакомство с документами- письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
2.Устные источники. 10 час
Язык -древнейшая форма общения людей . Лекция
Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Беседа, работа с энциклопедией.
Устное народное творчество : песни, предания , праздники.
Беседа с прослушиванием музыкальных произведений
Практическая работа. Встреча со старожилами села с целью
изучения местного фольклора, исторических, географических названий.
3.Археология. 10 час
Поселения и погребения. Лекция
Археологическая разведка и раскопки.
Охрана памятников. Использование археологического материала в школе. Лекция
Обработка археологических материалов. Практическое занятие.
Знакомство с экспонатами школьного музея. Экскурсия
Паспортизация экспонатов. Практическое занятие.
Знакомство с исторической справкой об открытии обелиска односельчанам, погибшим в годы В.О.В
Беседа с посещением обелиска и встречей с Главой Администрации.
Благоустройство обелиска. Практическое занятие.
4.Архив. 5 час
Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Беседа
Архивные документы в учебно-воспитательной работе.
Практическое занятие. (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы)
Выявление архивных документов, связанных с историей села, школы. Практическое занятие. Встречи с жителями села с целью сбора материала
5.Изучение родного края. 12 час
Территория и границы родного края. Понятие родной край.
История края. Беседа.
Экскурсия по разделу «Край родной»
Родной край сегодня, перспективы его развития, улицы и происхождение их названий.
Беседа, встреча с депутатами поселения.
Практическое занятие.
Использование краеведческого материала на уроках.
Охрана природы. Беседа о растениях и животных из «Красной книги Смоленской области»
Практическое занятие. Сбор материала для музея, встреча с односельчанами, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства.
Работа с документами школьного музея.
6.Мир народных праздников 10час
Сбор материала о народных праздниках. Встреча со старожилами села. Практическое занятие. Сбор материала о народных праздниках. Встреча со старожилами села. Проведение праздника «Проводы зимы» Практическое занятие.
7.Работа школьного музея. 10 час
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Беседа, экскурсия по музею
Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам. Оформление текстов. Беседа- как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Заполнение паспортов Практическое занятие.
Учет, хранение экспонатов. Уроки в музее. Практическое занятие.
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и порядок их работы. Сбор материала по школе. Практическое занятие.
8.Поездка в краеведческий музей г.Смоленск 4 час
9. Подведение итогов работы кружка 2 час
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
(72 ЧАСА)
№ | Наименование темы и раздела | Количество часов | Формы работы | |||
Всего | теория | Практика | Экскурсии | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка | 1 | 1 | - | ||
2 | Письменные источники | 8 | 6 | 1 | 1 | |
3 | Устные источники | 10 | 10 | 6 | 2 | |
4 | Археология | 10 | 4 | 7 | 3 | |
5 | Архив | 5 | 3 | 7 | - | |
6 | Изучение родного края | 12 | - | |||
7 | Мир народных праздников | 10 | - | |||
8 | Работа школьного музея | 10 | - | |||
9 | Поездка в краеведческий музей г. Смоленска | 4 | - | |||
10 | Подведение итогов работы кружка | 2 | - | |||
ВСЕГО: | 72 |
Второй год обучения
Инструктаж по технике безопасности.
Вводное занятие, знакомство с программой кружка Беседа 1 час
1.Работа школьного музея. 20 час
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.
Тематика экспонатов. Беседа об истории создания музея
Разработка плана работы музея. Круглый стол, работа «Банка идей»
Паспорта к экспонатам раздела «Край родной» Оформление текста экскурсии. Практическая работа
Паспорта к экспонатам раздела «История села». Практическая работа
Паспорта к экспонатам раздела «Русский быт». Практическая работа
Паспорта к экспонатам раздела «Ради жизни на земле» Практическая работа
Паспорта к экспонатам раздела «Школа вчера, сегодня, завтра» Практическая работа
Учет, хранение экспонатов. Беседа
Практическое занятие. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической по разделам . Подготовка экскурсоводов и порядок их работы. Сбор материалов для раздела «История села», встречи со старожилами –колхозниками.
2.Историческое краеведение. 12 час
История возникновения села, колхоза. Беседа
Встречи со старожилами –колхозниками , сбор информации, фото, различных документов. Практическая работа
Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края. Использование данных исторического краеведения в воспитательной работе.( Классные часы, экскурсии)
Практическое занятие. Знакомство с историческими краеведческими объектами, их паспортизация, фотографирование, зарисовка. Работа с документами в школьном музее, оформление альбомов, Книги Почета.
