Рабочая программа внеурочной деятельности Черчение. Графика
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_dnyatelnosti_chkrchenie.grafika.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Графика» для 10 класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29.12.2012г., федерального компонента государственного стандарта основного общего образования от 5.03.2004 года и федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ , рекомендованной Министерством образования РФ (авт.А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов – М. «Просвещение», 2010).
Цель изучения курса :
- научить читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения ставятся задачи:
- обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
- развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
■ обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся школьный курс черчения помогает учащимся овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся, приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю. Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.
Структура курса и основные содержательные линии
В программе представлены пять разделов, в каждом из которых выделены образовательные линии.
- Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
- Метод проецирования и графические способы построения изображений.
- Чтение и выполнение чертежей.
- Сечения и разрезы.
- Сборочные чертежи.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьника
Изучение теоретического материала сочетается с выполнением практических заданий и обязательных графических работ.
В процессе изучения черчения используются учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д.
Графические работы выполняются на отдельных листах соответствующих стандартных форматов. Тренировочные и фронтальные упражнения выполняются в рабочих тетрадях формата А4 (на бумаге в клетку).
Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и эстетической направленности обучения. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся.
Образовательные технологии:
- информационно-коммуникационные;
- здоровье- сберегающие;
- использование в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- проблемно-поисковый метод;
- элементы проектного метода обучения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными для всех направлений образовательной области «Черчения» на этапе среднего и полного общего образования являются:
- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
- Творческое решение учебных и практических задач.
- Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов
- Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет ресурсы и другие базы данных.
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Формы контроля:
Графические работы, карточки-задания, тестовые работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ.
Планируемые результаты изучения факультативного курса по черчению:
Учащиеся должны знать:
- основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов;
условные обозначения материалов на чертежах;
- основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
- условности изображения и обозначения резьбы;
- особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных, условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
- правила оформления сборочного чертежа;
- некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах;
- особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
- место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).
Учащиеся должны уметь:
- правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
- выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
- выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
- читать и выполнять деталирование несложных сборочных чертежей состоящих из трех – шести деталей;
- анализировать форму детали по сборочному чертежу;
- читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
- пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником учебными пособиями;
- применять полученные знания при выполнении графических и практических работ;
- выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
Система оценки достижений планируемых результатов
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
- Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
- Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
Содержание учебного предмета
Основное содержание программы:
Тема №1 Введение (3 часа)
1) Графический язык как элемент культуры. Графические изображения в деятельности человека. История развития чертежа. Чертёж - основной графический документ.
Современные технологии выполнения чертежа. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
2) Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежа. Стандарты. Линии чертежа. Графич. работа №1. Области применения графики и её виды.
3)Чертёжный шрифт. Масштаб. Графическая работа №2
Тема №2 Методы проецирования и графические способы построения изображений (8 часов)
1) Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование предметов на одну плоскость. Нанесение размеров.
2) Геометрические построения: деление отрезка прямой линии, угла и окружности на равные части, сопряжение (прямых). Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
3) Сопряжение (прямых и дуг, дуг разного радиуса).
Построение овала. Графическая работа №1
4) Ортогональное проецирование предметов на 2 и 3 взаимо- перпендикулярные плоскости проекции. Виды. Графическая работа №2
5) Аксонометрические проекции (изометрия и диметрия).
Прямоугольная изометрическая проекция.
6) Аксонометрические проекции объёмных тел.
7) Изометрические проекции окружности.
8) Построение чертежа и технического рисунка.
Тема № 3 Чтение и выполнение чертежей (8 часов)
1) Форма объектов. Преобразование формы.
Анализ формы предметов. Геометрические способы формообразования. Чтение чертежей, схем, технологических карт.
2)Преобразование формы. Конструирование и моделирование формы по заданным условиям. Выполнение чертежей на основе анализа формы предмета.
3) Нахождение на чертеже граней геометрических тел.
4) Нахождение на чертеже вершин и рёбер поверхности геометрических тел.
5) Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.
6) Нанесение размеров на чертёж с учётом формы предмета.
Использование условно- графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
7) Эскизы. Выполнение чертёжных работ от руки, с использованием чертёжных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.
8) Графическая работа №3 Выполнение эскизов.
Тема № 4. Сечения и разрезы (8 часов)
1) Сечение. Виды сечений. Правила выполнений и обозначений сечений.
2) Графические обозначения материалов на чертежах.
Общие представления о современных средствах выполнения чертежей (ручным способом, с помощью компьютерной техники)
3) Разрезы. Сходство и различие разрезов и сечений. Простые разрезы.
4) Правила выполнения разрезов. Обозначение разрезов.
5) Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи при построении разрезов.
6) Разрезы (вырезы) на аксонометрических проекциях.
7-8) Графическая работа № 4,5.
Тема №5. Сборочные чертежи (7 часов)
1) Общие сведения об изделии. Виды соединений (разъёмные и неразъёмные) и их чертежи.
2) Условное изображение метрической резьбы на чертежах и их обозначение. ( Чертёж болта).
3) Упрощённое изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое)
4) Чтение и выполнение резьбовых соединений. Графическая работа №6
5) Правила оформления рабочих и сборочных чертежей в соответствии с ГОСТами ЕСКД. Изображения на сборочном чертеже. Графическое обозначение материалов.
Штрихование сечений, смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
6) Чтение чертежей несложных сборочных единиц.
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
7) Деталирование. Графическая работа № 7.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
В результате изучения факультативного курса по черчению ученик должен научиться:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов,
аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе)
отдельного предмета;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и
их частей.
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности
человека.
Выпускник научится:
- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и
их частей;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
- анализировать графический состав изображений;
- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе)
отдельного предмета;
- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки
и наброски;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности
человека.
Учебно-методические обеспечения
Методическая литература:
Для учителя:
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.
3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
5.Гордеенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ. Астрель», 2010.
6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Для учащихся:
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
3.Гордеенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ. Астрель», 2010
4. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
5. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
6. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,19
Критерии оценки знаний и умений учащихся по черчению
«Зачтено» выставляется при выполнении следующих критериев:
1.Правильность оформления чертежа (нанесение размеров, выполнение основной надписи на
чертеже, начертание букв и цифр);
2.Правильность построения чертежа: соблюдение проекционной связи при изображении внешней и внутренние формы детали; применение типов линий согласно их назначению; полнота и правильность ответа на графическое задание работы.
- «зачёт» ставится, если учение получил 4-7 баллов;
- «незачёт» -если ученик получил 3 и менее баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрическое черчение" 8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрическое черчение" 8 класс как пропедевтический курс изучения основ инженерной и математической графики...
Программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика"
Программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика и анимация"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика и анимация", 10-11 класс...