Рабочая программа внеурочной деятельности Черчение. Графика
рабочая программа

Каирова Лейсян Юлаевна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Графика» для 10 класса  разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29.12.2012г., федерального компонента государственного стандарта основного общего образования от 5.03.2004 года и федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ , рекомендованной Министерством образования РФ (авт.А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов – М. «Просвещение», 2010).

Цель изучения курса :

- научить  читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения ставятся задачи:

  • обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
  • развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

 обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

  • содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно.

Общая характеристика учебного предмета

     Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся школьный курс черчения помогает учащимся овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся, приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся  кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю. Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.

   

Структура курса и основные содержательные линии

    В программе представлены пять разделов, в каждом из которых выделены образовательные линии.

- Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.

- Метод проецирования и графические способы построения изображений.

- Чтение и выполнение чертежей.

- Сечения и разрезы.

- Сборочные чертежи.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьника

    Изучение теоретического материала  сочетается с выполнением практических заданий и обязательных графических работ.

   В процессе изучения черчения используются учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д.

   Графические работы выполняются на отдельных листах соответствующих стандартных форматов. Тренировочные и фронтальные упражнения выполняются в рабочих тетрадях формата А4 (на бумаге в клетку).

    Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и эстетической направленности обучения. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся.

   Образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные;

- здоровье- сберегающие;

- использование в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

- проблемно-поисковый метод;

- элементы проектного метода обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными для всех направлений образовательной области «Черчения» на этапе среднего и полного общего образования являются:

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
  • Творческое решение учебных и практических задач.
  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов
  • Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей
  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет ресурсы и другие базы данных.
  •  Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

     Формы контроля:

    Графические работы, карточки-задания, тестовые работы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные образовательные результаты

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
  • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами организации труда;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Метапредметные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

  • приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
  • развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
  • развитие визуально – пространственного мышления;
  • рациональное использование чертежных инструментов;
  • освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
  • развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
  • приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ.

Планируемые результаты изучения факультативного курса по черчению:

Учащиеся должны знать:

- основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов;

условные обозначения материалов на чертежах;

- основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

- условности изображения и обозначения резьбы;

- особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных, условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

- правила оформления сборочного чертежа;

- некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах;

- особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

- место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).

Учащиеся должны уметь:

- правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

- выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

- выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;

- читать и выполнять деталирование несложных сборочных чертежей состоящих из трех –     шести деталей;

- анализировать форму детали по сборочному чертежу;

- читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

- пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником учебными пособиями;

- применять полученные знания при выполнении графических и практических работ;

- выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.

Система оценки достижений планируемых результатов

   Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

   В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

   Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.

  Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

  1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
  2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

Содержание учебного предмета

Основное содержание программы:

Тема №1  Введение  (3 часа)

1) Графический язык как элемент культуры. Графические изображения в деятельности человека. История развития чертежа. Чертёж - основной графический документ.

Современные технологии выполнения чертежа. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.

2) Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежа. Стандарты. Линии чертежа. Графич. работа №1. Области применения графики и её виды.

 3)Чертёжный шрифт. Масштаб. Графическая работа №2

                   

Тема №2  Методы проецирования и графические  способы построения изображений         (8 часов)

1) Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование предметов на одну плоскость. Нанесение размеров.

2) Геометрические построения: деление отрезка прямой линии, угла и окружности на равные части, сопряжение (прямых).  Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

3) Сопряжение (прямых и дуг, дуг разного радиуса).

Построение овала. Графическая работа №1

4) Ортогональное проецирование предметов на 2 и 3 взаимо- перпендикулярные плоскости проекции. Виды. Графическая работа №2

5) Аксонометрические проекции (изометрия и диметрия).

Прямоугольная изометрическая проекция.

6) Аксонометрические проекции объёмных тел.

7) Изометрические проекции окружности.

8) Построение чертежа и технического рисунка.

Тема № 3  Чтение и выполнение чертежей  (8 часов)

1) Форма объектов. Преобразование формы.    

Анализ формы предметов. Геометрические способы формообразования. Чтение чертежей, схем, технологических карт.

2)Преобразование формы. Конструирование и моделирование формы по заданным условиям. Выполнение чертежей на основе анализа формы предмета.

3) Нахождение на чертеже граней геометрических тел.

4) Нахождение на чертеже вершин и рёбер поверхности геометрических тел.

5) Определение необходимого  и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.

6) Нанесение размеров на чертёж с учётом формы предмета.

Использование условно- графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

7) Эскизы. Выполнение чертёжных работ от руки, с использованием чертёжных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.

8) Графическая работа №3  Выполнение эскизов.

  Тема № 4.  Сечения и разрезы   (8 часов)

1) Сечение. Виды сечений. Правила выполнений и обозначений сечений.

2) Графические обозначения материалов на чертежах.

Общие представления о современных средствах выполнения чертежей (ручным способом, с помощью компьютерной техники)

3) Разрезы. Сходство и различие разрезов и сечений. Простые разрезы.

4) Правила выполнения разрезов. Обозначение разрезов.

5) Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи при построении разрезов.

6) Разрезы (вырезы) на аксонометрических проекциях.

7-8) Графическая работа № 4,5.

  Тема №5. Сборочные чертежи (7 часов)

1) Общие сведения об изделии. Виды соединений  (разъёмные и неразъёмные) и их чертежи.

2) Условное изображение метрической резьбы на чертежах и их обозначение. ( Чертёж болта).

3) Упрощённое изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое)

4) Чтение и выполнение резьбовых соединений. Графическая работа №6

5) Правила оформления рабочих и сборочных чертежей в соответствии с ГОСТами ЕСКД. Изображения на сборочном чертеже. Графическое обозначение материалов.

Штрихование сечений, смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.

6) Чтение чертежей несложных сборочных единиц.

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

7) Деталирование. Графическая работа № 7.

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:

1)Учебник «Черчение»;

2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка деревянная 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами:

а) 90, 45, 45 -градусов;

б) 90, 30, 60 - градусов.

9) Рейсшина;

10) Транспортир;

11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Инструмент для заточки карандаша.

В результате изучения факультативного курса по черчению ученик должен научиться:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим

разверткам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов,

аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе)

отдельного предмета;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и

их частей.

- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности

человека.

Выпускник  научится:

- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим

разверткам;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и

их частей;

- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

- анализировать графический состав изображений;

- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе)

отдельного предмета;

- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки

и наброски;

- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности

человека.

Учебно-методические обеспечения

 Методическая литература:

Для учителя:

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.

3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.

4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.

5.Гордеенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ. Астрель», 2010.

6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

Для учащихся:

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.

2. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.

3.Гордеенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ. Астрель», 2010

4. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

5. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.

6. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,19

Критерии оценки знаний и умений учащихся по черчению

«Зачтено» выставляется при выполнении следующих критериев:

1.Правильность оформления чертежа (нанесение размеров, выполнение основной надписи на

чертеже, начертание букв и цифр);

2.Правильность построения чертежа: соблюдение проекционной связи при изображении внешней и внутренние формы детали; применение типов линий согласно их назначению; полнота и правильность ответа на графическое задание работы.

- «зачёт» ставится, если учение получил 4-7 баллов;

- «незачёт» -если ученик получил 3 и менее баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрическое черчение" 8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрическое черчение" 8 класс как пропедевтический курс изучения основ инженерной и математической графики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика и анимация"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика и анимация", 10-11 класс...