Встреча с односельчанами, записи воспоминаний.
3.История Моготовской школы 12 час
Знакомство с историей возникновения школы. Беседа- информация .
Школа вчера, сегодня, завтра. Беседа с директором школы Захаровой И.А.
Правила фиксирования исторических событий. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Практическое занятие. Знакомство с историческими документами, работа с фотографиями, встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний. Оформление альбомов, стендов, папок.
4.Военно-патриотическая работа. 10 час
Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков. Наш край в годы В.О.В. Односельчане-ветераны войны и труда .Беседа с учителем истории Ерастенковой Е.Г., изучение материалов из письменных источников
Практическое занятие. Встречи с ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Создание фонотеки воспоминаний .Сбор и оформление материала для школьного музея.
Уход за памятником –обелиском павшим односельчанам в годы В.О.В. Практическое занятие благоустройство территории .
История создания обелиска воинам – односельчанам в годы ВОВ. Экскурсии в школьном музее.
5.Подготовка и проведение праздника Победы. 10 час
Участие в митинге. Практическое занятие.
Устные журналы, беседы, заочные экскурсии по местам боевой славы.
Тимуровская работа .Сбор различных документов, воспоминаний,
Работа в музее.
6.Поездка в музей г.Смоленск 5 час
7. Подведение итогов работы кружка 2 час
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки, конференции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.- 1996.
- Латышина Д.И. Живая Русь. М.: Центр гуманитарного образования. – 1995.
- Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.
- Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.
- Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.
- А.П. Катровский. География Смоленской области: учебное пособие, - Смоленск, 2006 – 224 с.
- Смоленская область. Энциклопедия. – Т.II. – СГПУ, 2003 – 624 с.
- Стерлягов А.А. История развития хозяйства Смоленской области. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. -448 с.
Список литературы для ученика:
- А.П. Катровский. География Смоленской области: учебное пособие, - Смоленск, 2006 – 224 с.
- Д.И. Погуляев, Б.А. Махотин. Смоленский район, Смоленск, 1972 г.
- Природа Смоленской области/ Под ред. В.А. Шкаликова. – Смоленск: Изд-во «Универсум», 2001 г. – 424 с.
- Учебно-методические материалы по географии Смоленской области. – Смоленск: Универсум, 2006 – 28 с.
Использование сети Интернет, периодической печати.
Календарно тематическое планирование
творческого объединения "Краеведение"
Первый год обучения
№ п\п | Темы занятий | |||
Дата занятия | теория | практика | ||
1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.6 7. 7.1 7.2 7.3 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 8.11 9. 10. | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка Письменные источники. 8 час Письменные источники-знания о прошлом. Древнейшие рукописные памятники : рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Знакомство с документами- письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
Устные источники. 18час Язык –древнейшая форма общения людей . Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Устное народное творчество : песни, предания , праздники. Устное народное творчество : песни, предания , праздники Изучение местного фольклора, исторических, географических названий. Встреча со старожилами села
Археология. 14 час Поселения и погребения. Археологическая разведка и раскопки. Обработка археологических материалов. Знакомство с экспонатами школьного музея. Паспортизация экспонатов. Знакомство с исторической справкой об открытии обелиска односельчанам , погибшим в годы В.О.В, Благоустройство обелиска. Архив. 10 час Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Архивные документы в учебно-воспитательной работе. Выявление архивных документов, связанных с историей села, школы. Встреча со жителями села села с целью сбора материала Выявление архивных документов, связанных с историей села, школы. Встреча со жителями села с целью сбора материала Изучение родного края. 22 час Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края.
Сбор материала по истории села. Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства Родной край сегодня, перспективы его развития. улицы и происхождение их названий. Использование краеведческого материала на уроках. Охрана природы. Работа с документами школьного музея. Мир народных праздников 16 час Сбор материала о народных праздниках. Встреча со старожилами села Проведение праздника «Проводы зимы» Сбор материала о народных праздниках. Встреча со старожилами села Работа школьного музея. 48час Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам. Оформление текстов. Учет, хранение экспонатов. Уроки в музее. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Сбор материала о школе. (32ч) Встреча с ветеранами педагогического труда, с выпускниками разных лет с целью сбора воспоминаний о школе
Оформление материала ( стенды, выставки, альбомы) Проведение экскурсии по разделу «Ради жизни на земле» к Дню Победы Оформление материала ( стенды, выставки, альбомы) Проведение экскурсии «Школа вчера, сегодня, завтра» Поездка в краеведческий музей г.Смоленска Подведение итогов работы кружка ИТОГО 144 час | 2 2 2 2 2 2 2 ______ 14 2 ______ 2 2 2 ______ 4 2 2 ______ 4 2 2 1 ______ 5 2 ______ 2 ______ 31 |
2 2 ______ 4 4 2 4 2 4 ______ 16 2 2 2 2 4 2 ______ 14 8 2 4 ______ 14 2 6 6
4 ______ 18 6 4
3 ______ 13 6 6 4 ______ 16 2 2 6 2 4 2 ______ 18 ______ 113 |
2 год обучения
№ п\п | Темы занятий | в том числе | |
теория | практика | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8 9. 10. 11. 12 13. 14. 15. 16 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23 24 25. 26. 27. 28. 29 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39 40. 41. 42 42 |
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка Работа школьного музея. Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Тематика экспонатов. Разработка плана работы музея Паспорта к экспонатам. Практическая работа Раздел «Край родной»
Паспорта к экспонатам. Практическая работа Раздел «История села» Паспорта к экспонатам. Практическая работа Раздел «Русский быт»
Паспорта к экспонатам. Практическая работа Раздел «Русский быт» Паспорта к экспонатам. Практическая работа Раздел «Ради жизни на земле» Паспорта к экспонатам. Практическая работа Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра»
Декабрь Учет, хранение экспонатов. Оформление текстов для экскурсий Тематическая по разделу «Край родной» Оформление текстов для экскурсий Тематическая по разделу «История села» Оформление текстов для экскурсий Тематическая по разделу«Русский быт» Оформление текстов для экскурсий Тематическая по разделу«Ради жизни на земле» Оформление текстов для экскурсий Тематическая по разделу«Школа вчера, сегодня, завтра» Подготовка экскурсоводов и порядок их работы. Сбор материалов для музея .История возникновения колхоза, председатели колхоза Сбор материалов для музея .История возникновения колхоза, председатели колхоза
Январь Историческое краеведение История возникновения колхоза, председатели колхоза Встречи со старожилами – колхозниками, сбор информации, фото, различных документов Обработка материалов, полученных во время поисковой работы. Февраль Оформление Книги Почета Проведение экскурсии по этой теме. История Русско -Бектяшкинской школы. Знакомство с историей возникновения школы. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Практическое занятие. Знакомство с историческими документами, работа с фотографиями. Март Практическое занятие. Знакомство с историческими документами, работа с фотографиями. Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний. Оформление альбомов, стендов, папок. Апрель Оформление альбомов, стендов, папок Военно-патриотическая работа Наш край в годы ВОВ. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков Односельчане – ветераны войны и труда Прослушивание записей фонотеки .Живой голос солдата. Составление карты боев участников ВОВ Встреча с ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Май Уход за памятником –обелиском павшим односельчанам в годы В.О.В .История создания обелиска воинам – односельчанам в годы ВОВ. Подготовка и проведение праздника Победы. Участие в митинге Экскурсии в школьном музе, заочные экскурсии по местам боевой славы. Тимуровская работа . Поездка в музей г. Сенгилея Подведение итогов работы кружка. Всего часов 144 | 2 2 2 ____________ 6 __________ 2 2
__________ 4 2 2 ________ 4
2 2 ___________ 4 ______
2 2 2 ________ 6 2 __2___ 28 | 4 6 2 __________ 12 4 6 6 ______ 16 2 2 2 2 2 2 2
______ 14
8 6 __________ 14
6 4 ______2__ 12
6 6 4 __________ 16 4 4 4 12 2 3 3 2 6 ______ 16 116 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Программа творческого объединения «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с...
Рабочая программа «Творческая мастерская» 2 класс
Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:быть мыслящими, инициативными, самос...
Рабочая программа творческой студии «Калейдоскоп» - «Человек в движении» Для учащихся 5-11 классов
Рабочая программа творческой студии «Калейдоскоп»- «Человек в движении»Для учащихся 5-11 классов...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...
Рабочая программа творческого объединения "Некогда скучать" (школьники 1- 8 классов)
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды...